Прежде чем включать в игру левую руку, проделайте такое упражнение.
Положите на стол карандаш и возьмите его кончиками пальцев левой руки так, чтобы прямой большой палец находился против остальных, закругленных, не прогибающихся ни в одном суставе. Карандаш при этом должен быть параллелен линии основания пальцев. Правильно установив карандаш, несколько раз напрягите (как бы собираясь переломить карандаш) и освободите пальцы, затем все повторите, делая круговые вращения кисти. Карандаш во время этих действий должен плотно прилегать к кончикам пальцев.
Проделайте упражнение несколько раз, так как оно поможет лучше уяснить характер ощущений при работе левой руки на грифе.
Поднесите кисть к пятому ладу гитары, чтобы прямой большой палец легко коснулся середины тыльной стороны грифа напротив среднего пальца; остальные пальцы расположите на второй струне.
Пальцы левой руки обозначаются следующим образом: указательный - 1, средний - 2, безымянный - 3, мизинец - 4.
Разместите пальцы на второй струне следующим образом: 1-ый на пятом ладу, 2-ой - на шестом и так далее, причем каждый палец ставится ближе к следующему ладу. Пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться кончиком на струну. Не отводите локоть в сторону и не прижимайте его к туловищу, чтобы не создавать неудобства мизинцу, который должен стоять ровно и прижимать струну серединной подушечки.
Правильно поставив пальцы мягким хватательным движением, в котором участвует большой палец, прижмите струну к ладовым перегородкам. Плечи и локоть остаются при этом свободными (для проверки покачайте свободно висящим локтем). Пальцы должны прижимать струну обязательно серединой подушечки. Правильность соприкосновения со струной легко проверить по следу, оставляемому струной на подушечке пальцев.
Освободите большой палец - тогда остальные пальцы отпустят струну и вернутся в исходное положение. Проделайте это упражнение несколько раз и перейдите к более сложному. Не спеша, ритмично, в темпе медленных шагов ставьте пальцы на струну с пятого лада поочередно, начиная с первого (пальцы со струны не снимаются). При исполнении этого упражнения незанятые пальцы находятся над струной в свободном состоянии.
Снимайте пальцы в обратном порядке (с четвертого), не отводя их далеко от струны.
Для развития точности движений, можете проделать следующие упражнения. Поставьте все пальцы на вторую струну. Не прижимайте струну, пусть пальцы просто лежат на ней. Перенесите указательный палец на четвертую струну и зажмите лад, затем перенесите на третью струну, потом на вторую, на первую. Затем зажимайте струны в следующем порядке: 4, 2, 1, 3; 4, 3, 4, 2, 4, 1, 4, 2, 4, 3. Во время выполнения этого упражнения остальные пальцы не должны отрываться от второй струны. Переложите все пальцы на другую струну и повторите упражнения. Проделайте эти упражнения другими пальцами. Не гонитесь за скоростью. Концентрируйте внимание на точности движений.
Позиционная игра
При игре на гитаре используется наиболее рациональный принцип расположения пальцев левой руки - позиционный, позволяющий исполнять звуковую последовательность без смещения руки. Каждая позиция охватывает четыре соседних лада и определяется местоположением указательного пальца. Обозначаются позиции римскими цифрами.
Иногда при исполнении открытые струны продолжают звучать после того, как уже извлечен следующий звук. Возникает грязное звучание. Для того, чтобы избежать его надо прикрыть данную открытую струну подушечкой пальца левой руки в тот момент, когда он прижимает следующий лад. Для этого палец ставится чуть более полого, чем обычно, но не прогибается в суставе. Прием глушения струны обозначается в нотах горизонтальной чертой у номера пальца левой руки.
Баррэ
Баррэ - прием, при котором несколько одновременно звучащих и расположенных на различных струнах, но на одном ладу нот извлекаются одновременным прижатием этих струн указательным пальцем. При большом баррэ прямой указательный палец прижимает все струны. При малом баррэ немного согнутый во второй фаланге указательный палец прижимает три струны. Баррэ обозначается скобкой, ограничивающей количество звуков, взятых этим приемом. Римская цифра над скобкой указывает лад, на котором исполняется баррэ.
Баррэ - прием трудный, качество его исполнения зависит не столько от силы, сколько от умения и практики. Прижимайте струны около ладовой перегородки, а самое главное - постарайтесь ощутить каждую струну под указательным пальцем, найти оптимальное место прикосновения струны к пальцу.
Работая над баррэ, не переутомляйте руку. Соблюдение всех указаний поможет со временем избавиться от излишних усилий при выполнении этого приема.
Заключение
Поиграйте какие-нибудь мелодии и посмотрите, не напряжены ли не занятые в игре пальцы левой руки, не затвердевают ли руки в каком-либо суставе, почувствуйте гибкость каждого сустава.