Вместо вступления. Жили-были басист и барабанщик. Крепко меж собой дружили. Даже на гастролях селились в один номер, чтобы на досуге разговаривать о том, как слаженно должны звучать бас с барабанами. Но на деле получалось у них плохо, никак не могли вместе в сильную долю попасть. Вот как-то после особенно неудачного концерта выпили они крепко, расстроились и решили покончить жизнь самоубийством. Вышли на балкон
-Ну давай, на счет три. Раз... Два... Три!!! Шмяк.....Шмяк...
Из всех аспектов игры на бас гитаре, способность четко и непринужденно держать ритм - самая важная. К сожалению, ее трудность сопоставима со значением. Чем лучше вы держите время, тем больше уважения вы увидите в глазах партнеров по группе. В результате тренировок можно достичь уровня, когда Вы будете автоматически придерживаться ритма. Тогда игра превратиться для Вас не в тяжкий труд, требующий концентрации, а в легкое развлечение. При достижении этой стадии Вы сможете, к примеру, играть движущуюся басовую линию без увеличения темна (как в песне "Radar Love").
Стандартные ритмы
Существует несколько стандартных ритмов, которые стоит знать. Ниже рассмотрены некоторые из них.
A) "Четвертные / Восьмые": Этот ритм часто используется в блюзе и быстрых рок-композициях. Его можно играть в любом темпе. Большинство музыкантов осваиваю его налету. [Сушать MIDI]
e e e e e e e e q q q q
G|-----------------|------------|
D|-----------------|-0--0--0--0-|
A|-0-0-0-0-0-0-0-0-|------------|
E|-----------------|------------|
e e e e e e e e q q q q
G|-----------------|------------|
D|-----------------|-0--0--0--0-|
A|-3-3-3-3-3-3-3-3-|------------|
E|-----------------|------------|
B) "Простой Свинг": Используется в медленных рок балладах и в буги-вуги. [Сушать MIDI]
e. s e. s e. s e. s e. s e. s e. s e. s
G|------------------------|------------------------|
D|------------------------|-------0--0--1--1--2--2-|
A|-3--3--3--3--3--3--3--3-|-3--3-------------------|
E|------------------------|------------------------|
e. s e. s e. s e. s
G|------------------------|
D|-3--3--3--3--3--3--3--3-|
A|------------------------|
E|------------------------|
C) " … и один … " Тяжелые баллады. Первая и третья ноты - четвертные с точкой, а вторые и четвертые - восьмые. [Сушать MIDI]
q. e q. e q. e q. e
G|------------|------------|
D|-3--3--3--3-|-5--5--5--5-|
A|------------|------------|
E|------------|------------|
D) "один и … " Используется в некоторых рок композициях. 1-я и 2-я ноты восьмые, а 2 и 4 четвертые с точкой. Иногда вторая нота становится четвертной, а третья дублируется восьмой. [Сушать MIDI]
e q. e q. e q e e q.
G|------------|---------------|
D|-0--0-------|---------------|
A|-------3--3-|---------------|
E|------------|-3--3--3--3--3-|
Тренинг
Я не люблю тратить время на долгие и нудные тренировки, но все же наш вопрос требует особого внимания ввиду своей важности. Вот некоторые, лучшие на мой взгляд, упражнения.
Включите музыку и играйте, потом, уменьшая громкость записи, сделайте ее неслышной, продолжая играть. Через некоторое время прибавьте громкость. В идеале, ваша игра должна совпасть с записью. Проверьте, как долго Вы можете играть, не теряя трек. Попробуйте играть на различных скоростях. Это же упражнение можно проделать и с метрономом.
Отрегулируйте метроном так, чтобы вместо четырех ударов, он давал два. Теперь в своей голове постарайтесь воссоздать недостающие удары. Играйте четыре удара - два реальных и два воображаемых. Измените скорость.
Играйте с ритм гитаристом. Договоритесь об аккордовой последовательности. Вы должны играть басовую основу и обеспечивать твердый фундамент композиции, не зависимо от действий гитариста, который в это время может играть соло партии или заковыристые рифы. Это доставит удовольствие вам обоим и принесет огромную пользу.
Разделяй и властвуй
При изучении новой песни, Вы должны сосредоточиться на нотах и решить, как Вы будете перебирать их. Очень сложно не сбиться, если вы не представляете, какая нота будет следующей. Сначала играйте очень медленно, стараясь запомнить последовательность нот, затем сыграйте песню в нормальном темпе, а потом быстрее, чем надо.
После того, как Вы освоили основу, можете сосредоточиться на ритме и выборе темпа. Каков стиль песни? Какой басовый ритм Вы собираетесь использовать? Басовая линия вносит разнообразие в мелодию песни или она просто поддерживает аккорды? Что делает барабанщик? Ритм гитарист? Ведущий гитарист заполнил всю песню или оставил вам поле для творчества?
Некоторые песни имеют очень простую басовую линию с несколькими интересными рифами. Будьте осторожны. Вы можете начать слишком быстро, а когда начнутся сложные рифы, запутаться. Иные песни так сложно играть, что руки сводит.
Потратьте время на прослушивание и детальное изучение басовой линии. При построении собственной линии, помните, что она задает основу. Аспекты, связанные с мелодией, будут рассмотрены в следующий раз.
Напутствие
Легко объяснить, как надо держать ритм, легко это продемонстрировать, имея за плечами богатый опыт, но сложно освоить с нуля. Этот навык требует постоянной практики и внимания. Играя в профессиональном коллективе, я могу положиться на барабанщика. Когда же я занимаюсь со своими студентами, то замечаю, что не достаточно четко чувствую время. Именно поэтому я до сих пор уделяю немалое внимание тренировкам.
Подойдите к делу серьезно. Играйте вдумчиво, отмечая все свои недостатки. Возможно, когда вы играете один, то можете простить себе многие оплошности, другие вам этого не простят. Помните об этом.
Развитие чувства ритма - очень важный шаг на пути к мастерству.