Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



  • Новые гитары в линейке Fender American Deluxe Basses.
  • Способы записи звука
  • Советы, к которым следует прислушаться, прежде чем идти в студию звукозаписи.
  • Какое оборудование нужно приобрести для построения собственной домашней студии.
  • безголовые бас гитары
Бас, подкаст, basslife, гитара, звукозапись, домашняя студия

Скачать BassLifePodcast-019.mp3 [14.36Mb] 23:56 мин

Растекстовка подкаста

Fender American Deluxe Basses

Фирма Fender, наше всё в области инструменто-строительства, анонсировала недавно пополнение линейки American Deluxe Basses. Хорошая линейка, гитары делаются в США. Многие известные музыканты играют на этих гитарах и я, собственно, тоже присматриваюсь потихоньку к гитарам этой серии, нравятся они мне. Цена у них переваливает за тысячу долларов, но, тем не менее, гитары эти очень-очень хорошие. Fender анонсировала три новых гитары. Один jazz Bass, один precision Bass, и один, как я понял, пятиструнный jazz Bass. Из таких особых новшеств стоит отметить, что на эти гитары установлены новый малошумящий звук-сниматели N3, и обновлена электроника. Кому интересно, как всегда, в шоу-нотах есть ссылка. Я приглашаю Вас посмотреть на эти замечательные бас-гитары. Как-то больше ничего особо интересного на этой неделе не происходило, поэтому, недолго думая, перейдём к темам наших слушателей.

Зачем вообще нужно записываться

Слушатель myzon пару недель назад просил рассказать о студийной работе и о домашней студии. Вот я сегодня хочу посветить этот показ или большую часть этой теме, студийной работе. В качестве пролога предлагаю Вам такое соображение. Вообще, когда посторонний человек знакомится с творчеством вашей группы, узнаёт о Вас, его обычно интересует три вещи.

Первая – это стиль, в котором вы играете, вторая – название Вашей группы и третья – это ваши аудиозаписи, т.е. хорошо бы ему взять и послушать Ваше творчество. Кроме того аудиозаписи нужны и для самопродвижения. Обычно, если Вы идёте куда-то в клуб договариваться о концерте к арт-директору или подаёте заявку на какой-либо фестиваль, то от Вас требуют приложить диск или в каком-либо виде прислать аудиозапись со своим материалом. Поэтому у любой, живой группы рано или поздно встаёт вопрос о записи собственного материала. Еще один такой момент, очень полезно записывать себя, когда Вы импровизируете, просто репетируете и потом прослушивать вот эту запись, поскольку, когда Вы слушаете, не отвлекаясь на игру, вы часто можете уловить какие-то нюансы, погрешности в своей игре.

И, вообще, записывать свою игру полезно в том плане, что Вы, может быть, случайно сыграете какую-то интересную вещь, которую просто не сможете воспроизвести через несколько минут. Поэтому вопрос записи своего музыкального материала можно условно разделить на два вопроса. Это запись в студии – первый вопрос. И второй вопрос – работа дома. Понятно, что цели, которые Вы преследуете в обоих случаях, будут различны. В первом случае - это записать какой-то качественный материал, который потом будет использоваться для продвижения вашей группы, во втором – это черновая запись, чтобы не забыть свой материал или для последующей работы с ним. Сегодня я хочу поговорить именно о работе в студии.

Способы звукозаписи на студии

В студии мне приходилось работать. Записывались мы в различных по уровню студиях от совсем начинающих до довольно крупных. И есть у меня некоторый опыт и соображения по поводу работы в них. Вот им-то я и хочу сейчас с Вами поделиться. Прежде всего, существует два подхода к записи материала.

Первый подход – это запись вживую, то есть когда вы играете все одновременно, а по репетиционной базе или студии, где вы все находитесь, расставлены микрофоны и все вы снимаетесь одновременно, то есть фактически идет звук, и этот звук записывается. Это первый подход, в этом случае каждый микрофон ловит звук своего инструмента, но и отдаленно он подхватывает звучание всех других инструментов в комнате.

Второй подход – это многоканальная многодорожечная запись, то есть здесь подразумевается, что каждый инструмент находится в своей звукоизолированной комнате и снимается микрофоном на отдельную дорожку. При этом кроме этого звучащего инструмента на эту дорожку никакие посторонние звуки не попадают. Кроме того, с записанным таким образом материалом вашему звукооператору легче потом работать, поскольку он может отдельно подкрутить ручки у каждого инструмента, не влияя при этом на все другие инструменты. Мы писались, в основном, вторым способом. При этом пишутся музыканты обычно по очереди. Сначала прописываются барабаны, потом на них накладывается бас-гитара, потом гитары, клавишные и в заключении всего этого действа прописывается вокальная линия. В зависимости от того, в какой студии вы работаете, вы можете писаться по очереди, это только в том случае если на студии есть только одна звукоизолированная комната, или вы можете, в принципе, играть все одновременно, но находясь по разным комнатам. То есть вы играете все вместе, вам в наушники подается звук других музыкантов, но ваш микрофон, который ловит сигнал вашего комбика, записывает только вашу игру, поскольку комбик и микрофон, возможно, и вы, находитесь в отдельном звукоизолированном помещении.

Советы музыкантам по поводу студийной записи

Вот мы разобрались со способами звукозаписи и позволю себе теперь поделиться некоторыми своими соображениями и дать некоторые советы. Будут эти советы интересны, прежде всего, тем, кто никогда раньше не записывался в студии, но собирается и, возможно, кто-то из матерых музыкантов тоже сто-то для себя подчеркнет или потом поспорит со мной в комментариях.

Некоторые советы по звукозаписи.

Прежде чем идти записываться на студию, нужно хорошенько отрепетировать материал. И тут один момент, который не должен быть для вас какой-то неожиданностью, скорее всего писаться вы будете под метроном. Это такое устройство, которое регулярно, через определенный промежуток времени пикает, то есть оно задает темп. Вы слышите эти равномерные звуки, и играете в соответствующем темпе. Скажу сразу, когда мы первый раз пришли записываться и нам включили метроном, то мозг у нас у всех просто уехал, поскольку никогда раньше мы не репетировали с метрономом. Было очень-очень сложно. Поэтому прежде чем идти записываться куда-нибудь запритесь на репетиционной студии, включите себе в пульт метроном и погоняйте свой материал, свою песню, которую вы хотите записывать под метроном.

Еще один такой важный момент – заставьте своего барабанщика одного проиграть всю песню, то есть не играйте вместе с ним. Мой опыт показывает, что нормально, ровно прописанные барабаны – это половина успеха. Если ваш барабанщик сыграет криво, то вы будете вынуждены потом «косячить» вместе с ним, то есть подстраиваться под его не очень хорошо сыгранную партию. Поэтому погоняйте как следует своего барабанщика. Если ваш барабанщик совсем «мертвый», то здесь имеет смысл писаться под электронные барабаны. Ну, электронные барабаны лучше всего подготовить самим, используя какой-нибудь миди-редактор и потом отдать на студию. Вполне возможно, что потом на основе вашей барабанной партии звукорежиссер сможет построить нормально более-менее живо звучащие барабаны.

Ну, вот подготовили вы барабанщика, сами подготовились, отрепетировали все свои партии и идете вы на студию. Как я уже сказал, записываетесь вы по очереди. Первым делом записывается барабанщик. Его партии нужно уделить особое внимание. Возможно, имеет смысл, вообще записать в один день барабанщика, потом остановить запись, дать звукорежиссеру поработать с этим материалом, чтобы он что-то подправил, что-то выровнял и, только, потом начинать прописывать все остальные инструменты.

Еще один такой момент – не стоит пытаться записать за раз весь свой наработанный материал. Это грабли, на которые мы неоднократно наступали и результат был весьма плачевный. То есть если у вас есть три песни, не спешите – запишите сначала одну. Лучше сначала записать одну хорошую песню, чем три средне или плохо звучащие композиции. Конечно, если вы прописываете какой-то большой альбом, то здесь можно выделить день, когда все свои партии пропишет барабанщик, потом день, когда все свои партии пропишет басист, и там дальше остальные музыканты тоже подтянуться и пропишут свои партии.

Но если вы пишите демо-запись, то здесь лучше писать, именно, по одной песни, то есть записали полностью одну песню, свели и уже тогда можно думать о переходе к записи второй своей композиции. Еще одни такие грабли, на которые мы как-то наступили, это ночная запись. У всех организм индивидуален, и у всех он по-разному работает в различное время. Вы можете быть суперкрутым музыкантом, но когда вас попросят что-то записать в четыре часа утра, ваши пальцы будут просто физически не способны это сделать, поскольку вы будете просто заторможены. Я бы никому не рекомендовал писать ночью. Лучше часов до двенадцати, а позднее только в каких-то крайних случаях, поскольку, чем позже вы записываете свой материал, тем ниже у него качество. Вы устаете, ваша реакция притупляется, чувство темпа рассеивается, и поэтому вы будете делать намного больше помарок. Хочется мне еще коснуться вопроса о времени записи, то есть сколько часов вам потребуется для того, чтобы записать свою песню. Ну, вот, по моему опыту, трехминутная песня, две гитары, барабан, бас и голос, запись и сведение демо, подчеркиваю, что это демо-версия, а не работа на альбом. Вот такая запись может занимать 6 – 8 часов. Если вы приходите в студию и покупаете эти часы, вам поначалу будет казаться, что времени у вас достаточно, что вы успеете записать не только эту песню, но и кучу всего другого. Так вот, не поддавайтесь на этот соблазн, восемь часов для песни это нормальное адекватное время. Еще обратите внимание, что в это время войдет не только ваша запись, но и работа звукорежиссера над вашей песней. Вот я обозначил моменты, на которые стоит обратить внимание при моральной подготовке к студийной работе.

Говоря конкретно о студиях, тут последнее время у нас все довольно хорошо, оборудование становится все более дешевым, студий появляется все больше и больше, на многих репетиционных базах предлагают даже записывать репетиции, каких-то огромных денег за это не требуют и, в принципе, все мы имеем возможность записаться без каких-то гигантских финансовых затрат. Довольно хорошей идеей, прежде чем идти на студию, может быть домашняя запись.

Как создать домашнюю студию

Переходим в вопросу построения домашней студии. Сразу такой момент в домашней студии мы никак не сможем записывать барабаны по ряду понятных причин. Во-первых, вряд ли, у вас барабанная установка расположена в вашей комнате, где вы будете строить свою студию и, во-вторых, для того, чтобы записывать барабаны требуется многоканальный пульт, много микрофонов, что довольно дорого и, вряд ли, имеет смысл держать такое хозяйство в домашней студии. Поэтому запись будет подразумевать у нас использование, именно, электронных барабанов. Электронные барабаны сейчас записать довольно просто, для этого существует большое количество разных программных продуктов.

Я могу сказать, что, довольно неплохой результат после донастройки дает программа Fruity Loops. Лично я ей пользовался и, в принципе, остался доволен тем, что у меня в результате получилось.

Какое оборудование купить для домашней студии

Так, что же нам понадобиться для построения нашей домашней студии? Прежде всего, понадобиться нам звуковая карта или аудиоинтерфейс. Я рекомендую использовать аудиоинтерфейс. Я бы остановил свой выбор на EMU 0404. Почему именно внешний аудиоинтерфейс, а не обычная звуковая карта, пусть даже продвинутая? Причина тут одна: внешние звуковые аудиоинтерфейсы, о которых я рассказывал, они подразумевают возможность включения напрямую в них микрофона, то есть там у них есть специальный XLR вход. У большинства же обычных аудиозвуковых карт внутри таких раъемов просто нет, то есть у них просто четверти-дюймовые LINE-IN входы. Если вы решите использовать вот такие звуковые карты, то вам потребуется либо специальный провод, который с одной стороны втыкается в микрофон, а с другой стороны просто имеет вид обычного гитарного четвертидюймового jacka. В принципе, можно использовать, но качество звука будет теряться за счет использования такого провода.

Либо второй вариант, это использовать вместе со своей звуковой картой дополнительной устройство либо предусилитель микрофонный, либо это какой-то не очень сложный микшерный пульт. Обзор микшерных пультов я тоже делал где-то в ранних Podcast. Имеет смысл купить именно пульт, если у вас уже есть какая-то хорошая звуковая карта, в котором нет микрофонного входа.

Помимо звуковой карты вам обязательно потребуется вокальный микрофон. Позволю себе дать рекомендации. Из таких не очень дорогих устройств, прежде всего, это микрофон, который стал стандартом de fakta использования у вокалистов это Shure SM58, хороший вокальный микрофон. Еще один микрофон, который я тоже рекомендую и в который сейчас говорю это германский Sennheiser E835. Стоит он где-то около 3.500 рублей и дает вполне хороший адекватный звук. Есть микрофон еще одной фирмы, на который я рекомендовал бы вам обратить свое внимание. Фирма называется AKG, а микрофон D88. (Обратите внимание, лучше брать микрофон с XLR-выходом, а не с джеком.) Стоит он где-то 2.500 – 3.000 рублей. Никакие караоке микрофоны, никакие устройства дешевле 2.500 рублей рассматривать просто не стоит.

Способ записи гитары и баса.

Идем дальше теперь о способе записи гитары и бас гитары. Если у вас есть хороший комбик, через который Вы играете, возможно, даже ламповый, звук которого вам очень нравится и который вы хотели бы записать и сохранить именно такое звучание, то вам дополнительно еще потребуется инструментальный микрофон. Производят различные инструментальные микрофоны. Есть инструментальный басовый микрофон, есть инструментальные микрофоны для духовых инструментов, также есть микрофоны для гитар. Вот для гитар я знаю такой микрофон Shure SM57, инструментальный микрофон. Честно говоря, в этот вопрос я глубоко не погружался и какие-то конкретные рекомендации дать просто не в состоянии, не было у меня опыта работы с инструментальными микрофонами. Если же у вас нет комбика, то и, собственно, микрофон вам инструментальный незачем приобретать. Пишите все в линию, то есть подавайте сигнал напрямую с гитары в аудиоинтерфейс, а потом обрабатывайте его различными программными эффектами, не забыв при этом использовать комбо эмулятор и эмулятор микрофона.Такую возможность предоставляют уже рассмотренные мною программные продукты Amlitube, AmpegSVX, GuitarRig.

Если у вас есть качественный дорогой процессор, имеет смысл записывать сигнал именно с этого процессора, используя его комбоэмуляторы. Вообще, бас гитару я рекомендую (учитывая то, что мы говорим о домашней студии, и, что у нас не будет дорогих каких-то комбиков и микрофонов) записывать в линию и обрабатывать потом ее программно. На мой взгляд, бас-гитара меньше страдает от записи напрямую, чем просто обычная гитара. Так вот, после того, как вы определились и купили все необходимое оборудование, можно приступать к звукозаписи.

В условиях домашней студии записываться придется по очереди, то есть для записи нам понадобится какой-то многодорожечный аудиоредактор. Для каких-то самых простых вещей можно порекомендовать и бесплатный audacity. Это пакет, которым я в данный момент пользуюсь, но, честно говоря, каких-то особых чудес ждать от него не стоит. Для записи, именно, музыки будет не самым лучшим решением. Есть гораздо более удобные коммерческие продукты, специально заточенные для звукозаписи. Так вот, записываете вы все инструменты, сводите все дорожки в один файл, потом запускаете их и получаете, скорее всего, унылый, слабо читаемый результат. Здесь не нужно винить свои кривые руки или плохое оборудование, просто работа не заканчивается на записи всех инструментов. Предстоит огромный блок работы именно по пост обработке записанных сигналов. И вот здесь я уже дать вам каких-то вразумительных советов дать попросту не смогу, поскольку о записи именно музыки, а не подкаста я имею довольно такие поверхностные представления. Тем неменее на сайте есть небольшая статья "Хитрости записи и сведения бас гитары", где дается несколько дельных советов по этому поводу.

Есть у меня одна идея, касаемо того, как можно научиться записывать музыку. Естественно, для этого нужно прочитать много литературы и иметь какое-то представление о звукорежессуре. Но, помимо этого, скажем, есть у вас группа любимая, и вы хотите сделать свое звучание похожим на звучание этой группы. Так вот, вы можете просто взять и переиграть какую-то ее песню, записать все это в своей студии домашней и потом потратить какое-то время попытаться сделать свою запись максимально приближенной к этому оригиналу. Если у вас это получится, то вы потом, используя те же настройки, сможете записать и свой материал.

Безголовые бас гитары

Напоследок, хочу ответить на еще один вопрос, который был задан через комментарии на сайте BassLife.ru от одного из слушателей. Он хотел узнать мое мнение на тему безголовых бас-гитар. Это такие гитары, у которых гриф сверху, как бы срезается, а вот колки спрятаны в деке гитары. Попадаются на глаза довольно часто такие инструменты. Я помню, у Николая Фоменко была такая бас-гитара, когда он играл в «Секрете». Тут, о каком-то специальном, особом звучании этих бас-гитар говорить не приходится. Действительно, с чего бы вдруг? Ведь, рабочая часть струны остается одна и та же, все различие заключается в способе ее крепления. Да, и какая разница, крепится она сверху или снизу? Конечно, будут какие-то отличия небольшие, но решающего значения они, на мой взгляд, иметь не будут. То есть здесь вся фишка именно в таком необычном виде, а не в особом звучании инструмента.

Александр Ледков © 2010


Youtube VK Twitter




Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100