В настоящее время существует много вариантов слэповой техники. Различия, в основном, сводятся к способу удара. В этой статье рассмотрена "классическая" техника. Я познакомлю вас с ее азами и покажу, как эффективно использовать полученные знания. Итак, начнем.
Сразу же хочу дать вам совет: ПРАКТИКУЙТЕСЬ С МЕТРОНОМОМ. Слэп очень ритмичная техника. Вы должны хорошо чувствовать ритм музыкального произведения. Практика с метрономом позволяет развить внутреннюю "синхронизацию". Если вы используете драм-машину, поставьте простой пульсирующий ритм.
Слэп и поп техника
Первым элементом слэпа является слэп-поп техника правой руки. Существует множество различных вариантов этой техники. Я остановлюсь на классическом варианте, который практикуют такие басисты, как Louis Johnson, Stanley Clarke и Flea. Она состоит из двух частей.
Удар большого пальца - Поставьте большой палец параллельно струне, по которой вы хотите ударить, немного дальше окончания грифа. Поверните кисть вокруг запястья (Запястье должно оставаться неподвижным.) и ударьте большим пальцем по струне, используя для удара небольшую область пальца около первого сустава. Сразу после удара верните кисть в исходное положение, позвольте струне вибрировать. Когда вы играете на тонких струнах (D и G), в удар приходится вкладывать больше силы.
Удар должен происходить только за счет вращения кисти вокруг запястья. НЕ ДОПУСКАЙТЕ непроизвольного подталкивания пальца в сторону струны.
Поп - это вторая часть техники правой руки. Все начинается с подведения указательного пальца под струну. Держите палец достаточно твердым для того, чтобы во время поворота кисти он поддел струну и увлек ее за собой. Не заводите палец слишком далеко (не дальше первого сустава) за струну. Все время держите пальцы вместе и слегка согнутыми. Такое расположение позволяет избежать ненужных движений, а чем меньше движений вы делаете, тем совершеннее ваша техника.
Движение должно происходить за счет вращения кисти вокруг запястья, а не из-за движения пальца.
Практикуйтесь, ударьте слэпом по струне E, затем сыграйте попом струну G. Когда Вы овладеете этим навыком, начинайте играть следующую по толщине струну (и так далее). В конечном счете, вы должны играть слэп и поп на одной и той же струне. Затем начинайте играть попом струну D и повторите процесс. Для четырехструнного баса эти упражнения выглядят следующим образом.
Slap Pop
E G
A G
D G
G G
E D
A D
D D
Установите на метрономе удобный для себя темп и играйте по очереди все эти ноты. Делайте каждую слэп-поп комбинацию по 8 раз. По мере успеха Постепенно увеличивайте скорость.
Не волнуйтесь на счет пузырей, через некоторое время они превратятся в жесткие мозоли.
Техника левой руки
Перейдем к рассмотрению левой руки. Начнем с игры октав.
Октавы являются основой многих фанковых вещей. Октавой называют восьмую ноту после рассматриваемой ноты. Она имеет такое же буквенное название. Здесь можно провести некоторую аналогию с барабанной установкой. Если основная нота - это басовый барабан, то октава - малый барабан(snare drum). Меняя ритм и порядок нот, Вы можете создавать огромное число басовых линий основанных на использовании только основных нот.
Находить октавы нот на грифе очень просто. Чтобы найти октаву, надо пропустить одну струну и сдвинуться на два лада вниз по грифу. Рассмотрим пример: Допустим нам надо найти октаву для ноты G - 3 лад на струне E (толстая). Пропуская одну струну, смещаемся на два лада и попадаем на пятый лад струны D. Рассмотрим еще один пример. Найдем октаву для открытой струны E. Действуем следующим образом: пропускаем струну A и играем второй лад на струне D.
T - удар большим пальцем,
P - поп.
G---------------5----7-
D-----5----2-----------
A-------------3----5---
E---3----0-------------
T P T P T P T P
Для тренировки можно сыграть следующие партии "Disco":
G--------------------------
D-----5-----2-----3-----4--
A--------------------------
E--3-----0-----1-----2-----
T P T P T P T P
"Flea":
G-------------------------------
D--------2--------5--------7----
A-------------------------------
E--0--0-----0--3-----0--5-----0-
T T P T T P T T P T
Джон - настоящий профессионал. Он специализируется на Фанке (Слэп Бас), Блюзе, Джазе и Роке.
Автор оригинала: John Shaughnessy