Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



box bass

В самом начале своей карьеры мне частенько приходилось кочевать из группы в группу. Приходя на репетицию в новый коллектив, я попадал в комнату полную музыкантов, мне давали распечатки со словами и аккордами песен (и ни каких вам нот или табулатур). Причем подразумевалось, что если я раньше слышал эту песню по радио, то смогу сразу и безупречно воспроизвести басовую линию, а если нет - то соображу что к чему и включусь в композицию где-то в районе второго куплета. Что в такой ситуации остается новичку? Тупо долбить основные ноты аккорда; и все бы хорошо, если бы аккорды не менялись. К сожалению такое иногда случается, и вот тут-то могут возникнуть проблемы. Вы можете попросту потеряться.

Но не все так плохо. Есть несколько уловок, которые могут сильно выручить Вас. Более того, вы спокойно сможете отходить от основного тона аккорда безо всякого риска. Итак, сегодня мы поговорим о "Box-ах" и "прогулках".

Box

Box - это самая полезная вещь для гитариста. Он представляет собой набор нот, который получается, если зажать все струны на двух не соседних ладах. Ниже приведен простой пример Box-a в тональности C. Заметьте, он формируется, опираясь на 3 и 5 лады.

    I   II  III  IV  V     
G-|---|---|-Bb-|---|-C-|---
D-|---|---|-F--|---|-G-|---
A-|---|---|-C--|---|-D-|---
E-|---|---|-G--|---|-A-|---

Итак, рассмотренный Box содержит в себе большинство нот тональности C (C, D, F, G, A, Bb). Внимательный читатель может заметить, что отсутствует терцевый тон (третья нота гаммы). Это позволяет использовать Box как при игре в мажорной, так и в минорной тональности. Другой особенностью Box-а является то, что основной тон С (первая нота гаммы) и квинта G (пятая нота гаммы) встречаются дважды. Не углубляясь в теорию, скажу, что это самые устойчивые звуки в тональности. Хочу предостеречь вас от непомерного использования квинт. Они делает басовую линию скучной.

Располагая указательный палец над третьем ладом, а безымянный над пятым, можно играть очень быстро. Кроме того, использование Hammer-on и Pull-off на порядок увеличивает скорость.

Box-ы могут служить основой аккордов для шестиструнной гитары. Например, ноты G-D-G образуют аккорд G мажор, а G-C-G-C - аккорд C4. Многие power аккорды не содержат терцию, так что ноты, входящие в Box вполне способны удовлетворить ваши потребности. О роли терций мы поговорим чуть позже.

Ниже приведен простой пример, который может быть успешно использован для сопровождения многих песен. [Сушать MIDI]

   q  q  q  e e   q  q  q  e e  
G|--------------|--------------|
D|--------------|--------------|
A|-3-----3----0-|-3------3---0-|
E|----3-----3---|----3-----3---|

q q q e e q q q e e
G|--------------|--------------|
D|-3-----3----0-|-3-----3----0-|
A|----3-----3---|----3-----3---|
E|--------------|--------------|

q q q e e q
G|--------------|--------------|
D|--------------|--------------|
A|-3-----3----1-|-3------------|
E|----3-----3---|--------------|

Даже не меняя позиции руки можно исполнить 80% всех рок-н-рольных песен (большинство из них написаны, опираясь на шаблон I-IV-V. Римскими цифрами обозначаются аккорды, вернее номера основных нот в гамме, на которых строятся аккорды). Поиграйтесь с разными вариантами. Кстати, чтобы сыграть песню в другой тональности, достаточно просто построить Box для другой тоники.

Вы можете брать основные ноты для Box-а и на струне E, и все будет отлично работать. (Однако в этом случае нужно помнить про терцию Bb. Если использовать эту ноту, то Box применим только в минорной тональности.)

Фактически, в качестве основного тона можно взять любую ноту Box-a. Есть много песен I-VII-IV ("Sweet Home Alabama", "Takin' Care of Business"), где наилучшим выбором будет нота под безымянным пальцем на струне D (Если взять ноту с более высокой струны: G, получим песню G-F-C). Использование Box-ов позволяет быстро и эффективно менять аккорды. Не расслабляйтесь, следите за своей игрой, и всегда сможете талантливо уйти с аккорда I на IV.

В песне "Already Gone" используются почти все ноты Box-ов. Обратите внимание на скачек с октавы на аккорд G [Сушать MIDI]

Already Gone

  G         D         C         G 
G---------|---------|---------|-----------|---|
D-5-5-----|---------|---------|-----3---3-|-5-|
A---------|-5-5-----|-3-3-----|-3-5---5---|---|
E-----3-3-|-----5-5-|-----3-3-|-----------|---|

Некоторые песни удобно разбить на два Box-a, расположенных на разных ладах, другие песни могут вообще не укладываться в формат Box-ов, например "All Along the Watchtower" (Am-G-F-G).

Вы наверно заметили, что при использовании нескольких Box-ов для переходов обычно берутся вторые и седьмые ноты тональности, однако, во многих случаях терция звучит намного лучше. Использование этой ноты добавляет песне особое чувство. Позволю себе процитировать David-а Hodge:

"С точки зрения теории имеет смысл использовать терцевый тон при переходе от аккорда I к аккорду IV, поскольку третий тон аккорда I является седьмым тоном IV. "

Прогулки

Для того, чтобы опираясь на Box получить гамму, надо добавить третий и шестой тон. Вот пример гаммы С мажор:

G-|---|-A-|-Bb-|---|-C-|---
D-|---|-E-|-F--|---|-G-|---
A-|---|---|-C--|---|-D-|---
E-|---|---|----|---|---|---

Средний палец должен находиться над третьим ладом, указательный - над вторым, а мизинец - над пятым.

"Прогулкой" называется любая непрерывная мелодическая последовательность. Существует много разных типов прогулок (джазовая, минорная, блюзовая). Ниже приведена типичная прогулка с небольшими вариациями в аккордовой последовательности. Она относится к блюзовым прогулкам, которые часто используется в 16 и 12 тактовом блюзе. [Сушать MIDI]

G---------|---------|---------|---------|
D-------2-|-3-2-----|-------3-|-5-3-2---|
A---2-5---|-----5-2-|---2-5---|-------5-|
E-3-------|---------|-3-------|---------|

G-------2-|-3-2-----|---------|
D---2-5---|-----5-2-|---------|
A-3-------|---------|---------|
E---------|---------|-3-------|

Это очень простая с технической точки зрения прогулка. Уверен, что вы без труда справились с нею. Играя этот пример, не используйте открытые струны. Заучив один раз шаблон, вы сможете исполнять его в любой тональности. У вас также может возникнуть соблазн сместиться на два лада, чтобы играть на D тот же самый рисунок. Таким способом можно играть огромное число песен.

Блюз I-IV-V лучше всего играть, начиная с ноты E, поскольку тогда можно двигаться после IV вверх.

G-|---|-A-|-Bb-|-B-|-C-|---
D-|---|-E-|-F--|---|-G-|---
A-|---|-B-|-C--|---|-D-|---
E-|---|---|-G--|---|-A-|---

На этом, пожалуй, закончим. Не хочу перегружать вас информацией.

Да, чуть не забыл. Вот вам напоследок два ценных совета:

1. Выучите, аккорды для шестиструнной гитары. Это позволит вам быстро ориентироваться в песне по рукам ритм гитариста.

2. Если есть возможность, перед исполнением песни изучите басовые партии нот для фортепьяно. Опираясь на них можно построить более точную басовую линию, чем на основе вокальной партии или партии ритм гитары.


Youtube VK Twitter




Rambler's Top100