Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
Подпишись на наш telegram канал @basslife



Басовый ключ Басовый ключ – это условный графический знак, который располагается на нотном стане. В музыкальной терминологии его еще называют F-ключ. Используется при игре на инструментах имеющих низкий диапазон звучания (например туба и тромбон, бас гитара и т.д). Так же используется при игре на фортепьяно, но тут идет акцент непосредственно на левую руку, которая играет в нижних октавах, хотя такое можно встретить не часто. Он используется так же при исполнении вокальных партий, если речь идет о характерном тембре голоса – баритоне.

Все ноты записанные при таком ключе исполняются на одну октаву ниже. Используемое в настоящее время начертание басового ключа было выбрано не случайно, все дело в том, что он по свей форме напоминает букву «F», от которой собственно говоря и произошел. Его написание по сравнению со скрипичным гораздо легче, хотя и встречается он гораздо реже. Полностью отказаться от употребления басового ключа в музыкальной терминологии и нотной записи не представляется возможным. Назвать его полностью «самостоятельным», нельзя. Часто он используется как дополнение к скрипичному, хотя партии для отдельных инструментов пишутся именно в нем, так как скрипичный ключ не способен передать спектр звучания необходимых нот.

Ранее использовалось множество различных ключей для определения характера исполнения нот, но в наше время остались только два – скрипичный и басовый. Ранее существовали и другие его типы: баритоновый, басопрофундовый, альтовый, баритоновый, старофранцузкий, сопрановый, теноровый, но от их использования в музыкальных кругах было решено отказаться, так как обычный басовый ключ неплохо совмещает в себе все их функции.

Это было очень эффективным решением, поскольку требовалось меньшее время на изучение основ музыкальной грамоты. Конечно, есть люди, которые изучают и знают все вышеупомянутые ключи, но эти случаи можно «пересчитать по пальцам», да и эти знания в реальной жизни практически не применимы и идут лишь на звание «музыкальной осведомленности), хотя у педагогов со стажем на этот счет есть свое мнение. Некоторые музыканты и педагоги до сих пор используют их при игре или при нотной записи, но такие случаи единичны.

Факт выживания басового и скрипичного ключей связан с тем, что их "скрепление", объединение вместе покрывает достаточно широкий диапазон, что весьма удобно и понятно для большинства музыкантов. Использование их вместе (одновременно), дает уникальную возможность записать звукоряд нот высоких и низких тональностей в удобной и понятливой форме.

Басовый ключ как и скрипичный, может употребляться со сдвигом на одну-две октавы вверх или вниз, что охватывает полный спектр звучания. Все ноты записанные в скрипичном ключе легко переложить на басовый, как и с басового на скрипичный. Это значительно упрощает жизнь всем музыкантам, которые знают нотную теорию. Перемещение из одного ключа в другой делается путем смещения всех нот на терцию октавы ниже или выше (в зависимости какой ключ используется в данный момент).

По одной из версий басовый ключ придумал Вольфганг Амадей Моцарт, когда не мог найти «нормальное» звучание ноты ФА. Прежняя запись ее не вполне устраивала и тогда он решил придумать что-то новое. Как объясняет эта версия ему просто пришло в голову, когда он посмотрел на клюшку для гольфа, которая завертелась в воздухе перед тем, как она ударила его по голове. После этого происшествия и был впервые записан на листе бумаги этот ключ.

Позже как утверждает история, он прижился в терминологии и стал использоваться, хоть и не так часто как скрипичный.Часто его можно встретить для партий ударных инструментов, но как правило никакой существенной роли не играет, поскольку вся партия исполняется в одном регистре, и не имеет никакого значения басовый или скрипичный ключ написан в начале нотного стана.

Интересный факт, что партия для контрабаса записанная в таком ключе, исполняется на октаву ниже. В басовом ключе пишутся нотные партии для следующих инструментов: бас, тенор, фортепьяно, пианино (партия левой руки), а так же для вокальных линий с характерным низким звучанием голоса (например баритон или тенор). Таким образом сразу становится понято, в какой октаве следует играть и какой инструмент для воспроизведения этих нот нужен.

Хотя большинство современных "музыкантов" стараются избежать изучения нотной грамоты, мотивируя это наличием удобных табулатур, настоящему музыканту необходимо знать правила нотного письма. Басовый ключ значительно упрощает чтение с нотного листа. По началу с его изучением могут возникнуть проблемы, так как от привычного скрипичного, расположение нот на стане кардинально отличается, но эти сложности будут лишь на первых порах. Если уделить практике немного времени, басовый ключ станет для вас родным и понятным.

Автор: Гранитов Р.Д.


Youtube VK Twitter






Rambler's Top100