Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



С первого дня знакомства с бас гитарой я начал активно использовать трехпальцевую технику. Я понимал, что буду играть быструю музыку, и рассудил, что с помощью трех пальцев можно достичь большей скорости, чем с помощью двух. Конечно, я попробовал задействовать и мизинец, но понял, что его придется очень долго прокачивать, и остановился именно на трех пальцах.

При использовании трехпальцевой техники остро стоит вопрос выбора аппликатуры. Многие начинающие музыканты не уделяют должного внимания правой руке, а сосредотачиваются на развитии левой, поскольку на первых порах именно с ней возникают большие проблемы. То есть, при работе над очередным упражнением или при разучивании новой песни начинающий музыкант точно знает каким пальцем левой руки он возьмут эту ноту на грифе, но не отдают себе отчета, каким пальцем правой руки будут извлекать звук. Если при этом он не придерживаются четкой последовательности чередования пальцев, в определенный момент у него возникают проблемы с ритмом. Пальцы правой руки как бы спотыкаются. Мозг в фоновом режиме пытается понять какой бы палец задействовать и на больших скоростях ему не хватает времени. Кроме того, изначально моторика левой и правой руки взаимосвязаны. И если Вы не позаботились о том, чтобы разорвать эту связь, то направление перемещения пальцев левой руки будет сказываться на порядке игры пальцев правой руки. Чтобы стало понятно о чем я говорю, положите руки на стол и одновременно поднимайте пальцы в соответствии со схемой. При смене направления движения левой руки правая будет впадать в ступор.

Левая  рука 1-2-3-4-3-2-1-2-3-4-3-2-1-2-3
Правая рука 1-2-3-1-2-3-1-2-3-1-2-3-1-2-3
(1-указательный, 2- средний, 3-безымянный, 4-мезинец)

Некоторые скажут: "да зачем нужно это строгое чередование. Я могу играть так, как мне удобно". Чтобы парировать этот выпад, предлагаю попробовать упрощенный вариант предыдущей забавы. Продолжайте следить за левой рукой и выполнять строгое чередование пальцев, прокатываясь то в одну, то в другую сторону. Правой рукой стучите, как Вам кажется удобным, главное старайтесь попасть в ритм. Думаю Вы испытаете крах мозга при смене направления движения левой руки. Когда Ваши руки находятся в привычном положении на грифе, этот ступор не так заметен, но он тоже присутствует.

Единственным правильным подходом к решению этой проблемы мне кажется продумывание и заучивание аппликатуры правой руки для каждого конкретного произведения или рифа. При этом нужно уделять особое внимание акцентированию нот. Этот подход требует гораздо больше времени, но он действительно необходим.

Упростить себе жизнь можно, если по умолчанию использовать строгое чередование пальцев. Лично я всегда двигаюсь от мизинца к указательному пальцу. Если обозначить пальцы цифрами: указательный - 1, средний - 2 , безымянный - 3, то используемую мной схему модно записать в виде
3-2-1-3-2-1-3-2-1-...
Этот порядок мне кажется наиболее оптимальным с физиологической точки зрения. Многие басисты практикуют иную схему:
3-2-1-2-3-2-1-2-3-2-1-2-...
На первых порах она действительно кажется более естественной, но при ее использовании теряется главное преимущество трехпальцевой техники - потенциально более высокая скорость. Мы перегружаем средний палец, поскольку задействуем его чаще чем остальные и у него остается меньше времени для возврата в исходное состояние, поэтому при быстрой игре эта схема оказывается медленнее, чем первая. Как известно, скорость передвижения армии равна скорости самого медленного полка, поэтому "предельная скорость" трехпальцевой техники при второй схеме чередования соответствует скорости двухпальцевой техники.

Всегда ли нужно использовать строгое чередование?На мой взгляд нет. Чередование имеет смысл нарушать, если в рифе присутствуют пульсирующие скачки через струну. Например, рассмотрим табулатуру

 |-----------------|-----------------|-----------------|
 |-----2-----2---2-|-----2-----2---2-|-----2-----2---2-|
 |-----------------|-----------------|-----------------|
 |-0-0---0-0---0---|-0-0---0-0---0---|-0-0---0-0---0---|

Слушать MIDI

Если придерживаться строгого чередования, в третьем такте Мина третьей струне придется играть безымянным пальцем, который несколько короче остальных. Чтобы компенсировать это Вам придется немного разворачивать кисть. Это вполне возможно, но не очень удобно. Проще тянуться к третьей струне самым длинным средним пальцем. При этом порядок чередования летит к черту. Нужно заучивать такие рифы-исключения, уделяя особое внимание правой руке. В остальных случаях - лучше пользоваться строгим чередованием. Такая практика сделает Вашу игру более четкой по ритмике.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание - палец с которого Вы начинаете играть риф. Рассмотрим пример (цифры сверху обозначают пальцы, которыми извлекается нота)

    3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1   3    2 1 3 2    1
  |-7-7-7-5-5-5-7-7-7-5-5-5-|-------------------|
 o|-------------------------|-------------------|o
 o|-------------------------|-7----7-7-7-7----7-|o
  |-------------------------|-------------------|

Слушать MIDI

При переходе ко второму такту нужно безымянным пальцем сделать скачок через струну. Это не очень удобно и требует практики. Гораздо проще начать играть этот рисунок не с безымянного(третьего), а с первого пальца. При этом скачок вверх придется на указательный палец, что гораздо более естественно.

Упражнения развитие независимости рук

Добиться уверенного владения трехпальцевой техники при строгом чередовании можно только разорвав связь между левой и правой рукой. Я предлагаю Вам несколько упражнений, которые могут Вам помочь в этом. Играйте их в медленном темпе, сосредоточившись на правой руке.

  3 2 1 3 2 1 3 2   1 3 2 1 3 2 1 3 
|-----------------|-----------------|
|-----------------|-----------------|
|-5-8-5-7-5-6-5-7-|-5-8-5-7-5-6-5-7-|
|-----------------|-----------------|

  2 1 3 2 1 3 2 1   3 2 1 3 2 1 3 2
|-----------------|-----------------|
|---8---7---6---7-|---8---7---6---7-|
|-5---5---5---5---|-5---5---5---5---|
|-----------------|-----------------|
  1 3 2 1 3 2 1 3   2 1 3 2 1 3 2 1
|---8---7---6---7-|---8---7---6---7-|
|-----------------|-----------------|
|-5---5---5---5---|-5---5---5---5---|
|-----------------|-----------------|
  3 2 1 3 2 1 3 2   1 3 2 1 3 2 1 3
|-----------------|-----------------|
|-----------------|-----------------|
|-5---5---5---5---|-5---5---5---5---|
|---8---7---6---7-|---8---7---6---7-|

Слушать MIDI

Можно вирировать упражнение? играя ноту D (которая 5 на 3 струне) несколько раз

  3 2 1 3 2 1 3 2   1 3 2 1 3 2 1 3 
|-----------------|-----------------|
|-----------------|-----------------|
|-5-5-5-8-5-5-5-7-|-5-6-5-6-5-5-5-7-|
|-----------------|-----------------|

и так далее.

И еще одна мозгодробилка. Играйте ее по кругу, следя за правой рукой. Особенно следите за извлечением первой ноты такта, поскольку именно для нее характерен ступор мозга.

  3 2 1 3 2 1 3 2   1 3 2 1 3 2 1 3
|-----------------|-----------------|
|-----------------|-----------------|
|-8-7-5-8-7-5-8-7-|-8-7-5-8-7-5-8-7-|
|-----------------|-----------------|

  2 1 3 2 1 3 2 1   3 2 1 3 2 1 3  1
|-----------------|-----------------|
|-8-7-5-8-7-5-8-7-|-----------------|
|-----------------|-8-7-5-8-7-5-8-7-|
|-----------------|-----------------|

Слушать MIDI

Ну вот, собственно, и все. Я рекомендую использовать приведенные упражнения в качестве разминки перед занятиями. Надеюсь, что эта информация оказалась для Вас полезной.

13 июня 2011
Александр Ледков (Alex)


Youtube VK Twitter




Rambler's Top100