BassLife Podcast №22 - Подаем заявки на летние рок фестивали
|
Растекстовка подкаста
Начать мне сегодня хочется с темы, которая, наверное, заинтересует больше не новичков, а именно музыкантов и группы, которые имеют уже какую-то, пусть небольшую, но историю, и успели поиграть на сценах, в клубах, где-то может быть на открытых площадках. Тем не менее, даже если вы начинающий музыкант, вам это тоже, наверное, будет интересно, поскольку вы поймете, на что вам нужно ориентироваться в дальнейшем, куда идти и как развиваться.
Фестивали
Медленно и неотвратимо приближается лето. Лето – пора странная для музыкантов, поскольку все отдыхают, у студентов и школьников каникулы, у рабочих людей отпуск и в ночные клубы, какие-то рок-бары народу ходит очень и очень мало. Поэтому летом выступать в клубах мне кажется весьма неразумно и следует ориентироваться именно на открытые площадки.
У нас в России проводится несколько крупных Open Air фестивалей, на которые теоретически может попасть молодая не очень раскрученная группа. Вот, в частности, не далее как вчера мы с нашей гитаристкой лазили по интернету в поисках информации о таких фестивалях с тем, чтобы подать заявки на участие и как-то вообще определить свою концертную судьбу на это ближайшее лето. Вообще, чесаться нужно уже именно где-то начиная с апреля, может быть даже стоит об этом задуматься в начале марта, поскольку именно вот в эти периоды формируется состав групп. Сейчас можно подать заявки, которые потом будут рассматриваться организаторами этих фестивалей.
Удалось мне найти несколько довольно именитых фестивалей, куда еще не поздно подать заявку. И, собственно, в этом направлении мы и начали работать со вчерашнего вечера. Итак, какие же это фестивали? Прежде всего, это всем нам, я надеюсь, хорошо известный фестиваль «Нашествие». Фестиваль имеет довольно большую и хорошую историю, и теоретически там может принять участие любая молодая группа. Заявки, по-моему, продолжают приниматься до 31 мая, так что, если вы хотите попытать счастья, вполне можете отправить туда заявку.
Еще один такой фестиваль, довольно мажорный и интересный, – «Воздух». Тоже продолжают приниматься заявки, тоже не опоздайте, зайдите, посмотрите, если вам это интересно. И еще для себя мы отметили два таких фестиваля. Это «Уральский рубеж», который пройдет где-то в конце августа, и фестиваль, который называется, если мне не изменяет память, «Чапаев фест». Проводится он в центральной части России, не очень далеко от Самарской области, что нам в принципе очень удобно. Но, как вы, наверное, понимаете, что одного желания для того, чтобы принять участие в фестивале, мало, требуются какие-то формальные признаки.
Действительно, когда я вчера бродил вот по этим сайтам и смотрел, что нужно, то оказалось, что практически все организаторы фестивалей требуют от музыкантов приблизительно одно и то же. Требуется, конечно, демозапись (иногда одна, иногда несколько). Требуется, обычно, какая-то история группы, то есть пресс-релиз; требуется технический райдер, то есть список того оборудования, которое вы планируете пользоваться на своем выступлении и без которого вступать не будете. И, кроме того, еще один такой момент - на фестиваль «Чапаев фест» от нас потребовали видео выступления. К счастью, у нас такое видео было. Залил я его на Y-tube. Качество, конечно, оставляет желать лучшего, и отправил, в результате, ссылку на этот сайт вместе с заявкой.
Лично для себя я так определил, что мне наиболее интересно попасть на фестиваль «Нашествие». Поэтому, я как-то не спешил туда отправлять заявку, а решил немножко посидеть над текстом документов, подумать насчет видео. Возможно, где-нибудь мы снимем клуб, набьемся куда-нибудь на вечеринку с приличной сценой, наймем несколько камер и снимем себя, чтобы получилось нормальное по качеству концертное видео. К сожалению, то, что у нас есть сейчас, это не совсем то, что я бы хотел кому-то давать в качестве промо-материала о нашей группе.
Тем не менее, если ничего другого сделать не получится, то, наверное, буду я отправлять именно эти не очень качественные записи. Ну, куда деваться? Если же вы молодая группа и этим летом мимо фестивалей все-таки пролетаете, то всерьез задумайтесь о записи вот таких концертных видео. Вещь это действительно нужная и, действительно, следует уделить концертной видеозаписи отдельное внимание. Вот я сейчас очень-очень жалею, что в свое время как-то проморгал этот момент, хотя мы заранее знали, что будем подавать заявки на участие в различных фестивалях. Но вот как-то не додумали, не досмотрели. Не повторяйте, пожалуйста, наших ошибок или учитывайте их в будущем.
Ссылки на все сайты фестивалей на анкеты для подачи заявок я, пожалуй, приведу в шоунотах на BassLife.ru. Так что, если вам интересна эта тема, обязательно заходите на наш сайт. Еще такой момент - по Росси проводится очень-очень много таких более мелких опенэир фестивалей, на которые попасть ну, так скажем, намного-намного легче. Если вы располагаете информацией вот о таких площадках, о таких возможностях, я призываю вас тоже делиться информацией. Пожалуйста, оставляйте ссылки на такие более мелкие региональные фестивали в комментариях к нашему подкасту на сайте BassLife.ru. Я думаю, это будет очень-очень интересно как мне, так и всем моим, я надеюсь, многочисленным слушателям.
Как отстроить звук
Переходим к следующей теме. Вообще, сегодня темы подобрались какие-то не басовые, а скорее общемузыкальные. Тема слушателя. Слушатель IStrong хотел бы узнать о выстраивании звука на репетиции и на концерте. Как должна звучать басгитара: громко, плотно, тише? Вообще, про выстраивание звука я уже вскользь рассказывал в подкасте №13, где говорил о коммиках и как настраивать звук на коммики.
В плане репетиции могу сказать и рассказать, как делаем мы, как настраивается наша группа. Обычно, после того, как мы приходим на репетицию, подключаемся в свои коммики и каждый из нас накручивает отдельно какой-то свой звук. При этом мы все одновременно вместе играем. Создается вот такая каша, но, тем не менее, как-то каждый из нас свой звук настраивает. Говорить конкретно о настройках ручек не имеет смысла, поскольку и инструменты у всех разные, и репетиционные базы и оборудование у всех разное, и, кроме того, все мы с вами играем разную музыку. Рекомендация одна – если вы ориентируетесь в своем исполнении на какую-то группу, то внимательно ее послушайте, придите на свою репетиционную базу и попробуйте методом проб и ошибок отстроить себе какой-то похожий вот на них звук.
Следующий момент, когда мы все уже отстроились в свой более-менее приемлемый звук, мы просим барабанщика начать долбить и начинаем все вместе играть какие-нибудь кусочки, ну или, возможно, даже просто аккорды. Таким образом, мы имеем представление о том, как мы все звучим по громкости и вот на этом этапе мы примерно отстраиваем силу громкости. Если кого-то не слышно, мы громкость увеличиваем, если кого-то слышно слишком много, громкость убавляем. Еще одна ошибка, которую допускают очень многие начинающие группы - это то, что они начинают играть очень-очень громко. Не стоит этого делать. Моя позиция такая - нужно играть настолько тихо, насколько это позволяет ваш барабанщик. Конечно, если у вас барабанщик очень тихий, это тоже плохо. Сильно перекручивать громкость смысла не имеет – убьете вы свой звук.
Отстроились вы по громкости, сделали так, чтобы каждого из участников группы было более менее слышно в миксе, и теперь нужно уже посмотреть по частотам, как у вас соотносятся ваши инструменты. Если вы играете на басгитаре и не слышите себя, четко не различаете свой звук, то здесь дело может быть не в громкости, хотя ее, конечно, нужно попробовать поднять немного, а просто в частотах. Возможно, вы своей басгитарой попадаете на те же частоты, где играют ваши гитаристы. В этом случае я рекомендую поиграть со средними частотами, приподнять немножко середину. Послушайте 13-й подкаст. Там я более подробно рассказывал о настройке коммика. Это, что касается репетиции. Если мы говорим о концерте, то здесь все намного грустнее, с одной стороны. С другой стороны, все намного проще. На концерте за звук отвечает звукорежиссер, как правило, и ваш звук, наверное, на 60 процентов зависит от квалификации этого человека, от того, насколько он профессионален, от того, насколько он может отстроить звук. Вы просто поднимаетесь на сцену, настраиваете свой коммик под себя, а дальше полагаетесь на милость этого человека.
Это в идеале. Приходилось мне работать с различными звукорежиссерами и звукооператорами на различных сценах нашего и соседних городов. Полностью меня как профессионала устраивал только один человек. Это звукорежиссер Алексей, который работает в рок-баре «Подвал». Его пониманием звука, его качеством работы я в принципе всегда доволен. Что касается других звукорежиссеров, с которыми мне приходилось работать, то как-то здесь все намного грустнее. Причем бывали случаи, когда звукорежиссер вообще забивает на все и музыканты вынуждены сами как-то отстраивать звук. Выходить в зал, вставать за пульт и самому крутить ручки громкости, крутить частоты я считаю, не совсем наше занятие. Вот есть профессионал, пусть он этим и занимается. Если он этим заниматься не хочет, то не место ему за этим пультом. Тем не менее, такие ситуации встречаются довольно часто.
Как найти свою группу
Следующая тема от слушателя Набъ. Тема номер 3 – где новичку гитаристу искать согруппников, если знакомых музыкантов нет, а также, какой должен быть уровень владения инструментом, чтобы быть принятым в группу. Я считаю, здесь нужно плясать именно от вашего уровня владения, от вашей самооценки. Если вы считаете, что вы довольно профессиональный музыкант, уже сформировавшийся, то можно ориентироваться на какие-то серьезные группы. Если вы только-только начинаете свое знакомство с инструментом, то вам, безусловно, нужно ориентироваться на начинающие группы.
Наши реалии таковы, что сегодня большинство групп обитают в интернете, где тоже можно пообщаться с музыкантами. Более того, сегодня более 90 % молодых и начинающих групп обитают «В контакте». Там есть тематические группы для басгитаристов, для просто гитаристов, клавишников. Наверняка есть группы региональные, то есть гитаристы Самары или рокеры Ульяновска. Так вот, в таких группах очень часто проскальзывают сообщения, что такая-то группа ищет басгитариста. Вот я рекомендую вам обратиться именно к таким источникам.
Еще один богатый источник информации, где можно заявить о себе, – это ваш университет, если вы учитесь. Наверняка вы ходите по коридорам, видите объявления. Не стесняйтесь, распечатайте свое объявление, что молодой перспективный басгитарисит ищет группу, и, я думаю, что через некоторое время к вам обратятся. Нашего первого вокалиста мы нашли именно по такому объявлению в университете. Еще одно место, где можно заявить о себе и где стоит поискать согруппников, - это репетиционные базы. Вы без труда можете найти список адресов этих баз в интернете, тоже печатайте объявления, ездите по адресам, говорите с организаторами или с администраторами базы. Всегда есть стенды на таких базах, где клеят афиши и различные объявления. Разместите на стендах свое объявление о том, что хотите примкнуть к какой-либо группе или организовать свою.
Опыт
И, напоследок, хочу вам рассказать о довольно интересном опыте, который я тут недавно провел со своими согруппниками. Была у нас в субботу репетиция, и захотели мы записать эту репетицию. Поскольку все оборудование у меня есть свое - и пульт, и микрофоны, и аудиоинтерфейс, и ноутбук, - то, решили мы, не будем обращаться за помощью к организаторам базы, поскольку берут они деньги за запись репетиций, а мы, в принципе, могли все организовать сами. Так вот, взял я сумочку, сложил туда все оборудование и отправился на репетиционную базу, какую, вы, наверное, понимаете. Есть у меня вокальный микрофон в своем распоряжении, кроме того, на базе обнаружился еще один микрофон, дополнительный, который можно было использовать. Идея была простая – расположить один микрофон где-нибудь в комнате, другой микрофон вынести наружу или как-то изолировать его, и записать сигнал вот с этих двух микрофонов.
В процессе записи выяснилась такая досадная особенность моего аудиоинтерфейса – пульт выдает аудиосигнал, но на один выход. Использовать два микрофона особого смысла не имело. Сигнал будет все равно стерео, а хотел я записать две моно дорожки, потом как-то поиграться с эквалайзером и в результате получить более менее приемлемый читаемый микс. Реальность оказалась беднее, чем я предполагал. Мой интерфейс Jam RockFrog, о котором я уже говорил в подкасте, касающемся аудиоинтерфейсов, оказался еще более слабым, чем я предполагал изначально. Дело в том, что Jack этого интерфейса имеет вид стерео интерфейса, то есть я, как нормальный человек, подумал, что интерфейс может воспринимать стереосигнал, но оказалось, что я глубоко ошибался. Вот такой Jack прилеплен только для красоты, и воспринимать интерфейс может только моно сигнал.
Удалось мне по комнате найти два места, где барабаны звучали не очень резко по отношению к другим инструментам. Расположил я микрофоны, как-то их смиксовал на пульте и в результате записал одну моно дорожку. Скажу я вам, это занятие весьма и весьма полезное. Придя вечером домой и, прослушав все то, что получилось, я обнаружил некоторые свои ошибки и погрешности в игре, которые я не замечал. Пища для размышления появилась после того, как пришло понимание, почему куски песен не звучат в живом исполнении. Записывать свои репетиции нужно, чтобы потом их анализировать. Нужно, наверное, это делать периодически, чем мы и будем заниматься. Не должна быть первая запись студийной, то есть прежде, чем идти в студию, обязательно попробуйте записать себя вживую на репетиции. Может быть, будут выявлены у вас какие-то недостатки, которые стоит отследить и исправить на ранних этапах.
Ну вот, наверно, на сегодня с музыкальными темами можно закончить. Хочу сказать, что появилось такое небольшое нововведение у нас нам сайце BassLife.ru. Появилась у меня RSS лента подкаста, то есть вы можете подписаться на эту ленту и вам будет приходить информация о выходе новых подкастов. Не надо будет стирать клавишу F5, периодически обновляя браузер, как жаловались мои слушатели. Достаточно будет подписаться на обновление. Кроме того, создал я учетную запись в твиттере, где буду размещать информацию о выходе новых подкастов. Твиттер называется BassLifePodcast, ссылка на твиттер тоже есть на той же страничке подписке. Так что, ребята, призываю вас, если пользуетесь твиттером, если пользуетесь RSS лентами и, если у вас e-mail и хотите вы получать информацию о новых выпусках нашей с вами mp3 передачи, то подписывайтесь. Вот теперь точно все. C вами, как всегда, был Aлекс, - главный редактор сайта BassLife.ru. Услышимся, надеюсь, через неделю. Всем пока.
Александр Ледков © 2010