Серия уроков для новичков от бас гитариста Doug Wellington, посвященная слэпу. Рассмотрены вопросы постановки рук, и работы над базовыми техническими приемами слепа, попа, hammer-on и глушения струн.
Урок 1
Положение бас гитары и постановка рук.
Для начала определим, в каком положении держать бас. На мой взгляд, существуют две крайности. Первую я условно называю стилем Тони Оппенхеима. Он использует низкое расположение баса. В таком положении рука практически прямая, и пальцы перпендикулярны струнам. Вторая крайность - стиль Стью Хэмма. Он держит гитару очень высоко. Его предплечье перпендикулярно струнам и локтю, располагающемуся практически над бриджем. Попробуйте оба стиля и выберите для себя более удобный. Если Ваш бас висит низко, попробуйте первый стиль; если высоко - то, очевидно, имеет смысл воспользоваться вторым стилем. Я в большей мере джазовый музыкант, так что я ношу бас высоко.:-)
При игре слэпом очень важно развить хорошую скорость. Этого невозможно добиться, если не научиться расслаблять руки. Особенно важно расслабить правую руку (подразумевается, что вы правша). Позвольте ей свободно висеть сбоку. Теперь, не меняя позиции пальцев, согните руку и перенесите ее вдоль струн прямо в конец грифа. Такое положение очень близко к рабочему.
Перейдем к рассмотрению левой руки. Держите большой палец примерно посередине тыльной стороны грифа. Он должен быть почти прямым. Остальными пальцами слегка приглушите струны. Старайтесь держать пальцы прямыми.
Правая рука располагается около окончания грифа. Большой палец должен находиться над последним ладом, а указательный - между концом грифа и звукоснимателем. Поверните кисть так, чтобы большой палец удалился от струн на расстояние не менее 8 см. Сама рука должна оставаться неподвижной. Теперь вращая руку, ударьте большим пальцем по струне E. Палец спружинит от струны, продолжите это движение, отводя палец в исходную позицию для следующего удара. Старайтесь делать удары без напряжения. Вы должны добиться четкого "щелчка". Повторите это движение несколько раз. Когда удары станут даваться легко, попробуйте бить по струне A, а затем начните чередовать удары по E и по A.
Ну что, пошумим? Перестаньте придерживать струны. Ударьте и заглушите удар левой рукой (Mute). Повторяйте, пока не добираетесь, хорошего ровного звучания. Если у Вас есть метроном, установите эго на 40 - 50 ударов в минуту. Играйте одну ноту на каждый удар. Не спешите. Добейтесь четкого щелчка и ровного глушения.
Рассмотрим еще один технический прием. Hammer on заключается в игре ноты левой рукой. Эго обычно используют сразу после того, как сыграли ноту правой рукой. Чтобы было понятно, приведу пример. Зажмите указательным пальцем пятый лад струны A, и сыграйте слэпом эту ноту. Теперь резко ударьте безымянным пальцем левой руки по седьмому ладу. Клево, правда?
Установите метроном на 40 - 50 ударов, и потренируйте это сочетание слэпа и хаммера. Не заглушайте ноты, как мы делали раньше, позвольте им свободно звучать. Бейте слэпом по ноте во время удара метронома, а хаммер используйте между ударами. Добейтесь ровного звучания!
G|-----------|
D|-----------|
A|--5----7---|
E|-----------|
S H
Теперь попробуйте комбинировать слэп, хаммер и глушение. Значит так, зажмите пятый лад струны A, сыграйте слэпом ноту, затем сделайте hammer on на седьмом ладу. Ударьте открытую струну E слэпом, и заглушите ее. Как только E начнет звучать, струну A надо заглушить, причем как можно тише.
q q q q
G|-----------|
D|o---------o|
A|o-5-7-----o|
E|------0----|
S H S М
Начните с 40-50 ударов, постепенно увеличивая скорость. В сведущий раз мы разовьем этот пример.
Урок 2
Я надеюсь, Вы проработали прошлый урок и добились чистого ровного звука. Не спешите наращивать темп. Сначала добейтесь чистоты звучания. Не волнуйтесь, Вы сами не заметите, как разовьете хорошую скорость. Теперь, когда вы овладели основами слэпа, добавим в нашу копилку еще один очень полезный прием. Чтобы сыграть струну "попом" надо поддеть ее снизу указательным пальцем правой руки (настолько, чтобы можно было захватить ее) и мягко потянуть вверх. Струна должна соскользнуть с пальца и удариться о гриф. Ваша рука должна находиться в том же расслабленном состоянии, которое мы описали и использовали на прошлом уроке, но указательный палец должен быть достаточно жесток, чтобы увлечь за собой струну. Пробуйте сыграть попом струну G.
Как и при игре слепом, вы должны настолько расслабить руку, насколько это возможно. Помните, Ваша скорость во многом зависет от способности беречь силы, то есть от умения играть расслабленной рукой. Рука должна быть напряжена ровно настолько, чтобы получить хороший твердый звук. Звук получается достаточно громким, поэтому имеет смысл убавить усилок.
Поставьте на метрономе 40 - 50 ударов и потенируйтесь. Играйте попом струну G на каждый удар метронома, и глушите звук левой рукой между его ударами (то есть половину времени между ударами звучит струна, половину - идет ее глушение). Держите левую руку, как и прежде, то есть большой палец упирается в гриф где-то посередине, а все остальные пальцы прямые. Коснитесь пальцами левой руки струн E, A и D и подвиньте руку немного вперед, так, чтобы кончики пальцев не отрывались от струн. Таким образом, струна G окажется открытой. При глушении попа, просто подвиньте руку обратно. Будьте готовы к тому, что Вам достаточно долго придется держать пальцы на струнах E и D.
Вы уже овладели навыком попа - глушения, тогда давайте добавим слэп. Техника сочетания попа и слепа, для игры нот, расположенных через октаву, получила широкое распространение. Зажмите указательным пальцем пятый лад струны A, а мизинцем - седьмой лад струны G. Запустите метроном и играйте слэпом ноту на струне A и попом ноту на струне G. Слеп играйте на удар метронома, а поп - между ударами. Не двигайте левую руку и не волнуйтесь о глушении, просто играйте ноты.
e e e e e e e e
G|----7---7---7---7---| e = восьмые
D|o------------------o| S = Слэп
A|o-5---5---5---5----o| P = Поп
E|--------------------|
S P S P S P S P
Поговорим о глушении. Мы уже используем указательный и безымянный пальцы. Коснитесь среднем пальцем струны E, чтобы заглушить ее. Вы должны держать средний палец прямо, а указательный и безымянный - согнутыми. Таким образом, мы использовали указательный, средний палец и мизинец для того, чтобы зажать лад на струне А, заглушить струну E и зажать лад на струне G соответственно. Мы могли бы попробовать заглушить струну D безымянным пальцем, но безымянный палец и мизинец настолько связаны друг с другом, что очень сложно работать ими обособленно. Для того чтобы заглушить струну D, cлегка согните указательный палец в первом суставе, а безымянный палец пусть болтается рядом с мизинцем.
Потренируйтесь с метрономом. Внимательно следите за тем, чтобы струны E и D не звенели. Во время игру Вы можете специально задеть их и посмотреть, надежно ли заглушены струны. Глушение очень важно для чистой игры.
Тщательно проработайте это упражнения. Должны звучать только две струны. Попробуйте играть поп не указательным, а среднем пальцем правой руки, при этом громкость звука не должна измениться.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не торопитесь. Поп - может оказаться слишком утомительным для ваших пальцев. Не колечте себя. Пузыри на пальцах вряд ли ускорят процесс овладения техникой. Если играть стало трудно - сделайте перерыв, а лучше отложите занятия назавтра.
Ладно люди, тренируйтесь, увидимся позже...
Урок 3
Комбинируем полученные на прошлых уроках навыки.
Итак, парни, Вы в совершенстве овладели слепом, попом, глушениеи и hammer-ом? Тогда настало время хорошенько перемешать все эти приемы.
Для начала стоит сказать несколько слов о глушении. (Я упоминал, что глушение это очень важная вещь при игре слэпом и попом?) В прошлый раз, когда мы играли сочетанием слэпа и попа, мы позволяли нотам свободно звучать. Настало время подчистить звук. После каждого удара поднимайте палец, который зажимает ноту. Вы можете снять палец непосредственно перед игрой следующей ноты (легато), или сразу после извлечения звука (стаккато). Оба способа широко используются, но давайте пока остановимся на стаккато. Сыграем последнее упражнение прошлого урока (пятый лад на струне A - слэпом, седьмой лад на струне G - попом), но вместо того чтобы позволить нотам свободно звучать, будем убирать пальцы, зажимающие лады, после извлечения звука. Фактически нам не даже не требуется отрывать пальцы от струн. (То есть когда мы начинаем поднимать палец, то струна прекращает звучать раньше чем происходит отрыв пальца от струны.) Установите метроном и проработайте упражнение.
S-стаккато
S S S S S S S S
|----7---7---7---7----|
|.-------------------.|
|.-5---5---5---5-----.|
|---------------------|
S P S P S P S P
S = Слэп
P = Поп
Давайте теперь сыграем следующую цепочку: сначала играем последнее упражнение, затем слэпом пятый лад струны A, потом хаммером ее седьмой лад, потом хлопаем слэпом по открытой струне E и глушем ее. Запустите метроном и играйте слэп на удары, а поп хаммер и глушение между ударами. Помните, мы все еще используем технику глушения.
S-стаккато
L-легато
M-глушение
S S S S L L L М.
|-----7-----7-----------|
|-----------------------|
|--5-----5-----5--7-----|
|--------------------0--|
S P S P S H S М.
S = Слэп
P = Поп
H = Hammer on
M = Глушение
Теперь, давайте добавим небольшое движение этой линии. Начните цепочку с четвертого лада струны А. Играем А слэпом, затем шестой лад струны G попом, переходим на пятый лад струны A, играем ее слэпом, играем седьмой лад G попом, потом играем А слэпом, делаем хаммер на седьмой лад, делаем слэп и глушение на открытой струне E. Начните с маленькой скорости и следите за чистотой игры.
S-стаккато
L-легато
M-глушение
S S S S L L L М.
|-----6-----7-----------|
|-----------------------|
|--4-----5-----5--7-----|
|--------------------0--|
S P S P S H S М.
S = Слэп
P = Поп
H = Hammer on
M = Глушение
После того, как вы проработаете это упражнение, сыграйте его, используя легато. Попытайтесь прочувствовать, как изменился стиль произведения. Ноты должны почти касаться друг друга. Можете еще попробовать играть слэп легато, а поп - стаккато. Легато очень стильно смотрится в концовках. Поэкспериментируйте немного с длительностями.
До скорого!