Как Вы помните, в конце прошлого урока мы познакомились с рифом из песни "All Along the WatchTower":
e e e e e e e e e e e e s s s s s s s s
|------14------12---|-----10------10------12----|
|o---14--14--12--12-|---10--10--10--10--12--12-o|
|o-12------10-------|-8-------8-------10-------o|
|-------------------|---------------------------|
Давайте усилим музыкальное движение. Для этого познакомимся еще с одним приемом.
Техника "Double Stopping" позволяет усложнить композицию, сделать ее более насыщенной. Эта техника заключается в том, чтобы играть одновременно больше одной ноты.
|-----14----------|
|-----14----------|
|-----------------|
|-----------------|
T
Вернемся к нашему примеру. До этого момента мы извлекали звуки по очереди - один за другим, теперь немного изменим риф, играя некоторые ноты одновременно.
q q e e q q q e e e e
|------14---------12--|----10-----10------12---|
|o-----14---------12--|-----------10------12--o|
|o-12-------10-10-----|-8------8------10------o|
|---------------------|------------------------|
H3 T12 H1 H1 T12 H1 T12 H1 T12 H1 T12
Заметьте, что первая нота в этом упражнении играется безымянным пальцем. Это уменьшает подвижность левой руки. Постарайтесь, чтобы звуки шли последовательно и не наслаивались друг на друга.
Рассмотренный риф имеет достаточно простой ритмический рисунок. Благодаря ему, риф можно играть бесконечно.
Все ноты этого примера входят в аккорды Am, G и C.
Am G F
|---14--|---12---|---10---||
|---14--|---12---|---10---||
|---12--|---10---|---8----||
|-------|--------|--------||
(Здесь не закрашенные кружочки, обозначают ноты, которые отличают мажорный аккорд от минорного. Они не имеют отношения к длительности ноты.)
Основной недостаток рассмотренного нами рифа состоит в том, что играя его Вы фактически лишаете произведение басовой партии. Это неплохо время от времени, но совершенно недопустимо, для полной, насыщенной композиции.
Решением этой проблемы может стать разделение функций между вашими руками. Вы можете играть левой рукой басовую линию, а правой - сольную мелодию. Это будет выглядеть примерно так:
|-----14----------|
|-----14----------|
|-----------------|
|--5--------------|
H T
Этот достаточно простой прием позволяет добиться более полного звучания. К сожалению в контексте конкретного музыкального произведения он может оказаться довольно сложнореалезуем.
q q e e q q q e e e e
|------14--------12--|----10-----10-----12---|
|o-----14--------12--|-----------10-----12--o|
|o-------------------|----------------------o|
|--5-------3--3------|-1------1------3-------|
H2 T12 H1 H1 T12 H1 T12 H1 T12 H1 T12
С этим упражнением могут возникнуть проблемы, особенно у тех из Вас, кто смотрит во время игры на гриф. Дело в том, что Вы не сможете следить сразу за обеими руками. (Уж поверьте моему опыту!). Со временем Вы научитесь чувствовать свой бас и сможете играть не глядя. Не огорчайтесь, если у Вас это не получится прямо сейчас. Тренируясь на подобных примерах, со временем, Вы обязательно овладеете этим навыком.
Рассмотрим еще несколько вариантов аккордов.
Am G F
|---14--|---12---|---10---||
|---14--|---12---|---10---||
|--=----|--------|--------||
|---5---|---3----|---1----||
(Как и прежде пустой кружочек не влияет на длительность нот. Его цель - привлечь ваше внимание.) Сравните этот вариант аккордов с предыдущем и вы поймете почему наш риф стал звучать лучше.
Когда Вы научитесь играть независимо каждой из рук, вернитесь к первому примеру и сыграйте его, сместив басовую линию на октаву вниз.
e e e e e e e e e e e e s s s s s s s s
|------14------12---|-----10------10------12----|
|o---14--14--12--12-|---10--10--10--10--12--12-o|
|o------------------|--------------------------o|
|--5--------3-------|-1-------1-------3---------|
На первом ладу струна опущена илиже всего к грифу, поэтому играя F на первом ладу струны E, усильте удар.
Рассмотренные в этом уроке рифы довольно сложные, поэтому постарайтесь тщательно проработать их.
Автор: Ian Stephenson