Бас гитара - интересный инструмент, но ее сложно записывать и сводить в миксе. Сильно сказывается на результате стиль игры басиста и его уровень владения инструментом. Например, бас гитариста с нечетким извлечением очень-очень сложно свести, особенно если присутствуют смазанные ноты, звон струн о лады и плаванье звука. Если басист вменяемый и играет хорошо, то задача несколько упрощается. Ниже я освящу несколько важных аспектов, которые нужно учитывать при записи и сведении бас гитары в миксе.
Взаимодействие баса с барабаном
Обычно в миксе бас и бас-бочка работают вместе (особенно это актуально для поп и рок музыки), поэтому важно правильно сбалансировать и свести эти инструменты. Их сигналы должны четко соответствовать друг-другу. Малейшие неточности и сдвиги неизбежно приведут нечеткому звучанию вашей композиции. Будет присутствовать ощущение плаванья ритма. Помимо совпадения по времени также очень важен частотный баланс баса и бочки. Наиболее чсто используемые приемы, которыми пользуются звукорежиссеры, это опускание на эквалайзере в спектре баса частот, соответствующих бочке. Еще один прием - использование сайдчейн компрессии, которая позволяет выделить бас гитаре собственное пространство в частотном диапазоне микса. Балансировка баса и бас бочки одно из необходимых действий без которого невозможно получить качающей ритм-секции.
Запись басового кабинета
.
При записи звука микрофонами, необходимо делать тестовые записи, чтобы убедиться, что нет чрезмерно тихих или чрезмерно громких нот. Геометрия комнаты может способствовать появлению добее громких нот, когда отраженная от стены волна сливается с прямой и в результате на микрофоне возникает скачек громкости. Лечится этот недуг смещением микрофона в другую точку. Не стоит располагать комбик близко к стенам, углам и центру комнаты.
Практика дублированой записи
При этом даже если вы получаете идеальный на ваш взгляд звук с микрофона, все равно записывайте на другую дорожку чистый сигнал с DI бокса или сигнал с выхода комбика. Если при более тщательном прослушивании или уже в процессе работы над миксом возникнут проблемы с звуком записанным с микрофона, вы всегда сможете программно «переснять» звук.
Фазовые искажения
.
При записи бас гитары двумя микрофонами, при подмешивании на этапе сведения чистого сигнала (см. предыдущий пункт), в нижним диапазоне обычно наблючаются фазовые искажения. Для того чтобы избавиться от этого неприятного эффекта необходимо, ориентируясь на изображение волны на ваших дорожках, синхронизовать их, подвинув один трек под другой.
Аранжировка
.
Звук бас-гитары в композции в первую очередь определятся аранжировкой. Низкий и напористый сольный бас, создает кашу в композиции, делает нижний диапазон мутным и неслушабельным. Музыканты, не нужно зацикливаться на звучании собственного инструмента, нужно работать на общий результат. Послушайте микс без баса и посмотрите, что еще происходит в нижнем диапазоне песни. В идеале в низжнем диапазоне должна присутствовать только бас бачка. Если же на эту территорию залезли гитаристы, используйте hi-pass фильтры с крутизной среза 12-18дб на октаву, это позволит удалить все нежелательные низкочастотные призвуки.
Контроль при сведении баса
Частотный диапазон бас гитары не ограничен только низкими частотами. Не забывайте про слушателей, которые будут слушать микс через дешевые наушники или компьютерные колонки. Послушайте как ваша песня звучит на такого рода аппаратуре. Если бас явно провален, попробуйте поиграться с частотным диапазоном 250гц-1кгц. Эти частоты также могут выделить бас в перегруженной аранжеровке. Нужно помнить, чо все инструменты звучат по-разому, поэтому попробуйте найти правильную частоту именно для вашей бас гитары.
Подстройка под нужный спектр
Использование эквалайзеров позволяет получить нужный вам характер звучания инструмента. Можно проанализировать и скопировать амплитудно-частоную характеристику (АЧХ) инструмента, звучание которого Вам нравится, и отстраивают свои фильтры для копирования этого звука на другой инструмент. В сети довольно много семплов бас гитар. Послушайте их, посмотрите, как там отстроены кривые АЧХ.
Компрессор при сведении
Грамотное использования компрессора позволяет контролировать уровня баса в миксе. Особенно это актуально для слэпа. Старайтесь настроить атаку компрессора таким образом, чтобы транзиент ноты проскакивал через компрессор и сохранялась атака звукоизвлечения. Затем отстройте максимально быстрый релиз компрессора, при этом следите, чтобы не появилось характерное уханье. Если у исполнителя широкий динамический диапазон (посмотрите на амплитуду сигнала на дорожке. Она должна быть более-менее ровной. Чем больше разница между самым тихим и самым громким сигналом, тем шире динамический диапазон), то нужно использовать cтепень подавления (Ratio) не ниже 5:1. Подавление сигнала компрессором на пиках не должно превышать 8дб. Отстраивайте порог до тех пор, пока бас не зазвучит четко и ровно по громкости.
Бас не звучит в миксе
Если бас в миксе "не звучит", попробуйте обработать сигнал эмуляторами гитарного или басового усилителей. Это может добавить насыщенность звуку, которую сложно получить, используя только компрессор и эквализер. Перегруз придает басу дополнительную мощь и упругость, но тут важно вовремя остановиться.
Стоит также попробовать обработать таким образом чистый сигнал и смешать его с записанным с микрофона.
Эффект уставших ушей
Наши уши довольно быстро устают, поэтому через некоторое время вы начинаете искаженно воспринимать микс. Чтобы избежать "замыливания" уха, периодически убирайте бас гитару из микса и затем плавно добавляйте ее, пока не будет достигнуто нужное звучание. Если вы внови в новь возвращаетесь к одинаковому уровню громкости - вы близки к идеалу.
Делайте периодически перерывы в работе. Вы поразитесь на сколько может меняться ощущение от микса при прослушивании после длительного перерыва