Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №59 - про мажорный бас, затейливую квакушку и тонкости звукоизвлечения

  • Бас гитара Fodera Unveils Anthony Jackson Presentation II Bass
  • Удивительная квакушка Electro-Harmonix Introduces Next Step Crying Bass Wah/Fuzz
  • Тонкости звукоизвлечения. Накрывание клика.
  • Про online вещание концертов
про мажорный бас, затейливую квакушку и тонкости звукоизвлечения

Запись и online вещание следующего выпуска BassLife Podcast будет осуществляться 6-го ноября в 20:00. Слушать и участвовать можно здесь. Если Вы боитесь пропустить очередной выпуск, подпишитесь на наш твиттер.


 

 

Скачать BassLifePodcast-059.mp3 [36:10 Mb] 50:08 мин

Подкаст на русском для музыкантов. Растекстовка.

Alex: Привет, друзья. С Вами Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru. И вы слушаете 59 выпуск BassLife Podcast.  Как всегда в нашей виртуальной студии многолюдно. С нами Dark Sun. Слава, привет.

Dark Sun: Всем привет!

Alex: И Пчёл тоже с нами, зашел на огонек, прилетел, можно сказать. Паша, здорово.

Пчёл: Привет!

  

Бас гитара Fodera Unveils Anthony Jackson Presentation II Bass [01:25]

 Alex: Давайте сразу к первой теме. Слава богу, новости на этой неделе есть, не то что в прошлый раз. Fodera, компания довольно известная, довольно старая, производят они довольно широкую линейку акустических и электрических инструментов, выпустили новый бас. Называется он Anthony Jackson Presentation II Bass. Успели посмотреть?

Пчёл: Да, уже успел оценить новое творение.

Alex: По-моему, бас просто шикарный. Начнем с того, что он полуакустический, дека у него полная. Ребята говорят, что используют они все технологии, на которых они за 30 лет руку набили при производстве гитар. Это их юбилейная гитара. Выходит она к 30-летию компании. Пять лет назад они выпускали первый бас, тоже полуакустический. И вот решили они в честь юбилея еще раз создать нечто подобное. Что мне в этом басу больше всего понравилось? То, что из электроники там только выход XLR и звукосниматель. Все, больше в этом басу никакой электроники нет. Дерево хорошее – ольха/дуб, я больше не припомню басов, где дуб широко используется. Бас длинномензурный 36”, один звукосниматель, выход на XLR – подключайте, что хотите, но вне гитары. Как вам такой подход?

Пчёл: Самое интересное – это ее брутальность, на которой акцентировали внимание: бридж, бабочка и колки сделаны из титана.

Alex: Через 1000 лет дерево все сгниет, а колки останутся.

Dark Sun: Меня еще повеселили 28 ладов.

Alex: Так ведь длинномензурка.

Пчёл: У нас есть тот же Warwick Vampyre, у него 35”, но у него только 26 ладов.

Alex: Но это полуакустический инструмент все-таки, тут должна быть длинная палка. Хорошо, что 30 не сделали.

Пчёл: Чуть-чуть не дотянули. Еще очень интересно, почему у него точечки, которые рассказывают, где ты находишься на грифе, есть только на 7 и на 19 ладах?

Alex: Это для суровых мужиков. Кстати, про цену: прошлую гитару они за 20 тысяч долларов продали. Когда у тебя столько денег, тебе либо совсем точечки не нужны – ты ее поставишь в уголок и играть на ней не будешь, либо ты уже такого уровня, что тебе все равно, есть эти точечки или нет.

Dark Sun: Мне, в принципе, очень нравится, когда грифы без фронтальных маркеров, а метки только сбоку. Тем более, что туда не особо и заглядываешь.

Пчёл: Да, только на ребре грифа – метки самые правильные и самые нужные.

Dark Sun: В принципе, Fodera – это вещь.

Пчёл: Согласен. Мне очень нравится бас Виктора Вутена Yin Yang Emperor.

Dark Sun: Да, у него старый Emperor, когда они еще делали без влитого рога, который мне лично эстетически не нравится.

Пчёл: А мне, наоборот, нравится этот влитой рог с грифом. С Foder’ой я не сталкивался, в руках не держал, но визуально они мне нравятся.

Alex: Неудивительно, что ты не сталкивался. Я посмотрел на их линейку, у них средняя цена 9000$.

Dark Sun: Про Foder’у мне нравится одна история. То ли в этот, то ли в прошлый Новый год увели Foder’у из машины у басиста «ДДТ». Практически по всем каналам показывали, просили вернуть инструмент музыканту. И ведь вернули.

Пчёл: Они настолько штучные эти инструменты, Fodera их выпускает в таком маленьком количестве, что куда бы ты ее не пристроил, это все равно быстренько всплывет.

Dark Sun: Да, только толкать в какую-нибудь комиссионку, где в этом не разбираются.

Alex: Давайте к нашим баранам вернемся. Гитару еще пока не продают, ее просто анонсировали. Ждем, когда выйдет, и, может, до наших краев что-то подобное дойдет.

  

Удивительная квакушка Electro-Harmonix Introduces
Next Step Crying Bass Wah/Fuzz [11:57]

 Alex: К примочкам предлагаю перейти. Electro-Harmonix, любимая нами компания, выпустил недавно Next Step Crying Bass Wah/Fuzz. Шикарная штука просто.

Пчёл: Они решили одну из самых главных проблем. Это именно тот самый привод, с которым тяжелее всего было связываться. Каждый раз, покупая себе wah, ты начинаешь его подкручивать, подтягивать, чтобы у тебя усилие нажатия на педальку совпадало с комфортностью. С этой педалькой постоянно было много проблем. Эти проблемы решили просто гениально: они просто от нее избавились. Педальки во всех классических видах Electro-Harmonix выглядят не так, как все. Дизайнерское решение, по-моему, очень красивое, выглядит она классно. Кроме того, комфортно спрятаны потенциометры, отвечающие за настройки. И в педалборде любом она легко уместится, места она много не требует. Отличная педалька, что касается дизайнерских решений. А если говорить о том, что она может, то опять Electro-Harmonix не поскупились и запихали в простой wah еще и fuzz.

Alex: Fuzz там к месту.

Пчёл: Действительно к месту. Звучит достойно, ничуть не перекрывает wah. И на полностью отсутствующем эффекте фильтра wah’а дает очень качественный басовый fuzz, который достойно можно использовать как непосредственный эффект fuzz’а, без дополнительной педальки. Один минус – придется что-то подложить, чтоб она не упала.

Alex: Пока видео не посмотришь – не поверишь, что вот эта штука может работать. Выглядит она как мыльница со срезанным уголком, и, наступая на эту педальку, можно ее нагибать. Там, наверное, стоит датчик какой-нибудь, гироскоп, который этот наклон фиксирует.

Dark Sun: Единственное, что меня беспокоит: принцип работы этой педали подразумевает, что она должна быть подвижная относительно пола. И как встраивать в педалборд элемент, который может и должен двигаться?

Alex: Они готовы пойти тебе на встречу. Твою проблему они услышали еще до того, как ты ее сформулировал. Они специально в педалборд продают подложку пластиковую, куда эта педалька вставляется и оттуда уже никуда не денется. Лучше посмотрите видео, потому что на словах это сложно объяснить, и сложно поверить, что это может работать, и это будет удобно, но на самом деле это так.

Пчёл: Я очень удивился тому, насколько четко она фиксирует позицию педальки, насколько четко она передает звук – никаких потерь, никаких прерываний. Абсолютно качественная, слаженная работа, как у настоящего механического wah’а.

Alex: Ничего удивительного нет. Правда, Electro-Harmonix с цифровыми эффектами мало опыта имеют. Я что-то не припомню у них цифровых процессоров или чего-то подобного.

Пчёл: Неправда. Один ревер Cathedral чего стоит. Еще Sitar, эффект с которым они работают.

Alex: Суть-то в том, что гироскоп сейчас в любом телефоне стоит, там он очень чувствителен к углу наклона. А здесь-то наклон довольно большой, легко зафиксировать угол поворота точно. Но если на цифре они более-менее руку набили, то вообще никаких проблем нет с тем, чтобы перевести угол поворота в сигнал.

Пчёл: В принципе, звук мне понравился – качественный, жирный. А еще у этой чудо-педальки есть переключалка bypass.

Alex: Хорошая штука, я бы себе такую взял. 95$ всего стоит, чего бы ни заказать.

Пчёл: Для wah’а это отличная цена.

  

Тонкости звукоизвлечения. Накрывание клика [20:58]

 Alex: Следующая тема у нас не новостная. Старожилы на форуме подняли такую тему, как тонкости звукоизвлечения и накрывание щелчка.

Dark Sun: Да, на форуме у нас подняли тему про то, что крутая техника работы с метрономом, когда щелчок накрывается. Когда метроном используется не как сигнальный, дающий пик определенной частоты, когда есть явный четкий клик, развивая в себе чувства такта, чувство ритма, ты можешь этот удар накрывать атакой на басу, и звуки практически сливаются, накрывают один другой. И ты метроном даже не слышишь, потому что попадаешь именно в то самое место, где эти два звука сливаются в один.

Alex: То есть, когда мы по струне пальчиком щелкаем, у нас же не сразу звук извлекается – пока волна дойдет от одного конца струны до другой, пока отразится, пока обратно вернется, пока колебания станут устойчивыми. Есть такое время, когда сигнал нарастает плавно. И суть в том, чтобы пик, когда все ушло на постоянный уровень, пришелся на щелчок. Об этом речь?

Dark Sun: Не знаю. Неплохо бы вызвать на диалог людей, которые эту тему подняли. Да, есть определенная задержка между моментом касания и моментом, когда пошел звук. Есть еще первый всплеск атаки. Идея в том, чтобы первой атакой попасть в этот самый клик.

Alex: Как я понимаю, тут речь идет о том, чтобы момент клика совпадал с моментом выхода на постоянную амплитуду. Плавное нарастание должно идти перед тем, как щелчок произошел. Мне кажется, так должно быть.

Dark Sun: Если метроном хороший и выдает не пищание, а щелчок, то тогда хорошо получается эффект, что атака сливается со щелчком, и ты перестаешь слышать метроном. Ты слышишь метроном, только когда начинаешь косячить. Когда ты чувствуешь темп и играешь ровно в него, то сам клик ты не слышишь. Если ты играешь мягко, без явной атаки, щелчок естественно слышен. Если же ты на медленных темпах в голове пытаешься считать и уже потом даешь команду руке, то на это время уходит, и тогда точно не попадаешь, просто не успеваешь. Начинаешь уже не клик слушать, а вырабатывать внутри себя темп (клик нужен для того, чтобы под него подстраиваться), и уже в этот внутренний темп пытаешься работать с выходящим из гитары звуком, нежели со своими руками. Наверное, я пока еще не достиг тех вершин мастерства, чтобы с ходу чувствовать отстаю я или нет, за исключением явных косяков. Ведь есть много эффектов именно на бас-гитаре, связанных зачастую, например, с массой струны. Если вы посмотрите на разгоночувствительных тюнерах, то вы даже в частоту попадаете не в момент дергания струны. Это технический вопрос, как ты мыслишь и как ты чувствуешь эту музыку, и где происходит взаимосвязь между твоим внутренним темпом и звуком. Ты связываешь то, что слышишь из метронома, с руками? Или ты внутренний пульс сопоставляешь со звуком, который ты слышишь от бас-гитары? Твое тело учится осознанно дергать струну раньше, это становится для него естественным процессом – как замахнуть ногу перед шагом. Здесь происходит то же самое – ты фиксируешь момент наступления на землю (т.е. звук от бас-гитары), но тело твое знает, что нужно сделать заранее. А то, что звук начинает нарастать и в пик этого нарастания нужно попасть… – не знаю, я этого нарастания не слышу. Я, наверное, не умею играть на бас-гитаре.

Alex: Это просто видно хорошо на видео. Конечно, в медленных местах. Там, где темп бешенный – уже не разберешь, все смазывается. А если неспешный темп, видно и форму сигнала и то, что ты запаздываешь за барабанщиком – он щелкнул, и через какие-то доли миллисекунды пошел твой сигнал.

Dark Sun: Он пошел позже, потому что ты дернул позже? Или ты дернул вовремя, звук начал нарастать, и где-то позже всплеск?

Alex: Все вместе. Я еще через цифру играю, и пока все мои преобразователи туда-сюда напреобразуют, пройдет еще 10-20 миллисекунд.

Dark Sun: Вообще, это смещение на миллисекунды от абсолютного эталонного клика придает ощущение живости музыке. Я, когда слышу вылизанные, вычищенные, ровные линии, они мне кажутся какими-то бездушными, сыгранными на генераторах музыки или еще на чем-нибудь. Музыка получается рафинированная, звучит немножко уныло. А это непроизвольное запаздывание на доли миллисекунды – внесение человеческого фактора, волей-неволей делающего музыку живой. Есть, конечно, и особо крутые чуваки, которые умеют это делать намеренно и используют это, как прием – есть техники игры с запаздыванием или с опережением.

Alex: Ты предлагаешь косячить?

Dark Sun: Нет, просто не доводить до абсурда перфекционизм.

Пчёл: Яркий пример. Почему, когда производят студийную запись, гитару записывают два раза – отдельно для левого и для правого каналов? Потому что эталонно сыграть одну и ту же партию два раза ты не сможешь, и вот это микроскопическое расхождение создает живость и полноту звука. Даже барабанщики, когда бьют одновременно двумя палочками по рабочему барабану, намеренно бьют с микроскопическим расхождением, чтоб было не так прилизанно.

Dark Sun: Хорошо, когда ты достаточно технически натренирован, когда ты умеешь создать это впечатление запаздывания или опережения и используешь это как технический прием. Не надо это путать с кривостью, непопаданием в клик или неумением делить доли на триольные, когда ты у себя в голове чувствуешь это дробление на кратные или некратные размеры. Это тебе позволяет использовать некоторые художественные приемы, и они получаются у тебя так, как должны быть. Стараться себя приблизить по звучанию к механическому звукоизвлекателю – хорошо это уметь и над этим работать, но при этом не забывать, что ты человек.

Alex: Поставим вопрос ребром: этот эффект действительно существует или это все надумано?

Dark Sun: Вопрос не в том, попадаешь ты или не попадаешь, умеешь ты играть ровно или не умеешь. Вопрос в том, каким местом звука надо попадать в клик, в ровную долю. Я уверен, что есть люди, которые по природе чувствуют эту пиковую точку амплитуды звука. А возможно кто-то над этим как-то работает. В момент, когда ты слышишь клик от метронома, уже поздно мысленно давать своему пальцу команду дернуть струну. Это должно произойти естественно, и над этим надо работать.

Alex: В момент щелчка ваш палец уже должен приземлиться на струну, следующую за рабочей.

Dark Sun: Я не стал бы так категорично утверждать, что это именно тот момент, но я думаю, что идея как раз в этом.

  

Про online вещание концертов [37:16]

 Alex: Наша следующая минитема, минианонс напрямую связаны с метрономом. Джефф Берлин, помните такого чувака, который ненавидит метрономы всей душой и о котором мы уже в 44-м подкасте рассказывали… 29 октября в клубе Козлова опять будет концерт, приезжает трио, великие джаз-музыканты сойдутся на одной сцене и дадут жару. В клубе Козлова, насколько я знаю, есть прямая online трансляция, и я намерен посмотреть, что там товарищи Джефф, Скотт и Дэннис играют.

Dark Sun: Я часто смотрю online трансляции из этого клуба. Там действительно есть хорошие выступления. И нашим радиослушателям рекомендую. Большое человеческое спасибо им за то, что делают живые трансляции.

Alex: Отходя от наших базовых музыкальных тем и переходя к темам несколько технологическим и IT-шным, насколько online трансляции востребованы и актуальны, именно трансляции концертов, репетиций и т.п.? Это интересно кому-нибудь? Я за всю жизнь только раза два смотрел вот такие прямые трансляции из каких-то клубов.

Dark Sun: Мне кажется, что это при должной подаче и при определенном уровне востребованности, это можно сделать, можно создать, и это будет интересно. Одна из зарубежных филармоний, то ли американская, то ли немецкая, сделала виртуальный зал, можно туда купить билет, там проходят очень серьезные концерты.

Alex: Хорошая идея. Я не подумал, что можно билеты продавать на online трансляцию.

Dark Sun: Тебе открывается link, ты получаешь шикарную картинку, шикарный звук. Есть места в зале, люди туда приходят, и одновременно идет online трансляция с большого количества камер. В принципе это все можно посмотреть. В Москве был такой клуб «Дом у дороги», у них тоже были online трансляции, довольно классные блюзовые концерты. Я по вечерам люблю в качестве фона включить не просто музыку, а какой-нибудь концерт, мне очень нравится элемент этого антуража. «Нашествие» последнее так транслировалось. В прошлом году самарский фестиваль «Распусти свои клеши» транслировался в online, я с удовольствием посмотрел всех своих друзей старых. Я этим пользуюсь, и мне это доставляет определенное удовольствие. Для людей, которые живут далеко от крупных городов, это отличная возможность.

Alex: По-моему, это куцая какая-то идея смотреть вживую, когда есть возможность посмотреть потом в записи в лучшем качестве и без проблем с каналом.

Dark Sun: Дело в том, что многие такие вещи не пишутся. Либо запись будет в таком же низком качестве. Вообще в прямых трансляциях есть своя прелесть. Ты смотришь людей, которые вживую играют. В этом есть особый антураж. Ты смотришь не подготовленный концерт, который специально запланирован, сделан, вылизан весь. Это небольшое ощущение причастности к тому, что происходит сейчас, именно в данный момент. Мне кажется, как раз этого очень не хватает в современной культуре. Можно накачать с интернета чего-то, сидеть и тихо сам с собой слушать, и при этом ты забываешь, когда последний раз в клуб выходил, чтобы хотя бы своих друзей послушать, не то что на нормальный концерт.

Пчёл: Я с удовольствие хожу на чужие концерты – это всегда интересно, всегда весело. И побыть в толпе народа неподсвеченным софитами тоже здорово.

Alex: Давайте, наверное, закругляться. Время наше подходит неумолимо к концу. Спасибо, что вы слушали наш подкаст. Услышимся мы с вами через неделю, в среду, опять в 20:00 по московскому времени. На том же месте, на сайте BassLife.ru/online можно слушать полную необрезанную версию BassLife Podcast. Подписывайтесь на наш твиттер BassLife Podcast, вступайте в нашу группу вКонтакте. Всем пока.

Пчёл: Счастливо!

Dark Sun: Пока. Да прибудет с Вами сила!


Youtube VK Twitter




Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100