BassLife Podcast Special Bass Day 03 - Вадим Басов и Дмитрий Потапов о Bass Day 2012, оборудовании и карьере басиста
|
Растекстовка
Ребята, меня зовут Вадим Басов, и вы слушаете третий специальный выпуск BassLife подкаста, посвященный фестивалю Bass Day, прошедшему в Санкт-Петербурге.
Сегодня героем подкаста станет Дмитрий Потапов – басист, выпустивший в 2009 году свой сольный альбом «Эклектика», композитор, основатель портала BassGuitars.ru. К тому же, именно он занимается организацией фестиваля «Bass Day in S.Petersburg».
Мы встретились с Дмитрием уже после окончания фестиваля, когда уже можно было проанализировать его результаты.
Д.П.: Вкратце скажу, что все, включая и меня, остались очень довольны организацией. Площадка была выбрана не случайно. Все-таки, семь коллективов, которые участвовали в фестивале, имели разную направленность, а соответственно требовали технической подготовки. Поэтому на сцене удалось выставить два бас-гитарных стека. Один являлся стеком для подстраховки. И удалось выставить две шикарных барабанных установки. Ребята очень хорошо отработали на саундчеках.
В целом, если говорить о Bass Day-е, то надо сказать, что предыдущий, в 2009 году, был более серьезным в плане подготовки. Все-таки, площадка была выбрана не такая большая, как «Зал Ожидания», но все равно вмещающая в себя 450 человек. Bass Day в 2009 был некоммерческим. Музыканты выступали не за гонорар, за что отдельное спасибо всем участникам. О них я говорить не буду, потому что, эта информация есть в интернете и ее можно просто посмотреть, чтобы время не тратить. Можно посмотреть на сайте BassGuitars.ru. Там присутствуют отчеты – и фотоотчет, и видеоотчет, полностью вся информация о Bass Day в 2009 году.
В 2012 году у нас получилось сделать Bass Dey на коммерческой основе. Буквально со всеми музыкантами удалось поделиться выручкой. Пришло очень большое количество гостей, где-то в районе 130-140 человек. Ну и соответственно, где-то 140-150 человек пришли к нам по билетам. Это очень здорово. Не маленькая цена билета объясняется большим количеством участников – 4 основных состава и в дополнительном составе было 3 коллектива. То есть, это не выступление одного человека на сцене. Это не выступление одной какой-то группы. Человек, который пришел на это мероприятие увидел сразу 7 совершенно разных коллективов. И поэтому цена на билет – 600 рублей, я считаю для Санкт-Петербурга, и меня в этом много кто поддержал, совершенно адекватной ценой.
Все получилось очень хорошо. В плане организационном, наверно, не получилось, ну опять-таки с финансовой точки зрения, рассказать об этом большему количеству людей. Потому что официально не висели афиши в городе. Но благодаря людям, которые участвовали в организации - это интернет-сети, это СМИ, это люди, которые делали видеоролик, это люди, которые участвовали во всей рекламе мероприятия получилось собрать такое количество.
Но с другой стороны это количество - показатель того насколько много людей хотели бы видеть именно этот формат в концертном варианте. Потому что концепция Bass Day`ев европейских это узконаправленное шоу. Выходит гитарист на максимум с барабанщиком и показывает высший пилотаж. В Европе все по-другому. У них там большое количество денег. Они готовят это мероприятие за год. Они ротируют его везде, где можно, поэтому собираются залы, большие залы. Мы не пытаемся с этим тягаться. Пытаемся показать публике концепцию, где бас-гитарист выступает в группе, и где бас-гитара выступает лидирующим инструментом. Уникальность еще в том, что большая часть программы готовиться специально для Bass Day и ее группы нигде не показывают. То есть это специальный материал. И как показал прошедший Bass Day, программа очень интересная.
Во-первых, она разношерстная. Ну, Вы уже брали интервью у Паши, у Ромы, у Жени Федорова, у Антона Щербакова. От себя могу сказать за свой состав – мы стали готовиться к нему за три месяца. И, на мой взгляд, тоже были не похожи на все остальные составы. Вот в этом вся и прелесть. Нет похожей музыки. У каждого бас-гитариста собственный проект и он его готовит к этому мероприятию.
В.Б.: Безусловно. Конечно, фестиваль прошел на высочайшем уровне. На самом деле очень интересно все было. Захватывающе. Выступление каждого профессионального басиста было очень интересным. Интересно то, что вот собрались именитые басисты со всей России, получается..ну не со всей России, но именитые очень басисты. Сложно ли было вам работать с ними как организатору?
Д.П. : Люди подобрались под этот проект - и те, кто помогал, и те, кто участвовал - на редкость простыми. Поэтому работать с ними в плане подготовки, а это подготовка с людьми, которые не являются местными, скажем так по-русски, заключалась в том, что мы вели переговоры об условиях, о концепции выступления, на редкость подобрались очень добродушные и понятные. «Без пальцев», по-русски объясняю. Поэтому я как то больше переживал за технический момент и за момент рекламный, чтобы привлечь как можно больше людей к этому мероприятию – простых наших граждан, музыкантов и не музыкантов, кто любит это направление. Поэтому на вопрос можно ответить – работалось с ними замечательно. Надеюсь, что и им со мной и с людьми, которые мне помогали, работалось тоже великолепно.
В.Б.: Мне удалось встретиться со всеми, и все были очень довольны происходящим.
Д.П.: Я очень рад.
В.Б.: Дмитрий, а можно поподробней поинтересоваться у вас на счет аппаратного обеспечения и по части двух басовых стеков – какие вы выбрали и почему именно они?
Д.П. : На тот момент, когда выбиралась площадка, еще раз повторюсь, не маловажным фактором было, найти такую площадку, которая бы отвечала статусу тех групп, которые приглашены. Это не новички на сцене. У них у каждого есть свой райдер и нужно было, чтобы их технический райдер соответствовал, хотя бы приблизительно, тому райдеру, который имеет каждый уже сформировавшийся и заявивший о себе серьезно клуб. И «Зал Ожидания»» как раз одна из тех площадок, которая принимает очень серьезные группы и проекты, в том числе и европейские. С точки зрения пульта, работы звукорежиссера, обработки, сцены, света – я считаю, что площадка была выбрана очень правильно и удачно.
Значит, по оснащению. Поскольку бас-гитар в проекте, так сказать, должно было быть 7, в какой-то момент я стал думать, что это многовато, прямо скажем, для одного стека, который предоставил нам «Зал Ожидания». Это Ampeg. Название головы не скажу, но на сцене по фотографиям можно увидеть, что это стек с 8 десятками. Ну не столь важно, какая там стояла голова, но по мне качество вполне устраивало всех.
В тот момент когда мы решили поставить второй стек для подстраховки, выбор опять-таки получился спонтанный. Мы поставили стек Orange с 19 дюймовым динамиком внизу, и наверху стоял стек с 10 дюймовыми динамиками. Импульсный блок. Я не открою ни для кого Америку, но скажу, что в первый раз я все-таки попробовал играть в этот стек, и в момент моего саундчека не зря подошел Женя Федоров, Рома Невелев. Просто Паши Вовк не было в этот момент, я думаю, что и он бы с интересом посмотрел бы и понаблюдал бы за происходящим. Мы были очень сильно удивлены – бренд для всех новый, и спасибо репетиционным кампаниям, или как их можно обозвать – репетиционные залы. «WorkShop» - это сеть репетиционных залов на Казаской дом 7/10 в Санкт-Петербурге. И отдельное спасибо Дену - это человек, который как раз в нужный момент выручил нас оборудованием. Спасибо ему большое. Вот таким образом появилось два стека.
А барабанную установку, как раз предоставили «Silence Records».
После того, как мы поняли, что в проекте уже 100 % будет участвовать еще и Саша Воронов «Дусер» - это барабанщик из «Tequila Jazz», уж тогда точно сомнений не осталось и мы решили поставить две установки, что в принципе помогло сократить время подготовки к выступлению между группами. Все-таки 7 участников и сокращая время настройки пред выступлением, мы увеличили тем самым количество минут на сцене, что положительно сказалось на концерте. По крайней мере, мы старались, паузы не затягивать. И томительных пауз между группами не было.
Самое главное, я считаю, что вообще чудо произошло, то к чему мы стремились, у нас получилось. Мы минимально сократили паузы между группами, что добавило динамики, что немаловажно. Эти паузы по старым каким-то фестивалям, я их очень хорошо помню – они очень сильно расхолаживают и утомляют публику. Мало того, что концерт длился с 19.30 до 23 часов, это надо еще выдержать.
В.Б.: Дмитрий, получается, что фестиваль басистов в Санкт-Петербурге потихоньку перетекает во всероссийский, потому что все таки не все басисты из Питера. Давидянц - из Москвы, Щербаков – из Челябинска. Расширяете границы постепенно.
Д.П.: Вопрос я понял. Как раз хотелось бы сказать о сайте BassLife.ru. Во-первых, спасибо тебе, за то, что ты приехал. Все-таки приехать в Санкт-Петербург не из Ленинградской области, а из Оренбурга – это подвиг. И приехал ты сюда не потому что мы с тобой познакомились чуть раньше, буквально за месяц до проведения Bass Day`я или чуть больше, я уж не помню. Летом по-моему познакомились в сетях. Приехал ты сюда не потому что мы с тобой познакомились, а потому что у тебя появилось желание приехать и сделать отчет о проведенном мероприятии. Даже если бы мы с тобой знакомы не были, ты бы все равно сюда приехал. Отдельное спасибо администратору сайта BassLife.ru за предстоящий анонс мероприятия.
Еще что хотелось сказать? О том, что я прочитал анонс, и было очень приятно, признаюсь прочитать анонс мероприятия, где как раз и говориться о том, что с появлением Антона Давидянца и с появлением Антона Щербакова фестиваль перестает быть только Санкт-Петербургским. Вот это здорово получилось у вас осветить на вашем сайте.
Поэтому тут я Америку не открою, к нам, ко мне лично и к моим друзьям - наверно все-таки я громоотвод, в хорошем смысле - ко мне поступают заявки. Хочется сказать как раз о группе «Free-Spoken Band» из Екатеринбурга. Они прислали свою заявку в начале лета и были темной лошадкой в том смысле, что у Ромы Невелева могло бы не получиться участвовать из-за насыщенного графика гастрольного группы «ДДТ», поскольку это ее нынешний неотъемлемый участник. Но у Ромы Невелева получилось. И ребята, ни в коем случае не в обиде, как кандидаты будут рассматриваться в первую очередь на следующий Bass Day.
И для всех тех, кто в первый раз услышал это имя, достаточно набрать в google, в yandex – «Free-Spoken Band» - и вы сразу же попадете на их страничку. Это будет очень приятно, потому что на данный момент, когда мы с вами записываем это интервью, у них проходит по Украине гастрольный тур и даже по каким-то городам России.
В.Б.: Дмитрий, еще со сцены вы заявили, что на вашем сайте через некоторое время вы откроете доступ к подаче заявки на участие в этом фестивале. Можно, пожалуйста, поподробней?
Д.П. : Как раз таки на концерте на Bass Day`е было очень мало времени. С удовольствием расскажу, как это будет происходить.
В данный момент, вот со дня на день, буквально в течение 5-6 дней на сайте BassGuitars.ru, на ее заглавной странице появиться баннер. Такой интерактивный баннер, который поможет всем, кто заинтересован в участии очень быстро подать заявку. То есть кликая по баннеру, человек будет попадать на страницу, которая будет иметь простую форму заполнения: кратко о коллективе, фотография, возможность приложения двух или трех аудио файлов, для того чтобы было понятно что играет коллектив, какая концепция, какая направленность, и координаты. Координаты буду видеть только я – администратор. Мы тоже посчитали сделать это нужным для того, чтобы не было войны, в хорошем смысле этого слова, перед теми, кто будет оставлять заявки.
Но я настоял на том, чтобы те, кто подает заявки, видели материал других. Это поможет всем желающим узнать друг о друге побольше. Ориентироваться насколько их материал сильный или, допустим, нуждается в какой-то доработке. То есть, возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что мы постараемся сделать подачу заявки максимально простой, и она будет доступна буквально всем, кто прочитает эту статью или узнает об этой возможности уже через ваш сайт, через какие то другие средства массовой информации.
Все очень просто – фотографию, количество человек, аудиоматериал, видеоматериал. Я попросил, если у кого то уже есть профессиональный видеоматериал, чтобы они его выкладывали. Информацию о том, как связаться с людьми, которые подали заявку, она будет автоматически уходить мне, и я буду просматривать. Я и так каждый день на этом сайте. Я буду просматривать и безусловно будем отбирать… Не хочу говорить лучших, потому что это отдельная тема разговора. Мы будем стараться искать в тех людях, кто оставляет заявки, наверно, в первую очередь, безусловно, профессиональное и оригинальное. Потому что на Bass Day`е, который прошел получилось собрать, как я и описал, разноплановые группы, с разноплановым материалом.
Наверное, это главная задача по подготовке к Bass Day`ю, который состоится в следующем году. Я не знаю, что может помешать, какие причины могут помешать созданию запуску проекта в следующем году, но меня все просят, чтобы этот фестиваль носил ежегодный характер.
В.Б.: Безусловно. Дмитрий, я присоединюсь к общему числу. На самом деле очень интересный фестиваль получился в этом году. Он не уступает по интересу прошлому.
Д.П.: Причем ты говоришь это как человек, который на нем присутствовал. Не человек, который судит о фестивале с подачи СМИ, с подачи картинок, по фотографиям, по рассказам. Ты там на нем присутствовал, поэтому это очень здорово, что ты смог приехать.
В.Б.: Безусловно. Получилось очень интересно. Я так понимаю, что очень большое количество людей будут надеяться, что фестиваль получится в следующем году. И чуть поменьше будет заявок. Но видимо все же эти заявки помогут, безусловно, открыть какие-то новые таланты, новых баасистов не только Питера, не только Москвы, но и каких-то других городов.
Д.П. : Мы же не выбираем и не стараемся выбрать группу, которая территориально близко находится к Санкт-Петербургу, что в принципе доказал прошедший Bass Day. Антон Щербаков – это Челябинск, и это очень не близко к Санкт-Петербургу.
Мы открыты для всех городов и деревень, если это уместно сказать. Неважно, какой город. Важен материал и какая-то изюминка в этом материале. Но, безусловно, будет, я надеюсь, очень много заявок. И как раз каким-то образом вы… Почему вы? Потому что я обращаюсь к людям, которые будут подавать эти заявки и уже с наметкой на будущее. Вы, таким образом, пытаетесь оценить свой материал. Вы видите насколько ваша заявка конкурентна с заявками других. Я обязательно постараюсь ответить на все заявки. Обещаю делать это в краткие сроки, буду отвечать на все заявки и предвидя, что этих заявок будет больше, чем наверно, ожидается , скажу чтобы люди воспринимали критику адекватно. Но отвечать на заявки мы будем всем. Если я не буду успевать, то обязательно подключу к этому со стороны моих друзей.
Кому-то повезет чуть меньше. Но зато у людей появиться возможность по-другому взглянуть на свой материал. И если он не достаточно профессионален, просто поработать над собой и над материалом, что я тоже считаю очень полезно. Потому что пребывая в каком-то своем вакууме, иногда группам очень сложно на себя со стороны посмотреть .
Мне приятно, что сайт BassGuitars.ru, который задумывался изначально как информационный, поработает еще и в этом направлении. Он поможет большинству групп посмотреть на себя со стороны, потому что заявки будут видеть, повторяю, все те, кто их будет подавать.
То есть появляется заявка, она от других заявок будет ограничена только двумя линиями и форма эта будет множиться, и множиться. Таким образом, сайт поработает в то же время и на рекламу всех этих проектов. Это же тоже реклама – то есть я подаю заявку, мою заявку видит огромное количество людей. Надеюсь, что и количество посещений, сейчас оно колеблется от 120 до 140 в день, оно возрастет – на это очень надеюсь.
Да, вот еще о чем хотел сказать! О том, что когда на моем сайте кто-то попытается поддать заявку в раздел «бас-гитаристы», то забывают о том, что заявка должна быть составлена в полном объеме.
Не просто имя! Имя, фамилия, отчество бас-гитариста, который хочет подать заявку и оказаться рядом с другими участниками сайта BassGuitars.ru, биография, инструменты. Можно фотографировать инструменты не свои, если такой возможности нет, а просто брать информацию из интернета. Но убедительная просьба! Кто захочет подать заявку на участие в сайте как бас-гитарист - посмотреть просто, как это сделано у тебя, ты уже почетный наш гость, у меня. Можно посмотреть у Антона Горбунова. Люди подошли к этому очень ответственно, профессионально и правильно. Вся та форма составлена таким образом, чтобы о человеке можно было сразу вкратце понять кто он, какое направление играет, в каких проектах участвовал. Интернет ссылки на «Вконтакте», на «Facebook» только приветствуются. Мы не ограничиваем человека в том материале, который он выкладывает у нас на сайте. Наоборот, мы стремимся к тому, чтобы как можно больше людей узнало о наших бас-гитаристах, которые не только в Санкт-Петербурге и Москве живут активной музыкальной жизнью. Наоборот! Этот сайт и создавался для того, чтобы зайдя на него можно было получить много информации по обучению, по контактам, ну по всему по всему. Слово «информационный» оно включает в себя все эти моменты.
В.Б.: Дмитрий, помимо всего вы не только хозяин и организатор Bass Day`я, вы еще и замечательный бас-гитарист. Первый раз вы взяли гитару в 1983 году?
Д.П. : Совершенно верно.
В.Б.: Расскажите, пожалуйста, чуть-чуть как это произошло, и какие изменения в Вас произошли спустя столько лет.
Д.П. : Расскажу очень коротко. Почему? Потому, что о том, как это происходило вплоть до 2004 года – это можно прочитать на сайте BassGuitars.ru в разделе «Дмитрий Потапов – моя музыкальная информация».
Ну, ты уже в курсе как это делается. А вкратце, если сказать, то да это действительно произошло в 1983 году. Очень кратко пробегусь по всем этим этапам.
Я пришел пробоваться играть в коллектив. На тот момент я жил в городе Красноводске, это Туркмения. Это спасибо родителям, в хорошем смысле, которые уехали туда в 74 году, ну и соответственно, не долго высчитывая, мы понимаем, что я на этот момент заканчивал 8 класс. Интересоваться гитарой, пробовать играть на гитаре, я начал значительно раньше - в 12-14 лет.
Мы понимаем, что годам к 16 я набрался смелости и вместе со своим другом Сергеем Ивановым мы поехали пробоваться в местный коллектив. Потому что туда как раз шел набор музыкантов. Я и подумать то не могу, что все закончится бас-гитарой. Я вообще хотел быть соло-гитаристом. А мой друг, Сережа Иванов, он как раз ехал со мной и думал, что останется в этой группе бас-гитаристом.
Так вот, приехав на репетицию, дождавшись, когда нам уделят внимание, мы взяли в руки инструменты. Коллектив был очень серьезный, профессиональный. Ребята были намного старше нас. Они играли на городских мероприятиях, на свадьбах. Вообще, это был местный Дом Культуры. Ответственность была очень большая. Это выступления перед ветеранами, это выступления на летних открытых площадках. На тот момент когда мы пришли, у группы, которая называлась «Хазар», был репертуар, который состоял из 35-40 композиций основных. И в том время, надо понимать, в те годы по большей части игрался репертуар наш отечественный. И еще плюс зарубежный. Было очень сложно.
Они, посмотрев на нас, дали нам понять, что мы при всем уважении к нам, замечательные ребята, талантливые, но мы не потянем такой груз. Мне дали соло-гитару в руки и показали несколько вариантов тех пассажей, даже соло-партиями я это не назову, которые мне придется играть. Естественно, я с ними не справился. Ну и как бы обидевшись, потеряв всякий интерес к дальнейшему. Просто сел рядышком на стуле и стал смотреть дальше за происходящим.
Мой коллега стал как раз пробоваться на бас-гитару. В какой то момент я понял, что у него ничего не получается и стал наигрывать его партию на гитаре. Руководитель группы тут же это заметил и в приказном порядке распорядился, чтобы мне вручили бас-гитару. Я поморщился, но вот это желание играть в группе оно меня заставило. Не столько заставило… Я подумал: «Господи, ну что там играть-то. У него не получается какая-то там партия, которую я со стороны уже просто выучил».
Я взял бас-гитару и тут же заиграл. Мне объяснили, что такое куплет, что такое припев, что структура композиции повторяется. На второй репетиции мы уже играли 10 композиций. Правда, все это закончилось тем, что я на мизинце натер кровавую мозоль. У меня от струн просто лопнул мозоль, потому что мы репетировали по 6 часов в день, с тем, чтобы я влился в коллектив. Я ребятам понравился. Но о том, что я не спал как минимум ночь после первой своей репетиции, я уж и просто рассказывать не буду. Настолько было велико волнение.
Вернемся к 83 году. В 83 году, получив возможность играть в таком коллективе, в котором был просто очень насыщенный график, я еще научился и петь. И петь научился вторым голосом. Тоже передо мной поставили задачу – или ты играешь и поешь или ты не играешь на бас-гитаре. Такие очень жесткие условия. Но там не деспоты работали. Просто я сразу же понял, что мне придется очень серьезно заниматься репертуаром, снимать его, репетировать каждый день по 6 часов, чем мы в принципе и занимались.
На выходных у нас, как правило, были какие-то выступления. Уже тогда я понял, что с бас-гитарой по жизни - это как раз мой вариант. И чем больше я узнавал о бас-гитаре - из записи, там было на кого равняться, потому что были профессиональные джазовые музыканты у нас в городе – я стал понимать что это надолго. То есть это не случайно, и это не увлечение на какой-то короткий период.
Еще задолго до того как я оказался в коллективе, мне почему-то хотелось уехать в Россию и…Я сам из Ярославской области, так между прочим, и то, что родители уехали на заработки в Туркмению, не означает, что я оттуда родом. Естественно, мне хотелось вернуться в Россию, поступить где-нибудь в институт, выучиться на кого-то и продолжать заниматься музыкой. Но опять же благодаря родителям, которые много мест променяли по тогдашнему Советскому Союзу – я много где был. Плюс родня со стороны отца, родня со стороны матери – Ярославская область, Кубань. Потом я занимался спортом, всевозможными видами. Я объездил практически весь Советский Союз. Но вот в Питере я ни разу не был. Поэтому где-то уже в начале 9 класса, как раз когда я и взял в руки бас-гитару, я стал понимать, что в город, в который я точно обязательно поеду, останусь там или не смогу остаться это уже второе – это будет Санкт-Петербург.
Ни потому что это культурная столица, хотя она таковой и является. Ни потому что есть еще Москва – в Москве я был миллион раз проездом и не проездом. И в других городах тоже. И вся Туркмения была изъезжена тоже. И Астрахань была, и была Украина. Очень много было уже в зрелом возрасте. Я много где был. Но в Петербурге я не был. Я четко для себя решил, что после того как я получаю аттестат, я еду в Санкт-Петербург.
Приехав в Санкт-Петербург со своими друзьями, я искал учебное заведение не по принципу «чем заниматься», а по принципу «есть там вокально-инструментальный ансамбль или нет». Тогда выпускались такие книжки – Справочник абитуриента – и, листая этот справочник, было написано какое учебное заведение имеет в своей структуре эту ячейку - вокально-инструментально ансамбль - или нет. По этому принципу и выбиралось. И было выбрано, тогда это называлось Техническое училище №15. Оно находится на Мясной улице дом 11.Посколько у меня отец профессиональный токарь, и в детстве он мне какие-то навыки показывал, я решил – а почему нет, я пойду учиться на токаря. В училище есть вокально-инструментальный ансамбль, комната для репетиций. Мне этого было достаточно. И вообще вся эта эпоха «доармейская» она прошла в репетициях, ну и соответственно, в учебе тоже.
Мы выступали на всех мероприятиях куда на с только приглашали. По тем временам мы играли композиции зарубежные и наши. Вообщем, была практика, в том смысле, что я познакомился с питерскими музыкантами. Это как раз такой мощный толчок. Потому что тот репертуар, который играли группы на юге, там очень сильные музыканты, он отличался от того, что происходило здесь. Разрыв территориально очень большой, нет интернета, нет мобильных телефонов. Это сейчас нет преград никаких. Кто-то где-то что-то сыграл, и это тут же можно увидеть в любой точке земного шара, потому что есть интернет. Тогда-то все было по-другому. И я попал, надо сказать, в какой-то другой мир совершенно. Петербург очень понравился, я не разочаровался. Потому что все то, что я о нем слышал раньше, еще более усиливалось. Мне понравилось.
В.Б.: А уровень музыкантов?
Д.П. : Уровень музыкантов? На тот момент не было репетиционных залов, все было очень подпольным. Поэтому об уровне музыкантов можно судить – не было рок-клуба, это 84- 85 год. Я провел здесь в Петербурге, общаясь с музыкантами, у которых, как раз, и были базы, которые находились в каких-то учреждениях. Безусловно, существовали школы и университеты музыкальные. Но это немножко другой мир. Безусловно, существовала джазовая тусовка, но как туда проберешься – тебе 18 лет, ты только начинаешь играть. Нужны были или связи, или музыкальное образование, серьезное музыкальное образование, которого у меня не было. Я -самоучка. Я в 83 году в такие тиски попал! И меня научили играть буквально в 2-3 направлениях, потому что на советской эстраде в тот момент рок-н-ролл, блюз, все это уже существовало. Насколько хорошо это у меня получалось - это отдельный разговор, но я получил огромную школу.
Ну, потом период армии. И я попадаю на пропускной пункт с гитарой и предопределяю свою судьбу на 2 года вперед. Меня забирают в часть именно потому, в Казахстан я улетаю, опять на Родину, можно сказать, из Санкт-Петербурга , и попадаю в часть, где стал играть одновременно в оркестре и в ансамбле. Отобрали меня туда, потому что в какой то момент я не выдержал. Мне стало скучно на призывном пункте, и я стал петь под гитару песни. И в армии, как раз о чем я и пишу у себя на сайте, было много времени, в том смысле, что у солдата никогда не бывает много времени, но то что я был в музыкальном взводе давало мне сумасшедшую возможность заниматься сочинительством собственного материала.
Подобрались очень классные ребята, классные музыканты – из Риги был барабанщик, клавишник был из Питера, гитарист - из Кабардино-Балкарии. Все были русские ребята, но только из разных мест. Из Риги был – ну как его русским назовешь, ну он не африканец, на англичанин, ни француз, это Советский Союз, надо это понимать. Мы тут же сколотили коллектив. Те, кто служил в армии понимают, что есть старослужащие и есть вновь пришедшие, и на тот момент, когда мы пришли, мы ждали, когда нам отдадут. То есть, когда старослужащие уйдут и отдадут нам возможность взять в свои руки. Нам передали аппаратуру, нам передали музыкальную комнату.
При этом там такой был порядок: что все те, кто играет в ансамбле, должны играть еще и в оркестре. Мы подхватили эту эстафету и достойно ее пронесли на протяжении 2 лет. И как раз таки большая часть моего материала, еще у меня есть и песенный материал – авторская песня под гитару – там очень много было заложено и было много придумано.
Через полгода у нас поменялся барабанщик. Пришел паренек из Курска, у которого как раз было профессиональное образование. У клавишника было профессиональное образование. У гитариста и у меня, я повторюсь, его не было. Вот они еще многому нас научили. Наши программы раздвинулись. Я, просто, в какой то момент перестал понимать, как так получается играть по 50-60 композиций и держать их в голове. Я просто в другой раз начинал задумываться как это возможно.
Но репертуар состоял, опять же можно вспомнить, что это 86-87 -88 год, Казахстан, и перед тем как начать играть какие-то свои композиции, по требованию замполита, комбата мы должны были отыграть 40 минут полит песни. Это была обязательная программа. Без этого ни один концерт не начинался. То есть сначала ты должен показать программу политическую, потом ты мог показать свою программу. Поэтому в нашем репертуаре было 50% чужого материала и 50% своего.
Мы находились в концентрации 3 частей сразу. Если происходил какой-то концерт, то публика нас баловала тем, что минимум 800 человек на концерт собиралось. Полный зал. Если кто служил ,помнит, насколько много праздников в году. По любому случаю собирался концерт и к каждому концерту мы должны были готовить репертуар, который как минимум на 30% отличался бы от предыдущего. То есть мы следили за новинками, мы снимали. Не буду называть группы, которые в те года были – Кузьмин, Пугачева, Барыкин - до бесконечности можно перечислять. Мы были в курсе этих новинок благодаря записям. Тогда только записями перекидывались. Я приехал служить из Питера, и мы в посылках получали от знакомых ребят весь этот материал. Мы его тут же снимали и выдавали на концерте.
Потом, вернувшись из армии я какое-то время поработал по профессии токарем. Через полгода уехал в область в поселок Бегуницы. Это Ленинградская область. И уехал, потому что там была возможность заниматься музыкой. Это уже 88 год, по-прежнему нет репетиционных точек, по-прежнему все плохо здесь с музыкантами, в том смысле, что очень сложно вписаться в какой-либо коллектив. Я уезжаю в область и до 92-93 года мы рвем и мечем, в хорошем смысле. Создав группу, участвуем в программах на Ленинградском телевиденье. Мы объездили всю Ленинградскую область с программой и с группой «Сезон», где мне довелось какое-то время играть на гитаре, потому что бас-гитарист там уже был.
Вообще не заменимая школа, когда ты после бас-гитары берешь гитару и начинаешь осваивать. Ну, я то был с ней знаком. Но у тебя функция меняется тебе надо играть сольные партии, ты начинаешь намного шире видеть вообще структуру грифа, ты начинаешь понимать, в чем прелесть гитары вообще. Я не делю гитары на бас-гитару , я говорю вообще.
Мы участвовали в фестивалях, в праздниках, ездили по клубам. Как раз таки опять эта практика игры, я сейчас я ней говорю, о направлениях. Когда человек индивидуально занимается творчеством, строит свою музыкальную карьеру по линии сольного бас-гитариста, назовем это так.
После того как в 93 году у нас в стране произошел переворот, и так совпало что я был вынужден вернуться по семейным причинам. Чтобы не потерять прописку в Санкт-Петербурге, мне надо было вернуться в Санкт-Петербург. Я вернулся. Поработал какое-то время звукорежиссером. Стал возвращаться к своим старым связям, и получил приглашение от музыкантов. Очень долго работал в одной группе, потом в другой. Подробно это все можно на BassGuitars.ru прочитать.
Последний проект, в котором я участвовал - это проект «Механические пианины». Он перестал существовать в 2008 году. Bass Day я стал проводить с 2005. То есть, я успевал работать, заниматься семьей, заниматься проектом «Механические пианино», где я был не главным, а был приглашенным музыкантом. И параллельно еще заниматься продвижением вот этого проекта -Bass Day.
Появление интернета дало возможность посмотреть, как это проходит в Европе. Появилось очень много информации, школ, нот… Ну не будем говорить сейчас - об этом уже знают все те, у кого есть возможность выйти в интернет, есть желание развиваться.
После 2008 года был небольшой перерыв, но опять таки не в моей личной карьере. Потому что в 2009 году я сделал презентацию своего сольного альбома, который был записан и выпущен в 2009 году. Но туда вошли композиции – записывались они мной лично, дома на домашнюю студию в 2004 и в 2008. А в 2009 мы просто сделали презентацию, сделали обложку вместе с моими друзьями. Которые, кстати, в рекламе Bass Day`я 2012 участвовали – это Андрей Иванов. Сейчас они называются - рекламное агентство «Квадратное Солнце».
Вот кстати забыл сказать, что промо-ролик очень сильно помог. Это Никита Лапаев и Владислав Карпусь.
В.Б.: Полторы тысячи просмотров, если не ошибаюсь.
Д.П. : Они превысили 1700 на момент самого мероприятия. Дальше я уже просто не вижу смысла следить за количеством просмотров. Ну, я об этом говорил на Bass Day`е. Очень приятно. Отдельная тема разговора сколько пришло людей на мероприятие, и отдельная - сколько людей посмотрело буквально за 12дней этот ролик. Для меня это тоже повод задуматься. Просматривая ролик, человек подтверждает свой интерес к этому мероприятию.
Ну, на ваш вопрос о том, как я взял бас-гитару в руки, и чем все это закончилось, я ответил. А надо подвести итог и сказать, что заниматься организацией и участвовать в проекте очень тяжело. Н о я в этот год согласился участвовать как заявленный бас-гитарист ради моего сына, которому сейчас 24 года. 4 года назад он начал заниматься профессионально барабанами. Опять-таки, не с моей подачи. Я до последнего пытался не давить на него. Я прекрасно понимал, что где-то в глубине души я мечтал, чтобы у меня появился напарник, но я старался не делать это насильно. Он в школе, как и я, повторил мою судьбу, заинтересовался музыкой. У него получилось сразу собрать ребят вокруг себя. Потом эти занятия уже приобрели профессиональный характер. Он начал брать уроки у профессиональных барабанщиков. Ну и вот как раз Bass Day явился возможностью сделать премьеру группы «Funky Time», в которой принимает участие еще один мой старый знакомый -Михаил Сахновский. Он мой друг по всем предыдущим проектам. Как минимум, это «STOPTIME», это электронный проект «BONUS» и «Механические пианино».
В.Б.: Понятно. Дмитрий, на самом деле Вы предвосхищаете все мои вопросы. Но все же – раньше когда Вы еще начинали, это были старые неудобные неуклюжие гитары. Что же Вы используете на выступлении сегодня, теперь, и что в обработке? То есть, примочки, приампы и гитары.
Д.П. : Да. Так получилось на сцену в это мероприятие я вышел с бас-гитарой Music Man Stingray 4-х струнной. Но все, кто не знает, может набрать Music Man Stingray и посмотреть что это за инструмент. Для тех, кто знает объяснять ничего не нужно. Почему не безладовый? Почему ладовый? У меня в моей коллекции есть и безладовый инструмент. Репертуар, который мы показывали на мероприятии, он был не для безладового инструмента.
Что касается истории инструмента, то приобрел я его в 2004. До этого инструмента было большое количество, как я это называю, хороших тренажеров. Потому что тренажер - это категория инструментов от 12 до 20 тысяч. Перепробовано и переиграно много инструментов.
По большей части те инструменты, которые долго существовали в моем багаже: это мастеровой инструмент копия Bass Precision, на котором я очень долго играл. Инструмент был сделан на Украине, и случайно был мной куплен в магазине «Шоу-Мэн» в котором я когда-то работал здесь в Санкт-Петербурге, где-то примерно в 97-98 году.
Потом, уже чуть позже, у меня появился корейский инструмент ладовый. Но я по просьбе моих друзей мастеров переделал его в безладовый. Потому что был проект «Сад Камней», в котором мне посчастливилось реализовать себя, как басиста, где я играл исключительно на безладовом басу. То есть я поставил себе задачу играть только на безладовом. И опять скажу, что для меня горизонты бас-гитарного мира еще больше открылись. Да, не получалось по началу. Да, было тяжело. Но все те, кто хоть раз держал в руках безладовый инструмент, меня поймут. Гриф не имеет ладов. Тут нужна очень правильная техника. Нужно знать ноты, нужно знать аппликатуру грифа.
Любой безладовый инструмент, будь то скрипка, будь то контрабас, бас-гитара, есть и гитары безладовые - для того чтобы играть на этом инструменте они требуют очень серьезной профессиональной подготовки. То есть человек должен к этому моменту руку набить до такого состояния, что ты не будешь думать о ладах, у него все это должно получаться непроизвольно.
Этот инструмент до сих пор со мной. Это тот инструмент, который можно видеть так же на сайте BassGuitars.ru у меня в коллекции ройтек. Это первая партия корейских инструментов. Почему он оказался у меня? Потому что на тот момент я работал продавцом музыкальных инструментов, и эта первая партия корейских инструментов, которая хлынула на рынок Санкт-Петербурга, она у оказалась у нас. К нам инструменты попадали в количестве 40-50 штук. То есть, можно было выбрать из такого большого количества. Да, гитары одинаковые, но каждая гитара хороша по-своему. А этот инструмент моментально обратил на себя внимание, потому что у них только одна составляющая дерева стоит в 2 раза больше, чем он стоил на тот момент. У него кленовый гриф – волнистый клен, и черная ольха, редкий тоже вид породы дерева, в деке. Это тоже Precision. Но к тому моменту как раз на мастеровом Precision не играл уже довольно давно и подумал, а зачем мне два Precision`а. И по просьбе мастера мне переделали его в безладовый инструмент.
Как я пришел к Music Man`у? Я начал понимать, что все это хорошо – мастеровой инструмент, корейский инструмент. Поскольку я работал в музыкальном магазине, я понял, что в принципе не надо собирать дома коллекцию из инструментов. Я могу все это каждый день пробовать, играть. В этом большой плюс, безусловно. Но не все могут работать в музыкальном магазине, тем более на тот момент «Шоу-Мэн», магазин, где я на тот момент работал, он был чуть ли не вторым или третьим во все городе. Все! Больше не было магазинов. Это сейчас очень много магазинов, и то не все могут похвастаться большим количеством брендов в самом магазине. То есть, ты приходишь. Висят какие то допустим 2 бренда - Yamaha висит, и висит еще какой-то корейский бренд, который делает реплику на все известные инструменты. Попробовал, но так и не понял, что же тебе нужно. А в тот момент за не имением такого большого количества магазинов, магазин старался охватить как можно больше брендов.
То есть я играл… Не буду просто перечислять, много времен займет. Все то, что висело в магазине прошло через мои руки. Мы и настраивали инструменты, и готовили их к предпродаже. То есть, очень большой опыт. И до сих пор ко мне обращаются за тем, что бы я помог кому-то выбрать тот или иной инструмент, или настроить инструмент.
Мастер – это уже как бы другая история. Ты вмешиваешься в структуру самого инструмента. А настроить чтобы было удобно играть, это - пожалуйста. Вот я начал понимать, что все это хорошо, но мне нужен, не хочу говорить слово «дорогой», но получается, что очень дорогой фирменный инструмент. Опустим слово «дорогой». Мне нужен фирменный инструмент! Настоящий, в том смысле, что я уже созрел до настоящего инструмента.
Почему я не покупал раньше? Потому что были финансовые трудности какое-то время, и покупать инструмент, которым я не зарабатываю денег, я себе позволить не мог. То есть, купить инструмент, повесить его на крючочек и стирать с него пыль. Я бы это сделал, если бы я имел финансовые возможности, но позволить этого я себе не мог. И когда это стало возможным, я стал искать инструменты. И когда взял в руки (я вообще фанат Fender`ов), но теперь получается и фанат Music Man`а тоже. Потому что, наверно, если кто-то бы, Вы, например, мне задали мне вопрос: «Какой инструмент еще Вы хотели бы в свою коллекцию получить?», я бы сказал, что это Fender Jazz Bass.
Наверно, я когда-нибудь к этому приду. Но на тот момент получилось, что ко мне в руки просто попал этот вот ясеневый Music Man. Я взял его в руки, и как это часто бывает - люди покупают машину, покупают одежду, ты что-то примеряешь на себя и понимаешь что это твое! И отпускать это от себя… А у меня очень богатый опыт в изучении инструментов и в игре на инструментах, я понял что если я сейчас отпущу этот инструмент от себя, то я потом всю жизнь буду об этом жалеть.
Как раз хочется дать совет тем, кто покупает инструмент – если вы прошли через это, о том о чем я сейчас рассказывал, то есть берете инструмент и понимаете что это ваше, советую просто в дальнейшем не продавать этот инструмент. Потому что многие болеют, по-хорошему болеют, такой болезнью - частая смена инструментов. Им кажется, что проблема лежит в инструменте, что надо покупать новый, потому что «вот у меня что-то не получается». Я вас уверяю – проблема лежит в Вас.
А вот лишнее тому подтверждение это Антон Давидянц, с которым мне удалось познакомиться буквально пред Bass Day`ем. На момент подготовки мы были на «Радио России». Был прямой эфир, мы там общались. Этот человек живое подтверждение тому, что не инструмент проблема всех Ваших неудач, а Вы. Антон на вопрос «А как Вы играете на инструменте? Как Вы готовитесь к выступлению?», он говорит: «Я не готовлюсь к выступлению».
А на каком инструменте скажу, что он приехал без инструмента и инструмент ему просто презентовали здесь. Инструмент для того, чтобы он отыграл. Он говорит: «Я настолько много занимаюсь и настолько много играю, что мне уже неважно на чем играть. 6-ти струнный это инструмент, 5-ти струнный, фирменный или не фирменный – я выхожу и играю. Для меня уже не имеет значения на чем».
Вот это как раз и доказывает то, что покупая новый инструмент, Вы тешите себя мыслью, что купив новый инструмент, Вы заиграете лучше. Ничего подобного! Если у вас тренажер в руках, и Вы пережили этот тренажер, Вы выросли из этого тренажера, надо покупать более дорогой инструмент, инструмент другого уровня, который нужно осваивать. Но ни в коем случае не заниматься частой сменой инструмента, потому что это ни к чему хорошему не приводит. Это не 82 год и не 84, когда инструментов вообще никаких не было. И достать инструмент чехословатский тоже было очень сложно. Это надо было 4 или 5 зарплат положить своих для того чтобы достать. А инструменты из Японии и Америки привозились музыкантами, которые ездили туда на гастроли. Они подпольно привозили, и у них там целый список – люди в очереди стояли чтобы дождаться какой-то фирменный инструмент.
Вот возвращаясь к началу разговора – я пришел к это гитаре Music Man 4-х струнной ясеневой, она меня полностью устраивает. И это как раз таки тот инструмент, который моих рук никогда не покинет. Если я буду что-то искать в ближайшее время, то это будет Fender Jazz Bass и безладовый. Инструмент уже другого порядка. То есть, тот корейский, он останется в моей копилке. И, почему «нет», все тот же Fender American Standart только безладовый.
В.Б.: А какие примочки? Или без обработок?
Д.П. : За всеми разговорами совсем забыл. Дело в том, что учитывая, что у Жени Федорова такой pedalboard, как минимум там 7 или 8 педалей; у Паши Вовк такой солидный pedalboard - мы насчитали 12 деталей и 2 блока питания, которые я принял тоже за педаль. На концерте сказал, что у него 14 примочек и «на что способен бас-гитарист, барабанщик и 14 примочек».
Просто к чему я все веду? К тому, что такое количество число педелей, мне, допустим, человеку который работает с 97 года в музыкальной индустрии, оно мне лично не нужно. Все то, что они имеют, я могу собрать в музыкальном магазине за очень короткий промежуток времени. Потом еще нужно понимать, что Павел Вовк, Евгений Федоров - это гастролирующие музыканты. Это музыканты которые работают не в одном проекте. Это музыканты, которые должны иметь у себя в багаже такое количество примочек. Ну, так получилось! Кто-то меньше имеет, кто-то больше, кто-то играет на процессоре, кто-то играет на отдельно взятых примочках - у каждого своя история.
Я к тому что, если бы я зарабатывал деньги музыкой, как это делают мои коллеги, тот же Рома Невелев, я бы безусловно имел набор педалей. И просто сокращу свой рассказ тем, что я в курсе всех мыслимых и немыслимых обработок для бас-гитары, которые только существуют. Потому что я занимаюсь этим профессионально. Я руковожу розничными продажами в данный момент в кампании «Окно-Аудио» - это ветвь от компании «Окно-ТВ». «Окно-ТВ» - это кампания, здесь у нас в Петербурге, которая занимается видео инсталляциями. И вот в тот момент, когда я пришел, они как раз решили открыть аудио направление. До этого момента я работал в «I.S.P.E.». Я как раз занимался розничными продажами, руководил тоже в этом направлении. И, поверьте, там в доступе было вообще все что было на рынке.
Если поговорить о предпочтениях, то в принципе, меня бы интересовал хорус, на уровне педали EBS и TC Electronic. Я, перебирая, пришел к пониманию, что это мне хотелось бы иметь у себя в арсенале – хорус, лучше бы конечно на лампе, и небольшую пространственную обработку, delay с возможностью реверберации. В принципе все!
Если появиться такой проект, где будет потребность, безусловно, у меня появится в арсенале и эта педаль тоже. Я как раз с проектом «Bass Day in S.Petersburg» сделал старт со своим сыном и со своим старым приятелем - мы организовали проект «Funky Time». И если появиться потребность в каких-то обработках на басе, то безусловно, это будет покупаться, потому что мы планируем этот проект двигать дальше, выступать, ну и безусловно, будем готовиться к следующему Bass Day`ю.
Предпочтения по головам могу сказать, что меня очень сильно порадовал стек Orange, о котором я говорил чуть раньше. Он очень смешно выбирался на Bass Day - по принципу своей вместимости в транспорт. Потому что нам нужно было его территориально перевозить очень далеко от места проведения Bass Day`я.
В.Б.: Не разочаровал?
Д.П. : Не разочаровал нисколько. Наоборот, он привлек внимание не только меня, а вообще всех участников, которые в тот момент находились на сцене. А вообще предпочтение очень долго отдавал Hartke. А потом была возможность на Trace Elliot. Вот мои три столпа - Ampeg, Hartke, Trace Elliot.
Я знаю, что на рынке существует еще десяток брендов. Меня очень сильно заинтересовал Orange именно своим давлением, прозрачностью, фактурой своего звучания. Он очень заинтересовал. Я в дальнейшем буду стараться, как можно чаще использовать его на мероприятиях.
В.Б.: Ясно. Дмитрий, если бы Вам все-таки довелось заняться собиранием информации и в дальнейшем издательства какого-то учебника для басистов, какой бы была первой глава и какие бы приоритеты Вы расставили бы для начинающих?
Д.П. : Ну, чтобы максимально сократить разговор на такую очень интересную тему, как занятия - индивидуальные занятия, занятия для начинающих, для не начинающих. Расскажу о том, что в какой-то момент на меня очень сильно повлияли два источника.
Первый источник – это самоучитель Чака Шера, который можно найти в изданиях. Почему начинаю с него? Потому что более емкого и более короткого и понятного самоучителя для людей кто начинает и уже играет какое-то время, но пытается поднять свой технический профессиональный уровень, лучшего пока никто не изобрел. Это что касается литературного издания. Возьмите и найдите самоучитель игр на бас-гитаре и контрабасе Чака Шера. Откройте его. Написан он очень понятным и доступным языком. Почему я об этом говорю? Потому что я сам пересмотрел кучу самоучителей. Я - не профессионал, я не учился. Я пытался найти информацию как раз таки в изданиях. Но часто я натыкался на то, что я читаю и не понимаю каким языком это написано. Я обыватель, который столкнулся с этой потребностью уже в 88-89 году, и я не понимал, как это можно пройти без преподавателя. Это потом появились преподаватели. Сейчас только ленивый не занимается у преподавателя. Тогда это все было по-другому.
И есть еще одна просьба найти в интернете видеоматериалы видео-школы Виктора Вутена. Единственный минус, маленький-маленький минус - это то, что она живет в субтитрах. То есть он рассказывает обо все и играет. Но в этом и плюс – когда мы слышим сразу перевод мы можем что-то пропустить, выхватывая для себя только то, что нам нужно. Когда идут субтитры, ты это читаешь. А когда человек читает, эта информация, на мой взгляд, лучше усваивается в голове.
Так вот я скажу, что лучшего видео пособия на данный момент, не существует. Это я с полной ответственностью заявляю. Потому что для тех, кто не имеет возможности учиться и заниматься профессионально, кто только пытается встать на эту дорогу, рекомендую посмотреть этот материал.
Могу от себя сказать, что если есть желание заниматься бас-гитарой профессионально, как бы вам не хотелось, надо идти в школу и получать профессиональное образование. Обязательно это надо делать, потому что это не может быть лишним. В тот момент, когда я становился бас-гитаристом, я не мог этого сделать, потому что существовал закон. Я взял бас-гитару в руки очень поздно, в 14-16 лет. Приехав сюда, в Петербург, первым делом, что я попытался сделать? Найти учебное заведение. А в учебном заведении мне сказали: «У тебя нет начального музыкального образования».
То есть, предъявлять какие-то претензии родителям, что они в свое время не отдали меня в музыкальную школу, я не мог. Поэтому вы сейчас, по большей части я к молодежи обращаюсь, имеете возможность, не имея начального музыкального образования, но имея талан и стремления, поступить в любое учреждение музыкальное. Если у вас все нормально с головой и с руками, и если у вас есть желание, вы можете его получить. Не брезгуйте этим!
Естественно, существую самородки. У кого-то от природы талант - это отдельный разговор. Поэтому подводя итог, могу сказать еще раз, что если все такие есть тяга к самообразованию, неважно на каком вы уровне, если вы в первый раз слышите о школе Виктора Вутена, советую к этому присмотреться. И если кому-то удобнее заниматься по изданиям, то советую учебник Чака Шера.
В.Б.: Дмитрий, вы замечательный собеседник. Мы могли бы еще часами разговаривать, но к сожалению время ограничено . Спасибо вам огромнейшее.
Д.П. : И вам спасибо.
В.Б.: И до и после окончания интервью нашлось еще несколько тем и вопросов, которые мы с Дмитрием обсудили, не откладывая в долгий ящик.
Сейчас Дмитрий продолжает свою деятельность в группе «Funky Time» и работает над реорганизацией своего портала – улучшению дизайна, добавлению новых материалов, видео, появиться функция интернет-магазина. Остается пожелать, чтобы проект Bass Day и дальше развивался и поднимал планку. А также радовал и стимулировал своих зрителей.
Вы слушали третий специальный выпуск BassLife подкаста , посвященный фестивалю «Bass Day in S.Petersburg».
С вами был, Вадим Басов.
Успехов в басделе.