Динамика способна превратить даже довольно скучную песню в интересную, живую композицию.
В этой статье я хочу рассказать вам о динамике песни и о том, какое потрясающее влияние на музыкальность произведения она способна оказать. «Динамика?», - спросите вы. «Именно динамика», - отвечу я вам. Динамика в музыке – это понятие, определяющее оттенки громкости звучания – все, что регулирует громкость, формирует интонацию, акцент, добавляет яркости и краски звуку, все это и есть динамика. Именно способность управлять динамикой произведения отличает молодого человека от мужчины, а юную девочку – от уверенной в себе женщины.
Все мы порой грешим… играем вроде бы на одном уровне громкости, не замечая того, что наш инструмент глушит все вокруг. Каждый из нас хочет быть услышанным. Из-за боязни затеряться в общем музыкальном потоке, мы прилагаем чрезмерное усердие в игре на своем инструменте. В результате вся группа начинает играть громче, превращая музыку в неразборчивый грохот. Конечно, в такой ситуации первый камень летит в огород звукорежиссера, но не обманывайте себя, львиная доля вины за испорченный звук лежит именно на выступающей группе.
Владение динамикой подразумевает умение сыграть на контрасте. Все мы слышали произведения, в которых используется этот прием. То есть в песне есть несколько различных частей, каждая из которых имеет свой средний уровень громкости. Возьмем в качестве примера “Song 2” группы Blur или “Remedy” группы Black Crows. Если все упростить, можно сказать, что куплет песни звучит тише припева. Давайте представим такую картину. Вы отдыхаете в каком-нибудь клубе, выпиваете и болтаете с друзьями. На сцену выходит группа и играет всю песню на одном уровне громкости… и куплет и припев – все на одном динамическом уровне… вокал вообще потерян где-то, хотя должен быть на переднем плане. В итоге вы слышите какой-то монотонный и нечленораздельный шум и даже не пытаетесь оторваться от бокала. Совсем другая история, если начав не очень громко группа взрывается в припеве. Такое сложно не заметить.
“Song 2” – прекрасная песня для того, чтобы продемонстрировать эффект контрастного звучания. В куплете уровень громкости довольно скромен, но когда в припеве появляется бас, песня просто взрывается. После припева бас затихает и все успокаивается до следующего припева. В данном случае именно динамика раскачивает песню. Согласитесь, что таким образом музыкантам удается привлечь внимание слушателя. Оторваться от такой вещи сложно, потому что вы заинтригованы на всем протяжении звучания. С одной стороны, можно предугадать развитие композиции. С другой - это никак не сказывается на удовлетворении, получаемом от прослушивания. В “Remedy” используется та же идея, только происходит все наоборот. Куплет играется довольно громко, но все меняется, когда дело доходит до припева. В результате у слушателя создается впечатление напряженности и настороженности, он обескуражен и заинтригован происходящим. Анализируя живые выступления успешных и популярных групп, вы можете убедиться в том, что именно динамика помогает музыкантам оказывать серьезнейшее воздействие на аудиторию. Она заметно подчеркивает характер песни.
Еще одна группа, которая очень здорово работает с динамической окраской, это The Dave Matthew’s Band. Я не стану сейчас анализировать их песни, но я настоятельно рекомендую вам послушать что-нибудь из их творчества.
Играя с оглядкой на динамику всей композиции, вы поможете своему вокалисту или вокалистке. Ему или ей не придется надрывать связки и орать все выступление. Что это даст? Вы будете звучать как хорошая, уверенная в себе группа, а не как кривая хардкор команда из провинции. Средний слушатель акцентирует свое внимание именно на вокале, и если гитары задвигают вокалиста на второй план, то скорее всего Вы получите не самые лестные отзывы. Отнеситесь с вниманием к громкости своей игры. Позвольте вашему вокалисту показать себя во всей красе и Вы найдете благодарного слушателя.
Понимание необходимости контроля динамики еще не гарантирует этот самый контроль. Все мы волнуемся во время выступлений. Волнение - это нормально и естественно, особенно если вам не все равно и вы выкладываетесь по полной. Беда в том, что волнуясь вы начинаете играть громче и, как правило, быстрее. Звучать мощно и энергично, для группы, – это очень здорово, но сесть и серьезно обсудить динамические особенности вашего материала с коллегами лишним никогда не будет, поверьте. Есть некоторые основные, подходящие для большинства, правила, которые могут помочь разобраться с динамикой. Например, бас и ударные, составляющие ритм-секцию, должны дополнять друг друга, а не бороться за место в миксе, вылезая по динамике и громкости один из-за другого. Гитары должны быть на таком уровне громкости, на котором они не глушат слушателей и других музыкантов. Вокал должен быть хорошо слышен, чтобы слушатели могли разобрать текст, и не должен тонуть в общем миксе. Это не значит, что эти правила нельзя нарушать, но делать это желательно все-таки с осознанием того, что именно вы собираетесь нарушить, иначе сюрприз может быть испорчен. Внимательно слушайте песни других групп, находящихся на более высоком уровне, чем вы, и обратите внимание на то, как каждая конкретная группа подходит к работе над своим материалом, учитывая, разумеется, и те задачи, которые группа ставит перед своей музыкой.
Не стоит рассчитывать на то, что снижение уровня громкости в один момент превратит ваш коллектив в супергруппу. Это только одно из слагаемых качественного, профессионального звучания. Говоря о динамике, стоит упомянуть и настройку своего оборудования. На сцене вы не всегда сможете повлиять на это, но научиться грамотно отстраивать звук хотя бы на репетиции – уже неплохое начало. В решении этого вопроса вам поможет эквалайзер. Пользоваться эквалайзером с пользой для себя - отчасти шаманство, отчасти наука. Почитайте статьи на сайтах звукорежиссеров, потратьте время на отстройку общего звучания группы. Результат может быть поразительным.
Я знаю, что звучит это как нечто очевидное и банальное, но уделяйте большее внимание песням, на которые вы делаете каверы и на исходники своего собственного материала. Динамическая окраска в черновых вариантах часто способна подсказать вам то направление, в котором стоит развивать характер и настроение композиции.
Еще пара слов по этой теме, обращенная к бас-гитаристам. Я обнаружил, что могу намного лучше контролировать свое звукоизвлечение и получать от него максимум, когда играю с большей аккуратностью и сдержанностью. Это позволяет мне действительно контролировать свою игру. И наоборот, чем жестче и агрессивнее я начинаю играть, борясь за то, чтобы быть услышанным, тем небрежнее и размытее звучат мои партии. Играя тише, но в большей степени контролируя динамику, вы сможете привнести в свою подачу четкость и лучшую атаку. В конце концов, никто не мешает Вам умерить силу удара и добавить громкость на усилителе.
И напоследок, будьте профессиональны. Вы должны убедить себя, что можете исполнить песню со вкусом, а не как попало. Развивая динамику, вы сможете поднять уровень своего исполнительского мастерства. Помните, группа, звучащая громче всех, далеко не всегда звучит лучше всех, а небрежность в отношении динамики показывает дилетантство и отсутствие умения грамотно преподнести материал слушателю.
Автор: Василий Сущиков.