В предыдущем уроке мы познакомились с двумя главными функциями баса. Сейчас речь пойдет об использовании неосновных нот для создания плавного музыкального течения от аккорда к аккорду.
Линии баса в предыдущем уроке состояли приемущественно из основных нот аккордов. При смене аккорда в басовой линии происходил скачок с одной основной ноты на другую, как здесь:
(все ноты восьмые)
E A E A E
G------------------------|------------------------|---
D------------------------|------------------------|---
A-------------0--0--0--0-|-------------0--0--0--0-|---
E-0--0--0--0-------------|-0--0--0--0-------------|-0-
Движение от одного аккорда к другому достаточно ступенчато. Разбивая его на более мелкие шаги, можно добиться более плавного и гармоничного музыкального течения. Это достигается благодаря замене последней ноты перед сменой аккорда на другую, находящуюся между двумя основными нотами (обычно на предшествующую самой высокой основной ноте пары аккордов). Посмотрите сюда:
(все ноты восьмые)
E A E A E
G------------------------|------------------------|---
D------------------------|------------------------|---
A-------------0--0--0----|-------------0--0--0----|---
E-0--0--0--4-----------4-|-0--0--0--4-----------4-|-0-
Здесь мы играем ноту G# (за шаг до A), как промежуточную между E и A. Такие ноты будем называть проходными. Играя неосновную ноту на второй и четвертый счеты, мы слегка оттеняем ее, создавая контраст с основными нотами, приходящимися на первый и третий удары.
Если аккорды не меняются достаточно долго, Вы можете играть более одной проходной ноты. Рассмотрим пример:
(все ноты восьмые)
E A E
G------------------------|------------------------|---
D------------------------|------------------------|---
A------------------------|-0--0--0--0--0--0--0--0-|---
E-0--0--0--0--0--0--0--0-|------------------------|-0-
Здесь между сменой аккордов играется восемь нот, и можно использовать более одного удара(счета) для движения от аккорда E к A. Изменим последние три ноты в каждом такте:
(все ноты восьмые)
E A E
G------------------------|------------------------|---
D------------------------|------------------------|---
A------------------------|-0--0--0--0--0----------|---
E-0--0--0--0--0--2--3--4-|----------------4--3--2-|-0-
Мы использовали последовательность трех проходных нот для перемещения от аккорда E к A. Эти три ноты отстают друг от друга на полтона. Можно поступить и иначе. Между E и A находятся четыре ноты и можно использовать любые из них. Выбор между возможными нотами, мы сделаем в сдедующем уроке.
Следующая басовая линия из музыкальной темы к фильму "Stand By Me" демонстрирует использование проходных нот. Продленные четвертные ноты, выделяют первый и второй удары, на которые приходятся основные ноты.
D major B major
e e q.q.e e q.q.e e q.q.e e q.q.e e
G-----|---------|---------|---------|---------|
D-----|-0-0-----|-0-0-0---|---------|---------|
A-0-4-|-----0-4-|-------4-|-2-2-r-0-|-2-2-2-0-|
E-----|---------|---------|---------|---------|
Oh I won't be afraid, no I won't shed a tear,just as
G major A major D major
q.q.e e q.q.e e q.q.e e q.q.
G---------|---------|---------|------
D---------|---------|-0-0-----|-0-0--
A-------2-|-0-0-0-4-|-----0-4-|------
E-3-3-3---|---------|---------|------
long as you stand, stand by me.
Эта линия одна из самых простых и мощных басовых линий современной поп-музыки. В ней заложены очень ценные принципы. Во-первых, в каждом такте используется один и тот же ритм: две продленные четвертные ноты, затем две восьмые ноты или пауза. (Обратите также внимание на то что вокальная партия придерживается того же ритма.) Во-вторых четвертные продленные ноты всегда основные, что выделяет эти удары по сравнению с восьмыми нотами. Проходные ноты: от A к C# к D для аккорда D мажор, от D к C# к B для аккорда B мажор, от B к A к G для G мажор, и от G к В к А для А мажор. Обратите внимание на проходные ноты между аккордами G и A. Между ними находится только нота G#, а играется B. Благодаря этому музыкальное течение как бы поднимается до B, а затем опусткается к А. Эта проходная нота предупреждает о предстоящей смене на более высокий аккорд и ставит точку в направлении движения. В-третьих проходные ноты играются каждый такт, не зависимо от того меняется аккорд или нет. Так в шестом такте играется A-C#-D показывая переход от аккорда А к D, и в седьмом такте - A-C#-D хотя аккорд D не меняется. Таким образом, играя проходные ноты там, где казалось бы этого не требуется, линию баса сделали немного более интересной, чем если бы играли ноту D все время. Играя проходные последовательности, в то время как аккорды не меняются, мы добавляем движение и выразительность песне. Вот, например, кусок из песни Doors - LA Women
(все ноты восьмые)
A major
G-------------------------|------------------------|
D-------------------------|------------------------|
A--0--0--0--0--0----------|-0--0--0--0--0----------|
E-----------------0--3--4-|----------------0--3--4-|
(все время повторяется)
В этой песне аккорд A мажор повторяется 50-60 тактов, но последовательности проходных нот в басовой линии придают песне некоторое движение. Партия выглядит более выразительно, чем если бы басист играл все время ноту A.
Еще один прием, который может внести в песню некоторое разнообразие - это игра разных версий основной ноты. На этой идее основаны многие басовые линии в фанк-музыке. Например:
(Все ноты на струне A играются слэпом, а на струне G - попом)
D major
e e s s s e s s s s s e
G--------7-----------7--------------7-|
D-------------------------------------| И т.д. ...
A--5--5-----r--5--5-----r--5--5--5----|
E-------------------------------------|
Отметим несколько примечательных моментов. Во-первых все ноты основные, однако играются в разных октавах. Во-вторых здесь используется шестнадцатинотный ритм, обратите внимание на шестнадцатые паузы. Высокие ноты играются попом. Кроме того с пятой по девятую ноты не повторяются с каждой восьмой ноты. Рассмотрим ритм: "1-e-и-a-2-e-и-a-3-e-и-a-4-e-и-a". Первые четыре ноты играются на номера и на и"", но уже пятая играется на "е" и "а". Это придает линии более фанковый вид. Однако правильно сыграть линию становится намного труднее. Вы потратите много времени на этот ритм, если не играли его раньше. Сначала научитесь играть его медленно, считая про себя, затем поработайте над скоростью.
Можно также совместить игру разных вариантов основных нот и проходных в одной басовой партии. Следующая линия взята из песни Purple Haze.
E#9 G7 A7
e e e.s e e e.s e e e.s e s e s e
G-----------------|-------------------|
D-----2-2-----2-2-|-----5-5-----------|
A-----------------|-------------5-6-7-|
E-0-0-----0-0-----|-3-3-----5-5-------|
Обратите внимание на использование разных октав при игре нот E и G. Для аккорда A7 ноты из другой октавы не играются, вместо этого играется D-D#-E, обеспечивая переход к ноте E в следующем такте.
Барабанная партия этой песни связана с басовой. Когда басист играет низкие ноты, барабанщик играет на басовом барабане, а когда высокие - на рабочем.
В завершении урока, я приведу еще одну басовую партию, в которой воплощены все рассмотренные выше идеи: используются основные ноты для определения аккорда, паузы для оттенения нот, смена одного ритма другим при переходе от куплета к припеву, а также проходные ноты, чтобы предать музыке плавное течение от аккорда к аккорду. Басовая линия взята из песни "Roxanne" группы Police. В этом примере основные ноты никогда не играются на первый удар такта. В куплете на первый удар приходится пауза, а в припеве основная нота продолжает звучать или играется проходная нота. В куплете басист отстает от смены аккордов, а в припеве - опережает. Этот прием добавляет оригинальности басовой линии.
Куплет:
G min F maj Eb maj
e e q h e e q h e e q h
G-------------|------------|------------|
D--r--5--5--r-|-r--3--3--r-|-r--1--1--r-|
A-------------|------------|------------|
E-------------|------------|------------|
Roxanne.. You don't have to put on the
D maj C min
e e q h e e q h
G------------|------------|
D-r--0--0--r-|-r----------|
A------------|----3--3--r-|
E------------|------------|
red light. Walk the street for
F maj G min
e e q q e e w w
G-------------------|---|-----|
D-------------------|---|-----|
A-------------------|---|-r---| repeats
E--r--1--1--r--3--3-|-3-|-----|
\_/
money... You don't care if it's
wrong, or if it's right.
Припев:
Bb maj F major
q e e e e e e e e e e e e e e q e e e e e
G-----|-----------------|---------------|---------
D-----|-----------------|-----------1-3-|-3-3-3-3-
A-3-1-|-1-1-1-1-0-1-1-1-|-0-1-1-1-1---\___/-------
E---\___/---------------|---------------|---------
Roxanne........ Roxanne....
G minor
e e e e e e e e e q e e e e e e e e e
G---------|---------------|-----------------|
D-2-3-3-3-|-2-3-3-3-3-----|-----------------|
A---------|-----------3---|-----------------|
E---------|-------------3-|-3-3-3-3-2-3-3-3-|
\_/
Roxanne..
e e e e e q e
G---------------|---
D---------------|---
A-----------3-1-|-1- повторять
E-2-3-3-3-3---\___/-
Третий урок посвящен аккордам. Мы поговорим об их типах и о том, как использовать аккорды в ваших басовых партиях.