Несколько полезных советов на тему съема музыки на слух от Lucas Pickford-а. Способность расшифровывать и записывать на бумагу то, что Вы слышите, один из самых ценных навыков, которыми может обладать музыкант. Вы спрашиваете, в чем заключается эта ценность? Прежде всего, этот навык позволяет учиться у признанных мастеров, используя только их записи. Если, прослушав запись, Вы можете воспроизвести мелодию на своем инструменте или записать ее на бумагу, это все равно, что вы взяли личный урок у автора. Именно поэтому я частенько сижу с гитарой у своего музыкального центра и учусь, к примеру, у Eddie Van Halen-а. На втором месте по значимости идет тренировка слуха. Сложно придумать лучший тренинг для ваших ушей, чем снятие музыки. По мере практики Вы научитесь на лету узнавать интервалы и аккордовые прогрессии, быстро схватывать ритм. Все это может очень пригодиться в конкретной ситуации. Например, Вам надо играть сопровождение к незнакомой мелодии, если у вас хороший слух, то Вы сможете, опираясь на басовые ноты, которые играет пианист (гитарист), и мгновенно узнавая типы аккордов грамотно построить свою импровизацию.
Итак, что же нужно для того, чтобы снимать музыку? Прежде всего нужна сама музыка. Начинать лучше всего с простой мелодии. От вас требуется просто очень внимательно послушать ее и попытаться воспроизвести на своем инструменте. В свое время я начинал с Chet Baker и Miles Davis. Некоторые люди предпочитают не записывать снятую музыку, я же советую все конспектировать. Очень сложно удержать в голове множество различных произведений, а записи позволяют быстро освежить память.
Относительно музыкальной теории могу сказать, что знание теории, конечно, помогает снимать музыку, но можно обойтись и без нее.
Остановимся на технической стороне вопроса. Существует несколько приспособлений, которые могут сильно облегчить вашу жизнь. Незаменимой вещью являются магнитофоны и CD плееры с контролем скорости воспроизведения. Бывает, встречаются такие быстрые пассажи, что без замедления никак не обойтись. Очень важно иметь в своем распоряжении хорошие наушники.
Некоторые опытные музыканты способны снимать музыку, без каких либо приспособлений, пользуясь только своим слухом, но на начальном этапе просто необходимо иметь под руками инструмент, чтобы проверять свои догадки.
Допустим, Вы задались целью снять соло с чьей-нибудь зубодробительной песни. С чего начать?
Очень полезно предварительно узнать аккорды песни. Если это известное произведение, то их можно найти в многочисленных песенниках. Однако, добытая таким образом информация часто бывают неточной. Смотрите на это философски. Нельзя же все время пользоваться шпаргалками. Для того чтобы самостоятельно подобрать аккорды, возьмите в руки свой инструмент, играйте все известные вам аккорды и постарайтесь получить их в своем воображении. Отмечайте различия между ними и тем, что вы слышите на записи. Постепенно вы научитесь быстро распознавать их.
После того, как аккорды подобраны, самое время приступить к разбору соло партии. Для начала надо определить размер и форму песни. Это своеобразный скелет, на котором музыкант строит свою импровизацию. Я рекомендую снимать не больше двух тактов за раз. Послушайте первую ноту, пропойте ее про себя (это необходимо!), после этого найдите ноту на своем инструменте и быстро, пока не забыли, запишите ее. Теперь можно начинать подбирать интервалы. Постарайтесь определить насколько "далеко" расположена следующая нота. Конечно, это требует практики и опыта. Играйте разные интервалы, сравнивая получаемые звуки с требуемым. Со временем вы научитесь быстро определять интервалы.
Прежде чем приступить к снятию, полезно прослушать все произведение, обращая внимание на повторяющиеся формы и прочие запоминающиеся моменты.
Также стоит обратить внимание на ритм. Если Вы играете уже снятое кем-то соло, ритм становится определяющим моментом. Последовательность нот может быть просто гаммой или нотами какого-нибудь аккорда, именно ритм делает эту последовательность тем самым великолепным соло. Я сначала записываю ритм, а уже потом "нанизываю" на него ноты.
Конечно, сколько людей столько и мнений. Не существует "правильного" способа снятия музыки. Главное, чтобы снятая вами транскрипция была точной. Музыка - это язык и снимая музыку или изучая уже записанную кем-то транскрипцию, Вы изучаете этот язык. В свое время я почерпнул для себя больше из таких транскрипций, чем дали мне персональные занятия с преподавателем. Это не значит, что он был плох, просто мне было интересней впитывать новую информацию, слушая и играя музыку любимых групп. Раньше, когда не было музыкальных школ и книг по импровизации, люди учились играть и сочинять музыку, подбирая на слух чужие произведения. К сожалению, сейчас многие молодые музыканты пренебрегают этим.
Не бойтесь начать снимать музыку. Вы действительно способны сделать это. Иногда вам будет казаться, что это слишком скучное или сложное занятие. Бывает, что долго не получается подобрать какую-нибудь ноту. Не расстраивайтесь и не выходите из себя. Упорно продолжайте начатое дело. Награда того стоит.
Lucas Pickford родился в Калифорнии. С 14 лет начал играть на бас гитаре. В 1988 году поступил Бреклинский музыкальный колледж в Бостоне, который закончил в 1991 году. Много путешествовал, играя с такими музыкантами, как Tiger Okoshi, Anirban Das Gupta, Brian Blade, Greg Tardy, Matt Garrison, Bob Moses и Steve Hunt. В 1994 году он вернулся в Бостон, чтобы продолжить обучение и в 1996 году получил степень магистра Бостонской музыкальной консерватории. Его самой известной работой является диск "Blown Fuse", записанный вместе со Стивом Хантом.
Оригинал статьи можно найти здесь
http://www.lucaspickford.com