BassLife Podcast №23 - Гитарное дерево
|
Наконец-то, друзья мои, жизнь меня немного подотпустила и я добрался-таки до микрофона. Тем за время моего отсутствия накопилось довольно много, так что по мере сил своих буду их разгребать и нести доброе и вечное в массы.
Дерево для изготовления гитар
Слушатель марко долго и упорно пытал меня про грифы, а точнее про породы дерева из которых они изготавливаются и о влиянии этих самых пород на получаемый в результате звук. По правде говоря эта тема - одна из причин моего долгого молчания. Начав в нее погружаться я понял, что просто тону. И это при том, что информации про гитарное дерево не так уж и много и она местами протеворечивая. При этом строгой научной теори звучания пород, как я понял, попросту нет, ну или производители тщательно ее скрывают, а авторы статей и обзоров предлагают просто свои наблюдения и ощущения. Я в довольно сильно углубил свои знания в теории гитаросроения. В результате я даже чуть не решил открыть производтво собственных бас гитар, но еще порыв информации решил, что ну его нафик - в ближайшие 60 лет ограничусь заготовкой музыкального дерева, благо дело место куда это все можно сложить для просушки у меня имеется.
Итак дерево, а точнее материал из которого изготовливают гитары. Именно он оказывает первостепенное влияние на звук, создаваемый инструментом. И именно дерево прежде всего отличает дорогую качественую гитару от китайской поделки. Не достаточно просто взять какую-то породу и сказать, что вот из клена всегда будут получаться хорошие бас и электро гитары, а вот из тополя - чтото невразумительно звучащее. Вернее что из тополя получится нечто непонятное сказать как раз можно, а вот, что из какой-то другой пароды дерева гарантировано получится хороший бас - нет. Причина в том, что качество получаемого звука зависит от структуры конкретного куска дерева. А два куска, пусть даже выпиленные из одного и того бревна, никогда не будут звучать одинаково. Все таки дерево - живой оргаизм и его внутреннее строение зависит от многих факторов: от среды, где росло дерево, от его возраста, генетики, ориентации дерева, то того падало ли на него солнышко или оно росло в тени, от стороны с которой срезан кусок, от условий сушки, все это все это влияет на конечное звучание инструмента. Тембр также зависит от формы полена, грубо говоря звучание цельного куска отличается от звучания куска с дырками. И еще одна особенность, для производства правильных гитар подходит только нижняя внешняя часть ствола, то есть не сердцевина. Да, весьма нежелательно наличие сучков и трещен. А еще волокна дерева должны располагаться продольно спилу.
Отдельно хочется сказать, что очень сильно на звук гитары влияют условия сушки. В идеале после того как дерево спилено бревна на спилах заливают специальным раствором. Этот раствор закупоривает поры и не дает соку вытечь наружу. А затем бревно лет на 60 закрывается в сухом проветриваемом помещении. Промышленные технологии сушки, которые используются для производство строительного леса и позволяют просушить бревно за пару месяцев не годятся для производства музыкальных инструментов, поскольку повреждают структуру волокн.
Так что подготовка и сушка правильного куска дерева - весьма сложный и муторный процесс, согласитесь. А вот теперь оглянитесь вокруг. Что вы видите? Правильно, толпы людей с гитарами. Куда ни плюнь музыкант, кого ни спроси - гитарист. Да что далеко ходить, даже гопики вечерами любят побрынчать и поорать про свою нелегкую судьбу. Представьте сколько леса нужно срубить и сколько лет ждать, чтобы насытеть этот рынок. Вот и получается, что страны третьего мира клипают гитары не из правильного дерева, а из недосушенного, не там спиленного непойми чего с сучками. Потом все это красят, чтобы знающие люди не ужаснулись увидев сквозь лак великолепие из которого изготовлена гитара, и продоют все это по низкой цене.
Как-то увело меня в сторону - возвращаемся к дереву. Существует несколлько объективных характеристик, которые позволяют мастеру определить насколько брусок подходит для изготовления гитары и уже на начальном этапе прикинуть, что может получиться в результате. Пожалуй одной из важнейших таких характеристик является скорость распространения звука - это скорость с которой брусок способн передавать энергию. Вебрирующая струна передает свою энергию бриджу, а бридж в свою очередь передает колебания поверхности дерева. При изготовлении гитар предпочтение отдается породам, которые лучше передают энергию. То есть, деревья с большой скоростью распространения звука - лучшие передатчики. Оценить скорость распространени звука довольно просто. Берем полено за один конец, ударяем его, и слушаем как звучит. Хорошее живое дерево хорошо звенит не зависимо от того по какой части дерева Вы ударяете. Еще одна вещь, на которую стоит обратить внимание - это обертоны, которые создает полено. Когда вы ударите по дереву, то сначала слышите основной тон, но потом можно расслышать серю дополнительных гармоник, которую он порождает. Конечно все это изменится в процессе придания палену нужной формы, но основные характеристики полена в целом сохранятся. Думаю, нужно обзавестить специальной аппаратурой или убить годы на изготовление гитар, чтобы таким образом научиться отличать хорошее полено от просто полена.
Если Вас посещает мысль изготовить себе гитару, сразу забудьте про различные строительные базы. Для нормальных гитар используется специальное дерево, которое можно найти на музыкальных фабриках и у мастеров. Возможно, когда мы освоим клонирование, то научимся получать идеальное и дешевое сырье для производства гитар, но пока, насколько мне известна эта технология человечеству не доступна.
Ну да ладно, допустим у Вас есть возможность использовать любые породы правильно заготовленного и высушенного дерева для изготовления гитары своей мечты. Как же все таки влияет порода на создаваемый звук. Не смотря на индивидуаьные отличия каждого конкретного бруска, гитарные мастера отечают, для различных пород характерны некоторые общие черты в амплитудно-частотных характеристиках. Обычно в различных статьях для описания звука используются эпитеты типа разборчиво, ярко или мягко. Я, основываясь на своем личном опыте, так интерпретирую эти непонятные слова.
Разборчивость звука достигается за счет усиления средних частот. Именно под эти частоты заточено наше ухо, поэтому сигнал в среднем частотном диапазоне воспринимается как четкий и разборчивый. Яркость звуку придают высокие частоты, то есть чем ярче звук тем выше правй край амплитудно частотной характеристики. За мягкость и теплотуотвечают низкие частоты. Возможно я тут что-то путаю, но мне кажется, что такое сопоставление вполне корректно, кроме того те кто писал все статьи которые я тут перелопатил при подготовке к подкасту тоже не особо заморачивались на точности, а передавали больше свои ощущения.
Для производства бас гитар наиболее часто используются : полисандр, красное дерево, клен, черное дерево, ясень и ольха. На них я и заострю Ваше внимание.
Словарь:
Ash - ясень
Maple - клен
Alder - ольха
Poplar - тополь
Basswood - липа
Mahogany - красное дерево
Rosewood - палисандр
Ebony - черное дерево, Эбони
Walnut - орех
Oak(tree) - дуб
Elm(tree) - вяз
Hornbeam - граб
Willow - ива
Cedar - кедр
Spruce,Fir(tree) - ель
Koa - коа
Korina - корина
Клен дает яркое, разборчивое, прозрачное звучание. Для него характерны приподняты средние и высокие частоты, бас завален. Существуют разлчные породы клена. Наиболее так скажем "приемлемые" басы у твердого клена. Клен наиболее часто использутся при производстве грифов.
Красное дерево - мягкий, теплый, плотный звук. Довольно ровный частотный диапазон с заваленными высокими частотами, что дает дереву гнусавый призвук.
Полисандр - характерна очень высокая скорость звука и широкий гармонический диапазон. У этого дерева очень богатые низы и в месте с тем довольно неплохие средние. Он Глушит высокочастотные обертона, выдавая сильный основной тон. Используется это дерево в основном для накладок на гриф, поскольку оно еще и очень прочное и дорогое. Топы из палисандра добавят сустейна инструменту.
Черное дерево - обычно используется как накладка на гриф у гитар высшего ценового диапазона. Дерево довольно плохо проводит вибрацию, особенно высокие частоты, поэтому оно используется как накладка, вроде как меньше влияет на звук инструмента.
Ясень - прочный и тяжёлый материал. Очень резонансное дерево по всем диапазоне частот, оно обладает чистыми верхами, подчеркнутой серединой и сильным низом. В средних частотах наблюдаются случайно распределенные провалы. Для бас гитар отлично подходит болотный ясень.
Ольха (Тополь - разновидность ольхи) сглаженные низкие и высокие частоты и приподнятая середина. Используется для производства дек гитар. Довольно легкое.
Для липы характерны проваленные низы и сглаженные высокие частоты. Легкое дерево. Не смотря на свое английское название BassWood оно не подходит для производства бас гитар, хотя весьма неплохо для соло электрогитар.
Итак, вот на основании всего вышесказанного можно подытожить, что наименее для производства бас гитар подходят ольха и липа. Если вы хотите более подробно узнать о музыкальных свойствах различных пород дерева, отсылаю Вас к статье "Звучание дерева «гитарных» пород" на сайте http://www.guitar-club.ru/__Pict/wood/GuitarWood.htm.
Да еще немаловажный факт, Вы наверно знаете, что обычно гитары не изготавливают целиком из одного куска дерева. Производители обычно склеивают вместе несколько досок, комбинируя таким образом свойства разных пород. Например дека моего ибанеза склеена из 2-х кусков клена, а гриф - из 3-х, плюс накладка из полисандра.
Вдогонку вопроса про дерево хочется затронуть вопрос слушателя NuпЪ, который интересуется влияет ли способ крепления грифа на звучание гитары. Ну что можно сказать? Конечно влияет. Во-первых влияет на сустейн. По сустейну - сквозной гриф обеспечивает более долгое звучание инструмента, потом идет клееный гриф, и самый маленький сустейн у грифа на болтах. Во-вторых материал сквозного грифа наиболее сильно влияет на звук всей гитары. Причем, для гитар со сквозным грифом характерен гнусавый оттенок. Который производители пытаются корректировать накладкой и приклеиваемыми боковинами корпуса.
Ibanez Limited Edition Ashula Bass
От деревянных тем переходим к новостям. И вот хочется мне поговорить об одной не совсем обычной бас гитаре. А называется она Limited Edition Ashula Bass производства фирмы Ibanez. Идея заложенная в эту гитару довольно оригинальна. Инженеры Ibanez сумели совместить несовместимое. Они объединили в одном устройстве обычную и безладовую бас гитару. Представьте себе шестиструнную бас гитару. Теперь представьте, что кто-то взял и сточил напильником лады под двумя нижними струнами. Таким образом часть струн имеет под собой ладовые порожки, а часть - нет. Согласитесь довольно оригинально, хотя идея в общем-то лежит на поверхности. Пятая и шестая струна, насколько я понял из рекламного ролика такие же как третья и четвертая (D и G). Ссылка на ролик как всегда в шоунотах на сайте basslife.ru (http://www.ibanez.com/news?ceId=2914&cat=4). Из интересного для безладовых струн у бриджа установлен отдельный звукосниматель SONIC ARCH MINI. Также на борту имеются два регулятора, которые позволяют управлять сигналом с этого звукоснимателя. В общем очень-очень интересный инструмент, особенно для любителей безладовых гитар.
Странный концерт
Следующая тема из раздела проверено на собственной шее. Зарекались мы уже играть по клубам среди недели да еще и летом, но вот опять дернула нас нелнгкая и вот в одну из прошлых сред был у нас очередной так называемый концерт - играли мы небольшой получасовой сет на одном из местных фестивалей. Все как всегда - намечается сейшн, в группу вконтакте падает приглашение, ни на что особо не надеясь кидаем заявку на участие. Предполагалось что отбор будет производится голосованием в группе вконтакте. Особо не запариваясь сливаем это голосование, но неожиданно для самих себя оказываемся в списке участников. Основная замануха-стимул - возможность по резултатам поехать выступить на Уральский рубеж. Интересно. В-общем посмотрели мы, как раз песня новая подоспела - хорошо бы обкатать в боевых условиях, ну и решили поучавствовать. Сразу скажу что никаких иллюзий у меня на счет публики не было - ну кто летом в жару в Самаре пойдет в клуб, когда тут до пляжа три шага. В-общем ожидания оправдались. Зал конечно не был совсем пустым, пришло несколько друзей, но все же ни вот тебе 200 человек на квадратном метре. Так вот, концерт получился наистраннейшим. Первая странность абсолютно неожиданная и мне непонятная.
Не знаю как обстоят дела в ваших городах, дорогие мои слушатели, а у нас в Самаре так повелось, что группы на концерты приходят со своим железом, ну то есть с барабанными тарелками. Еще возможно рабочий барабан свой и педаль требуется - но это варьируется от клуба к клубу. И вот в среду оказывается что из всех присутствующих групп железо есть только у нас. Да что за нафик. Никакого особого желания давать тарелки незнакомым людям у нас естественно не было. Ресурс их весьма ограничен, да еще фиг знает как по ним эти барабанщики лупить будут. Но деваться-то некуда. В общем, скрипя сердцем развесили свои тарелки. И дали на них поиграть группам, которые шли по списку до нас. Потом оказалось, что у ребят, которые выступают после нас тоже нет железа. Ну тут уж мы послали всех лесом и уехали. Железо они потом все же нашли где-то и доиграли концерт. В-общем жесть какая-то.
Болезни музыкантов
Вторая странность, о которой я хотел бы сегодня расказать и возможно пофилософствовать - это болезнь музыкантов накануне выступления. Да, такое тоже случается. Позвонил мне утром в среду в день концерта наш соло гитарист и мертвым голосом сказал, что не может учавствовать в мероприятии по более чем уважительной причине. У нас в группе два гитариста, поэтому мы решили сыграть материал в неполном составе. Довольно интересный получился опыт концертной игры в одну гитару. Наш второй гитарист, а точнее гитаристка просто блестяще справилась. Она за три часа выучила несколько соло, так что мы не ударили в грязь лицом, хотя и звучали немного пустовато. Так вот, собственно, все мы живые люди, и случается, что кто-нибудь из нас болеет в самый неподходящий момент. Помимо расскзанного случая случалось нам играть и при огромной температуре и практически без вокалиста и гитарист у нас со сорванной спиной как-то выступал. Так вот собственно вопрос. Как и можно ли обезопасить себя от таких несчастий. Имеет ли право группа послать всех нафик и сказать - ребята, изаините - сегодня ну никак не можем. Конечно, тут нужно помнить и о финансовой ответственности и о своей репутации, и о тех людях, которых Вы возможно подставите таким своим решением. Клубов в нашем городе ни так-то и много и срывать концерты, ссорясь с арт-директорами как-то не очень разумно. С другой стороны, нужно подумать и о людях которые пришли на вас посмотреть и тут тоже не все однозначно. С одной стороны если вы не выступаете - вы их кидаете, с другой стороны - если Вы выступаете - вы их тоже кидаете, поскольку зрители получают не совсем то, чего ожидали.
Я все же склоняюсь к мысли, что играть запланированный концерт нужно в любом случае, но нужно заранее подстраховаться, сделав отсутствие музыканта как можно более незаметным. Конкретно для нашей группы - отсутствие одного гитариста - не смертельно. Отсутствие баса - ну наверно тут можно поколдовать с эквалайзером и сделать звук одной из гитар более низким... нужно будет как-нибудь на репе опробовать такую конфигурацию. Ну или можно временно вручить бас кому-нибудь из гитаристов. Отсутствие барабанщика - плохо, но в принципе можно сыграть под минус, тем более набрать барабаны не так уж и сложно, а у нас, так вообще все наши композиции в Guitar Pro имеются. Помню группа SLOT у нас тут пару лет назад выступала так без барабанщика, народ в приципе доволен остался. Вокалист - тут труднее всего. Или петь кому-то из оставшихся в строю участников коллектива, как делали Iron Maiden на заре своей карьеры. Или пригласить сессионного вокалиста. Мы один раз так играли, когда место нашего вокалиста на время занял наш хороший друг Миша из группы 6Che. Вообще приглашение сторонних музыкантов, если есть такая возможность и позволяет время, может стать выходом.
Использование некачественных гитар при обучении
Еще одно размышление на которое натолкнул меня прошедший концерт, касается использования некачественных гитар при обучения. На эту тему меня натолкнула дискуссия, которая разгорелась вконтакте. Так вот, там одна девушка с пеной у рта доказывала, что гению не важно на чем играть. Подлинный талант он настолько велик, что позволяет волшебно играть на чем угодно, будь то мажорный Fender или менее мажорный Урал. Бред конечно полнейший и человек абсолютно не понимает о чем говорит. Побочным выводом в ее рассуждениях был тезис, что не важно на чем учиться играть - было бы желание. Покупай самую дешевую гитару и вперед в бой. Вот с этой позицией я категорически не согасен, причем тоже исходя из своего горького опыта. Нет я не говорю, что время проведенное за освоением, скажем, Урала потрачено совсем впустую. Вы, безусловно чему-то научетесь, но вопрос в том насколько оправданы будут Ваши мучения. Начиная свой творческий путь с дешевого ширпотреба вы сами роете себе ямы. Во-первых - вы довольно сильно затягиваете время освоения инструмента. Например я в свое время был просто поражен насколько удобнее играть на Jolana, чем на лопатоподобном урале, на который я убил несколько месяцев. Во-вторых играя на лопате Вы не видите своей технической грязи. Как правило, дешевые звукосниматели не отличаются особой четкостью и вы просто не слышите всех тех призвуков, которые создают ваши пальцы. И вот вся эта грязь вылезет на ружу после покупки нормального инструмента. По сути Вам придется переучиваться заново оттачивая казалось-бы уже отточенную технику. Так что совет, не начинайте с дешевок. Лучше подкопите денег и купите сразу что-нибудь вменяемое.
Александр Ледков © 2010