BassLife Podcast №28 - Необычные бас гитары и подзвучка сцены
|
Растекстовка
BassLife Podcast Bass №28 - Необычные бас гитары и подзвучка сцены
Привет, друзья! С вами, как всегда, Alex, главный редактор сайта BassLife.ru. Не слышались мы с вами довольно давно, наконец меня жизнь немножко отпустила, я смог добраться до микрофона, выделить немножко минут свободного времени, чтобы поговорить с вами на различные околобасовые и околомузыкальные темы, а их за время моего молчания набралось очень много. К моему удивлению, мои слушатели оказались довольно активными и продолжали предлагать различные темы, обсуждать ранние выпуски BassLife Podcast даже в то время, когда ничего нового я не записывал и не выкладывал. Тематика задаваемых вопросов очень широка и выходит за рамки просто басгитаризма, но все-таки у нас басовый подкаст, поэтому давайте начнем именно с басовых вопросов.
LINE6 Variax Bass.
Слушатель ГРЕГОР обратил мое внимание на такую интересную бас гитару Variax Bass, выпускает ее фирма Line6. С виду это довольно обычная, заурядная бас гитара. Судя по спецификации, выпускаются четырех и пятиструнные модели, называются они, соответcтвенно, Variax Bass 700 и Variax Bass 705. Ничего необычного, ольха, кленовый гриф с палисандровой накладкой, 21 лад, 34-дюймовая мензура, с виду обычный, фэнтероподобный бас. Но Line6 не была бы Line6, если бы выпускала обычную, нецифровую, продукцию. Этот бас тоже не так прост, как кажется. Если приглядеться к его внешнему виду, то первое, что бросается в глаза – отсутствие звукоснимателей. Да, на этой бас гитаре действительно обычные магнитные звукосниматели отсутствуют. Вместо них установлены пьезозвукосниматели, которые снимают не электромагнитное, а механическое колебание струн, и внутри баса установлен специальный процессор, который позволяет эмулировать различные звукосниматели. Звукоснимателей довольно много, 24 различные модели поддерживаются, и звук у них довольно интересный. Производители заявляют о двадцати четырех режимах работы и здесь действительно очень широкий спектр представленных бас гитар, а не звукоснимателей, наверное. Можно тут найти Fender Jass Bass, Fender Precision Bass различных годов выпуска, и какие-то современные синтетические инструменты, которых пока еще в природе-то не существует. Здесь есть эмулятор акустической гитары, и контрабас, и много еще чего разного. Повторяю, 24 различные гитары позволяет воспроизводить этот процессор. Производители подчеркивают, что это не миди-устройство. Когда мы говорим об обычных миди-контроллерах (обзор таких гитар уже проводился в этом подкасте), то, когда вы дергаете струну, снимается сигнал, он преобразовывается в миди-формат и на процессор или синтезатор подается миди-сигнал. Здесь же на вход процессора подается аналоговый аудио сигнал, снятый с пьезозвукоснимателей, и именно этот сигнал обрабатывается. Процессор имеет в своем распоряжении более полную входную информацию, чем обычные видеоустройства. Просмотренные мной видеоролики и прослушанный материал говорят о том, что это нечто другое, чем обычный медиаинструмент. Диапазон звука очень разнообразен, задержка не чувствуется абсолютно никак и звук получается довольно качественный. Стоит отметить отдельно страницу на сайте Line6.сом, где представлены различные сэмплы, записанные в том или ином режиме, ссылка, как всегда, присутствует в шоунотах на сайте BassLife.ru. Там есть две колоночки по 12 звуков, и я настоятельно рекомендую вам посетить этот сайт и послушать эти сэмплы. Они не столько полезны в плане понимания того, что может дать вам этот инструмент, который, я думаю, большинство моих слушателей никогда не приобретет. Вы сможете получить представление о том, как различается звучание той или иной гитары. Например, частый вопрос на форумах: чем отличается звучание Precision Bass от Jass Bass. В общем, все элементарно, идете на этот сайт, щелкаете кнопочку и смотрите. Есть Jass Bass, есть Precision Bass, можно на слух понять, в чем тут разница. Давайте я приведу сэмплы, кусочек Fender Jass Bass 1961 года... И следом за ним Fender Precision Bass 1963 года.
Еще одна полезная, на мой взгляд, фишка – то, что этот процессор позволяет моделировать звучание как инструментов со струнами с круглой обмоткой, так и со струнами с плоской обмоткой. На той страничке, куда я вас засылаю, есть две колоночки, красная и зеленая, зеленая – это, в основном, струны с круглой обмоткой, а красная колоночка – это струны с плоской обмоткой. Можем для примера послушать Fender Jass Bass с круглой обмоткой и Jass Bass с плоскими струнами.
Так что, ребята, если вы собираетесь покупать бас гитару и не знаете, на что обратить свой взор, советую зайти на эту страничку и послушать представленные здесь модели, довольно интересно.
Да, гитара занятная, но все-таки кому может понадобиться такой широкий диапазон звучания? Причем гитара-то не самая дешевая, стоит она вполне ощутимых денег и просто так позволить ее себе не каждый сможет. С другой стороны, это все-таки цифровое устройство, и многие к нему с подозрением относятся, за эти деньги можно взять вполне топовый инструмент в его классическом исполнении. Гитара эта будет интересна прежде всего сессионным музыкантам, тем, кто играет часто в разных коллективах, кому нужно это различное звучание, это инструмент для суровых профессионалов.
MIKEY GUITAR ГИТАРЫ С УБИРАЮЩИМИСЯ ЛАДАМИ
Следующую тему, которую я хочу сегодня обсудить, подкинул мне слушатель JESUS, тонкий знаток басовых извращений, как показывает практика и его комментарии на нашем сайте. Он предлагает рассмотреть тоже довольно интересную бас гитару производства фирмы Mikey Guitar. Честно говоря, когда я пошел по ссылке поискать, что же это за инструмент, ничего необычного и интересного я не увидел. Обычная мастеровая бас гитара небольшой американской фирмы. Но мне стало интересно, чем же привлекла внимание Jisus такая вроде бы стандартная на вид бас гитара. Когда я разобрался, оказалось, дело довольно интересное. В нижней части грифа, в том месте, где гриф крепится к деке, у этой гитары расположен специальный рычажок. Легким движением руки можно убрать лады с гитары, то есть превратить инструмент из ладового в безладовый. Есть соответствующие фотографии, есть видеоролики, причем не так давно рассматривал такое решение от Ibanez, но там лады не убирались, а просто были снизу подпилены для нескольких струн. Здесь можно вообще убрать лады, превратить свою гитару в полностью безладовый инструмент. Убираются лады за счет их поворота, то есть они не просто выдвигаются вниз, а как бы вращаются. В итоге достигается такая ровность покрытия, что гриф получается гладеньким и ровненьким. Особенно производитель упирает на надежность своего инструмента. Они там проводили эксперименты, дергали этот рычажок и говорят, что механизм сработал больше, чем миллион раз, если быть точным, 1000581 раз. Тестировали его 8 недель, видимо, на 82-й раз он сломался, и производители говорят, что запаса прочности среднестатистическому американскому музыканту должно хватить на 137 лет. Здесь беспокоиться о том, что гриф быстро придет в негодность из-за частого использования, пожалуй, не стоит. Порожки изготовлены из прочной стали и довольно долго прослужат. Я думаю, они быстрее сотрутся, чем вы сможете с помощью рычага сломать поворотный механизм. Стоит эта гитара тоже довольно больших денег, аналог Precision Fender – 3000 долларов. Вообще все эти извращенные, неклассические гитары довольно интересные, но мне кажется, что производят их не для живых людей, а для того, чтобы просто заявить о себе в мире. Но если бы не было таких интересных решений, не говорили бы мы сейчас с вами о фирме Mikey Guitar, поскольку производил бы он обычные аналоги Fender. А так есть повод потрепаться, почесать языками.
Вдогонку этой темы вопрос от следующего слушателя. Интересует мое мнение о безладовых бас-гитарах. В чем их достоинства, недостатки, зачем, собственно, они появились. Частенько приходятся видеть их в каталогах, видимо, есть какие-то плюсы помимо экзотического внешнего вида. Плюсы, конечно, есть, внешний вид здесь не самое главное, а главное – звучание. У безладовых оно существенно отличается от ладового. Поскольку, когда вы зажимаете струну на грифе и дергаете ее, то при своем колебании рядом с местом контакта она бьется о гриф. На ладовых инструментах площадь контакта очень маленькая, на безладовых площадь контакта растягивается, расширяется, и струна периодически дотрагивается в своем колебании до грифа. За счет этого получается более богатый обертонами звук. Мне кажется, что безладовая бас гитара по своему звучанию чем-то напоминает духовые инструменты. Недавно я был в гостях у Dark Sun, когда мы записывали второй специальный выпуск BassLife Podcast, и он хвастался своим безладовым инструментом. У меня появилась возможность подержать его в руках, поиграться на нем. Ощущения совсем другие, это не ладовая гитара, это абсолютно другой, самобытный инструмент. Наверное, даже к контрабасу он ближе, чем к бас гитаре, и играть на нем, скажу я вам, не так-то просто. Нужно более точно подходить к вопросу позиционирования левой руки и чистоты игры.
МОНИТОРИНГ И ЗВУК НА СЦЕНЕ
Рассмотрим еще один, на мой взгляд, немаловажный и очень интересный вопрос от ГРЕГОР . Он касается своего мониторинга на концерте и репетиции, нужно ли слушать себя и слышать. Слушатель столкнулся с такой проблемой, когда звук на площадке такой, что приходилось подключать наушники на выход процессора и слушать себя в ухо, чтобы контролировать свою игру. Да-да, друзья мои, наушники можно использовать не только для того, чтобы растянувшись на диване слушать новинки музыки 2011 года, но и как средство самомониторинга. Вобщем, Грегору хотелось бы услышать мое мнение по этому вопросу. На мой взгляд, на первую часть вопроса ответ очевиден, слышать себя обязательно надо, если мы говорим о репетиции, то тут вообще не о чем говорить. Если вы на репетиции и не слышите себя, встает вопрос, зачем вы вообще туда ходите. На концертах ситуация немного другая, здесь все сложнее, бывают площадки, когда слышать себя, используя то оборудование, которое имеется в распоряжении хозяина площадки, звукооператора, невозможно, и здесь использование наушников – не самый плохой вариант. Единственное, тут надо заранее позаботиться о том, чтобы они были достаточно длинными. Мне нравятся наушники, которые интегрируются в мозг, вставляются внутрь уха, это самый лучший вариант для концертного выступления. Если говорить о площадках, давайте затронем такой вопрос, как подзвучивание концертных площадок. Конечно, это не наш с вами вопрос, как бас гитаристов, но, для общего развития, для понимания ситуации он мне кажется весьма важным. Когда мы говорим о концертной площадке, здесь имеется две области звучания. Это зал и собственно сцена. В идеале звучание сцены не должно никак влиять на звучание зала. Это должны быть две обособленные области, не взаимодействующие друг с другом. Музыканты не должны слышать звук из зала, поскольку звук этот отражается от стен и приходит к ним с эхом. С другой стороны, звук в зале не должен издаваться комбиками музыкантов в идеале. Источниками звука в зале обычно являются порталы, которые устанавливаются по бокам сцены или где-то сверху-снизу и подключаются к усилителю мощности. Сигнал на этот усилитель подается с микшерного пульта, куда заводятся сигналы со сцены, то есть звукооператор обычно снимает сигнал с комбиков с помощью микрофонов с предусилителями, либо с помощью специальных ?НD боксов, которые посылают сигналы ему в пульт, из пульта этот сигнал как-то сводится, балансируется и подается на усилитель, который нагружает порталы и формирует звук внутри зала. В идеале звук должен формироваться с помощью специальных мониторов, установленных на сцене. Вы наверняка видели эти мониторы, это такие коробки, которые обычно валяются на полу или стоят вокруг барабанщика и направлены на него. Это широкополосные акустические системы, и их основное назначение – выдать звук, чтобы музыкант слышал и слушал то, что играет его команда. Действие этих колонок ограничено несколькими метрами, поэтому, если сцена большая, нужно располагать несколько таких мониторов. Обычно мониторы располагаются для вокалиста и для барабанщика, а гитаристы пользуются, так скажем, индивидуальной системой мониторинга, у них стоят комбики. Комбик прежде всего выполняет функцию подзвучки сцены. Если вы играете на сцене, не надо задирать громкость своего комбика, тем более если зал небольшой, так, чтобы ваш комбик был слышен в зале. В подавляющем большинстве случаев, если звукооператор грамотный, комбик прежде всего служит для того, чтобы вы слушали себя на сцене. В идеале играть надо так, чтобы громкости звучания инструментов на сцене немного как бы не хватало. Не нужно перегружать общее звучание сцены. Гитаристы обычно страдают от такой проблемы, при любом удобном случае они пытаются прибавить себе громкости, если они что-то не слышат, и при этом остальные участники коллектива вынуждены задирать громкость вслед за ними, чтобы хоть что-то услышать. Если у вас такой гитарист, попытайтесь надавать ему по башке, или чтобы звукооператор ему тоже надавал. Барабаны тоже нужно подзвучивать хотя бы несколькими микрофонами, делается это, прежде всего, для того, чтобы звукорежиссер мог действительно контролировать ваш звук, управлять им. Поскольку он находится в зале, ему лучше слышно, как вы звучите в зале, чем вам. Если барабаны не подзвучены, то получается, что он здорово ограничен в своих возможностях техникой вашего барабанщика. А барабанщики тоже бывают разными. Начинающий гладит барабаны, то есть сила удара у него слабая, он не вкладывается, и бас бочку практически не слышно. Бывают другие крайние случаи, когда барабанщик лупит по барабанам так, что палочки ломаются, тарелки вдребезги, это тоже неправильно, это тоже перебор. Нужно контролировать силу своего удара.
Подводя итог, скажу, что слышать себя на концерте, конечно, нужно. Если есть возможность, нужно добиться этого с помощью того комбика, который у вас на сцене находится; если такой возможности нет, в крайнем случае можно использовать наушники и хорошо бы заранее предусмотреть варианты их использования.
На этом будем сегодня заканчивать. Пишите свои комментарии, оставляйте предложения своих тем на сайте BassLife.ru, здесь есть специальный раздел «темы слушателей», где можно задать интересующий вас вопрос, я обязательно постараюсь на него ответить, если у меня получится. С вами был Alex, всем пока.