BassLife Podcast №24 - Струны для бас гитары
|
Растекстовка
Спонсор выпуска: Струны для бас гитары - доставка струн по России.
Alex: Сегодня у нас не совсем обычный выпуск, поскольку происходит он в походных условиях и кроме того я тут в импровизированной студии не один, со мной гость – хорошо известный всем обитателям нашего форума товарищ Dark Sun.
Dark Sun: Всем доброго времени суток!
SoloEtte Little Thumper Nylon Bass
Alex: Давайте начнем, как всегда, с новостей. Есть у меня одна новость про походные бас-гитары. Не ровно дышу я к этим инструментам, поскольку несколько лет назад пытался сам изготовить такую штуку, но у меня по понятным причинам ничего не получилось.Американская фирма SoloEtteвыпустила travel бас гитару. Эта фирма на протяжении последних 20-ти лет занимается производством походных гитар, то есть инструментов, основное назначение которых практика во время поездок. Гитара имеет 4 нейлоновых струны. Длина мензуры 27''(70 см), весит инструмент 1,5 кг, так что не будет сильно обременять. Купить гитару можно напрямую на сайте производителя ее цена - $925. В ценну входит дополнительный набор струн и мягкий кейс.
Не секрет, что основным препятствием изготовления маленьких бас гитар является невозможность нормального использования металлических струн. В Thumper Nylon Bass используются нейлоновые струны, похожие на струны аккустической гитары, только более толстые. Колебания снимаются специально разработанными звукоснимателями. Такая комбинация особых струн и особых звукоснимателей по словам производителей позволяет получать глубокий рычащий звук. Любой бас гитарист сможет без труда освоить этот инструмент.
Поскольку Little Thumper Nylon Bass походный бас для практики, вполне логично что внутри него установлен предусилитель и выход для стереонашуников. Сам инструмент изготовлен из цельного куска Hard Rock Maple. Бас не боится перемены климата. Рамка изготовлена из алюминевого стержня покрытого черным полеуретаном. Питается бас от 9В батарейки. На корпус выведены регуляторы громкости и тона.
www.soloette.com
Слава, скажи, ты когда-нибудь задумывался о том, что бы взять с собой бас, когда едешь в отпуск или на природу?
Dark Sun: Я пару раз брал с собой бас-гитару, когда ездил в отпуск или к родным, но в итоге пришел к выводу, что лучшая переносная бас -гитара – это губная гармошка.
Alex: Основной вопрос, который у меня всегда возникает и который меня беспокоит, когда я слышу о подобных поделках (это уже не первая travel бас гитара, которую я вижу), это собственно ощущение от игры, ведь гитара покупается прежде всего для того, чтобы ты мог где-то попрактиковаться, то есть повысить свой уровень. А здесь нейлоновые струны, наверное, все-таки ощущения будут немного другие.
Dark Sun: Не знаю, в таких инструментах, которые для дороги, для самостоятельных занятий, мне кажется, в первую очередь, важна геометрия и жесткость, то есть, чтобы примерно он повторял контур инструмента. Тут мензура меньше, поэтому не знаю, спорное на самом деле заявление. Бас-гитара вообще такое явление, которое очень трудно сделать компактным и небольшим, будь то электрический инструмент или уж тем более акустический. Сколько дискуссий ведется на тему того, что очень неудачные попытки сделать акустический звук акустической гитары, потому что элементарно размера корпуса не хватает для резонатора. До контрабаса ей далеко. Некоторые считают, что даже контрабас не выдает полностью весь диапазон обертонов для этого строя, поэтому что уж говорить о корпусе басгитары акустической! В основном, мне кажется, эти инструменты ориентированы на электронные пьезодатчики звукоснимания.
Alex: Собственно, так и говорят, что в этих гитарах все завязано на инновационные звукосниматели, но вот если говорить об акустике, ты на акустике играл или играешь?
Dark Sun: На бас или гитаре?
Alex: Нет, на обычной акустической гитаре?
Dark Sun: Нет, я все раздарил, чтобы играть только на басу.
Alex: Кто играет, наверное, знают, что есть железные струны, есть нейлоновые струны. Я думаю, здесь ситуация примерно такая же и ощущения, когда играешь (я в далеком детстве пытался освоить акустическую гитару) довольно разные.
Dark Sun: Я тебе могу сказать следующее: нейлон – он мягче. Мензура – короче. Если мензура короче, значит, натяжение сильнее. Я думаю, что они вот этим способом достигают натяжения, как на бас-гитаре.
Alex: Я сомневаюсь, что тут такое же натяжение.
Dark Sun: Плюс-минус. В общем, если для себя, я бы себе такой инструмент не брал – в дороге лучше читать книжки, общаться с друзьями, играть на той же обычной акустической гитаре – это довольно хорошо распространяет кругозор, расширяет его, проявляет новые идеи. Морочиться с тем, чтобы несколько часов в дороге все равно поиграть на басу – это надо быть совсем уж безумным фанатиком.
Alex: Не знаю, фанатик или не фанатик, но когда после месяца отдыха я приезжаю домой, беру бас-гитару, то навык заметно падает.
Dark Sun: Зато хорошо повышается голод и очень стимулирует! Везде есть свои плюсы и минусы.
Alex: Ладно, переходим к следующей новости.
Звукосниматели Aguilar Amplification AG 5J-60
Фирма Aguilar Amplification анонсировала выпуск звукоснимателей AG 5J-60 для 5-ти струнной бас гитары. Чем интересны эти звукосниматели. Производитель заявляет, что ему удалось создать звучки в полной мере передающие дух и динамику Fender Jazz Bass 1963 года выпуска.
Вообще звукосниматели изначально проектировались для замены стандартных звукоснимателей Fender Jazz V. Установить эти звукосниматели можно на любую пятиструнную гитару, при этом производитель рекомендует использовать Aguilar’s OBP on-board preamps. Можно купить боиджевый и нековый звукосниматель. Цена устройства 189$.
www.aguilaramp.com.
Dark Sun: Опыт замены звукоснимателей у меня был. Операция замены прошла успешно, замена была вызвана попыткой заэкранировать звучки, а экранировал я неудачно, поэтому собственно и менял, но замена прошла отлично. Я менял на своем Fender звукосниматели с родных японских на Seymour Duncan. Стали четко, очень ровно, схемотехника вся та же. Все мелочи продуманы, проводка уже изначально проложена, то есть буквально двумя точками паяльника звучки стали и безо всяких проблем и начали выполнять свои функции.
Alex: Получил удовольствие от нового звука?
Dark Sun: Еще как!
Alex: Я тоже собираюсь в скором времени проделать эту операцию, но пока не выбрал себе звукосниматель. Если говорить о Fender, ты свою гитару в России брал?
Dark Sun: Да я за своей гитарой ездил в Москву. На самом деле гитара бралась из логики, там в исключительном состоянии была деревяшка (инструмент довольно старый – 1988 года) то есть механика и звукосниматели изначально были не в очень хорошем состоянии. Брал я ее с расчетом на то, что в перспективе все буду менять. Брал я ее в 2005 году, окончательного варианта сборки он достиг вот этой весной, когда из Америки ко мне приехали хипшотовские колки с детюнером и наконец-то инструмент предстал в конечной фазе, в которой я хотел его видеть.
Alex: Приятно, что Америка действительно становится к нам ближе. Я тоже недавно был в поиске – хотел посмотреть какой-нибудь доступный Fender бас на e-bay аукционе, но к сожалению они – дискриминируют Россию, не хотят высылать более-менее приемлемые инструменты к нам на историческую родину. Не знаю, может, тоже куда-нибудь смотаюсь и что-нибудь присмотрю. Вообще у нас гитарист покупал через e-bay себе гитару. Пришла она из Америки довольно быстро и как-то он дешево отделался – за 20 000 он взял себе очень приличную гитару, которая у нас, наверное, стоила бы все 40 000.
Струны для бас-гитары
Собственно от новостей давайте перейдем к теме, которая и подвигла нашего Dark Sun прийти ко мне в гости и поговорить. Это струны для бас-гитары. Поговорим сначала про устройство струн. Что же такое струны для бас-гитары?
Конструкция струны, форма оплетки
Dark Sun: Струна для бас-гитары в принципе является аналогом струны для гитары, то есть, это центральная жила, покрытая обмоткой. Если обратиться к истории, бас-гитара как таковая появилась в 60-х годах, сделал ее Лео Фендер с мыслью дать возможность контрабасистам не стоять в углу сцены с большой «собачьей будкой», как ее тогда называли, а как-то принимать участие в общем действии. Благо, гитаристы получили хорошую динамику, а вот басистов судьба обделила. Тогда миру предстал Fender precision bass – первая бас-гитара. Она на самом деле была не первой бас-гитарой, но первой бас-гитарой, которая вышла на поток и получила широкое применение. К тому моменту бас-гитарных струн как таковых не было, струны на контрабас были не металлические, они делались из бычьей жилы. В связи с этим возникала проблема со звукосъемом , так как электрические звукосниматели естественно это звук не принимали. Тогда Лео выбрал такое элегантное решение: участки струн в районе звукоснимателя были сверху покрыты металлической обмоткой. Позже, конечно, пришли к мысли о том, что всю струну можно делать стальной. Так появилась текущая конфигурация струны, то есть центральная жила, а поверх нее оплетка. Изначально оплетка была плоской, звук был очень близок к контрабасному, но и тогда время такое было, звук такой от инструмента требовался. Если кто следит или знает музыкальную историю, 60-е года – это расцвет джаза, как такового джаза электрического, появление фьюжна, то есть инструмент в первую очередь был востребован на этих фронтах. Потом он уже начал перетекать им в другие стили. Некоторое время после компания Roto San предложила вариант, когда оплетка была не плоской, а круглой. Когда я узнал этот факт, для меня это было несколько сюрпризом, потому что я думал, что первое решение – это мотать проволоку, а проволока круглая. Оказалось, нет, изначально была плоская, круглую начали делать после. Звук получился намного более яркий и более четкий, инструмент благодаря этому начал более «читаться», но соответственно музыканты получили приятный бонус в виде скрипа от рук, от пальцев и многочисленные артефакты.
Alex: Не знаю, мне нравится, когда пальцы скрипят – получаешь такой некий кайф – ведешь по струне, а она так заводит поскрипыванием.
Dark Sun: Тут все хорошо в меру, то есть в определенных композициях это тянет, а в определенных композициях этого не надо. И вот когда не надо, а тебе надо это максимально замаскировать, ты начинаешь воистину понимать, что такое прелести звукоизвлечения.
Alex: Полукруглая обмотка?
Dark Sun: Естественно рано или поздно музыкантам захотелось компромисса, потому что плоские струны давали минимум по шумам. Плюс ко всему – эти инструменты можно было применять на безладовых инструментах. Да, плоские струны, полу плоские синфлэты – в них сочетается два хороших качества от обоих этих струн, от плоских они унаследовали относительную бесшумность, от круглых они унаследовали яркий звук. Это отличный компромисс для людей с безладовыми инструментами, которые хотят от них яркого звука. Именно такие струны стоят у меня дома. Я очень рад, что их нашел и не знаю, где найду еще!
Alex: Еще один факт, о котором ты или не успел, или забыл сказать, что если круглые струны поставить на безладовый инструмент, наверное, гриф у тебя очень быстро съестся.
Dark Sun: Да, есть такой эффект, в инструменте, как раз когда я его покупал, по струнам си и ми были заметные дефекты от струн с круглой обмоткой. Предыдущий хозяин не заморачивался настолько, не стал искать долго плоские струны и поставил круглые, потому что дело не в том, что в Самаре очень трудно достать комплект плоских струн, дело в том, что инструмент шестиструнный и шесть плоских струн найти крайне проблематично вообще в принципе.
Alex: Я, кстати играл, когда только начинал осваивать бас-гитару, на плоских струнах, то есть ничего не зная, пошел в магазин, попался мне плоский комплект. Было довольно интересно, но по ощущениям – мне не понравилось играть на плоских струнах.
Dark Sun: По ощущениям звука или по физическим ощущениям?
Alex: По контактным ощущениям, когда пальцы касаются струн, мне нравится, когда они круглые, как будто цепляются за пальцы. Мне кажется, ты больше контролируешь струну, когда она более шершавая.
Материал из которого изготавливают струны для бас гитары - сталь vs никель
Dark Sun: Дальше, я думаю, можно поговорить о материале обмотки. В основном, на рынке сейчас встречаются никелированные струны и стальные струны. По крайней мере, это те, с которыми чаще всего встречаюсь я и с которыми у меня есть возможность определиться, какие из них выбирать. Если говорить о материале, деление у меня в голове достаточно простое.
- Сталь более яркая, более напористая, у нее более жесткое звучание, она более прямая, как я это называю, то есть у нее звук один – четкий, ровный, в очень небольшом диапазоне.
- Никель звучит немного помягче, как бы пошире. По моему опыту, с теми струнами, с которыми я сталкивался, более широкий диапазон звучания и частот снимается, что в принципе может быть и хорошо. Но нет тех напористых и ярких звуков, которые есть в стали и которые нужны в определенных стилях.
Alex: Да, тут все зависит от стиля игры, где ты играешь, какие композиции, чего хочешь добиться. Вот и я, честно говоря, как-то на материале никогда не заморачиваюсь, то есть я пока в поиске, примерно смотрю струны, которые мне нравятся – по производителям, по толщине и беру какой-то комплект из имеющихся. Какого-то четкого представления о материалах у меня в голове нет. Спасибо, что дал свои комментарии.
Сердечники у басовых струн
Dark Sun: Про сердечники с точки зрения звучания, честно, ничего не знаю. Я знаю, что в основном они бывают круглые и шестиугольные. Разные производители держатся разного кредо: кто-то говорит, что лучше круглые, потому что больше площадь контакта обмотки с сердечником, другие говорят, что лучше шестиугольные, потому что об углы сердечники цепляются, что лучше передает звук. При этом производители круглых сердечников говорят о том, что нет зазоров между сердечником и обмоткой, поэтому там меньше скапливается грязь. Вот тут я ничего не могу сказать, я даже не знаю, какой сердечник на каких струнах!
Alex: Я точно знаю, какой сердечник на моих последних струнах. У нас с тобой круглые сердечники. Поскольку тоже я искал ответ на этот вопрос в свое время, но тоже его не нашел. Если кому-то из наших слушателей известно, как влияет форма сердечника на получаемый звук, то, пожалуйста, отпишитесь и просветите нас. Единственное, что мы можем сделать, это купить два более-менее похожих комплекта, надеяться, что толщина обмотки там одинаковая и сравнить звучание на каком-нибудь стенде. Но времени это потребует очень много и деньги тоже будут выкинуты на ветер.
Dark Sun: В одном – на ветер, в другом – довольно интересный эксперимент, ведь комплекты все равно можно использовать. В этом плане мне кажется сложнее, потому что эксперимент по сравнению материалов я проводил. У меня была возможность, так как у нас в городе довольно широкий спектр струн D'addario. У меня была возможность купить два одинаковых комплекта по толщине и по модели, но разного материала, одного производителя соответственно. Не уверен, что можно такой же чистоты эксперимент провести с сердечником, потому что форма сердечника несколько привязана к производителю, то есть производители держаться своих стандартов. Поэтому, скорее всего струны будут разной марки и даже если они будут одной толщины, то уже говорить об одном типе звучания довольно трудно.
Селиконовое покрытие струн
Alex: Здесь я с тобой не соглашусь, поскольку выпускают и такие, и такие сердечники, встречались мне струны. Вот еще такой момент, например, струны Еlixir. Насколько я помню, они покрываются сверху слоем силикона, как заявляет производитель. Говорят они, что это влияет на долговечность струны, что она больше сохраняет свои свойства, то есть дольше звучит ярко. Но с другой стороны, после долгой игры она начинает «мохриться», если играть медиатором или активно сильно бить по струнам. Какие-то еще бонусы от силиконовой струны ты видишь? Был опыт?
Dark Sun: У меня был опыт со струнами Еlixir. Действительно, я хочу подтвердить, сколько я на них играл, (на самом деле не очень долго, это был мой первый комплект, как раз на Fender он стоял), потому что по простоте душевной я купил очень тонкий комплект. Еlixir сами по себе очень яркие струны, в сочетании с тонкой толщиной они дали просто пробивающий звук, который не вязался ни с одним стилем, которые я играл на тот момент, поэтому мне пришлось от них отказаться. Факт, что я проиграл на них месяца четыре, и на тот момент эффекта замыливания я не ощутил. Конечно, может быть тогда я не был так избирателен в звуке, но, снимая их, я думал, что на них еще можно играть. На данный момент я играю на комплекте DR Black Beauty’s, они также идут с покрытием, но ощущение нескольку иное, чем у Elixir. Если у Elixir есть впечатление того, что струна покрыта вся, ты ощущаешь ее близко к плоским струнам, даже не смотря на то, что она круглая, есть ощущение скользкости под пальцами. Такое чувство, к которому я так тогда и не смог привыкнуть. Наверное, многие, кто пробовал эти струны, его ощущают, они либо нравится, либо не нравится. У DR такого ощущения нет. Такое ощущение, что обмотка просто элементарно покрашена и пальцами никак не ощущается. При этом эффект от того, что струны дольше звучат, присутствует. Я в покрытии именно этот плюс ощутил.
Alex: Кстати, предпоследний комплект, на котором я играл, был именно Elixir. Я с него тоже перескочил на DR. Так вот ощущения у меня были самые неприятные почему-то. У меня было такое впечатление, что после гладенького ровненького Elixir DR вся бугристая и кривая. Когда ведешь по ней пальцами, то просто застреваешь где-то посередине.
Dark Sun: А от Elixir у тебя не было ощущения, что ты пальцами в слизи копаешься?
Alex: Нет, от Elixir было в принципе нормальное ощущение, а тут я довольно долго привыкал к DR. Но сейчас уже все нормально, но на тот момент я ощутил дискомфорт некоторый.
Толщина струн для бас гитары
Alex: А теперь давайте поговорим о самой заметной маркировке, о толщине струны.
Dark Sun: Самая любимая всеми тема.
Alex: Ты на каком комплекте сейчас играешь?
Dark Sun: Сейчас у меня стоит два комплекта. На Fender у меня стоит мой любимый комплект 50-110 - D'addario, модель к сожалению не помню.
Alex: Вот у меня на столе такая, наверное, лежит. Я как раз себе прикупил комплектик, чтобы поставить. Наверное, нечто такое?
Dark Sun: Нет, у меня немножко другая модель, потому что у меня 50-70-90-110.
Alex: А я себе купил 50-70-85-105.
Dark Sun: Комплект, как мне сказали, для извращенцев. В момент, когда я первый раз пытался найти его в Самаре, я обошел все магазины. Нигде такого не было. Знакомый басист, который работает в музыкальном магазине, сказал, что для меня он его привезет. Никто сюда такие не возит, потому что никто в основном такие не берет. Я был безумно счастлив, когда в одном магазине мне попался комплект DR именно моего любимого диаметра. До этого я играл на D'addario. Перешел я на более толстый комплект, потому что мне нравится сильное натяжение струны. Возможно, эта привычка у меня появилась после игры на контрабасе. Хочется, чтобы под руками я ощущал довольно серьезное натяжение. При этом звук дается очень мощный, плотный, напористый. Некоторые считают, что толстые струны непригодны для слэпа. В тех количествах, в которых я его использую, он мне не мешает, но использую я его крайне мало. Толстый комплект струн – это мой выбор. Первый раз я вопросом о толщине струн я задался, когда мне пришлось играть в строе/D. Соответственно струна ми была опущена на тон ниже и провисла, как тряпка. Придя в магазин и объяснив свою проблему, мне объяснили, что мне нужна более толстая струна. Тогда я купил комплект GHS специальный, сейчас калибр уже не помню, но я помню, что именно струна ми там была более толстого диаметра, чем обычно.
Alex: Я помню ситуацию, когда я тоже играл, но не в /D, тоже пришлось мне искать струны, но такого умного продавца я не нашел. Я просто купил несколько комплектов разной толщины, чтобы как-то свои ощущения попробовать. Тут я уже пришел к 50-ке, потому что эти струны мне в принципе нравятся. Сейчас вернулись обратно в ми, и я купил 45-тый комплект. Сейчас у меня стоит тоже DR, но как-то не прет, буду переходить опять на толстые струны.
Dark Sun: На пятиструнном у меня стоит комплект стандартный, по крайней мере то, что я для себя называю стандартным, 45-125 – средняя толщина, но мне ее по ощущениям мало. Буду искать более толстый комплект. Но я уже знаю, что ждет меня довольно долгий и трудный поиск. Я к нему готов.
Alex: Кстати, не надо забывать про e-bay. Всегда можно заказать комплект там. Струны легко шлют в Россию, в том числе в Самару. Большой проблемы нет.
Dark Sun: Не спорю, но у меня подход к музыке такой – я предпочитаю не искать, я предпочитаю играть.
Alex: Одно дело, обежать 20 магазинов в поисках струн. Это называется не искать, да?
Dark Sun: Почему? У нас магазинов, во-первых, намного меньше, во-вторых, их ассортимент я более-менее знаю, телефоны тоже. Поэтому процесс превращается в значительно более короткий.
Alex: То есть ты за глубокую интеграцию с магазинами?
Dark Sun: А что делать? Нет, на самом деле я не за глубокую интеграцию с магазинами. Я за глубокую интеграцию с самим собой и со своим временем. Если ты знаешь четкий поток, откуда и как ты можешь заказывать какие струны, это не вопрос. А заморачиваться с тем, чтобы откуда-то заказывать комплект, который ты пока еще не знаешь... Может быть в этом есть плюс, а может быть нет. Я не знаю, я еще не решил. Я просто еще не исследовал вопрос, где мне брать такой комплект на пятиструнный инструмент. Единственный вопрос, которым я заморочился, это могу ли я найти такой же комплект DR. К сожалению, комплект DR 50-110, я имею в виду четыре струны, существует. Комплекта 50-130 не существует. Есть отдельно 130-ая cтруна, то есть придется покупать сначала 4 струны, потом покупать еще одну. Благо, из Америки это можно прислать. Вопрос не только в e-bay, есть очень хороший сайт bestbassgear.com.
Alex: Я думаю, он знаком всем.
Dark Sun: Да, я думаю, очень многие туда заглядывали. У меня о нем исключительно хорошие отзывы, потому что звукосниматель и педаль компрессора я покупал именно там. Но, к сожалению, я не пользовался доставкой, не могу поделиться этим опытом. Мне возили друзья, которые ездили туда либо в командировки, либо в гости. Но сайт заявляет, что он доставляет в Россию. Я в ближайшем будущем планирую поставить эксперимент, возможно именно на струнах. Естественно, хочется сначала на чем-нибудь подешевле, чтобы не пролететь.
Alex: Удачи тебе в твоем эксперименте. У моего друга, который заказал 4 посылки из Америки, одна где-то потерялась на почте и два месяца уже не могут ее найти. Так что тут не все однозначно.
Еще один такой момент, о котором мне хочется напомнить и рассказать слушателям, это о нумерации струн. Я всегда путаю, где первая струна, а где четвертая на моем басу. Так вот, дорогие слушатели, запомните и запишите на стенке. Первая струна самая тонкая.
Dark Sun: Очень хороший способ избежать такой путаницы, ребята, привыкните называть ноты по струнам, то есть ми, ре, соль.
Alex: Но не всегда помогает. Например, смотришь табулатуру, как-то я их всегда цифрами струны пишу. Дело вкуса, я думаю.
Dark Sun: Да.
Пройдемся по маркам
Alex: Пройдемся по маркам. Есть что сказать?
Dark Sun: По маркам, что я могу сказать? Я могу сказать только о том, что держал в руках. Играл я на La Bella, на D'addario, на Elixir, на DR, на Ernie Ball, на JHS играл один раз. Нет, два раза. Первый комплект, который брал я для /D, это был GHS Boomer. Это был первый толстый комплект, который я нашел. Он был 50-115. Тут конечно струна ми отсылала в космос вообще все: всю аппаратуру и всех музыкантов. Когда я играл и когда у меня партия переходила на струну ми, гитаристов просто переставало быть слышно. Поэтому пришлось искать другой компромисс. По впечатлениям про Elixir я уже говорил – они жесткие, яркие, они либо нравятся, либо нет. О La Bella у меня смутные воспоминания, потому что это были инструменты, которые я использовал на раннем этапе, это были самые первые струны, которые я купил сам.
Alex: Прямо великий человек, помнит все свои струны. Я вот точно помню, что у меня были La Bella, но больше я ничего не помню и ничего не могу сказать.
Dark Sun: На самом деле у меня о них точно такие же воспоминания. Я помню просто первое ощущение. А особо у нас в Самаре других моделей и нету. Первым впечатлением об этих струнах было такое, каким может быть первое впечатление о первых новых струнах. Это было «Вах!», я понял, что новые струны стоят того. Конечно, после этого у меня было и первое впечатление от угасания новых струн.
Как часто нужно менять струны на бас гитаре
Alex: Грегор спрашивает об интенсивности их замены. Как часто ты их меняешь? По ощущениям или по времени?
Dark Sun: На самом деле, по ощущениям. Я очень долгое время играл на D'addario. На данный момент для меня это до сих пор остается самым оптимальным выбором с точки зрения соотношения цена-качество и звука. Потому что в данный момент, струны DR, на которых я сейчас играю, довольно проблематично купить в открытой рознице, особенно когда надо срочно. Второе, я несколько разочарован ожиданиями об их долговечности. По крайней мере то, что я читал о них в интернете, они у меня прожили 4 месяца. Схема игры у меня была примерно такова – я ставил струны, где-то месяц они звучат хорошо, нормально, уверенно, без всяких нареканий. После этого месяца на концерты я их кипятил. Я думаю, что это отдельная тема.
Как варить струны?
Alex: Это извращенье!
Dark Sun: Это не извращенье. Я про это могу очень быстро рассказать. У меня про это очень четкая позиция, это довольно налаженный процесс. Струны без покрытия... (к сожалению, с DR я не рискну такой вариант провернуть) Варил я их два или три раза, а после этого покупал новые. Варил я их обычно перед концертами. Раз уж зашел разговор, расскажу про варку. Многие говорят, жить этому или не жить, что, мол, это старое, это «совок», это в советские времена все варили струны, а сейчас можно купить новые… На самом деле, это очень интересный и хороший эффект. Для начала, расскажу рецепт, то есть как я это делаю. Варкой я это называю исключительно из традиции. На самом деле, струны снимаются, сматываются в бухточки, ставятся в кружку железную. Я покупаю средство для чистки струн. Методику инструкции, то есть взять протереть тряпочкой, я не понимаю, у меня не получается так их почистить. Наверное, очень мало терпения. Я полностью этот пузырек выливаю в кружку, сверху наливаю где-то столовою ложку Fairy и заливаю кипятком. В течение пару часов я это помешиваю и обычно оставляю до утра. Утром я промываю, вывешиваю и они высыхают. Получается на самом деле очень хороший эффект. Струны действительно звучат практически как новые. При этом у них значительный плюс, что они уже растянуты, то есть они ставятся на бас и не надо мучится о том, что у тебя поползет строй. Минус в том, что это не новые струны и теряют они звонкость примерно дня за три-четыре. То есть они за три-четыре дня возвращаются в свое предыдущее состояние. Получив такой эффект, очень удобно его использовать на концерте. На концерт ты получаешь комплект чистых струн, которые уже растянуты, они уже не поползут. И в принципе, это не покупка новых. Конечно, это не панацея, то есть два-три раза этот трюк сработает, на четвертый раз уже эффекта практически не будет. Плюс сказывается такой эффект, как усталость струны, как воздействие температурное, то есть тоже перегибать не надо. Для экспериментаторов: один раз я попытался именно сварить струну, то есть поставить ее на плиту. Закончилось это тем, что нагревшись о дно кастрюли, при малейшей попытке что-то с ней сделать, она лопнула. По-моему, я даже толком не смог ее натянуть. Поэтому если вы собираетесь именно варить струну, знайте, что варка производится на так называемой «водяной бане», то есть когда вы ставите кастрюлю с водой, в нее вы ставите следующую кастрюлю и в ней уже варите.
Alex: А спрайтом ты никогда не чистил?
Dark Sun: Нет, спрайт я даже никогда не пил, не то, что струны в него опускать.
Alex: Известная легенда, что спрайт чистит все. Не знаю, проверял кто, не проверял.
Dark Sun: Я знаю, что концентрат кока-колы отлично чистит трубы, практически, как советское средство «Крот» для прочистки труб.
Alex:Вот я как раз сегодня утром прочистил, бутылочки стоят.
Кстати о строе, о том, что строй ползет. Я как-то сравнивал себя с нашими гитаристами, не могу сказать, что после замены струн строй сильно уползает. Один-два раза подтянул и никаких проблем. О себе могу сказать, я меняю струны, варить я никогда не пытался, когда какой-то важный концерт, я иду в магазин, покупаю комплект и где-то за неделю-за две до концерта стараюсь поменять струны. Тоже, по-моему, нормальный подход к замене.
Dark Sun: В этом плане мне кажется, самый нормальный, самый правильный подход – замена струн за неделю до события, вполне дает достаточно времени, чтобы их растянуть, разыграть и быть за них довольно уверенным.
Alex: Да, струны не должны стоять, на них нужно играть всю эту неделю.
Dark Sun: Вообще не нужно, чтобы струны стояли, это же не носки.
Alex: Да, кстати, шли мы по брендам, и отвлеклись. Я помню, что когда-то использовал струны Fender. Не было опыта?
Dark Sun: Нет, не было.
Alex: Вот первый комплект, которой я купил по незнанию, были именно струны Fender. Они, помню, были в рыжей упаковочке, вполне достойные, приемлемые струны. Ничего плохого о них сказать не могу. Возможно, просто не помню. Гитара тогда у меня была довольно слабая, но какой-то звук они вытягивали. Мне тогда хватало. Еще недавно я наткнулся на такую фирму, называется она Forte.
Dark Sun: Ничего не слышал.
Alex: Это русские струны. Не знают, делают ли они в России или, как все нормальные фирмы, заказывают партию на заводе, D'addario например. Но факт остается фактом. Струны эти есть, пока в широкой продаже я их найти не могу. Можно заказать на сайте, но пока не списался. Наверное, через некоторое время куплю себе комплектик и поделюсь впечатлениями. Люди, которые на них играют, говорят, что неплохие вполне достойные струны. Стоят они приемлемые деньги.
Dark Sun: В плане интересных читов по поводу струн, могу рассказать такой опыт. Есть, как мы уже говорили, марка струн GHS. Столкнулся я с такой темой. Есть струны Lackland. Те, кто знает, Lackland – это фирма, производящая бас гитары, счастливым обладателем одной из которых я являюсь. У них есть и струны своего производства. Вернее они не своего производства, они сделаны на заводе GHS. Причем они практически один в один являются струнами GHS. При этом они стоят где-то на 1000 рублей дешевле. Причем, как у нас, так и в Америке они дешевле, чем GHS. В чем фишка, я понять не могу. Есть вариант купить один и тот же комплект струн по разной цене.
Alex: Я тебе скажу, в чем фишка. Тот факт, что делают на одном заводе, еще не означает, что делают одинаковые струны. Конечно, оборудование более-менее одинаковое, но толщина обмотки…
Dark Sun: Насколько я знаю, эти параметры у них одинаковые.
Alex: Сырье, из которого изготавливаются?
Dark Sun: Вот это единственное, что может отличаться, наверное. Хотя тоже, я не берусь утверждать это на 100%.
Alex: Вообще есть несколько заводов больших, где все клепают.
Струны переменной толщины
Alex: Еще одна такая тема, о которой мы не поговорили, это струны переменной толщины, то есть когда струна к концу становится боле тонкой – или обмотка становится более тонкой или вообще остается одна жила без обмотки.
Dark Sun: В данном случае я хочу сказать, что такое понятие применимо к струне, которая сужается к бриджу. Некоторые струны сужаются для того, чтобы обеспечить улучшенную намотку. Изначально такая технология была применена у Rotor Sound, струна в месте касания бриджа держалась исключительно на сердечнике. Технология эта запатентована, поэтому струны такие производят только они. Другие производители подхватили идею, реализовав ее тем путем, что к бриджу струны начинают уменьшать количество обмоток, там они становятся тоньше. Вроде как производители заявляют, что при этом увеличивается сустейн из-за лучшего контакта. На это есть разные взгляды, например, производитель D'addario заявляет, что струны они будут делать только одной длины, потому что только такая конфигурация струны может обеспечить равномерное звучание по всей ее длине. Поэтому мне кажется, что это тема технических преимуществ.
Alex: У меня был опыт игры на таких струнах с уменьшающейся толщиной. Какой-то особой фишки, особого отличия от обычных я для себя не вынес. Такой же адекватный комплект.
Струны с тканевой обмоткой у колков
Alex: Еще близкая тема, слушатель Diagens спрашивает, в чем разница между струнами с тканевой обмоткой и без нее? Тут речь идет о ткани на конце струны, где она наматывается на колки. Тут еще один такой момент, почему до конца не мотают – дешевле не мотать до конца! Зачем длинную струну делать? Представляешь, сколько сырья сэкономить можно, если до конца не наматывать!
Dark Sun: Тут тоже есть определенный плюс. Первая моя логика, что толстую струну на колке тяжело настраивать, тяжело наматывать, большое отклонение от радиуса. Тут много минусов, которые утончением решаются. А тканевая оплетка ставится туда для таких целей: уменьшающиеся витки обмотки поверх жилы могут в тех местах расплетаться. Она отстает от центральной жилы и начинает отходить. Сверху она обматывается тканью с целью, чтобы обеспечить дополнительный контроль от разматывания оплетки.
Alex: Наверное, тут нужно взять просто такую струну и посмотреть, до куда эта обмотка идет, что там внутри.
Dark Sun: Я думаю, что это стоит оставить разрушителям легенд.
Alex: У меня, кстати, есть такие струны, на моей старенькой бас-гитаре стоят именно такие струны с тканевой обмоткой. Они сейчас ужасно размохрились. Что касается звука, то на звуке это никак не должно по идее сказываться, поскольку рабочая часть струны та же, никаких изменений в плане звука быть не должно.
Как сломать порожек струнами
Dark Sun: Еще есть несколько аспектов, о которых хочется сказать о струнах. Они, может, не увязываются во всякие тематики рассмотрения, но это жизненный опыт, который научил некоторым вещам. Первое, если говорить о толщине струн и переходе с одного комплекта струн на другие, лично я столкнулся с такой проблемой, перейдя на более толстый комплект, я сломал порожек на своем Fender. Струна с большим радиусом упирается в уголки.
Alex: Она у тебя не входила?
Dark Sun: Судя по всему, либо она не входила полностью, либо она вошла и немного его растягивала. Сначала я сломал порожек, получился скол порожка на струне ми, который мне смогли нарастить и заменить, после этого я сколол уже на струне соль, причем сколол под самый корень, и тут уже пришлось полностью его менять.
Alex: В общем, люди, не затягивайте дурью, берите напильник в руки и вперед, да?
Dark Sun: Если ваше решение играть на толстом комплекте, имейте в виду, что придется несколько распилить.
Alex: Интересный вопрос: а при переходе обратно? Не задумывался?
Dark Sun: О том, что будет некий люфт?
Alex: Да, не очень приятно.
Dark Sun: Может быть. Покупайте две гитары с разными распилами.
Alex: Но это не вариант. Особенно, когда ты в поиске и ты ищешь свой комплект струн, которые тебе нравятся. В принципе я с пятерки переходил обратно на 45, то особых ухудшений звуков я не заметил.
Dark Sun: Вопрос не в ухудшении звука, вопрос в элементарной поломке. Мне кажется, причина именно в этом.
Alex: Да, надо растачивать, прежде чем вставлять, особенно если он не лезет изначально.
Dark Sun: Особенно такая тема может интересна быть тем, кто пытается ставить комплект пятиструнной на 4 струны, когда ставятся струны си, ми, ля и ре. Соответственно струна толщиной 125-130 ставится в канавку, которая рассчитана под струну ми.
Alex: Да. Кстати, можно, наверное, можно легко приобрести порожек. Не так дорого они стоят и меняются в принципе не сложно.
Dark Sun: Если вы не являетесь таким извращенцем, как я, потому что меняя порожек на Fender , мне пришло в голову, что я хочу графитовый. Мне пришлось также заказывать его в Америке. Стоил он 8 долларов, а доставка его обошлась раза в три дороже.
Alex: Ты вообще непонятный человек, с одной стороны кипятишь струны, чтобы сэкономить на покупке новых комплектов, а с другой стороны заказываешь себе какие-то космические порожки из дальних стран.
Dark Sun: Кипячение струн у меня скорее не потому, чтобы сэкономить деньги, потому что струны D'addario не очень дорогие.
Alex: Порыв души?
Dark Sun: Порыв души! Я не знаю, почему я это делаю.
Ключевая мудрость
Dark Sun: И в конце этой темы мне хочется высказать такую мысль, которой я следую, по крайней мере, она для меня верна на все 100%. Вы можете сколько угодно заморачиваться о диаметре струны, о материале обмотки, о материале сердечника, о диаметре сердечника, его форме, если вы не работаете с звукоизвлечением, никакие плюшки от этого вы не получите. На 80% ваш звук состоит из вашего звукоизвлечения. Если вы ищете свой звук, ищите его в первую очередь здесь. А потом уже заморачивайтесь и экспериментируйте со струнами. Никто не запрещает делать это одновременно, но говорить, что выбор каких-то суперструн является панацеей, это в корне неверно. На мой взгляд.
Alex: Ты нашел для себя идеальный комплект, которым постоянно пользуешься?
Dark Sun: На Fender – да, на Lackland – нет.
Alex: Я про себя могу сказать, что я до сих пор в поиске и перепробовал я огромное количество струн. Но до сих пор не устраивает меня, то то не так, то это не эдак.
Dark Sun: Неудовлетворенность – это одно из того, что двигает человечество по пути прогресса вперед.
Alex: Да. А еще лень.
Какие струны выбрать для супер пониженного строя
Alex: Предлагаю затронуть еще один близкий вопрос, который пользователь Flooper задал, насчет пониженной настройки, в частности, он хочет настроить гитару в си на четырехструнке. Реально ли поставить пятую струну от пятиструнки?
Я вообще скажу, когда вы хотите уйти в какой-то сильно пониженный строй, то берите комплект от пятиструнки, выкидывайте самую тонкую струну, распиливайте канавки (не пытайтесь сделать, как Слава!) и ставьте струны, настраивайтесь. Настраивать нужно без фанатизма, ваш гриф прогнется, поскольку ваша гитара не рассчитана на такое сильное натяжение. Нужно немножко ослабить струны, подкрутить анкер. После этого нужно обратно настроить гитару. Попробовать и посмотреть, что будет. Вообще при переходе с одних струн на другие по толщине, по производителям, я обычно отстраиваю гитару, потому что прогиб меняется довольно сильно в зависимости от того, какой комплект стоит сейчас.
Dark Sun: Естественно, подстраивать под каждые струны надо. Я могу от себя добавить, что строй ре и даже строй до вполне достойно звучит даже не четырехструнных толстых комплектах, порядка 50-110. В до я, конечно, без фанатизма играл, но строй ре, соль, до, фа (все струны на тон ниже) Fender с 34-дюймовой мензурой держит вполне достойно и без дополнительных нагружений на гриф. При этом я думаю, что даже сделать строй /до, соответственно до-соль-до-фа, также возможно на четырехструнных комплектах, в которых струна ми 115.
Alex: Да, выпускаются специальные комплекты, DR тоже недавно что-то подобное выпустил (подробнее).
Dark Sun: Да, потому что брать струны от пятиструнки и натягивать их до до-ре, я считаю это вообще неразумным. Но поднять на полтона до строя до может быть еще разумным. Но тут тоже дело без фанатизма. Помните, что ваш инструмент рассчитан на определенный режим работы, на определенный диапазон натяжений. Если вы поставите струны си, ми, ля, ре от пятиструнного комплекта, натяжение будет примерно такое же, как и натяжение при ми-ля-ре-соль, обычном стандартном строе четырехструнной бас-гитары. Больших проблем с прогибом грифа и нагрузкой на него не будет. Для особых извращенцев – можете спускаться еще ниже.
Alex: На этом сегодня будем закругляться. Много мы тут наговорили. Надеюсь, что услышимся в скором времени. Оставляйте свои комментарии, как всегда, на нашем сайте BassLife.ru и предлагайте новые темы, о которых мы, надеюсь, скоро поговорим. Всем пока!
Dark Sun: Да прибудет с вами сила!
При подготовке к подкасту использованы материалы сайта guitar.ru