Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №58 - Как создать репетиционную базу.

Mishel рассказывает про собственную репетиционную базу

 

 

Скачать BassLifePodcast-058.mp3 [42:45 Mb] 59:13 мин

Подкаст на русском для музыкантов. Растекстовка.

Alex: Привет, друзья. С Вами Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru. И вы слушаете 58 выпуск BassLife Podcast. Я сегодня в студии как всегда не один. Со мной Павел Белинский. Паша, привет.

Пчёл: Привет, всем! Добрый вечер.

Alex: Чудом успел он на этот выпуск, бежал сломя голову с репетиции. И есть у нас еще дорогой гость, которого зовут Миша. Миша, привет!

Mishel: Приветствую.

Alex: Сейчас мы его будем пытать, и он нам будет всю правду рассказывать.

Mishel: Постараюсь.

Alex: Давайте с новостей начнем. В прошлом выпуске мы были без новостей, и как-то грустно пошло. И я в последний момент решил кинуть в уходящий вагон одну новость. Fender опять выпустили новые старые гитары. Я не знаю, кто у них там работает, но они каждые две недели стабильно что-то такое выпускают. Ты видел, Паша, вообще?

Пчёл: Нет. Честное слово, не было времени.

Alex: Американская фабрика их опять обновила свои винтажные линейки. Выпустили Hot Rod 70-го года, Jazz Bass, и Hot Rod 60-го года, Precision Bass. Но собственно Jazz и Precision тут уже весьма условное деление, поскольку разве что декой они отличаются, звукосниматель в принципе одинаковый только размещением отличается, ну и дерево тоже разное. В общем Fender живет. Кому будет интересно, обязательно сходите, посмотрите, поклонники Fender’ов. Ну, и цена 2000$, нормальная цена для американского родного винтажного баса. Ты, Миша, вообще имел дело с Fender’ами?

Mishel: Больше имел не со свеженькими, а со старенькими. Но я больший любитель не Fender’ов, а Warwick’ов или Ibanez’ов.

Пчёл: Наконец-то есть любитель Warwick’ов!

Alex: У Миши могучие Warwick’и на базе.

Mishel: Был у меня Warwick, 4-х или 5-струнник. Но это были не мои, временно пользовал. Последнее время остановился на Yamah’е.

Alex: Это называется «люблю Warwick’и и Ibanez’ы, поэтому Yamah’у юзаю».

Mishel: Я просто недавно перешел на Yamah’у.

Репетиционная база. Что это, как, почем и зачем? [02:20]

Alex: Мы, собственно, тебя зачем позвали? Чтобы ты нам всю правду рассказал. У тебя есть во многом уникальный опыт, по крайней мере, среди моих ближайших знакомых. У тебя есть собственная музыкальная база репетиционная. Наверное, нет такого музыканта, который начинал бы свою деятельность, репетировал и не задумывался о том, чтобы создать нечто подобное где-нибудь в гараже. Как вообще получилось? С чего вдруг все началось?

Mishel: Это началось в далекие времена, когда как раз мечтал создать что-то свое. Просто случайно столкнулся с одним человеком, горящим куда-то вкладываться и очень горящим играть музыку «Deep Purple». Он меня звал к себе басистом. Я говорю: «А давай сделаем свою базу». У человека были аппараты, у меня были руки, мозги. Я нашел помещение, разработал ремонт, начитался книжек. Все сделал своими руками, вложения были в основном со стороны этого человека. Со своей стороны я тысяч 30, наверное, докинул. И все, начали репетировать, пошел процесс. Сначала была база для моей личной группы и для нашей совместной группы, т.е. база на две группы. Потом случилась веселая ситуация. Человек, который вложил больше денег и принес свою аппаратуру, стал мнить из себя директора. И начался кризис у нас в коллективе. Человек приходил очень часто с друзьями, пил, гадил в помещении. И после неоднократных таких случаев я закрыл помещение на другой замок. Позвонил и сказал: «Пока не решим вопрос, кто рулит этим помещением, никто туда не попадет». Мы встретились, обсудили, посчитали. Он считал, что все вложения его. Мне пришлось выложить стопку чеков, которые собрал я, посчитать стоимость работ. Все это посчитали, и выяснилось, что у нас одинаковые вложения трудом и деньгами. В итоге нашли компромисс. Я ему отдал его долю в течение следующего года. Его аппаратура также стояла на моей базе, которую я в течение следующего года как раз всю постепенно и выкупил себе.

Alex: О каких годах это речь идет?

Mishel: 2007-2008 год.

Alex: Т.е. не так уж давно это было.

Mishel: А выкупал я – работал по корпоративам, по банкетам. Вот этот аппарат как раз с собой таскал и зарабатывал. В конечном итоге он сказал: «Все долг ты мне отдал, вернул все последние деньги. Ну, я заберу свой аппарат». А я отвечаю: «Тебе нечего забирать. У тебя только вот это и это осталось. Остальное все мое». Даже по списку, у нас была опись, все как положено. Таким образом, через год упорного труда я обзавелся своей собственной базой.

Alex: Допустим, я совсем ничего не знаю про музыку, про аппаратуру, взял вчера бас, и там у пацанов гитара какая-то завалялась, мы напились вечерком и решили открывать базу. Что делать? С чего начинать?

Mishel: Самое главное – сначала протрезветь. И подумать, надо ли это вам или не надо. Это очень немалые вложения. Даже если взять самый бюджетный аппарат, гитаристу комбик, басисту комбик, самую дешевую установку, две колонки, пультик, микрофончик, то это выйдет минимум тысяч 40. В 30 можно даже уложиться, а если б/у, то и в 25. Если учесть, что скидываться будут все, с каждого выйдет тысяч по 6-7. Если кто-то уходит из коллектива со временем, начинается дележка, утаскивание своих комбарей – и опять база не функционирует. Еще нужно не забыть про звукоизоляцию, а если это гараж, то еще и про теплоизоляцию. В итоге очень многие группы пытались сделать свою базу, приходили, спрашивали. Я отвечал: «Ребята, даже и не пытайтесь. Скорее всего, закроетесь потом». Это если для себя. Если пытаться на этом зарабатывать, много не заработаете. Так и получалось, что группы открывали базы, начинали их сдавать кому-то, аппаратура изнашивалась быстро, все ломалось, приходило в негодность. После этого все разбегались злые, как черти, потому что делить-то уже и нечего.

Alex: У Паши, по-моему, был опыт такой – зимование в мокром холодном помещении с аппаратурой.

Пчёл: Нет. Мы снимаем гараж. Там ремонт сделан, мы сделали частичную шумоизоляцию, вернее шумопоглощение яичными лотками – это классика. Мы не стали использовать никакого крутого оборудования и никакие дополнительные материалы, потому что у нас на тот момент, когда мы всем этим занимались, не все работали. Каждый принес по своему комбику, барабанщик купил электронную барабанную установку (а это огромный плюс – ее можно сделать тише). Тут появилась необходимость мониторов. Сначала мы обходились для поддержки вокала автомобильным усилком и двумя колонками хорошими, а микрофон и предусилитель я собрал сам. Потом купили себе микшер относительно недорогой – 18 штук мы за него отдали. Купили две активные колонки, за них мы тоже отдали порядка 15 тысяч. Установка у нас стояла 60 тысяч – человек сам для себя ее покупал. И по чуть-чуть собралось все по мелочи. Плюс еще платили за сам гараж, за свет – снабжение аппаратуры и отопление. Зимой у нас выходило по 7.5 тысяч в месяц за гараж. И аппаратура у нас вышла тысяч на 150 с пультом, плюс докупали комбики, еще какие-то мелочи, купили другой микрофон, фильтр, для установки экран. Мы намучились. Скоро, когда будем разъезжаться, я не знаю, как это будет происходить.

Alex: У тебя немного другая ситуация. Озвученные цифры тянут на серьезное оборудование, по-моему.

Mishel: Ну, да. Я-то говорил про бюджетное. А так и у самого вложение хорошее.

Пчёл: Мы-то для себя старались. Для того, чтобы нас все устраивало.

Alex: Все для себя стараются. Но вначале, когда ты школьник и картошку, может быть, грузишь бабушке за 100 рублей, 150 косарей никак не получится, даже на пятерых.

Пчёл: Мы-то уже два с половиной года в этом гараже. Я говорю о том, что вышло в сумме. Это я не говорю про музыкальные инструменты.

Alex: А что в начале? Наверное, самый дорогой – это барабан.

Пчёл: У меня барабанщик купил за 12 тысяч, грубо говоря, скелет. Потом за 1.5 штуки купил себе пластик. И потом еще тысяч за 3-5 купил кардан Iron Cobra. А наш второй барабанщик снял со своей машины автомобильный усилитель, две колонки. Я быстренько за вечер собрал схемку для микрофонов и предусилителя. И каждый притащил свой комбик – у гитариста был 35-ваттный комбик и у меня 25-ваттный, учитывая, что гараж 25 квадратов.

Alex: А гараж – насколько это актуально? За свою жизнь я два раза репетировал в гараже, и оба раза мне ужасно не понравилось – только отрицательные эмоции.

Пчёл: Могу сказать одно: сколько мы таскались по репточкам, сколько мы таскались по всяким Домам культуры и прочим заведениям, сколько мы намучились, сколько нас бросали, кидали, швыряли, сколько крови из нас выпили, сколько мы потратили на репточки – мы подумали и сказали, что либо мы на репточку за три часа будем отдавать один раз 700 рублей, либо мы будем в месяц с каждого отдавать по 700 рублей и спокойно будем репетировать, сколько мы хотим и когда мы хотим.

Alex: Послушайте, товарищи музыканты, все в Самару – у нас тут рай просто.

Mishel: А город какой у тебя, Паша?

Пчёл: У меня Муравленко. Я говорю про цены относительно Питера или Москвы. Допустим, в Новосибирске репточка стоит 300 рублей, 300-450 рублей за 3 часа, стандартная репточка с аппаратурой, гитары – твои. У нас с репточками все очень худо. У нас их просто нет. Мы таскались по Домам культуры и всяким прочим учреждениям, там нам ставили серьезные условия. Очень редкие были репетиции, очень тяжело было выбивать, поэтому мы приняли именно такое решение. Просто я общался с людьми, живущими в той же Москве, в том же Питере или в том же Новосибирске, которые приходили к такому же решению – начинали снимать гараж и сами его обустраивать.

Mishel: В принципе-то правильная мысль. Если это для себя любимых и надолго, то нужно делать свой гараж: пришел, когда хочешь, и занимаешься, чем хочешь. Но с другой стороны свой гараж расслабляет. Очень часто бывают случаи, когда группа делает свой гараж, и начинают сами же на свои репетиции опаздывать, потому что никуда не надо торопиться, денег за него уже не надо платить. И очень часто группу это расхолаживает.

Пчёл: Это правда, я согласен.

Alex: Давайте, я вам буду оппонировать. Ни за что в жизни не снимайте гараж. Ребята, зачем вам это надо? Нужно покупать усилки, которые будут стоять в гараже, вы потратите кучу денег, эти усилки будут только на репетиции, на концерты вы с собой их вряд ли будете таскать, потому что везде свои стоят. А на базе нормальное оборудование. Конечно, не твой случай, Паша, ты в степи живешь где медведи с балалайками и водкой ходят, и репетиционную базу не найдешь нигде. Но когда в шаговой доступности 2-3 базы, то зачем гаражи городить – непонятно.

Пчёл: Я согласен. Если вы репетируете, допустим, раз в неделю, в месяц получается у вас 2.5 тысячи на четыре человека – это эталон. Если ты приходишь и включаешься не в какой-нибудь там Kingston за 4 тысячи, а стоит хороший Ampeg, если у гитариста стоит Marshall хороший, и у барабанщика стоит красивый лес, то, конечно, имеет смысл. Как обычно устроены гаражи? Стоит одна активная колонка, которая стоит копейки, какой-нибудь Belinger самый дешевый, и шумоизоляции обычно не существует.

Alex: Я не в таких гаражах был.

Mishel: У нас конечно не Kingston, у нас Peavey. Есть, конечно, варианты дорогие, где лампы стоят, – Marshall’а, Ampeg’и. Есть варианты средние. Мы сейчас говорим о среднем варианте, нашем – там комбари стоят Peavey Bandit, басовый Ibanez какой-нибудь, линия от киловатта до двух киловатт, установка не ниже Tama, ImperialStar какой-нибудь, но полноценная стойка, чтоб все закрутки, все было. Я сам у себя за этим слежу.

Пчёл: Это правильно. Я сталкивался со многим, мне мой опыт понравился. Если ты хочешь понять, как устроить это все, то, конечно, гараж это отличная идея. Я считаю это круто.

Alex: Допустим, решили мы: все, собираем. Что покупать? Не будем мы на всех подряд размениваться. Вот мы, басисты, собрались. Какой усилок брать на базу?

Mishel: Комбарь взять и все, ватт на 150.

Пчёл: Ниже 100 ватт действительно не советую брать, потому что прокачки не будет.

Alex: Мне кажется, если на одну группу, то комбарь – это нормально, а если на базу, куда будут люди ходить, то это плохой вариант.

Mishel: Это зависит от помещения, от звукоизоляции. У меня на маленькой базе стоит комбик 65 ватт, через лайн еще и на порталы подгружаем. А на другой базе у нас идут Cabinet’ы, там они уже 200-ваттные с бошками.

Alex: Мне кажется, что усилитель какой-нибудь с разрывом – единственный правильный вариант, который должен быть. Тем более они не очень дорогие.

Mishel: 70% музыкантов не понимают даже, чего они хотят, им нужно просто погромче. Т.е. нужно, чтоб это был долгоиграющий инструмент и хорошо ремонтирующийся.

Alex: Я сейчас говорю об эстетах…

Mishel: …которые хотят именно звук какой-нибудь достичь, которые видят разницу, поставят им SoundKing или поставят им нормальный Warwick. Но опять же на базу Warwick ставить чревато, потому что ремонт стоит дороже, чем его эксплуатация.

Alex: Ты уже не понаслышке знаешь?

Mishel: Да, ремонтировал.

Пчёл: Я тоже занимаюсь ремонтом. Я пробовал усилки от фирмы Belinger, звучат они, конечно, плохо, но зато они легко ремонтируются, и детали стоят достаточно дешево, и болезни у них очень простые.

Alex: Можно брать то, что не ломается.

Пчёл: У меня тот же Hartke-35 продержался почти два года, по-моему, это серьезный показатель для репточки.

Alex: А ты один играл на нем?

Пчёл: Я играл один, но я играл по три часа через день. Это тоже многого стоит.

Mishel: У нас на базе раз в два-три месяца я выкидываю 4-5 тысяч на ремонт стабильно: одна-две башки, один-два динамика. У тебя комбик два года прожил, потому что ты один, ты знаешь, ты умеешь. А большинство музыкантов даже не знают, как правильно выключить его. Если тебя не оказалось в момент выключения рядом, значит, они просто выдернут шнур и, дай бог, выведут звук, а то и так просто оставят и уйдут.

Alex: Давайте мастер-класс по выключению проведем на всю страну. Как правильно выключать? – постоянно задают вопрос.

Mishel: Сначала вывести звук, потом выключить бошку, комбик. Если идет с двумя тумблерами, сначала выключается Standby, а потом выключается Power. А потом можно выдергивать свой шнур.

Пчёл: А я встречался с людьми, которые утверждают: «Сначала выключи бас, потом выключи бошку, потом все остальное. Если есть Standby и Power, то раздельно». А есть такие старики, прожженные, которые считают себя самыми умными, они берут шнур и аккуратненько его чуть-чуть вытаскивают, и щелчка не происходит. Они реально так и делают с бошками, которые стоят по 150-200 штук. Есть и такие люди. Я делаю по обычной классической схеме: сначала источник, потом усилитель.

Mishel: Все бы это знали и запомнили.

Пчёл: Наши бы слова да всем музыкантам в уши.

Alex: Давайте тогда поговорим о том, что еще люди неправильно делают. Как мне разозлить тебя так, чтоб ты меня вообще больше не пустил на свою базу?

Mishel: Очень часто музыканты меняются местами и начинают заниматься ерундой. Особенно, если они взяли в аренду железо и не жалеют его, меня начинает просто трясти. Бесит, когда барабанщик изобретает свой нестандарт, порепетировал, бросил все и ушел. И следующему музыканту достается конструктор «собери сам». Всегда всем объясняю: закончил – верни все на место, как оно было, а уж следующий музыкант разберется, нужно ему это или нет.

Пчёл: Наверное, люди думают, что они деньги заплатили и все. Я тоже на это ругаюсь. У меня у самого нет такой привычки. Я, даже работая на сцене, запоминаю настройки или даже иногда зарисовываю, настраиваю все так, как мне надо, а потом, уходя со сцены, быстренько все перенастраиваю, как было.

Alex: У нас тут в чате спрашивают: «А как насчет правила взятия денег с тех, кто что-то портит?».

Mishel: Здесь, конечно, действуем сурово. Еще бесит, когда музыканты приносят с собой выпивку. Объясняешь им, объясняешь, и все равно периодически попадаются пятна от кока-колы, от пива. Если знаю, кто это сделал, на следующей репетиции даю щетку и заставляю чистить. Случалось и такое. В ситуации, когда что-то ломают – что делать, вешаю им половину стоимости. Обычно так и решается.

Alex: А вот насчет ночных репетиций тоже спрашивают. Как вообще, не страшно сдавать базу?

Mishel: Своим сдаем. Чужим – только при моем личном контроле.

Alex: Еще спрашивают: «Играть лучше медиатором или пальцами?» Непонятно к чему этот вопрос здесь.

Mishel: Я – пальцевик. Медиатор – это очень редкий случай, когда большая скорость. В остальном я – поклонник пальцев.

Alex: Я тоже. Я в одной только песне не могу пальцами догнать скорость, и тогда медиатор беру. Иногда бывает долгий перерыв, потом приходишь и два часа сложно отыграть, под конец чувствуешь, что пальцы отваливаются, в этих случаях я достаю из заднего кармашка свой неубиваемый медиатор, и он меня спасает.

Пчёл: А я, наоборот, убежденный медиаторщик. Я все играю медиатором, любые партии.

Alex: Просто постановка вопроса неправильная. Что значит лучше? Зависит от того, какой звук нужен.

Mishel: Да, если нужен резкий или быстрый звук, значит, медиатор. А если всякие слэпы, глушения какие-то интересные, здесь уже придется пальцами играть, медиатором это тяжело сыграть.

Alex: Про компрессор спрашивают: «Помогите выбрать компрессор: DBX-160, DBX-266 или MarkBass». В плане репетиционной точки мне кажется, что это излишество.

Mishel: У меня 266-й был на концертном звуке…

Пчёл: Ценовая категория вообще просто кардинально различается.

Mishel: И направленность тоже разная. Какой вам по карману, такой и берите.

Alex: Объясните, зачем вам компрессор, для каких целей, и тогда мы подумаем.

Пчёл: А вот скажи, Миш, что ты используешь для поглощения звука? Для поглощения именно вторичных паразитных шумов. Какая экранировка внутри репетиционной точки?

Mishel: В одной попроще, по старинке сделано – все стены в минеральной вате, это больше сделано, чтобы не мешать соседям, потом все оббито фанерой, а снаружи, чтобы был приятный звук, чистый ковролин. Если сильно поглотить, получается, что съедаешь сильно звук. На другой репетиционной базе, где больше все под запись, там я сделал все поролоном. Именно поролон, слегка прикрытый тканью очень тоненькой, просто для того, чтобы было минимальное эхо. А разориться на акустический поролон, мне было жалко.

Alex: Мы тут ребятам помогали новокуйбышевскую базу обустраивать. Из всех закромов собрали старые ковры и все стены оббили. Звук после этого стал лучше.

Пчёл: У всех всегда большая проблема: когда начинаешь в маленьком помещении играть, постоянно сильно глушит звук барабанов, просто ужасает звук фитбэка микрофона, потому что помещение маленькое, постоянно отражение. Люди, вот вам совет: либо ковролин, либо поролон, либо по старинке яичными лотками.

Mishel: Яичные лотки рассекают звук, но, я общался с профессиональным звуковиком, он говорит, что это все равно не избавляет от отражения. От них звук очень хорошо отражается. Да, они рассеивают звук, но все равно отражение идет. Волны возвращаются, потому что плоскостей слишком много, плоскостей ровных, даже если они идут под углом, но не имеют пористой структуры.

Alex: Меня всегда интересовало, сколько лет нужно собирать эти яичные кассеты, чтобы отделать все стены.

Mishel: Девять кассет – квадратный метр. Вот и считай, сколько нужно съесть яичниц.

Пчёл: Есть такие понятия, как барабанные экраны, т.е. изоляция барабанщика от общей группы. Вы это вообще практикуете?

Mishel: Мы об этом думаем, но обычно площадь не позволяет.

Пчёл: А хотите, расскажу, как мы сделали? У нас есть фирма, которая занимается изготовлением пластиковых окон и дверей. Мы себе из нескольких секций собрали экран, у которого по сторонам, слева и справа, по полметра отвода, и вверх идет до потолка. И позади барабанщика мы все уложили поролоном. В результате звука для того, чтобы залить гараж, хватает, если учесть, что мы двумя микрофонами подзвучиваем немножечко барабаны в порталы. Все. Вот так мы ограждаем установку от оглушения нас. Мы не подвели итог. Мы поговорили о репетиционной точке, мы поговорили о правилах, а итог-то в принципе не подвели. Если действительно люди решили собраться, создадим краткий список того, что им надо. У них, есть две гитары, комбики и барабаны. Что еще нужно купить в группу, в гараж?

Mishel: Только нормальная линия читаемая, пульт и микрофоны. Все. Можно, конечно, процессоры накупать, ревера, компрессоры, шумоподавители, но это уже не является необходимым, зависит от денег. Еще пара колонок, с одной просто стыдно стоять – должно быть стерео. Причем они должны быть не по 250 ватт, они должны быть по 500, как минимум, чтоб был запас.

Пчёл: Как ты считаешь, лучше активные колонки или пассивные с внешним усилителем?

Mishel: Это на любителя. Единственный минус активных – их часто делают пластиковыми, а это уже совсем не тот звук. Деревянных активных я уже давно не видел. И еще, если в активной горит усилитель, то вся колонка не работает. Поэтому для меня пассивные – самый лучший вариант.

Пчёл: Еще нужен микшер. Тут такой вопрос. Не все микшеры имеют встроенный предусилитель. Даже если имеют, есть еще понятие внешнего предусилителя. Или лучше микрофон бросать в микшер и просто вызвучивать его линейно уровнем громкости?

Mishel: Это тоже на любителя. У меня свой процессор с предусилителем. У кого есть – пожалуйста, у кого нет – значит, через пульт напрямик.

Пчёл: Т.е. просто нужно попробовать – либо нравится, либо нет… И еще один вопрос, который часто встречается. Сейчас у нас на рынке появилось много не очень дорогих конденсаторных микрофонов. Чем пользуешься ты?

Mishel: У меня свой личный S55, ретро, квадратный такой, он по стилистике нам подходит. Но я разочаровался в нем: по качеству SM58 его превосходит, он читаемее и меньше заводится. На репетиционной базе 55-й нужно либо делать всех тише, либо он свистит.

Пчёл: Конденсаторные микрофоны действительно слышат все, от шороха песка под твоими ногами до скрежета пуговки в твоих джинсах. Это более студийное оборудование, которое должно быть изолировано – только ты и микрофон.

Mishel: Для многих это выпендреж – брать себе конденсаторные микрофоны для концертов. На концертах они выдают больше проблем с отстройкой. Все райдерные аппараты давно уже остановились на SM58 и правильно остановились, потому что это самый оптимальный вариант, не плохой и не суперхороший, а именно такой, как надо. Этого же уровня AKG и Sennheiser.

Мысли про обучение бас-гитаризму [41:40]

Alex: Давайте еще одну тему затронем. Давайте про обучение поговорим. Ты же молодняк подтягиваешь?

Mishel: Да, стараюсь. Мне и самому приятно, что есть люди, которым это интересно, да и лишние дополнительные средства. Первого ученика я воспитал, потом в группу взял, он сейчас играет активно. Нельзя сказать, что он супер-басист, особых высот не взял, но все равно как-то держится, и мне даже за него не стыдно. Есть ученик, который, наоборот, взял только одно занятие, ходит всем рассказывает, что он учится у меня, а при этом играть не умеет. Тогда, конечно, мне становится стыдно.

Alex: Мне кажется, что любой начинающий бас-гитарист обязан просто оторваться от дивана и дойти до какого-нибудь преподавателя.

Mishel: Да, азы нужны. Можно познавать самому, новый путь протаптывать. Но нужен человек, который изначально покажет, как нужно держать руку, поможет определиться, как лучше играть – пальцами или медиатором, поможет отстроить гитару. Нужно все равно пообщаться с педагогом, который объяснит основы. А потом уже хочешь продолжать развиваться – общайся с педагогом, он будет показывать нюансы. Этих нюансов миллион, порой самому не получается какого-то звучания достигнуть. А если человек неопытный, у него все будет звучать одной кашей или, наоборот, громко.

Alex: Кто они, эти люди, которые приходят?

Mishel: Я сам учу детей по разным классам инструментов – и барабанам, и гитаре, и басу, все кроме клавиш и вокала. На барабан в свое время часто приходили девочки, насмотревшись сериала «Ранетки», и это было ужасно. Но ничего, учил. Мода прошла, и все они ушли. Потом пошел период барабанщиков, которые очень хотят играть на кардане. А басистов очень часто остальные музыканты в группах заставляют идти учится, потому что у них ничего толкового не получается. Просто есть люди, которые считают, что басисту достаточно дергать три нотки. Хотя я считаю, что басист – это крутой музыкант.

Alex: По моим наблюдениям басисты – самые креативные люди. В принципе я самоучка, никогда в жизни к преподавателю не ходил. Тут, наверное, какой-то психологический барьер: взрослому дяде, который начал играть в 20 с лишним лет, пойти куда-то учится, трудно. Приходят такие?

Mishel: Приходят, но редко. Но зато эти люди сразу знают, чего они хотят. И, к сожалению, все реже попадаются люди, у которых горят глаза.

Alex: Мне кажется, что учится надо, когда тебе уже много лет, когда уже есть мотивация. Посоветуй какую-нибудь книжку хорошую.

Mishel: Для басистов – «Импровизация на контрабасе и бас-гитаре» Чака Шера. Еще очень хорошая книга, она, правда, для гитаристов, но басистам, которые любят импровизировать, тоже подойдет – «Аппликатурное мышление музыканта». Она именно о том, как видеть гриф не просто заученными гаммами, а рисунками. Самое хорошее средство для развития – это не книжки. Нужно брать композицию и снимать на слух. Это самое лучшее развитие, самый тяжелый и сложный вариант. Подбор на слух – это самое главное. Когда ты не понимаешь, какой техникой сыграл музыкант, тогда приходится смотреть видео и читать книги.

Пчёл: А еще один большой плюс к развитию – это работа в концертной линии, даже вообще работа в группе. Сколько бы ты не занимался самообразованием, придя в команду, ты начнешь менять свое отношение к инструменту. Ты начнешь осознавать свой инструмент как часть чего-либо, ты будешь учиться работать в симбиозе с барабанщиком и другими музыкантами. Это тоже многому учит, по-моему, даже самому главному. Мы с моим барабанщиком подолгу учились понимать друг друга, учились играть заново в принципе.

Mishel: Живое исполнение всегда больше всего опыта дает. Самый лучший опыт – когда тебе приходится играть с коллективом более высокого уровня. Но потом, когда возвращаешься в группу своего прежнего уровня, тебе становится скучно. Игра с профессиональными музыкантами повышает профессионализм очень быстро. Но надо туда попасть и там удержаться – это просто везение.

Alex: Я для себя делаю однозначный вывод: если кого-нибудь из гитаристов или барабанщика позовут к себе играть здоровые дяди, не отпускать!

Mishel: Если особенно джазисты попросят кого-нибудь хоть чуть-чуть поиграть, вы потеряете музыканта. Как только человек уходит в джаз и начинает его понимать, он понимает, что вся остальная музыка неинтересная. Потому что в джазе ты открываешь все возможности импровизации, а здесь нужно играть по заученному.

Alex: Давайте, наверное, закругляться. Ребята, спасибо всем, кто с нами был, кто задавал свои вопросы, помогал как-то своим участием. С вами был Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru, Павел Белинский и Михаил. Оставайтесь с нами, услышимся через неделю, в среду, в 20:00. Вы знаете, где нас искать – на сайте BassLife.ru. Подписывайтесь на наш твиттер BassLife Podcast, вступайте в группу вКонтакте. На этом все, всем пока.

Mishel: Счастливо!

Пчёл: Пока!


Youtube VK Twitter




Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100