Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №21 - Импровизация на бас гитаре

  • Двенадцатиструнные бас гитары (www.12stringbass.net)
  • Импровизация на бас гитаре
  • Про бэк вокал.
  • Охрана в клубах.
Бас, подкаст, basslife, гитара

 

Скачать BassLifePodcast-021.mp3 [11.41Mb] 19:01 мин

Растекстовка подкаста

Двенадцатиструнные бас гитары

Первую тему подбросил мне слушатель Black Meta, просит он рассказать о двенадцатиструнной бас-гитаре. Называется эта бас-гитара Jet USB 12B. Спрашивает он в чем плюсы и минусы такого расположения струн и вообще зачем это нужно. В более ранних подкастах я уже затрагивал тему многострунных бас-гитар, т.е. инструментов, число струн которых больше четырех. Говорили мы о пятиструнных бас-гитарах. Точно такие же бывают шести–, семи–, восьмиструнные бас-гитары и даже где-то на Youtube я видел двеннадцатиструнного монстра.

Двеннадцатиструнная гитара, о которой говорит Black Meta, принципиально отличается от рассмотренных выше гитар дело в том, что по своей конструкции она напоминает акустическую двенадцатиструнную гитару. Те, кто сталкивался с двенадцатиструнной акустической гитарой, знают, что у нее как бы спарены струны. Т.е. вы видите, что у гитары 12 колков и как бы 6 струн, потому что 2 струны расположены очень-очень близко, и, таким образом, когда вы их играете, эти 2 струны играются и зажимаются соответственно одновременно. Это дает более богатое и плотное звучание, звук получается более насыщенным в частотном диапазоне и звучит эта гитара очень красиво. Недостаток заключается в том, что играть на ней не так удобно, как на обычной шестиструнной акустической гитаре, поскольку сложнее зажимать струны и четко извлекать звук.

Примерно по такому же принципу построена и бас-гитара Jet USB 12B. Вообще говоря, когда я просматривал информацию об этом инструменте, я узнал, что это своего рода клон. Была такая гитара от Карло Робеле — двеенадцати струнная бас-гитара, и корейская фирма Jet, которая производит средние по цене и по качеству гитары, сделала своеобразный клон. Стоит он около 16 тыс. рублей. Особенность этой гитары в том, что все струны сгруппированы по три штуки. Т.е. вы, как бы, имеете четырехструнную бас-гитару, но вместо каждой струны у нее три рядом расположенных струны. Это дает опять же богатство звука. Получается, этот инструмент не просто бас-гитара, а что-то большее, поскольку толстая басовая струна в каждой группе из трех струн только одна и две струны более тонкие. Играя на такой бас-гитаре вы получаете такой же звук, если бы играли на обычной бас-гитаре и сверху бы накладывали ритм-гитару.

Когда я искал информацию об этой гитаре я наткнулся на очень интересный сайт — www.12stringbass.nеt . Рассказывает этот сайт о двенадцатиструнных бас-гитарах. И, оказывается, существует довольно большое количество таких двенадцатиструнных моделей различных производителей. Существуют и мастеровые гитары, есть гитары и от известных брендов, таких как Vareg или Yamaha. Всего на сайте представлено порядка 30 различных моделей. Можно посмотреть на сайте и клипы различных групп, которые используют в своем творчестве такие инструменты. Звучат они довольно интересно.

Еще один интересный момент касается строя двенадцатиструнной бас-гитары, ведь можно настроить все три струны в группе одинаково с разницей на октаву, а можно и по-разному: верхняя струна строится в е диапазоне а две соседние тонкие струны можно настроить в d и в е . В результате у вас получится еще более интересный звук, когда вы будете играть на этой гитаре. Существует несколько вариантов настройки, вот как я уже сказал можно все струны настраивать одинаково, можно все струны настраивать по-разному. На сайте www.12stringbass.nеt приведены некоторые интересные настройки известных музыкантов.

Еще одна особенность, которая меня зацепила и удивила: на большинстве всех этих бас-гитарах используются обычные басгитарные звукосниматели. Т.е. не специальные модели, а обычный звукосниматель, который и снимает этот комплексный, сложный звук. Понятно, что играть на такой бас-гитаре совсем не просто. Судя по тем роликам, которые я посмотрел, играют люди и медиатором, и пальцами. Но здесь наверно основная сложность будет в зажимании одновременном и четком струн именно левой рукой. Кстати, недавно выпущена видеошкола, автор Тони Сенатора. Называется эта школа «12 String Bass Exploretion», где лысый мужичок рассказывает о том, как правильно играть на этом инструменте. Приводятся тоже интересные видеоролики, которые можно посмотреть.

Наверно я скором времени напишу большую обзорную статью о двенадцатиструнных бас-гитарах и выложу ее на нашем сайте www.BassLife.ru. Надеюсь, что вас эта тема заинтересует так же, как она заинтересовала и меня.

Импровизация на бас гитаре

Следующую тему предложил слушатель TSV1986. он часто предлагает мне темы, на которые я могу и хочу отвечать. Так вот, в этот раз хотел бы он услышать про импровизацию на басу, когда стоит, когда не стоит импровизировать, и узнать различные нюансы этого дела. Пойдем по порядку, когда стоит импровизировать. Вот лично я — сторонник жесткого концертного исполнения, т.е. когда вы играете концерт, импровизации в принципе не место. Поскольку импровизация дело такое: может лечь на слух, может не лечь, и часть слушателей будет заворожено наблюдать за вашим полетом фантазии, но другая часть слушателей просто этого не поймет, не оценит ту сложность, то мастерство, которые вы им покажете. Поэтому лучше с моей точки зрения жестко подготовить композицию и исполнять ее на концерте, не отвлекаясь на различные импровизации.

Импровизацию лучше оставить для репетиций. Можно в принципе выделять специальное время, когда вы и с барабанщиком и с гитаристом вместе начинаете играть что-то, и еще такой момент: импровизацию совсем не плохо было бы записывать, потому что если у вас получится удачный кусок, который потом можно было использовать на концерте. Вероятность того, что вы его через какое-то время сможете воспроизвести без такой вот записи, очень мала. Полезна импровизация при работе над новым материалом. Здесь же опять, это во многом зависит от стиля группы, написания ими новых песен и нового материала и работаете ли вы вместе или кто-то один приносит материал, и другие участники просто его разучивают.

Еще один такой момент, когда может быть использована различная импровизация на концерте в различных паузах, при настройке инструментов других музыкантов. Я по-своему опыту могу сказать, что подключаюсь я гораздо быстрее других участников. Есть какое-то время, минута-две, когда я готов играть, а мои коллеги еще подключают оборудование и настраивают примочки, барабанщик вешает тарелки. В принципе, это время уже можно занять какой-нибудь игрой. Возможно, здесь вы будете использовать импровизацию, что-то такое наигрывать.

OZON.ru - Книги | Импровизация на бас-гитаре и контрабасе | Чак Шер | Купить книги: интернет-магазин Осветил я вопрос, когда стоит импровизировать с моей точки зрения. Переходим к следующему моменту: что нужно знать для того, чтобы импровизировать. Джимми Хендрикс, как известно ничего не знал, но тем ни менее был великим гитаристом и исполнял очень интересные вещи. Но если вы не такой гений, то нужно знать немного основ музыкальной теории и нужно знать, конечно, некоторые гаммы. Хочу вам посоветовать очень удачную с моей точки зрения книгу, которой я пользуюсь. Называется она «Импровизация на бас-гитаре и контрабасе» автор Чак Шер. Очень хороший такой труд и упор сделан именно на импровизацию, т.е. все упражнения завязаны на то, что вы будете включать свою голову и импровизировать. Кроме того, эта книга вполне подходит начинающим музыкантом в качестве первого учебного пособия. Так что всем рекомендую.

Еще один момент, лучшая импровизация - это подготовленная импровизация. Я не говорю о том. Что все нужно дома записывать и разучивать, речь идет о том. Что не плохо было бы как-то подготовиться и продумать трек аккордовой последовательности, которая вам нравится. Запомнить какие ноты входят в аккорд, чтобы потом, когда настанет время импровизации, вы смогли бы использовать вот эти знания, как-то обыграть уже нравящиеся вам последовательности. Говоря лично обо мне — я не большой мастер импровизации. На концертах я ее практически никогда практически не использую, иногда бывает, что мы на репетициях балуемся, играем различные кусочки, но все-таки я предпочитаю сидеть готовиться дома, подготавливать в одиночестве материал и потом свои полученные результаты использовать на репетициях, т.е. приносить уже готовый проработанный собственноручно материал.

Про бэк вокал

Следующую тему подбросил мне слушатель Михаил Вар. Влетело оно в шоу этого подкаста практически в последний момент, но все-таки включил ее, потому что, на мой взгляд, она не долгая и очень легко на нее порассуждать. Хотел бы слушатель услышать разговор на тему «Бас-гитарист и бык-вокал» и может ли басист выступать как фронтмен группы. Вопрос мне кажется вполне очевидный, по крайней мере, во второй его части. Имеем огромное количество примеров, где бас-гитарист выступает в роли фронтмена. Есть такие примеры и на зарубежной сцене, есть такие примеры и у наших отечественных рокмузыкантов, например, группа «Ногу свел» и «Черный обелиск».

Говоря об бэк-вокале в группе вообще, идея бэк-вокалы мне очень нравятся. И во многих случаях она может спасти впечатление от вашей группы. Если у вас не очень сильный вокалист, который не умеет петь или частотный диапазон у него не очень широкий, то в ряде случае бэк-вокал, т.е. пение одновременно, может как-то выправить ситуацию, замаскировать недостатки вашего вокалиста и вашего фронтмена. С другой стороны здесь нужно тщательно подходить к бэк-вокалу, большое внимание уделять именно отстройке звука, настройки микрофонов и здесь большую работу должен, конечно, проделать звукооператор. Не должен бэк-вокал перекрывать собой вокал.

Говоря лично о себе: из меня вокалист просто никакой. Странное дело: легко подбираю различные мелодии на слух, но вот когда дело касается пения, то мне как-будто медведь на ухо наступил — абсолютно не владею я своим голосом в плане пения. Даже когда в первом классе учительница отбирала детей в хор и устраивала тест: она играла ноту на пианино, и ее нужно было спеть. Я этот тест успешно провалил. Сказала она мне, что это не мое, не парься. Вот петь я по-прежнему не умею, но успешно подбираю мелодии и играю на бас-гитаре. Вот такой парадокс.

Про клубы и охрану

И напоследок хочу рассмотреть отвлеченную от наших басовых тему. После прошедшего недавно нашего концерта, в четверг играли мы с ребятами, у меня до сих пор местами ноет. Было на концерте несколько забавных моментов. Например, зацепился я гитарой за потолок, когда пытался проделать басовую фишку, но под потолком были пущены провода, которые шли к монитору. И я, такой весь красивый, поднимаю свою бас-гитару, делая слайд, опускаю, а бас-гитара не опускается, повисла на проводах и благополучно себе там висит. Слава Богу, не уронил я никакие колонки, не порвал провод. Все обошлось.

И был еще один такой забавный момент. Наверно, если вы играете в различных клубах, тоже сталкивались с тем, что охрана ведет себя абсолютно не логично, притом нелогичность охраны зависит от каждого клуба конкретно. Скажем, есть у нас в Самаре клуб «Олимп», где охране вообще пофигу на все, проноси хоть тротил, хоть бочки со спиртом. Ты музыкант — тебе можно все.

Есть у нас более консервативные места, скажем, рок-бар «Подвал», где охрана вообще не позволяет ничего проносить. олностью осматривает сумки на входе, ну Пконечно при желании всегда можно что-то пронести с собой, но в тот вечер, когда я выползал полностью выжатый со сцены прихватив с собой минералку. Охранник у меня ее благополучно отжал при выходе со сцены. Не было сил, чтобы ругаться, не был сил, чтобы вернуться и попить что-нибудь на сцене. В общем, забил я на это дело, потом пошел в бар, купил себе бутылку кока-колы.

И еще один абсолютно нелогичный момент со стороны охраны, с которым я столкнулся в нашем клубе под названием «Айсберг» — это печать. Это распространенная практика, когда музыкантам не выдают бейджики, которые говорят, что ты музыкант, а просто на руку шлепают печать, и по этим печатям охрана вроде должна знать, что ты музыкант, что ты можешь спокойно выйти и спокойно войти обратно. В клубе «Айсберг» эта печать вообще ничего не значила. Т.е. тебе ставят печать, ты проходишь в клуб, и если выходишь из клуба и возвращаешься, то тебя не пускают. Появляются ребята и говорят: «Ну и что, что у тебя печать. Вот правила, в которых написано, что выходить из клуба запрещается», и кто ты такой.

Вообще странная позиция. Ругаться с охраной в таких случаях себе наверно дороже, поскольку если вы группа еще не известная и не раскрученная, то плевать они на вас хотели, как охрана, так и руководств: испортят с вами отношения, ну и что. А на ваше место через неделю придет еще 10 таких групп, которые также будут проводить свой концерт. Это с одной стороны, а с другой: если вы станете в позу, разругаетесь со всеми, скажете : «Не хочу играть, пошли вы все куда подальше» вы, тем самым, можете подставить других музыкантов, которые играют концерт вместе с вами, если это сборный концерт. И подставить тех людей, которые пришли и собираются вас послушать. Поскольку, после ругани попадание ваше на концерт равна нулю, а сам график выступлений сбивается, организатор концертов в панике и, собственно, зрители плюсов с этого тоже никаких не имеют. Здесь нужно быть всегда сдержанным и не впадать в крайности.

Александр Ледков © 2010


Youtube VK Twitter




Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100