Обычно этот прием можно увидеть в исполнении соло гитаристов, однако это не значит, что использование тэппинга ограничивается соло партиями. Он великолепно подходит и для создания сопровождения песни. Использование тэппинга может поднять музыку вашей группы на новый уровень. Грамотное его применение обогатит звук и привлечет внимание публики.
Технические приемы позаимствованы у профессиональных бас гитаристов. Однако чтобы освоить этот курс Вам совсем не обязательно быть опытным музыкантом. Если Вы только начинаете играть, то непременно будете тратить время останавливаясь в течение урока на других технических приемах.
Условно тэппинг можно разделить на два стиля - стиль Billy Sheehan (+Eddie Van Halen) и стиль Stu Hamm (Joe Satriani). Чуть позже я коснусь обоих.
Ладно, хватит лирики, давайте начнем урок...
Сядьте, возьмите бас и сыграйте указательным пальцем ЛЕВОЙ руки струну A (3-я сверху) на 12 ладу (не используя правой руки. Извлекайте звук с усилием прижимая струну. Этот прием называется "хаммер-он" [hammer on]).
|-----------------|
|-----------------|
|--12-------------|
|-----------------|
H
Трудно? Добейтесь чистого звука. Поработайте над завершением ноты. Нота должна звучать четко определенное время и не должна греметь. Звон может возникнуть если Вы немного приподнимете палец или неплотно прижмете струну к ладу.
Оставьте левую руку в том же положении, а правую перенесите так, чтобы ваш локоть был над бриджем, а пальцы над грифом. Поставьте большой палец сверху грифа, и разместите остальные над 14-ым ладом - указательный над струной D, средний - над G. Это ваша основная позиция. Теперь зажмите указательным пальцем струну так, чтобы извлечь звук. Это ваша первая нота сыгранная тэппингом.
|-----------------|
|----14-----------|
|-----------------|
|-----------------|
T
Попрактикуйтесь над началом и завершением ноты также, как и для приема хаммер-он.
Теперь соединим два звука вместе.
|-----------------|
|o------14-------o|
|o--12-----------o|
|-----------------|
H1 T1
Повторяйте пока не почувствуете что у вас получается. Прислушивайтесь к звуку в интервале между нотами. Я начал делать это через несколько недель, но Вы можете начать сразу как только будете готовы.
Вернемся к другим пальцам, а именно - к среднему пальцу вашей правой руки. Он должен находиться над 14-ым ладом струны G. Попробуйте извлечь звук этим пальцем.
|------14---------|
|-----------------|
|-----------------|
|-----------------|
H2
Добейтесь комфортного звучания и сыграйте эту ноту вместе с другими.
Сначала:
|-------14--------|
|-----------------|
|---12------------|
|-----------------|
H1 T2
затем:
|----------14-----|
|------14---------|
|-----------------|
|-----------------|
T1 T2
и наконец
|----------14-----|
|------14------14-|
|--12-------------|
|-----------------|
H1 T1 T2 T1
Повторяйте упражнение, пока не получится ровный звук. Вы должны научиться играть эту последовательность вслепую, не глядя на гриф.
[Настало время сделать перерыв. Если у Вас возникли трудности с упражнениями, постарайтесь преодолеть их перед тем как двигаться дальше.]
Порядок. Теперь давайте переместимся на тон вниз
|----------12-----|
|------12------12-|
|--10-------------|
|-----------------|
H1 T1 T2 T1
И еще на тон
|----------10-----|
|------10------10-|
|---8-------------|
|-----------------|
H1 T1 T2 T1
И в качестве последнего упражнения давайте сыграем все три куска вместе, чтобы получить наше первое законченное произведение.
e e e e e e e e e e e e s s s s s s s s
|------14------12---|-----10------10-----12----|
|o---14--14--12--12-|---10--10--10--10-12--12-o|
|o-12------10-------|-8--------8------10------o|
|-------------------|--------------------------|
В следующий раз, когда ваша группа будет играть "All Along the WatchTower" (в тональности A), Вы сможете поддержать аккорды и обогатить звук соло. :-)
Мы разовьем этот риф на следующем уроке.
Автор: Ian Stephenson