BassLife Podcast №27 - Kubicki Ex Factor - гитара с переменной длиной струны
|
Растекстовка
KUBICKI EX FACTOR
Первая вещь, о которой я хотел бы с вами сегодня поговорить – это довольно оригинальная бас-гитара от американской фирмы Kubicki. Называется бас-гитара Ex Factor 4. Заинтересовала она меня, собственно, одной своей особенностью, а именно тем, что музыкант в процессе игры может переключать первую струну гитары со строя Е на строй D, то есть легким движением руки мы получаем переключение строя струны. Гитара построена на базе модели Kubicki Factor 4, но вот эта приставочка Eх как раз говорит о том, что гитара имеет такую особенность – extent, то есть расширять строй струны. Технически эта возможность реализована довольно просто. У нас есть гриф, на голове грифа нет колков, а там просверлены дырки, куда вставляются собственно струны. Для первой струны на голове за нулевым порожком введены два ладовых порожка, и существует специальная планочка, которая может либо прижимать первую струну на нулевом порожке, либо отпускать ее, и тогда у нас появляется два дополнительных лада. Решение довольно оригинальное, нигде больше я его не видел. Кстати говоря, видел я колки, они, по-моему, называются Extended фирмы Kahler, которые позволяют нажатием рычажка менять строй, то есть натяжением струны подтягивать его на тон. Здесь немного по-другому реализована идея, фактически меняется не натяжение струны, а меняется длина мензуры. О длине мензуры тоже надо сказать, что она не совсем обычная: когда эта планочка опущена и гитара находится в режиме Е, то длина мензуры составляет 32 дюйма, а когда планочка поднята, то первая струна имеет длину мензуры 34 дюйма. Изменение настройки струны происходит не за счет изменения сил ее натяжения, а за счет изменения длины этого свободного, активного участка. Поскольку крепление струн осуществляется на стороне грифа, для настройки используется специальный бридж. Конструкция довольно оригинальная, бридж изготавливает эта же фирма Kubicki, это их запатентованная разработка, и на бридже есть крутилочки-ручки, которые позволяют натянуть струну или ослабить ее натяжение. В остальном гитара вполне обычная и классическая.
Да, есть еще одна особенность: производитель заявляет, что его гитара может работать в двух режимах – активном и пассивном. На одном инструменте вы можете получать как достоинства активного инструмента, это более хорошая регулируемость звука, большая громкость, так и преимущества пассивного инструмента, когда вы переключаетесь в соответствующий режим. Это большая чувствительность инструмента. Очень мне понравился дизайн деки, у нее такой космический вид, покрашена она в черный цвет, футуристический у нее бридж, такой нестандартный, и надпись Ex Factor находится на интересном месте – на деке, под струнами. В общем, смотрится гитара довольно интересно, я бы себе такую взял. Что же касается грифа, голова грифа смотрится довольно убого, причем, как я понял, это не особенность гитары Ex Factor, ну понятно, там у нас имеется довольно длинный гриф, где нужно разместить два дополнительных лада. Всвязи с этим, форма головы грифа должна быть более-менее ровной. Я посмотрел другие гитары этой фирмы, головки, где расположены колки у обычных гитар Factor 4, Factor 5 фирмы Kubicki. Крепления струн довольно обычные, колки расположены на грифе, на голове, а форма головы грифа такая же убогая, какая-то непонятная прямая тонкая палка. Мне эта форма вообще не понравилась, мне кажется, она уродует внешний вид этих замечательных гитар. Конечно, основная особенность и конкурентное преимущество этой гитары заключается, прежде всего, в этой планочке, которая позволяет изменять длину первой струны. Но давайте подумаем, действительно ли нужна такая возможность и не просто ли это какой-то маркетинговый ход. Наверное, кому-то она действительно нужна, поскольку это уже не первое конструкторское решение, как я уже говорил, есть специальные колки, которые позволяют изменять натяжение струны. С другой стороны, если вы в своих произведениях вдруг хотите ни с того ни с сего получить более низкую ноту, возможно, у вас что-то не то с басовой линией. Наверняка можно найти какое-то другое решение, как-то по-другому повести басовую линию, чтобы не пришлось залезать в такие низы. Если же вам постоянно приходится залезать в такие частоты, то, возможно, вам просто стоит перестроить первую струну своей гитары в строй D или в какой-то другой строй, который вам нужен. Если же вы лентяй и вам лень переписывать все свои басовые линии, уже заученные, да и вообще, если у вас первая струна настроена не так, как у всех остальных, то при игре, допустим, чужих партий и мелодий вам придется каждый раз перекладывать аппликатуру с учетом этих изменений. А если вы нормальный, настоящий музыкант и понимаете, что все время будете использовать эти частоты, то более правильное решение – это не измудряться, не изголяться, а все-таки настроиться сразу в необходимый строй.
Еще интересная присказка на сайте производителя – www.Kubicki.com - ребята говорят, что мензура 34 дюйма не совсем стандартная и хорошо бы для их гитар использовать не какие-то там сторонние, а специальные струны, которые разрабатываются именно для этой гитары и называются также Kubicki и заточены под использование на такой расширяемой конфигурации. Посмотрел я эти струны, ничего особенного, обычные струны. Варианты струн этой фирмы – стальные струны и струны из никеля, так что, в принципе, их вполне можно как-то использовать, хотя, наверное, это лукавство и желание производителя заработать еще и на струнах. Никаких объективных физических причин, почему бы обычные струны не подошли, я как-то для себя не вижу.
Гитара эта довольно экзотическая, в магазинах нашего и других городов она мне не попадалась, да и в российских интернет-магазинах я с ней не встречался. Так что, если вы решите ее все-таки приобрести, вам придется заказывать ее в разных Америках и получать по почте.
LINE6 PODX3
От тем слушателей перейду к собственным темам. Постоянные слушатели этого подкаста и обитатели форума Basslife.ru знают, что не так давно я приобрел себе в пользование процессор фирмы Line6, называется он Line6 PodX3, пользуюсь им уже больше месяца и созрели у меня какие-то мысли на его счет, есть ощущения, которыми я хочу с вами поделиться.
Первые ощущения – про звук. Звук мне пока нравится, хороший процессор для той музыки, которую я играю, для того звучания, которое хочу получить (а играю я Нeavy metal), процессор вполне подходит. Реализация различных эффектов меня там вполне устраивает. Брал-то я его для того, чтобы иметь независимость от оборудования. В прошлом концертном году были такие неприятные моменты, когда приезжаешь на концертную площадку, врубаешься в комбик и понимаешь, что звучит он совсем не так, как тебе нужно, приходится тратить довольно большое время на то, чтобы хоть что-то из него вытянуть. Не факт, что из этого получится хоть что-то путное. Плюнул я на это дело, решил поднакопить средств и, когда появилась такая возможность, пошел в магазин и просто купил себе басовый процессор. Хотя купил я его не просто, до этого был довольно долгий подготовительный период, когда я смотрел на характеристики, что-то выбирал, и показалось мне, что продукция фирмы Line6 вполне адекватна и покроет мои потребности. С другой стороны, вы знаете, что круг моих интересов отнюдь не ограничивается музыкой, вы, наверное, заметили, что я еще и подкастер, записываю МР3 радиопередачи, которые потом выкладываю на всеобщее обозрение, и мне интересно было найти себе такую «рабочую лошадку», то есть вокальный процессор с различными имуляторами и предусилителями, различными встроенными эффектами, чтобы можно было один раз настроить и потом долго-долго использовать. Так вот, Line6 PodX3 – это, на самом деле, не один, а целых три процессора. На базе одного железа реализован и басовый процессор, и гитарный процессор, и собственно вокальный процессор, что меня очень порадовало. Это была, пожалуй, еще одна причина, по которой я решился покупать именно это устройство. Другой немаловажной причиной, хотя она тоже вытекает из предыдущей, была возможность записи сигнала непосредственно с процессора на компьютер. Внутри процессора Line6 PodX3 уже реализована внешняя звуковая карта, которую можно просто подключить к компьютеру и по интерфейсу USB получать на компьютер полностью обработанный сигнал, снятый с процессора. Не нужно покупать дополнительные аудиоинтерфейсы, а можно непосредственно с этого процессора писать и гитары, и бас, и голос, то есть вполне хорошая возможность. Характеристики звуковой карты вполне высокие и адекватные, для моих нужд их с лихвой хватит. Приобретением этого процессора я решил еще одну свою проблему, фактически получив в свое распоряжение домашнюю студию звукозаписи.
Четвертая замечательная особенность этого процессора – возможность играть на нем вдвоем. В любой момент времени можно использовать этот процессор не как один, а как два, и тут два варианта его использования. Можно взять свой сигнал, раздвоить его, каждый из этих вариантов обработать собственными настройками, потом все это свести вместе и дать на выход. Кстати, выходы у процессора тоже разные, есть экселар-выход, который можно пустить звукооператору куда-нибудь в пульт, есть обычные джековые выходы, которые можно воткнуть либо в морду комбика, либо включиться в разрыв, то есть использовать, как преамп. И есть еще USB-выход, который можно воткнуть в компьютер и с которого можно записываться.
Второй вариант использования – это включение в процессор двух инструментов, один канал вы используете для обработки бас гитары, второй - для обработки гитары или вокала. Вокальный процессор тоже позволяет получать интересное звучание и вполне может быть полезным. Воодушевленный такими причинами и возможностями их решения, купил я этот процессор. Нужно сказать, что существует три варианта этого устройства, это десктоп-вариант, флур-вариант и рэковый вариант. Первый вариант компактный, его можно расположить у себя на столе, второй вариант концертный, его, собственно, я и приобрел. В отличие от предыдущего, он реализован в виде прямоугольного корпуса, на котором несколько футсвичей. И третий – это рэковый вариант, который можно поставить в стойку в студии и использовать просто как устройство для обработки сигнала в студии. Попался мне флур-вариант для концертного живого выступления, но честно говоря, хотел я приобрести десктоп. Не было его в наших магазинах, а ждать не было уже никаких сил, очень чесались руки, поэтому я подумал, что и на концертах будет более удобно использовать его, не придется докупать переключатели-педальки, да и какая разница, ну, будет у меня немного более громоздкий процессор. Сейчас бы я уже, наверное, серьезно призадумался и подождал, пока придет десктопный вариант, поскольку концертный вариант тяжелый и громоздкий. На репетиции мне приходится таскаться с дополнительной сумкой, куда эта, отнюдь не маленькая, бандура – по размеру она, как мои полтора ноутбука – помещается. Еще одна неприятная особенность, которая, в принципе, решается, но я ожидал немного другого поведения. Когда вы играете вдвоем через этот процессор, а у меня уже был такой опыт с нашей гитаристкой, если вам нужно переключиться на другой звук с использованием фудсвича, переключение осуществляется сразу для двух каналов. Нельзя выбрать, допустим, гитару, сказать, что у нас сейчас будет гитара и мы будем переключать ее педалями. Нет, вы нажимаете кнопку, и переключаются оба канала. Нужно сразу настраивать звук на двух каналах и координировать действия между собой. Конечно, может, я в чем-то еще не разобрался, хотя документацию на английском языке я изучил довольно подробно. Пока такой неприятный момент, не знаю, как с ним быть, наверное, придется настраивать многие варианты звука и заранее договариваться с нашими гитаристами, как вести себя на сцене, если в живом выступлении придется использовать этот процессор вдвоем. Такое может вполне произойти, если мы будем выступать на не вполне подготовленной площадке. Играем мы довольно тяжелую музыку, и звук гитары критичен. Если из комбика льется песок, то ничего хорошего в этом нет. А тут можно пустить гитару в этот процессор и получить довольно хорошее звучание, которое можно просто подать в пульт звукорежиссеру и пустить в мониторы. Слушателям будет радость и счастье от такого моего устройства. Концертного опыта использования этого устройства у меня еще не было, я пока брал его с собой на репетиции, где у нас стоит совсем не слабое оборудование: ламповый усилитель Kaston 200 или 500, стоит огромный кабинет, я звуком своей бас гитары и использованием этого аппарата был очень доволен. Попробовал использовать эмулятор усилителя, то есть включился в разрыв, и, скажу я вам, звук вполне меня устроил. Аппарат вполне хороший, и, хотя стоит не так уж дешево, 25000 я за него отдал в Самаре, но доволен, как слон, буду пользоваться.
В свете своего глубокого знакомства с цифровым устройством мы вдвоем с Dark Sunом записали специальный выпуск Ваsslife Podcast, где пошли в магазин «Мир музыки» в Самаре и попробовали вживую поиграться с педальками. Щупал я аналоговый, щупал цифровой звук и особой разницы для себя не увидел. Ну да, есть какое-то небольшое ощущение различия в игре, но качество звука, которое получается на выходе, вполне достойное и сопоставимое между аналоговым, ламповым и цифровым серьезным устройством. Так почему же мы все время слышим такие рассказки, что ламповый звук – это все, а цифра – ее сразу слышно и ничего хорошего в ней нет. Говорят об этом, наверное, на основе не очень дорогих цифровых устройств. Если подключить процессор Zoom, который я все еще не продал и иногда использую в качестве тюнера, то, конечно, звук будет ужасный, он будет корежиться этим процессором, и ни в какое сравнение с ламповым предусилителем, ламповой примочкой он, конечно, не пойдет. Но если мы говорим об устройстве более серьезного ценового диапазона, ни профессионал, ни непрофессионал не определит, не пощупав инструмент, в цифру он играет или в ламповое устройство.
Хотелось бы посоветоваться с людьми, которые занимаются разработкой звуковых устройств, или просто хорошо разбираются в радиотехнике. Собрать аналоговую или ламповую педальку очень просто, ничего сложного там нет. Купил или взял у друга какое-нибуь хорошее устройство, кирпичом его раздербанил, взял схему, списал аккуратненько все номиналы, собрал свой аналог. Купил хорошие комплектуюшие, а если голова еще на месте и понимаешь, что можно что-то доработать в этой схеме, в результате получается вполне живое, хорошее по качеству устройство. Это что касается аналогового устройства. Если мы говорим о цифровом устройстве, то здесь все намного сложнее. Весь сок этого устройства заключен в алгоритмах обработки звука, которые скопировать не так просто, как схематику устройства. Нужно куда-то залезать, взламывать эти все чипсеты, хотя, наверное, есть люди, которые способны этим заняться, но цена взлома и копирования этого устройства – ну, копирования да, скопировать довольно просто. Но если вы решитесь разработать свое цифровое устройство, вам будет сложно, поскольку придется вкладываться и в алгоритмы, и серьезно заниматься теорией, чтобы написать программу, которая будет обрабатывать звук. Сейчас перегнать звук из аналога в цифру и из цифры в аналог проблемы нет, эта задача вполне по силам радиолюбителю среднего уровня, но именно разработка алгоритмов – это пока неподъемный труд. В результате мы видим, что разработкой таких цифровых устройств занимаются только серьезные конторы, энтузиастам эти разработки просто не под силу. Но маленьким фирмам тоже жить хочется, особенно в Америке, где этих фирм много, да и у нас тоже, тот же Ерасов и куча других; и разработать аналоговое устройство довольно просто. А как возвысить его среди конкурентов? Сказать, что оно аналоговое, а цифра – г-но, поэтому мы будем делать такие замечательные ламповые примочки. Как видите, мысль, лежащая на поверхности и вполне объясняющая ситуацию на рынке. Еще раз, мне бы хотелось, чтобы люди, серьезно занимающиеся радиоэлектроникой, как-то высказали свое мнение по этому поводу, оно мне очень интересно.
СТРУНЫ FORTE
Еще одна темка, которую я хочу затронуть, как продолжение предыдущих выпусков Ваsslife Podcast. Эта тема касается струн. Вы знаете, что я заказал на пробу струны русской фирмы Forte, которые делаются где-то в Ленинградской области, поставил их на гитару, записал сэмплы, и результат мне сначала не очень-то понравился. Но за прошедшее время я успел опробовать эти струны, и свою гитару, соответственно, в различных конфигурациях. Повтыкал в различные комбики, поносил на репетиции на нескольких базах, и мнение мое, что эти струны мне не подходят, как-то пошатнулось. Струны довольно яркие, я себя отлично слышу в миксе. И теперь не знаю, снимать ли мне эти струны или поиграть на них еще. Наверное, все-таки поиграю, посмотрю, сколько они у меня проживут при интенсивном использовании.
Напоследок еще одна маленькая тема, скорее даже, ответ на вопрос слушателя о разнице в обычных, педальных преампах и рэковых . Интересна разница в звуке и эффективности. Сейчас я о сравнении различных устройств ничего не буду говорить, поскольку у нас есть для этого специальные выпуски, где я буду уже не один, а со своим коллегой Dark Sunом осматривать и слушать эти различные устройства, все эти тесты – они туда. А сейчас я хочу сосредоточиться именно на вопросе рэковых и педальных реализациях того или иного устройства. Те обзоры, которые я видел, те устройства, которые я щупал, говорят о том, что в плане звучания рэковые и педальные устройства в принципе ничем не отличаются. Схематика одна и та же. Отличие только в форм-факторе, удобстве использования на концертах и в студии. Если мы говорим о педальных, то это концертный вариант, если о рэковых, то это устройство, которое представляет собой такие коробочки, которые устанавливаются в специальные стойки на студии. Иногда и на репетиционных базах встречается такая коробка, внутри которой напиханы различные прямоугольные блоки с крутилками. Обычно это усилители, часто встречаются компрессоры и можно увидеть там эквалайзеры. У рэковых одно явное преимущество, что они занимают немного места. Попробуйте расположить все свои педальки на столе так, чтобы ими было удобно пользоваться, да в жизни вы себе так не расположите, а убьетесь просто. Если вы профессиональный звукооператор и у вас своя студия, устройств этих у вас просто до хрена. Тут заморачиваться особо не надо, надо четко представлять себе, как вы будете использовать то или иное устройство. Если это концерт, покупаете базовые педали, если это студия, то, возможно, пригодятся вам рэковые устройства. Ничего другого я лично тут не вижу.