Затеял я, ни много ни мало, пособие для молодых групп по подготовке к концерту и проведению оного. Сегодня представлю первую часть этого "пособия", с пылу с жару. Последующие части буду выкладывать по мере написания - постараюсь не затягивать с этим.
Сразу оговорюсь, что статьи хоть и ориентированы в первую очередь именно начинающим, полезны и интересны могут быть всем - и зрелым коллективам и организаторам и просто сочувствующим.
Ну да вы сами все сможете для себя решить после прочтения. Комментарии приветствуются. Поехали.
О чем нужно позаботиться молодой группе, прежде чем идти на концерт
Эта часть самая продолжительная по времени и чуть ли не самая важная по значению. Очень многие команды выходят на сцену совершенно неподготовленными, что не может не сказаться на качестве выступления. Это как с домашним заданием в школе/университете: кто-то подготовился заранее, пришел готовым, с легкостью ответил "на пять", оставил о себе хорошее впечатление и сам остался довольным собой. А кто-то прочитал первое, что попалось по теме на перемене, проконсультировался у товарищей, которые неохотно поделились поверхностной информацией, запинаясь и плавая в теме ответил, получил свою натянутую "тройку" и ушел под качание головой и цокание преподавателя, а то и вообще отправился на пересдачу. Есть конечно и те, кто почти без подготовки отвечают на 4 или 5, но это во-первых, скорее исключение из правил, во-вторых, во многом сочетание дикого везения с удачным стечением обстоятельств, а в третьих, это стоит самому ученику диких затрат энергии и нервов.
Словом, недооценивать этап подготовки было бы большой ошибкой. Тут стоит оговориться и уточнить, что речь идет о тех, кто подходит к музыке достаточно серьезно. Если вы хотите просто поиграть в каком-нибудь подвале для двух-трех десятков своих друзей, можете смело уже закрывать эту страничку - друзья будут хлопать вам, как бы вы не лажали и какую бы ерунду не вытворяли, а все ваши косяки спишут на хреновый звук, левый аппарат и звукаря-мудака. (Есть такая поговорка: если концерт удался, то музыканты - молодцы, а если нет, то звукарь - мудак)
Итак, подготовка. Этот этап может занимать не один месяц, а то и не один год, но оно того стоит, когда молодая, впервые вышедшая на сцену группа звучит на профессиональном уровне и не пытается отмазываться в духе "ну это же наш первый концерт", "у нас гитарист 3 месяца играет", "мы за неделю подготовились" и т.д. За годы работы я слышал подобных фраз сотни, но по большому счету НИ ОДНА из них ни на десятую часть не оправдывает лажу, которая от этих, с позволения сказать, деятелей неслась со сцены. Что вам мешало найти более опытного гитариста, или дождаться, пока этот наберется мастерства, или сидеть на репетиционной базе и оттачивать материал? Но нет, вы уже вышли на сцену, вышли самостоятельно (ни разу не выдел начинающие группы, которые бы играли под дулом автомата) и осознанно, так что будьте добры, не отмазываться за свою лажу, если таковая имела место быть.
Теперь собственно что же на этапе подготовки к концерту нужно выполнить. В первую очередь, обзавестись инструментом. Хорошим инструментом. Вы можете конечно брать инструменты из разряда "неплохой вариант для начинающих", "на первое время" или "чтобы учиться", но учтите, что:
- более дешевый инструмент равнозначно менее удобный и учиться на нем сложнее в том числе
- на концерте часто выявляются недостатки бюджетных инструментов, незаметные при игре дома или на репетициях
- выйдя на сцену с плохеньким дешевым инструментом вы рискуете стать объектом насмешек для более опытных коллег
- в самый неподходящий момент есть риск вообще остаться без звука
В то же время, преимущества пользования хорошим инструментом очевидны, а из недостатков разве что высокая цена, но оно того стоит! Лучше подождать с концертами и подкопить, но зато потом чувствовать себя уверенным и гордо демонстрировать публике свою гордость (пардон за тавтологию). Кстати, стоит заметить, что музыка - вообще чертовски дорогое занятие, если заниматься ей на чуть более высоком, нежели подъездно-дворовой, уровне.
UPD:Тут стоит отдельно сказать о вокалистах, которые в подавляющем большинстве случаев считают, им ничего не нужно, а достаточно лишь того, что у них есть связки. Это в корне не верно!У вокалиста в группе есть такой же инструмент, как у других музыкантов - микрофон. Петь на репетиционной базе или на концерте в общественный микрофон - все равно, что пользоваться общественной зубной щеткой. Даже не надейтесь, что штука, в которую годами плюют, дышат перегаром, которую грызут и роняют на пол, качественно передаст ваши вокальные данные. Вы ничем не лучше своих коллег по группе и если хотите стать профессионалами, придется позаботиться о профессиональном инструменте и шнуре для него (хотя в нем необходимость у вокалистов возникает куда реже), если вы используете не беспроводной радиомикрофон. К нему также можно отнести все, что касается других инструментов.
Так же отдельно стоит сказать о выборе инструмента. Как мастер не может закручивать все гайки одним ключом, так и нет универсального инструмента для всех музыкантов и музыкальных стилей. К выбору стоит отнестись серьезно и подобрать именно то, что нужно и подходит именно вам, благо статей по выбору инструментов, обзоров и сравнений в сети предостаточно.
В противном случае, может случиться так, что вам будет неудобно или вовсе невозможно исполнить то, что вы задумали, или же выйдет так, что вы зря переплатили лишние деньги, купившись на "фишки", которые вам совсем не нужны. Типичный пример - это гитара с двусторонней (Floyd Rose и аналоги) машинкой у гитариста, который и односторонней не использует. При этом, гитара быстрее расстраивается, сложнее в настройке, зачастую дороже, мгновенно полностью расстраивается при обрыве струны и т.д. При этом, он мог бы избавиться от всех этих проблем, купив за те же деньги более качественную гитару без машинки вовсе.
Выбранный инструмент стоит внимательно изучить. Для полноценного использования вы должны знать назначение и ситуации применения каждого переключателя и каждой ручки инструмента или педали, должны знать что и как влияет на звучание, в какой ситуации что лучше использовать.
Зачастую, купленный инструмент нуждается в некоторой подстройке (для гитар, например, мензура, высота грифа, натяжение машинки и т.д.). Этим также не стоит пренебрегать.
Подобную настройку можно осуществить как самостоятельно по многочисленным инструкциям и, при отсутствии опыта, с многочисленными матюками и затратами времени (только постарайтесь не испортить инструмент) или же доверить это дело профессиональному мастеру, но тут надо быть готовым к некоторым финансовым тратам.
К инструментам я в данном случае отношу также примочки и шнуры. Прочность цепи определяется прочностью самого слабого звена. Так навороченный гибсон, пущенный через Zoom 505 будет звучать как зум, а не как гибсон.
Шнуры - это особая история!Этим, по большому счету, довольно дешевым и, при грамотном пользовании и хранении, долговечным расходником постоянно пренебрегают по непонятным причинам. Это же такая же деталь вашей звуковоспроизводящей системы, как струны или педаль и она может так же быть хорошей или плохой и от этого так же будет зависеть ваше звучание! Как часто приходиться видеть на сцене "одноразовые" провода, идущие в комплекте с гитарой. Так вот, реальная их функция - проверить в магазине работоспособность гитары - не более. Для полноценной передачи сигнала с минимумом потерь, шумов и наводок стоит использовать хорошие, специально для этого предназначенные шнуры. Стоимость их в музыкальных магазинах не так высока, а полезность в реальных полевых условиях сложно переоценить. Если вы хотите стать достаточно серьезным музыкантом, нужно всегда иметь необходимое количество (лучше с запасом) хороших шнуров необходимой вам длины.
Еще одна штука, которой пренебрегают, но которая при этом необходима почти всем – тюнер. И это, ребята, без преувеличения звиздец! Расстроенные гитары сведут на нет самые гениальные аранжировки и партии. И вроде бы так очевидно - перед игрой нужно настроить инструмент, но год за годом продолжается на сцене игра на расстроенных гитарах и звучит это омерзительно. Тюнер - штука доступная, дешевая, но при этом необходимая каждому, чей инструмент расстраивается и нуждается в настройке. Иметь тюнер по-хорошему должен каждый член группы, которому он может понадобиться (если у него не абсолютный слух конечно =) ), но даже в самом худшем случае, один на группу должен иметься и постоянно использоваться безо всякого стеснения.
Ваше умение играть на своем инструменте и делать это хорошо очевидно и заостряться на этом моменте мы не будем. Стоит отметить лишь, что в любом случае наличие музыкального образования окажет вам неоценимую помощь на всех этапах вашей музыкальной деятельности и при малейшей возможности стоит его получить.
Будем считать, что группа ваша уже собрана, но если это не так позволю себе лишь ряд замечаний. Группы собранные по принципу "ребята с нашего раёна" редко бывают успешными.
Лучше собирать музыкантов по принципу их профессионализма, опыта игры, знакомства со спецификой выбранного жанра.
Дальше начинается написание песен и аранжировок, в чем давать какие-либо советы глупо.
А затем репетиции. И вот тут есть о чем поговорить, хоть об этом немало уже сказано и написано на специализированных форумах.
Прежде всего стоит снова отметить вещи, которые на первый взгляд очевидны, но часто не соблюдаются.
Первое и основное - на репетицию нужно приходить трезвыми и поддерживать это состояние на протяжении всей репетиции. Если очень уж тянет бухнуть вместе, можно сделать это и после, "обмыв" тот факт, что вы только что хорошо поработали =) Алкоголь, как известно притупляет внимание, изменяет восприятие - вы просто перестаете замечать свою лажу. Вам кажется, что вы играете хорошо, хотя это совсем не так. Словом, пить на репетиции - плохая идея.
Не менее плохая идея приводить на репетицию посторонних, не занятых в музыкальном процессе людей: друзей, подруг, любовниц, родителей и т.д. Дело в том, что они будут отвлекать ваше внимание от главного, на чем нужно сосредоточиться, ради чего репетиции собственно и проводятся - от музыки. В присутствии посторонних музыканты начинают работать не на себя, а на зрителя, начинают "выпендриваться", перестают акцентировать внимание на исполнении, переключаясь на свой на внешний вид, в целом, фокус внимания смещается. Можно (но совсем не обязательно и скорее даже нежелательно), если уж очень хочется, провести такую "открытую" репетицию в качестве некоторой контрольной работы, когда программа отрепетирована, отполирована, и хочется услышать оценку со стороны. Но такие репетиции должны быть единичными случаями, а не постоянной практикой, да и приглашены на них должны быть, на мой взгляд, не все подряд из числа друзей и близких, а лишь люди, хорошо знакомые с музыкой, способные указать на недостатки, дать советы. Но, повторюсь, я бы порекомендовал к такой практике не прибегать вовсе.
Вместо этого крайне полезным делом будет запись собственной репетиции. Многие репетиционные базы включают подобную услугу в свои прайсы, но при большом желании, некотором умении и нехитром оснащении можно это сделать и своими силами - к чему отдавать лишние деньги (Хотя порой за качество стоит и переплатить). В крайнем случае, сойдет даже простой диктофон, поставленный в середине комнаты. Зачастую на записи всплывают косяки, которые при исполнении остались никем не замеченными и над которыми стоит поработать. Аналогично можно делать и видеозапись, если вы отрабатываете элементы поведения на сцене или просто хотите увидеть со стороны, как вы смотритесь во время игры. Как распределять время самой репетиции - дело ваше, однако старайтесь как можно меньше времени тратить на перекуры, остановки, пустую болтовню и прочие не связанные с музыкой вещи. Сами репетиции стоит назначать так часто, как можете. Раз в две недели - это чертовски мало. Тут также, как в занятиях на музыкальных инструментах - от игры по часу в день пользы больше, чем от игры 7 часов к ряду раз в неделю. Старайтесь отрабатывать песни до автоматизма, учитесь ориентироваться в песне по отдельным инструментам - такое умение может сильно помочь вам на площадках с плохим мониторингом, коих у нас большинство.
Итак, вот вы, классные музыканты, с отличными инструментами, отрепетировали хорошенько программу и готовы выступить. Но и тут не стоит торопиться напрашиваться в какую-нибудь солянку на любых условиях - вы же серьезный коллектив, а не банда подвыпивших малышей с гитарами. Стоит первым делом составить технический райдер своей группы (хорошо, если это сделает профессиональный звукорежиссер, еще лучше, если это будет ваш персональный звукорежиссер) и отдать его организатору, попросив выполнить райдер хотя бы в основных деталях (полностью даже звездам райдеры редко выполняют) или в крайнем случае хотя бы указать элементы, которых на площадке не будет. Хотя суровая реальность такова, что молодую, впервые выходящую на сцену группу, организатор скорее всего пошлет вместе с райдером, но вы как минимум заявите о себе как о серьезном коллективе, а то и вовсе наткнетесь на организатора, который пойдет вам на встречу и выполнит ваши условия. Если надежды на организатора мало, или он ваш райдер не берет, или вы поленились и не сделали его, придется брать инициативу в свои руки. Вам придется заблаговременно изучить площадку, на которой предстоит играть, отметить наличие/отсутствие необходимых вам для выступления элементов: количество микрофонов и микрофонных стоек, наличие и работоспособность всех необходимых комбиков, количество стоек под железо барабанщика, наличие стойки для клавиш и т.д. и т.п. Не надейтесь лишь на свои глаза - если есть какие-то сомнения, проконсультируйтесь с местным звукорежиссером, покажите ему свой райдер, уточните, что есть и чего нет на площадке, чтобы в день концерта не попасть в просак, а найти и принести в случае необходимости все недостающее с собой.
Теперь остается только дождаться назначенного дня, а там - саундчек и концерт, но о них - позже.
Автор: Алексей (Arekusey) Богаткин.
- Часть 1. Подготовка (о чем нужно позаботиться молодой группе, прежде чем идти на концерт)
- Часть 2. Учимся читать (о настройке комбиков и эффектов)
- Часть 3. Саундчек. Учимся думать. (как вести себя на саундчеке)