Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



бас гитара

Итак, продолжим наши занятия. Допустим, нам надо построить басовую линию на основании последовательности аккордов и, может быть, известной тональности.

Первое, что нужно уяснить для себя, это роль баса в песне? Нужна ли замысловатая независимая мелодия или вполне достаточно основных нот аккордов. Надо ли создать оригинальный ритм или можно играть ровно?

Построение басовых линий будем рассматривать на основании конкретных примеров.

Satisfaction

Первый пример: песня Rolling Stones "Satisfaction". (Приведенная ниже авторская обработка может быть использована только в образовательных целях.)

Будем строить басовую линию на основе гитарных рифов. Это достаточно распространенный прием. Сделаем акценты на 1 и 2 удары. Басовая линия не должна в точности партию гитариста. Добавим оригинальные ноты и немного изменим ритм. Чтобы правильно сыграть линию, потребуется тренировка и неплохой слух. Песня написана в тональности D мажор и строится на аккордах D и G. Гитарный риф представляет собой последовательность D-E-F. Я бы начал играть бас с ноты E, чтобы затем идти от D к G (используя Box). Нам понадобятся дополнительные ноты. Ими могут быть F и F#. Поскольку мы находимся в тональности D мажор, остановимся на последнем варианте. Обратите внимание, песня не разваливается, когда басист играет F#, а гитарист F. Можно сказать, что гитарист немного отклоняется от тональности песни, в то время как бас продолжает удерживать песню в исходной тональности. В третьем такте гитарист использует паузу, накаляя обстановку, в то время как басовая линия продолжает течь плавно, обеспечивая жесткий фундамент.

Somebody to Love

Somebody to Love я услышал в 1979 году, и с тех пор привожу ее в пример своим ученикам. Это идеальная песня для новичков. Она строится на простых, но мощных аккордах, достаточно энергична и может быть адаптирована под любого вокалиста. Другим достоинством этой песни является то, что никто и никогда не играет ее так, как она записана на альбоме. Запись настолько нечетка, что никто с уверенностью не может сказать, что же в действительности играет бас гитарист. Это открывает определенный простор для творчества.

Ниже приведена моя версия басовой линии. Песня состоит из аккордов Em - A, которые повторяются четыре раза. Для начала можно просто сыграть основные ноты.

Обратите внимание на то, что А играется немного раньше, чем заканчивается первый такт. Это не легкая танцевальная песенка, а драйв рок, именно поэтому в нее отлично вписывается деакцентирование первого удара второго такта. Басовая линия двигается вместе с вокалистом и барабанщиком.

Теперь, когда ритмическая картина песни стала более-менее ясна, самое время подумать о дополнительных нотах. Не спешите. Вспомните про Box. Для перехода от E к A используем F#. Заметьте, что при таком способе ожидание больше не используется и A начинает играться во втором такте. Но не будем злоупотреблять этим обстоятельством.

На записи слышно, что басист играет намного больше нот, он играет практически все время, игнорируя ритм песни. Это особенно заметно в начале нового такта. Я не согласен с таким пренебрежением. Итак, придерживаясь ритма, будем начинать переход чуть раньше и используем дополнительные ноты при движении в обоих направления.

После всего этого зададимся вопросом, а можно ли сделать что-нибудь еще? Мы уже использовали все ноты между E и A. сделаем до начала нового такта скачок и сыграем B. После некоторой практики у вас получится этот прием, однако звучание оставляет желать лучшего. Мы перегрузили басовую линию: в быстром темпе играется слишком много басовых нот. Попробуем поднять некоторые из них на октаву. Начните с E на седьмом ладу и используйте свой мизинец. В результате получилась более благозвучная линия простая в исполнении.

При игре куплета используется тот же самый принцип. Сначала просто аккорд, затем повторение вокального ритма, потом добавляются переходные ноты и акцентирование. Каждая фраза играется по-другому. "Don't!!!" достаточно высоко, поэтому, следуя за вокалистом, акцентируем эту ноту. "Wouldn't you" напротив исполняется ниже.

Я надеюсь, что приведенный выше пример построения басовой линии поможет вам создать талантливые басовые линии.


Youtube VK Twitter




Rambler's Top100