Процесс записи нового материала является очень емким. Каждый из участников коллектива является неотъемлемой частью любого произведения. Безусловно, у всех свои задачи, но работать, а более того, записывать материал в студии следует командно. Предварительно, перед началом записи любая композиция должна быть тщательно отрепетирована, а оборудование отстроено. Не редки ситуации, когда группа приходит на запись с копеечными инструментами, убивающими звук. Если Вы рассчитываете на что-то большее, чем первая демо запись, позаботьтесь о своем "оружии", посетите музыкальные магазины и устраните свои слабые места. Задаваясь вопросом, в чем основные отличия репетиции от записи, можно ответить, что репетируя, каждый берет на себя основные обязанности и оттачивает мастерство их выполнения. На записи мы получаем полноценную и законченную картину.
Работу басиста можно поистине назвать основной. Очень сложно представить любую полноценную композицию без баса. Вне зависимости от стиля и специфики игры, в любой завершенной композиции есть бас. Его основной задачей является создание плотности в звуке. Работа басиста является самой ответственной. Он отвечает за правильность каждого акцента, ведь выраженность всей картины тоже зависит от него. Точность подачи материала и правильность выполнения своих партий дает возможность полностью исключать все «дыры» в звуке. Рассмотрим непосредственно работу в студии.
Главным является то, что на бас гитариста, ложатся очень серьезные задачи. Вся ритм секции строится целиком на нем. Этот факт только подтверждает то, что бас является основным и самым главным инструментом в группе. У многих начинающих музыкантов существует мнение, что все инструмент строятся по барабанам. Но с профессиональной точки зрения все далеко не так. Ритм строит бас гитарист, а барабанщик опирается на него и задает основной темп композиции. Учитывая то, что частотный диапазон у бас гитариста самый сложный и ответственный, следует уделять внимание акцентам.
Все переходы выделяются четкими бас партиями, так называемыми акцентами. Нет ни одной музыкально композиции, в которой не было бы весомых акцентов, со стороны басиста. Его задача не только полностью строить ритм и поддерживать ход всего трека, но и выделять большинство значимых частей композиции.
Запись
Это очень сложный процесс для каждого музыканта. Положительным является то, что все уже отрепетировано, и задумываться о том, что нужно добавить в трек не стоит. Как правило, в студии проводят время все музыканты. Каждый пишется отдельно, затем советуясь со звукорежиссером, делает законченную дорожку. Что касается басиста, с ним предстоит работать очень много. Это обусловлено тем, что все музыканты после записи своей части могут отдыхать и нее прописывать ничего более, в то время как бас гитарист записывается как самостоятельно, выстраивая ритм для остальных, так и по завершению трека.
Во втором этапе записи басист проверяет целостность частотной линии, наличие пробелов и недостатка плотности в композиции. Как правило, профессиональный музыкант не делает таких ошибок, но тогда зачем перезапись? Как и гитара, бас пишется в две дорожки, которые впоследствии могут быть разделены на панораму либо сведены в единое целое. В любом случае, как и любой инструмент, бас не должен звучать строго по центру и в один канал, его следует делить.
При работе в студии, записанная дорожка не станет копироваться на второй канал. Ее следует переигрывать и обрабатывать совершенно иным способом. При одинаковом сведении и мастеринге каждой из них получится «мертвая запись». Это не приемлемо ни в одном варианте, вне зависимости от стиля музыки. При разбивке на каналы нужно сделать так, чтобы звук у каждой дорожки был разным, но соответствовал тем же частотным характеристикам, что и записанные в данный канал гитарные партии. Например, если в левом канале больше средних и низких частот, а в правом низких и высоких – следует вести аналогичную обработку баса, а не писать его вслепую.
Акценты
Любую композицию можно условно разделить на несколько частей. Каждая часть должна как то разграничиваться. Это нужно для того, чтобы слушатель мог максимально точно понять переданную мысль в музыке.
Задача басиста акцентировать при записи эти части, но не выходить за рамки и не показывать верхи виртуозной игры. Также, задачей акцентов является то, что они дают опору для ударника. Он ориентируется только по ним, а не по всей композиции. Все барабанные сбивки и переходы четко контролируются басовыми партиями. Другими словами, если бы басист не делал ни единого акцента в песнях, практически все композиции звучали бы одинаково.
Пики
Бас имеет свою частотную специфику. Запись в студии это ответственная работа для каждого музыканта, но даже опытный продюсер не соможет ничем помочь, если басист не разбирается в частотной линии и правильности звучания своего инструмента.
Бас гитара практически всегда лежит в средних и высоких частотных линиях, что вынуждает постоянно искать нужных подход к звучанию гитары и соответствия с ней. Гитара всегда звучит на верхних частотных линиях, и не отличается особенной сложностью при записи. Бас же всегда прописывают аккуратно, следя за тем, чтобы ничего не вылезало за рамки частотной линии.
Бывает много случаев, когда звукорежиссеру приходится корректировать и вносить изменения в бас партии, ради соответствия частотных характеристик. Но все опытные басисты четко знают свои задачи и могут самостоятельно распределить и обобрать должным образом свой инструмент на каналах.
Следует как можно лучше разграничивать верхние и средние пики. Каждый звукорежиссер должен это знать, иначе при прослушивании все инструменту будут сводиться к однотипному звучанию все дело в том, что в процессе завершающего мастеринга композиции придется сводить все пики к одному уровню, а если гитара и бас не имеют должных ограничений, никакой мастеринг здесь не поможет.
Завершающий этап записи. Обработка дорожек и подготовка к мастерингу
Когда все инструменты полностью прописаны, происходит обработка каждого из них. Во всех студиях работы по обработке звука выполняются самыми разнообразными способами. Иногда, музыканты, уверенные в том, что звукорежиссер действительно очень высокого уровня, отдают все задачи ему. Он ориентируется на свой вкус, и соответственно на предпочтения музыкантов, осуществляет подгонку частот, усиление глубины и всего необходимого. Но данный вариант выбирают новички, толком не разбирающиеся в звуке, и в желаемом звучании будущих песен. Если брать в пример какой-либо известный коллектив, можно с уверенностью сказать, что при записи альбома все участники большую часть времени проводят в студии и следят за каждым действием звукорежиссера. Ему, в свою очередь, так работать намного проще, ведь с музыкантами можно советоваться, узнавать из предпочтения и вести совместную работу. Таким образом, все музыканты проекта не должны покидать студию даже на завершающих стадиях записи, ведь никто не знает, как должны звучать песни лучше, чем те, кто их сочинил.
У басиста же задачи помасштабнее. Ему необходимо следить не только за игрой, но и за всей ритм секцией. Все надежды в помощи звукорежиссер возлагает только на него. Это неудивительно, ведь то, как будет обработан бас, покажет все особенности композиции.
Обработка проходит в два этапа.
- Первоначально необходимо четко распределить дорожки по каналам. Для большей акцентуации частей трека следует использовать стерео панораму.
- Второй этап более емкий. Когда каждая дорожка уже распределена на каналы, следует заняться эквализацией, усилением эффектов, работай с эквалайзерами и частотами и многим другим. Основным этапом здесь является то, что все «лишние» части записанного звука следует урезать. Например, при прослушивании как очень часто слышаться «буханье» баса. Такую дорожку ни в коем случае нельзя пускать в композицию, иначе все инструменты будут забиты. После этого, для больше глубины баса используют ревербераторы, но работать с ними нужно аккуратно, иначе бас может стать глухим.
Примечание:
При эквализации дорожек следует учесть одно очень важное правило. Не следует увеличивать частоты. Желаемое звучание при помощи эквалайзера можно получить путем их уменьшения. Таким образом вы ограничите себя от риска сделать записанный материал еще хуже. В процессе уменьшения вы ничего не теряете, а наоборот. Если учитывать, что частотный диапазон баса заключается в низких и средних частотах, то соответственно на эквалайзере мы уберем верха.
Мастеринг и завершение записи
Завершающим моментом является окончательная, комплексная обработка всех инструментов. Как правило, все каналы выводятся на один мастер канал, в котором звучат все прописанные инструменты. Здесь мы уже не делаем никаких дополнительных изменений в плане звучания каждого инструмента, так как это было на стадии обработки. Каждый инструмент имеет определенную громкость и проигрывается в своем частотном диапазоне.
Мастеринг внесет все завершающие штрихи в композицию. Как правило, на данном этапе идет выделение структурной части частотной линии. Другими словами мы увеличиваем и доводим до идеала необходимые нам частоты. Следует как можно тщательнее подойти к вопросу среза верхов и низов на каждом инструменте. Ни в коем случае не должно быть забивания дорожек.
После проведения всех необходимых процедур следует заняться акцентом каждой линии. В общем, всю частотную линию можно разделить на три группы: низкие, средние и высокие. Задача мастеринга заключается в создании безупречного звучания каждой из линий. Для этого можно пользоваться стандартной схемой, когда весь акцент упирается на бас и гитары, а барабаны уходят на задний план. Картина, таким образом, получается выраженная и яркая. Сделать это можно как при помощи компрессоров, так и эквализацией. Бас в большинстве случаев «тонет» среди всех остальных инструментов. Всем понятно, что средние и низкие частоты легко могут подавляться высокими, которые присущи гитарам. В таком случае следует снижать диапазон высоких – но не в коем случае не прибавлять средних – иначе будет еще хуже. Путем среза частот можно добиться очень хорошего результата, но композиция будет проигрывать в громкости. Как раз для таких случаев есть компрессоры. Используя их, вы не только добавляете громкость, но и делаете всю картину более сочной и разборчивой. Басист обязательно должен слушать свой инструмент, так как любые перебои, даже самые незначительные могут отразиться на общем результате. Корректировка и тщательная работа всех музыкантов проекта позволят создать наилучшее звучание. Работа над звуком будет завершена тогда, когда все останутся довольны звучанием своего инструмента. Если что-то слышно слишком громки, или наоборот тихо – следует немедленно пересматривать все и выяснять причины. Именно поэтому любой звукорежиссер предпочитает работать командно, а не порознь от музыкантов.
Автор: Харченко Дмитрий
Редакция не разделяет мнение
автора по некоторым вопросам.