Привет, давайте рассмотрим два типа нот, наиболее часто встречающихся в басовых линиях джазовых композиций. Итак, будем условно выделять "Целевые" и "Подходные" ноты. Целевые ноты - это ноты, которые создают фундамент басовой линии, они должны играться в определенное время в определенном месте линии для сопровождения аккордов. Наиболее часто в качестве целевых нот используют основные (басовые) тона аккордов. Например, рассмотрим четыре такта некоторой блюзовой композиции:
Лучшим вариантом целевых нот для нее будут основные тона аккордов. Их надо на первую долю каждого такта, то есть после каждой смены аккорда. (Если в течении всего такта звучит только один аккорд, то целевая нота обычно играется на первую долю такта; если же в течении такта играются два аккорда, то целевая нота играется при каждой смене аккордов, то есть на первую и третью доли). Сейчас перед вами стоит лишь один вопрос, из какой октавы играть целевую ноту? В следующем примере показаны целевые ноты из двух соседних октав(они обозначены буквой "T"). Вам остается выбрать октавы.
Вы наверно убедились, что выбор целевых нот скорее технический, чем творческий процесс. Например, если в течении всего такта звучит аккорд F7, то надо играть ноту "F" (какой-нибудь октавы) в течении первой доли такта. Это может показаться довольно скучным, но не забывайте, что такими же приемами пользуются великие басисты, такие как Ron Carter и Ray Brown. Этот принцип не такой уж бесполезный, подумайте об этом.
Процесс написания басовой линии становится немного более творческим, когда вы начинаете использовать Подходные ноты. Их функция - подвести басовую линию к целевым нотам. Рассмотрим, например, стандартную басовую линию для какой-нибудь песни с мерой 4/4. Басист играет половинные ноты на первую и третью доли каждого такта. На каждый такт приходится по одному аккорду. На первую долю играется целевая нота(основной тон аккорда), а на третью - подходная нота (обозначена как "A").
(Обратите внимание, что в четвертом такте играются два аккорда, поэтому там нет подходных нот.)
Перед нами встает проблема. Надо выбрать подходные ноты. Хорошим приемом для построения простых басовых линий является использование подходных нот так, чтобы движение от подходной ноты к целевой было последовательно (то есть подходная нота должна находится за пол тона или за тон до целевой ноты. Такое движение к целевой ноте кажется логичным.) Существует два простых способа выбора подходных нот. Рассмотрим их подробно.
Первый способ заключается в выборе в качестве подходных нот тонов, входящих в текущий аккорд (который звучит в данный момент). Например, в предыдущем примере в первом такте звучал аккорд F7 (доминантовая гамма). Ноты, входящие в состав аккорда F7 находится на расстояние полутона от ноты Bb. Это дает нам две возможности. Можно использовать ноту "A" которая ниже целевой ноты "Bb", а можно "C", которая выше нее. Оба варианта хорошо звучат.
После повторного прослушивания этого примера, вам может показаться, что подходные ноты большую часть времени звучат довольно мягко. Причина этого в том, что выбираемые нами ноты могли находится на расстоянии в полутон или в целый тон от целевой ноты. В примере только в первом такте проходная нота находилась на расстоянии полутона от целевой. Многие люди чувствуют полутон резче чем тон. Если вы услышали это, то пришло время обратиться ко второму способу выбора подходных нот.
Используя второй метод, Вам вообще не надо беспокоиться о том, принадлежит ли нота аккорду, или нет. Все подходные ноты выбираются за полтона до целевых. Давайте сыграем предыдущий пример используя второй способ выбора подходных нот.
Второй способ кажется более простым, потому что не требует от вас никаких теоретических знаний. Но не обольщайтесь, в дальнейшем вам понадобится глубокое знание джазовых гамм и аккордов. Давайте теперь займемся построением "шагающей" басовой линии.
Типичная "шагающая" басовая линия состоит из восьмых или четвертных нот (для меры 4/4). Когда в каждом такте играется по два аккорда, мы можем воспользоваться вторым способом выбора подходных нот.
Этот пример достаточно типичный для случая, когда на один такт приходится два аккорда. Существует множество композиций с басовыми линиями такого типа.
Создание "шагающей" линии становится немного более сложным, когда на каждый такт приходится только один аккорд. Первая доля каждого такта содержит целевые ноты, а четвертая - подходную. Таким образом, нам осталось определить какие ноты играть на вторую и третью доли:
Заполним пустые места нотами, входящими в аккорды.
Аккорды обычно состоят из основного, терцевого (3, 4 полутона от основной ноты), квинтового (7 полутонов) и септимового (10,11 полутонов) тона. Например F7 состоит из следующих тонов: основной - F, терция - A, квинта - C, септима - Eb. Заполним этими тонами наши промежутки (обозначены "C"). Нам надо следить за тем, чтобы ноты аккорда были расположены в порядке движения к следующей целевой ноте.
Вот и все о чем я хотел сегодня рассказать.
Автор статьи Chris Fitzgerald
P.S. Вопрос: "то есть для "шагающей" линии нужно использовать те ноты,что входят в аккорд?"
Не обязательно. Обычно для шагающего баса используются ноты из гаммы, а на сильных долях играются устойчивые ступени гаммы (1ая,3я или 5 и 7 - ноты аккорда), но могут быть использованы даже "левые" ноты. Главное их расположить в нужном месте. Таким местом чаще всего бывает 4 доля такта, когда в следующем такте звучит новый аккорд.