Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



Цель этого урока объяснить музыканту какие ноты можно использовать в басовой линии и какой эффект она в целом оказывает на музыку.

Это первый урок из серии, посвященной построению басовой линии.  Большинство приведенных ниже примеров взяты из блюзовых и рок композиций, однако, изложенные принципы применимы к любой музыке, и не зависят от используемого вами инструмента. Предполагается, что Вы обладаете необходимый минимум знаний музыкальной теории: в частности знаете, названия нот и умеете их находить на своей бас гитаре, имеете представление о длительности нот. Вообще знание музыкальной теории очень полезно при обучении игре на бас гитаре.

Поговорим для начала о роле вашего инструмента в музыке. Почти во всех музыкальных произведениях бас выполняет две функции. Во-первых, он определяет аккорд который должен звучать в данный момент и направляет течение музыки от одного аккорда к другому. Эту задачу он обычно выполняет совместно с гитарой или фортепьяно. Во-вторых, бас создает ритмическую картину произведения. Эту задачу он выполняет совместно с барабанами. Поскольку именно бас совмещает в себе функции ритма и гармонии, то вокруг него строится все музыкальное произведение. Начнем этот урок с очень краткого обзора аккордов (более подробно аккорды рассмотрены в третьем уроке), а затем посмотрим как строится ритм. 

Аккорд - набор трех или более различных нот, сыгранных одновременно. Одна из нот называется основной (басовой) и служит своеобразным фундаментом аккорда, а другие определяют его тип. Задача басовой линии - показать какой аккорд должен играться в данный момент. Необходимый аккорд определяется по основной (басовой) ноте. Например, песня "Dancing with Myself" Билли Идола состоит из куплетов, каждый из которых состоит из 8 тактов. В каждом такте играются основные ноты аккордов. В первом и во втором тактах играется аккорд E мажор, в третьем и четвертом - А мажор, в пятом и шестом - B мажор, в седьмом и восьмом - опять А мажор.

(Все ноты в примере восьмые)

   E
G-------------------------|------------------------|
D-------------------------|------------------------|
A-------------------------|------------------------|
E--0--0--0--0--0--0--0--0-|-0--0--0--0--0--0--0--0-|
Well I've been all around the world, and there's

A
G------------------------|-------------------------|
D------------------------|-------------------------|
A-0--0--0--0--0--0--0--0-|--0--0--0--0--0--0--0--0-|
E------------------------|-------------------------|
Every type of girl But your

B
G------------------------|------------------------|
D------------------------|------------------------|
A-2--2--2--2--2--2--2--2-|-2--2--2--2--2--2--2--2-|
E------------------------|------------------------|
Empty eyes seem to pass me by and leave me

A
G-------------------------|------------------------|
D-------------------------|------------------------|
A--0--0--0--0--0--0--0--0-|-0--0--0--0--0--0--0--0-|
E-------------------------|------------------------|
Dancing with myself... oh oh oh oh

 Эта басовая линия, несмотря на свою простоту, выполняет обе возложенные на нее задачи. Во-первых, включая в себя только основные ноты аккорда, она определяет какой аккорд должен играться в данный момент. Очень многие танцевальные и havy metal песни имеют простые басовые линии, включающих в себя только основные ноты аккордов.  Во-вторых, эта басовая линия задает простой и ясный ритм. Пропойте равномерно "та та та та та та та та" и вы получите этот ритм. 

Можно с помощью основных нот аккордов создать более сложную ритмическую картину. Например, басовая линия песни "Message in a Bottle" также состоит только из основных нот, но создает другой ритм. Бас повторяет ритм стиха. 

   e    q  e  q. e  e   q  e  q.  e  e
G----|----------------|---------------|
D----|----------------|---------------|
A--4-|--4--4--0--r--0-|-2--2--------4-|
E----|----------------|-------2---r---|
Just a castaway.... Island lost at sea, oh...

 Здесь аккорды C# минор, А мажор, В минор и F# минор сменяют друг друга через каждые полтакта. Ритмические напряжения достигается благодаря игре нот на счеты (удары) 1, 2," 2-и", "4-и" и продлению нот на другие счеты (считайте каждый такт "1-и-2-и-3-и-4-и", тем самым Вы сделаете восемь счетов, и длительность каждого счета будет соответствовать восьмой ноте. Следует делать акцент на 1-ю, 3-ю, 4-ю и 8-ю ноты в такте). В следующем примере используются почти те же восьмые счеты, что и в песне Билли Идола.

  e  e  e  e  e  e  e  e   e  e  e  q  e  e  e
G--|------------------------|---------------------|
D--|------------------------|---------------------|
A--|-0--0--0--0--0--0--0--0-|-5--5--5--7--7--7--7-|
E--|------------------------|---------------------|
I'll send an SOS to the world....

В первом такте играется аккорд А мажор, во втором - аккорды D мажор и E мажор. Благодаря изменению ритма во втором такте (барабанная партия тоже меняется), басист, не играя ничего кроме основных нот, добивается значительного изменения стиля песни.

Обе рассмотренные песни организованы на восьмых ударах(счетах), то есть самой маленькой единицей ритма является восьмая нота. Шестнадцатые ноты в данных ритмических фигурах не использовались. Сегодня большинство популярной музыки пишется именно так. Шестнадцатые ноты часто используются в танцевальной музыке и фанке . В джазовой музыке также используются другие ритмические единицы. Чтобы создать ритм, басист и барабанщик просто выбирают, какой счет акцентировать, а какой нет. В песне Билли Идола все ноты имеют один и тот же акцент. В "Message in a Bottle" некоторые ноты акцентируются, некоторые нет.

Как басист, Вы имеете в своем распоряжении четыре инструмента, чтобы выделить или оттенить удар.

  1. Играть основную ноту аккорда на счет. Это самый сильный способ, наиболее выделяющий ноту.
  2. Играть ноту на счет, но не основную ноту аккорда. Это также выделяет ноту, однако не так сильно, как в первом случае.
  3. Не играть новую ноту на счет, а сохранить звучание прошлой ноты. Это де акцентирующий прием, поскольку бас не добавляет нового звука на удар.
  4. Не играть ноту вообще. Это наиболее сильный оттеняющий прием, который вы можете использовать во время удара.

Наиболее важным элементом в написании басовой партии является решение, какой удар выделить, а какой лишить акцента. Заметьте, что на практике использование пауз является неотъемлемой частью построения хорошей и полной басовой линии. Стинг - басист Police великолепно использует паузы в своих басовых линиях. В песне "Message in a Bottle", благодаря паузе на четвертом счете каждого такта и благодаря использованию основных нот аккордов, он добился более сильного акцента. Стинг - мастер простых и элегантных басовых линий. Его партии добавляют мелодичность композициям. Я считаю, что каждый начинающий басист должен прослушать его песни, чтобы понять, как это делается

Какие ноты следует выделять, а какие нет? Это вопрос, на который Вы, как басист, и барабанщик - как ваш партнер по построению ритмического рисунка, должны найти ответ. Существует несколько основных принципов, которыми Вы можете руководствоваться. Наиболее значимый из них состоит в том, чтобы играть основные ноты аккорда на первый удар каждого такта. Поскольку эта нота определяет начало такта, и поскольку большинство аккордов меняются именно на этом ударе, важно определить общий ритм песни, ставя акцент именно здесь. В подавляющем большинстве басовых партий, которые Вы когда-нибудь услышите, основная нота играется на первый удар каждого аккорда при смене аккорда, и на первый удар каждого такта, если аккорд не меняется. При этом создается определенная музыкальная картина. Другие удары ритма могут либо выдвигать ее на первый план, либо контрастировать с ней, в зависимости от количества акцентов, которое вы хотите иметь в своей песне. Второй принцип заключается в том, что Вы должны придерживаться одной ритмической картины достаточно большой промежуток времени (по крайней мере 8-16 тактов), чтобы слушатель успел почувствовать ритм. Если Вы будете менять его каждые два такта, то у аудитории не будет времени обнаружить вашу ритмическую картину.

Существует несколько базовых ритмов, общих для многих типов музыки. Четырехнотный ритм один из самых распространенных в джазовой музыке. Как и в восьминотном ритме предыдущего примера, все удары равномерны, но первый удар каждого такта подчеркнут игрой основной ноты соответствующего аккорда, в то время как остальные ноты неосновные. Ниже приведен пример:

(Все ноты четвертные) 

 C major                   D minor     G7

G-----------2-|--5--2-------|-------3--2-|-0----------|
D-----5--3----|--------5--2-|-0--3-------|----0--3--2-|
A--3----------|-------------|------------|------------|
E-------------|-------------|------------|------------|

Обратите внимание, во втором такте не происходит смены аккорда и на первый удар снова играется нота C. Отметте также, что все ноты за исключением первых нот такта неосновные. Играя основную ноту на первый удар, басист усиливает только те удары, которых достаточно для создания ясного, узнаваемого ритма и определения нового аккорда.

Во многих музыкальных направлениях (кантри, полька и др) используются следующие ритмы. Как и джазовые, они четырехнотные, но вместо игры нот на каждый счет, на второй и четвертый приходятся паузы, которые де акцентируют эти удары и усиливают первый и тритий. Это выглядит следующим образом:

(Все ноты четвертные)

  C major                    

G-------------|-------------|
D-----r--5--r-|-----r--5--r-|
A--3----------|--3----------|
E-------------|-------------|
F major C major
G------------|-------5--r-|----
D-3--r-------|-3--r-------|----
A-------3--r-|------------|--3-
E------------|------------|----

Здесь опять основные ноты аккордов играются на первый удар такта, а на третий - другие ноты. На второй и четвертый удары ничего не играется. Спойте "ля-(пауза)-ля-(пауза)-ля-(пауза)-ля-(пауза)", выделяя отличие между "ля" и "паузой". Посмотрите, как отличается этот ритм от следующего:

 C major       F major        C major

h h h h h h h h h
G-------|------|------|------|----
D-----5-|----5-|-3----|-3----|----
A--3----|-3----|----3-|----3-|-3-
E-------|------|------|------|----

Здесь нет пауз, а каждые ноты - половинные. Этот ритм более уныл и монотонен. В прошлом примере благодаря паузам хорошо чувствовалось движение музыка вверх-вниз-вверх-вниз. Это сравнение служит хорошим примером того, как сильно паузы влияют на ритм басовой партии.

Вариации следующего ритма широко используются во многих поп музыкальных композициях. Ритм строится на восьминотных ударах. Вместо выделения первого и третьего ударов, как было в прошлом примере, выделяются первый и второй. Следующая басовая линия для простоты состоит только из основных нот.

   C major             F major   G major

q. q. q q. q. q q. q. q q. q. q
G----------|---------|---------|---------|
D----------|---------|-3--3--r-|-3--5--r-|
A--3--3--r-|-3--3--r-|---------|---------|
E----------|---------|---------|---------|

Первый и второй удары выделены основными нотами аккорда, третий удар оттенен продолжением звучания второй ноты и четвертый удар сильно де акцентирован паузой. У Вас еще будет возможность прочувствовать этот ритм. Во втором уроке несколько примеров построены с его использованием.

Существуют тысячи различных ритмов. Ритм - слишком сложная вещь, чтобы о ней говорить абстрактно. Это нечто, что Вы должны испытать и почувствовать, прежде чем сможете сыграть. Наденьте наушники и послушайте музыку. Слушайте басиста и барабанщика, почувствуйте создаваемый ими ритм. Взаимодействие басиста и барабанщика, наверно, самый главный элемент в популярной музыке (по крайней мере, большинство басистов думают именно так). Умение взаимодействовать с барабанщиком - самый важный навык для басиста. Чтобы развить этот навык, послушайте других исполнителей, которые умеют это делать, а также тех, кто нет. Умение приходит с опытом.

И еще кое-что о ритме. Вы наверное заметили, что строгий и однообразный ритм скучен. Хороший басист в своей ритмической партии находит пути, сохраняя основной ритм, слегка менять акценты или вставлять дополнительные ноты для выделения специфической половины такта. Вот где взаимодействие барабанщика и басиста особенно важно. Если один музыкант отходит от ритма, другой должен строго его придерживаться, чтобы дать возможность партнеру вернуться к прежнему ритму. Слушая свои любимые группы, обратите внимание, как барабанщик или басист отклоняется от основного ритма, и как они возвращаются к старому.  Когда басист и барабанщик долго играют вместе, знают стиль и привычки друг друга, они могут играть сложные партии, без потери нити ритма (и что более важно, без потери нити ритма со стороны слушателя). Вот почему важно найти живого барабанщика и регулярно играть вместе с ним. Вы непременно должны освоить эту технику паса. Сохраняя вместе с партнером ритм, сделайте его более разнообразным без ущерба основной ритмической картине песни. Именно это делает живыми песни хороших групп. Работая с драм машиной или метрономом, Вы не добьетесь такого результата. 

Второй урок расскажет вам о там какие ноты, как и где играть, и какой эффект они придают басовой партии.


Youtube VK Twitter




Rambler's Top100