Итак, Вы начинающий басист в молодой команде. Материал накоплен, отрепетирован и Вы наконец-то готовы приступить к его записи. Вам не терпится начать работу, тем более что друг узнал, где находится настоящая студия. Не спешите. Каждый, кто хоть когда-то ходил в профессиональную студию, знает, что звукозапись - это сложное занятие и лучше к нему подойти серьезно, тем более бас гитаруочень сложно писать. Поэтому прежде чем идти в студию, я советую Вам ознакомиться с некоторыми моими наблюдениями и советами.
Выбор студии
Когда Ваша команда выбирает студию, необходимо обратить внимание на несколько фактов: на цену, на число треков (каналов) в звукозаписывающем оборудовании, на формат пленки и на опыт инженеров. Прикиньте, какое оборудование вам реально необходимо. Попытайтесь найти студию, оборудование которой "заточено" под Вашу команду. Обратите внимание на число поддерживаемых треков. Для хорошей записи нужно минимум 16.
Как басист, Вы должны обратить внимание на некоторые специфические моменты. Во-первых, Вам нужна студия с хорошим компрессором. Во-вторых, Вам нужен хороший басовый усилитель (если только Вы не принесете собственный). Если Вы нашли студию с Ampeg B-15 - считайте Вам повезло.
Компрессия
Бас - инструмент с широким динамическим диапазоном. Громкость звука может сильно меняется в пределах этого диапазона. Именно поэтому нам необходим компрессор. Компрессор сжимает звуковой диапазон, благодаря чему уровень звука выравнивается. Другими словами, компрессор делает тихие звуки более громкими, а громкие - приглушает. Обычно компрессор имеет регулятор порогового уровня и регулятор отношения, определяющий степень сжатия. Рассмотрим пример. Если регулятор уровня имеет значение -10дБ, а отношение установлено в 3:1, это значит что на каждые 3 децибела, превышающие пороговое значения на входе на выходе приходится 1дБ. Так звук громкостью 16дБ преобразуется в 10+(16-10)/3=12 дБ. При микшировании компрессия помогает выделить бас среди других инструментов.
Ограничитель (Limiter) подобен компрессору, но в отличие него вообще не позволяет звуку превышать пороговое значение. Ограничитель тоже может оказаться полезным, однако, компрессор обеспечивает более естественный звук. Кроме того, большинство компрессоров могут работать в режиме ограничителя. Для этого просто устанавливается очень большое отношение.
Компрессор должен быть настроен таким образом, чтобы Вы не ощущали того, что электроника вмешивается в Ваш звук. Если Вы слышите, что сигнал сжат, нужно либо поднять порог, либо понизить отношение. Ламповые компрессоры "бережней" обращаются с сигналом, и могут работать с более высокими отношениями.
Каждый звукоинженер по-своему проводит компрессию баса. Некоторые ограничиваются компрессией при записи, другие прибегают к ней только в процессе микширования, третьи делают это и при записи и при микшировании. Я предпочитаю использовать легкую компрессию на каждом из этих этапов. (с порогом между - 10дБ и 0дБ и отношением 4:1.)
Запись
Электрическую бас гитару можно записать напрямую, с помощью микрофона, снимая звук с усилителя, или двумя способами одновременно. При записи напрямую (даже через различные примочки или снимая звук с выхода усилителя) сохраняется весь диапазон инструмента. В результате получается полный чистый звук, которым легко манипулировать (некоторые звукоинженеры используют еще ламповый предусилитель, но это дело на любителя и совсем необязательно). При записи через микрофон получается более низкий-тяжелый звук, при этом сохраняется индивидуальный оттенок исполнителя (ведь басист может настроить усилитель по своему вкусу.) В идеале нужно писаться сразу двумя способами в различные треки. Это позволит на этапе микширования создать шикарный басовый звук. Если нет возможности писать два трека, я рекомендую использовать прямую запись, поскольку со звуком потом будет проще работать. Можно объединить два способа и записать все на один трек, но тут нужно быть очень осторожным и точно представлять, чего Вы хотите добиться. По своему опыту могу сказать, что лучшего результата я добивался, когда писал два трека - один напрямую, а второй через микрофон Shure SM-57 с усилителя Ampeg B-15.
Вообще, существует два типа микрофонов: динамические и конденсаторные. Конденсаторные микрофоны более чувствительны, но требуют 48В питания, которое подается с микшерного пульта. Динамические микрофоны (например Shure SM-57) могут захватить больше звукового давления, и они менее чувствительны к посторонним шумам. С помощью динамического микрофона хорошо записывать громкий басовый усилитель. На мой взгляд, лучшим выбором является микрофон Shure SM-57, цена которого не превышает 100$. Хороший конденсаторный микрофон стоит не меньше 1000$.
Если у Вас активная бас гитара, попробуйте записать небольшой кусок с включенной электроникой и без нее. Спросите звукорежиссера каким способом лучше писаться. Здесь нет универсального рецепта, все зависит от инструмента.
Поведение в студии
Давайте немного поговорим о поведение в студии. После знакомства, звукорежиссер подключит всю аппаратуру, установит микрофоны и сядет за пульт. Он попросит вас немного поиграть, для того чтобы настроить уровень записи. Сыграйте первую песню, которую Вы собрались записывать или что-нибудь в схожем стиле. Это позволит звукорежиссеру нормально все настроить. Не надо подгонять его или давать мудрые советы. Он знает свою студию лучше Вас. И совсем не факт, что то, что звучало идеально в другой студии, будет хорошо звучать и здесь. Мой вам совет, доверьтесь звукорежиссеру.
Когда придет время писаться, вам дадут специальные наушники. Единственное их назначение - не дать вам потеряться и сбиться. Звук в наушниках сильно искажен и не имеет ничего общего с тем, что Вы услышите на записи.
Запись может вестись следующим образом (живая запись): сначала записываются живые инструменты, возможно наличие вокала, но только для того чтобы помочь остальным музыкантам не потеряться и нормально все отыграть, затем пишется (дублируется) вокал, потом соло и различные вставки. Запись очень сильно отличается от игры живьем. Будьте готовы к тому, что процесс затянется. Всегда возможны ошибки.
Альтернативой живой запись является индивидуальная запись. Каждый музыкант играет отдельно, до тех пор, пока его партия не получится идеально. В этом случае звук может получиться слегка "стерильным". Записываясь индивидуально, Вы можете расположиться в звукоизолированной комнате звукорежиссера и слышать свою игру не через наушники, а через нормальные динамики. Многие бас гитаристы предпочитают именно этот вариант.
Микширование
После того как все инструменты записаны, настает очередь микширования. На этой стадии происходит установка уровней треков, "расположение источников звука", настройка АЧХ и добавление различных эффектов. Скорей всего результат будет несколько отличаться от ваших ожиданий, но лучше хороший сбалансированный микс, чем непонятно что с ревущей бас гитарой.
Микширование баса имеет некоторые тонкости. Нельзя забывать о компрессии. Она придает басу обособленность, не выпячивая его из всей композиции. Если компрессия не была сделана на стадии записи, ее обязательно необходимо провести при микшировании.
Как правило, бас гитара и бас бочка сливаются в единый гул. Чтобы не допустить этого, я рекомендую поколдовать над эквалайзером. У бас гитары нужно повысить верх среднего диапазона и немного убрать низы. У барабана - наоборот немного задрать низкие частоты. (немного - это 2-3дБ) Я рекомендую ниже 100Hz убавить бас и поднять бас бочку, а в диапазоне 2-5kHz поднять бас.
Чтобы выделить бас попробуйте также убрать (2-3 дБ) с в диапазоне 100-200Hz у гитар и клавишных. Настроенные таким образом треки в отдельности могут звучать немного натянуто, но в целом должен получиться хороший микс.
Для бас гитары обычно не используются эффекты. (Разве что хорус или фленжер.) Как правило, они только ухудшают общую картину, но если у вас есть время и желание, можете поэкспериментировать.
Мастеринг
На этапе мастеринга все сделанные записи объединяются в единый проект. Из начала и конца песен убираются лишние шумы, настраиваются АЧХ, а также уровни громкости песен друг относительно друга. В наши дни мастеринг обычно целиком делается на компьютере, но возможно применение и внешних устройств.
Если микс в целом хорош, но кажется что немного не хватает баса, можно на этапе мастеринга повысить низкие частоты песни. Хотя этот недочет лучше исправить на этапе микширования.
Удачи!
Хотя и существуют некоторые общие подходы к записи баса, каждый звукоинженер имеет собственные наработки. Описанные здесь методы ни в коей мере не являются правилами. Я просто хотел вас познакомить с некоторыми принципами, от которых вы сможете оттолкнуться в своих экспериментах.
Автор: Matt DeSilva
Перевод: Alex[BL]