BassLife Podcast №18 - Пятиструнный бас
- Преимущества и недостатки пятиструнных бас гитар.
- Процессор или примочка
- Как выделиться в группе бас гитаристу.
- Концертные бас гитарные фишки.
- Хранение бас гитары.
Растекстовка подкаста
Пятиструнный бас
Многие себе задают вопросы: «Какая бас гитара лучше – четырех или пятиструнная?», «По каким критериям сравнивать эти гитары?», «Нужно ли переходить с одной на другую?» . Сразу же хочу развенчать миф, который довольно глубоко укоренился в умах некоторых музыкантов, что степень крутости бас гитариста пропорционален количеству струн, которыми он владеет. Это все чушь, не имеющая под собой никакого логического основания. Достаточно, просто посмотреть на «великих» музыкантов, то на чем они играют и станет очевидным, то, что крутость музыканта совсем не связана с количеством струн.
Говоря, о пяти струнной бас гитаре, да и вообще, о бас гитарахс количеством струн больше четырех, очень легко сказать, когда не стоит ее выбирать, когда не нужно покупать такую бас гитару.
Пятиструнную бас гитару не стоит покупать, еслиВы располагаете суммой меньшей, чем 15 – 20 тысяч рублей. В противном случае, Вы рискуете приобрести просто инструмент, на котором не возможно будет играть.
Если, Вы решили приобрести более дорогую гитару, или взять инструмент, который был в пользовании, то здесь, нужно подходить к вопросу более серьезно.
Преимущества и недостатки пятиструнных бас гитар
Начну с преимущества пятиструнной бас гитарынад четырехструнной. Пятиструнка более сложный инструмент, у нее больший диапазон, больше возможности для исполнения. Если Вы собираетесь играть какие-то более сложные партии, если Вы собираетесь активно использовать тепинг в своей игре, если Вы часто скачите с одной струны на другую в своей игре, то конечно имеет смысл посмотреть в сторону пятиструнного баса.
Еще одним преимуществом кроме широкого диапазона и более широких исполнительных возможностей, которые перед Вами открывает этот инструмент – это возможность получить более низкое звучание. Хотя, это преимущество с другой стороны оборачивается и недостатком. Поскольку чем ниже звучание, тем более качественное оборудование Вам понадобится для того, что его нормально обработать и нормально подать зрителю или слушателю.
Еще одним недостатком пятиструнной бас гитары является то, что Вам приходится переплачивать. Вы будете переплачивать за инструмент, не только на момент его покупки, но и вообще по жизни. Поскольку комплекты струн для бас гитары, стоят довольно не дешево, а менять их при активной игре, приходится довольно часто, то Вам все время придется тратить больше денег, чем, если бы Вы владели четырехструнной гитарой.
Таким образом, при выборе инструмента, нужно ориентироваться на свои потребности, – какую музыку Вы играть. Будет ли это скоростная музыка с большим количеством скачков между струнами или это будет довольно медленная или не требующая каких-то очень сложных рифов партия. И вот уже в зависимости от этого стоит ориентироваться либо на четырех, либо на пятиструнный бас.
Лично я, пятиструнную гитару никогда в руках не держал и дело тут не в том, что у не было возможности или не хватало средств ее купить. Нет, как раз и денег, и возможностей было предостаточно, просто особо никогда не возникала потребность в пятиструнном басе. Музыканты, на которых я ориентировался, пользуются четырехструнными гитарами, потому у меня просто не возникало потребности приобретать пятиструнный бас.
Так же часто встает вопрос стилей. Для какого стиля, какая гитара подойдет. Некоторые утверждают, что в джазе пять струн абсолютно не нужны - это скорее для какого-то более тяжелого метала. Хотя существует и противоположное мнение. Я считаю, что к стилю, число струн, никакого отношения не имеет. Вы легко можете использовать четырех струнную бас гитару. Если же Вам очень требуется низкое звучание, Вы можете ее перестроить на тон-полтора ниже, и в итоге Вы получите такой же звук, как если бы у Вас было пятиструнная бас гитара. С другой стороны существует огромное количество бас гитаристов практически в любом стиле, которые используют именно пятиструнный бас.
При выборе гитары, следует ориентироваться на свои потребности, на то, что Вы будете играть.
Процессоры или примочки?
Что же лучше процессоры или примочки? Какие преимущества и недостатки? С одной стороны у меня нет никаких предрассудков к цифровому звуку. На современном этапе развития электроники можно получить цифровое звучание практически неотличимое от аналогового. С другой стороны – сравнивать какие-то гипотетические примочки с гипотетическими процессорами, не говоря о конкретных моделях просто глупо. Это все равно, что сравнивать сферических коней в вакууме, то есть, говорить просто не о чем.
Имеет смысл говорить, о конкретных моделях, о конкретных эффектах. И тут, когда разговор переходит в плоскость сравнения какой-то педальки с эффектом какого-то процессора, нужно понимать, что чудес не бывает и, что цена, она как правило, пропорциональна качеству. Получается, если мы сравниваем какую-нибудь педальку, от фирмы Boss за 4 – 5 тысяч рублей и аналогичный эффект кого-то процессора, который столько же тысяч рублей, то здесь он заведомо проиграет. Поскольку в эту его цену вошли еще и многие другие эффекты, и дополнительные средства. А примочка она полностью заточена, под один эффект. Потому, если Вы точно решили, что хотите использовать эффект и Вы его выбрали, то лучше конечно вложиться и пойти купить примочку. Если у Вас есть много денег, то имеет смысл пойти и купить нормальный качественный процессор. Тем более, Вы будете лишены проблем с подключением на сцене, подключились и играете, а когда используете примочки, то здесь Вам потребуется некоторое время для того, чтобы все обустроить и включить.
Как выделиться в группе бас гитаристу
Как выделиться бас гитаристу в группе? Как играть не просто одну ноту по десять раз, а делать что-то более интересное? Здесь, снова-таки несколько аспектов, если идет речь именно о музыке, о звуке, то рекомендация будет такова: нужно поискать в Вашей композиции такие участки, которые не перегружены солирующими инструментами. То есть такие, где у гитары или у клавишных довольно ровные партии, где нет никаких соло и рифов, и вот в такие моменты Вы можете развернуться, вставить какой-то свой риф, придумать что-то интересное. С другой стороны, если у Вас довольно быстрая музыка и гитаристы постоянно используют те или иные рифы, Вы можете подстроится под какой-нибудь риф и играть, что-то свое в соответствующем темпе.
Еще один способ “подстроиться” к группе в плане музыки - это сыграть на бас гитаре какое-нибудь интро или придумать какую-то партию в концовке.
Если речь идет о концертной деятельности в плане того, как Вы смотритесь на сцене, то тут все еще проще. Вы играете простые партии – у вас преимущество. Мозг не перегружен и Вы можете колбаситься на сцене: можете бегать, можете прыгать, можете поднимать и трясти гитару. При этом Вы будете играть ровно и не сбиваться.
У гитаристов, как правило, встречаются какие-то сложные перегруженные рифы, соло, при этом если гитарист не высококлассный профессионал, он будет сосредоточен, стоять играть вдумчиво или может со страдальческим видом. Вы же со своей простой партией можете легко взаимодействовать с залом, здесь у Вас просто огромный простор для творчества и в плане артистизма. Другой вопрос, дадут ли Вам так вот развернуться Ваши собратья по группе. Так как не всем может понравится, что Вы будете «перетягивать одеяло на себя» , особенно страдают по этому поводу гитаристы, которые привыкли, что все внимание уделяется им. Но в этой ситуации все зависит от группы, нацелены ли люди, на какой-то общий классный результат, или это индивидуалисты, которым плевать на все, лишь бы самим как-то преподнести себя. Если у Вас нормальная группа, если у Вас нормальные единомышленники, то Вы вот таким своим поведением не только сделаете выступление более зрелищным, но и заставите их тоже работать и тоже подтягиваться вслед за Вами. Выдумывать, что-то такое, как-то взаимодействовать с залом.
Концертные бас гитарные фишки
Первая фишка, о которой хотелось бы рассказать – это искусственный флажалет. Это не обычный флажалет, который Вы, наверное, знаете, как делать: пальчиком левой руки чуть-чуть касаетесь струны на двенадцатом ладу, дергаете струну правой рукой, и у Вас получается легкое звучание. Этот флажалет, в принципе, известнее всем и все им пользуются. Но, к сожалению, или счастью, не все знают, что можно извлекать фалажлеты и правой рукой. Вы можете прижать тот же двенадцатый лад, но уже не просто касанием, а хорошо, сильно прижать струну к двенадцатому ладу, на глаз определить середину свободного участка струны, большим пальцем правой руки чуть-чуть коснуться этого места и средним или указательным пальцем поддеть струну. При этом у Вас тоже получится флажалет и будет он еще более прозрачный, еще более легкий.
Интересно смотрится, если Вы играете вот такими флажалетами какую-то мелодию. Левой рукой, Вы зажимаете соответствующие верхние лады на грифе, а правой рукой касаетесь большим пальцем середины свободной струны и поддеваете ее. Получается интересное звучание и со стороны смотреться хорошо.
Еще одну фишку, я подсмотрел у Дмитрия Потапова, он продемонстрировал довольно интересный эффект. Слушал я презентацию его сольного альбома «Эклептика» и заинтересовал меня звук. Сначала я подумал, что он пользуется электронным смычком, но оказалось, что такого звука можно добиться с помощью выкручивания ручки громкости. Он сильно ударяет по струне и потом быстро прибавляет громкость до упора и убавляет ее. В результате получается звук, похожий на звучание смычкового инструмента, на звук виолончели, или на звук электронного смычка. Советую Вам попробовать, звук получается очень интересный.
Следующая фишка, была подсмотрена у гитаристов группы Iron Maiden, условно назовем ее «подтяжка на голове». Если у Вас нет топлока на гитаре, а на бас гитарахих как правило не делают, то Вы можете сыграть открытую струну и пока она звучит, Вы левой рукой сильно нажимаете на струну на голове, то есть где-то между колком и нулевым порожком. Струна в результате натянется и получится такая, довольно интересная подтяжка. При этом Вы можете в это время отвлекать внимание зрителей от своей левой руки, выводить интересные жесты правой рукой. Типа, смотрите какое чудо, я ничего не делаю, а звук меняется!
Следующая фишка была подсмотрена, у самарского гитариста Александра Зубченко, в те времена, когда он играл в группе Rest in Peace. На сцене он вытворял такие вещи: он снимал гитару, располагал ее вертикально, брал ее правой рукой за гриф, подбрасывал и резко хватал, сильно ударяя пальцами по ладам, то есть он играл тепингом, но при этом гитара не висела на ремне, а была в его правой руке. И вот он подкидывает гитару, хватает ее ударяя при этом пальцами по ладам, гитара начинает звучать. Получается, он подкидывает-ловит гитару, она ходит вверх-вниз и довольно интересно все это выглядит.
Следующий трюк, был подсмотрен у Алика Грановского, на одной из концертных записей, и касается эта фишка – слайда. Гитара располагается вертикально и делается слайд, при этом, слайд делается не как обычно. Вы не водите левой рукой по грифу. Левая рука остается неподвижной, а правой рукой, Вы беретесь за низ гитары и поднимает или опускаете ее, в зависимости от того, какой слайд Вам нужен. Смотреться это тоже очень оригинально.
Еще одна фишка, но это уже по следам посещения концерта группы «Мастер» - это выбегание музыкантов в зал (если Вам позволяет сцена и позволяет публика). При этом на бас гитаре должна быть установлена радиосистема. Музыкант продолжая играть выбегает в зал, начинает зажигать вместе с публикой: веселиться, танцевать. Люди такому очень радуются, и все проходит на позитиве.
Хранение бас гитары
Многих интересует вопрос, о том, как хранить дома бас гитару. Нужно ли ее подвешивать или можно просто ложить горизонтально. Существует мнение, что от неправильного хранения у бас гитары может повести гриф. Я не буду вдаваться в подробности – просто поделюсь опытом. За 5 лет игры как я только хранил свою гитару. Лежала она у меня где придется и как придется, и ничего. Все хорошо. Если у Вас гитара из нормального дерева – ничего с ней не случиться, а если дерево дрянь – вешай не вешай – все равно поведет.
Интересную идею подсмотрел в интернете. Продаются плакаты, на которых нарисована абстракция, он клеится или вешается на стену, сверху на него прикрепляется вертикальный держатель для гитары и подвешивается гитара. В результате, у Вас на стене получается как-будто такая композиция, картина – гитара, а вокруг нее интересный фон. Смотреться очень красиво.
Александр Ледков © 2010