Чтобы читать музыку как таковую, для начала, разумеется, нужно понимать стандартную музыкальную нотацию. Но чтобы читать музыку для определенного инструмента, дополнительно к этому нужно знать аппликатуру этого инструмента. Это означает, что чтение с инструментом – более сложная задача, так как она предполагает сочетание двух независимых систем. Хотя одна из них в большей степени адресована глазам, а другая – рукам, в итоге обе – просто наборы условных обозначений, и каждый набор нужно сначала изучить по отдельности, так как они сами по себе содержат множество специфической информации.
Однако сложилось такое общее мнение, что нотная запись одновременно учит исполнителя и расположению пальцев на инструменте. Принимается как данность, что чтение нот с листа автоматически приведет наши руки в нужные места. К сожалению, это справедливо лишь для тех инструментов, чья «закрытая физическая структура» дает нам то, что можно назвать «фиксированной аппликатурой», например в случае саксофона или трубы. Эти инструменты чрезвычайно упрощают немедленную расстановку пальцев для нотного материала, который вы видите впервые (и вследствие этого превращение новой музыки в живое явление), поскольку каждая считываемая нота имеет строгое соответствие на инструменте, единственную позицию в физическом смысле.
Бас-гитара, напротив, известна тем, что предоставляет множество вариантов постановки пальцев (и позиций на грифе) для одной ноты. Бас постоянно заставляет исполнителя выбирать, как обработать информацию, которая поступает в виде нот. «Открытая физическая структура» бас-гитары, ее ценное само по себе свойство, которое поощряет свободу музыканта и делает уникальной его игру, внезапно становится препятствием. Парадоксальное обстоятельство – быть ограниченным большой возможностью выбора.
При чтении с листа знание того, где ноты расположены на грифе, не обязательно значит, что можно сразу же поставить пальцы на гриф каким-то единственным или предпочтительным способом. У грифа слишком много разных «где», и как следствие, много «каким образом».
Дело не только в том, что практически для каждой ноты есть масса вариантов расположения, но и в том, что для каждого варианта расположения ноты нет единственного способа постановки пальцев. Предпочтительные способы, в свою очередь, могут появиться, только если выбраны какие-то предпочтительные расположения нот.
Если бы во время чтения с листа у нас не было одновременно так много доступных вариантов, задача мгновенного нахождения нужной постановки пальцев не была бы, как сейчас, демонстрацией мучительной работы мысли. Вместо этого мы могли бы лучше сосредоточиться на интерпретации и более строго следовать партии. Однако сложность задачи не дает нам выработать нужные рефлексы.
Сравнение всего многообразия музыкантов показывает, что инструменталисты в целом лучше справляются с задачей чтения с листа, чем басисты. В то время как для большинства инструментов «где» и «как» означают более-менее одно и то же, для электрической бас-гитары эти понятия могут быть настолько разделены, что некоторые (возможно, слишком любезные) профессиональные правила иногда полностью оправданы – например, давать басистам ноты их партий раньше, чем кому-либо. Нам определенно нужна альтернативная система, которая мгновенно показывала бы, как поставить пальцы.
Часто мы привыкаем думать, что решение этой проблемы никак не связано с нашим инструментом. Периодически авторитетный совет учителей и профессионалов заключается в том, что нужно прилагать усилия и совершенствовать свою способность читать с листа (что в действительности только половина дела): «усердно тренируйтесь распознавать ноты, интервалы и ритмы; доведите до нужной степени эффективность восприятия музыкального материала через стандартную нотную запись». Подразумевается, что таким образом «вопросы инструмента» решатся сами собой.
Из этих квалифицированных, официальных рекомендаций ищущий развития басист делает вывод, что все что нужно – это читать с листа большими порциями. Это решение – «выиграй время» – действительно сокращает избыток вариантов постановки пальцев, который присутствует всегда. Но это – отклонение от нормы, сбивающее с толку упущение, в котором, к сожалению, десятилетиями упорствуют преподаватели и исполнители, не принимая во внимание сущностную особенность – «открытую структуру» бас-гитары как реальную проблему при чтении с листа.
Темы обращения с грифом обычно сводятся к размытому понятию «навыки чтения», подразумевающему некие загадочные способности, которые якобы должен иметь каждый состоявшийся музыкант. Тем не менее, ни один в итоге не привел их в понятную другим систему (иногда с оправданием наподобие «то, что работает для меня, не обязательно будет работать для вас»). Сомнительное, но в любом случае остающееся в частном распоряжении искусство порождает самораспространяющиеся мифы и стремление к священному знанию, хотя в реальности это может быть не что иное, как идеализация не столь удачного освоения профессиональной области. Это дорогостоящий секрет, который – как мы обычно верим – должен нам открыться, если мы будем ходить в правильные школы, к правильным учителям. Остается только надеяться, что это не сплошные уловки.
Проблема определенно не в нотных листах. Гриф бас-гитары имеет безумно вариативное устройство, которое не сообщает исполнителю единственного способа, как с ним обращаться. Количество аппликатурных вариантов в теории поражает: на грифе Фендера 80 позиций, куда можно поставить палец!
При этом для каждой из этих восьмидесяти позиций существует (в большинстве случаев) по пять аппликатурных вариантов (если использовать стандартно по одному пальцу на лад и иногда дотягиваться пятым пальцем). Это дает около 400 вариантов (5 на 80). К этому стоит добавить, что практически для каждой ноты из партитуры существует несколько возможных положений. Это снова дает невероятный, экспоненциальный рост числа вариантов, что еще больше усложняет чтение. Из 36 нот, имеющихся на стандартном Фендере, 6 могут находиться в четырех разных местах, 10 – в трех, еще 10 – в двух и только оставшиеся 10 имеют единственное место на грифе.
Для «фиксированной» структуры других инструментов расположение нот либо однозначное, либо имеет в разы меньше вариантов. Для трубы или саксофона, к примеру, более одного варианта для единственной ноты – это большая редкость: на всем саксофоне, как правило, только три ноты можно играть разными способами, и около шести – на трубе. Сравните с 74 аппликатурными вариантами (полученными из 26-ти нот) у нас на бас-гитаре!
Помимо этого, в то время как упомянутые духовые инструменты позволяют музыканту извлекать музыку в «устойчивом» положении, музыкант, играющий на электрической бас-гитаре, вынужден постоянно передвигать пальцы в поисках нужного места на грифе. Лучший способ передвигать их правильно, советует нам общее мнение, это смотреть на нотные знаки и быстро находить соответствующие аппликатурные варианты. Также предлагается сокращать количество альтернативных расстановок, из которых делается выбор, в соответствии с общим ходом отрывка. Между тем, эта привязка к нотам предполагает, что исполнители всегда уверены в текущей ноте, но в реальности это не так. Исполнители не всегда осведомлены о ноте, нотная запись также не полагается на их слух. Иногда в мотиве вообще отсутствует тональность (атональная музыка), которая могла бы дать нам позиции нот или подсказать какой-то из хорошо усвоенных нами методов.
Для полной ясности упомянем, что басисты годами пытались избавиться от имеющихся проблем, создавая и развивая сложные приемы, которые основаны исключительно на способности забегать вперед при чтении с листа (навык, который они стараются выработать не только для того, чтобы хитроумные линии их не удивили, но и для того, чтобы быстро вычислить постановку пальцев для приближающихся пассажей – что демонстрирует двойной груз ответственности). Следовательно, они будут постоянно поглядывать на гриф, чтобы безошибочно выполнить необходимые перемены позиций, а дирижера (если таковой имеется) будут видеть только в мечтах. Эффективность чтения с листа вступает в очевидное противоречие с зависимостью от взглядов на гриф.
Поэтому давайте наконец зададимся целью и раз и навсегда найдем решение этой проблемы, которое работало бы для всех нас. Ни в каких книгах его нет. То, что нам нужно, еще не придумано. Давайте создадим аппликатурную систему, которая будет давать однозначный вариант постановки пальцев для любого возможного случая, и позволим следующим поколениям гитаристов избежать этой проблемы.
08 февраля 2013
Автор: Xavier Padilla
Источник: Note-Reading Fingering System for Electric Bass
Перевод: Ася Сорокина