BassLife Podcast Special Bass Day 02 - Вадим Басов и Павел Вовк о музыке, оборудовании и карьере басиста
|
Fender American Deluxe Jazz Bass 5 2003 года
Педали :
- Mxr M-181 Blowtorch,
- Copilot FX Orbit,
- Boss CE-5 Chorus Ensemble,
- Boss OC-2 Octave,
- Electro-Harmonix Q-Tron Plus,
- Moog MF-101 Low Pass Filter,
- Seymour Duncan SFX-07 Shape Shifter Tremolo,
- Line-6 DL-4 Delay Modeller
Здравствуйте, меня зовут Вадим Басов, и вы слушаете второй специальный выпуск Basslife подкаста, посвященный фестивалю Bass Day, прошедшему в Санкт Петербурге.
В 1-ом спецвыпуске мы познакомились с производителем струн «Forte» Олегом Графом, а в этом подкасте моим собеседником станет Павел Вовк. Он очень интересный басист, не боящийся экпериментов. Павел на этом BassDay уделил внимание электронному звучанию бас-гитары. Сказать, что он играет только электронную музыку и «вешает на бас кучу примочек, что потом звук баса нельзя будет различить» – будет в корни не правильно. Все звучало действительно со вкусом и знанием дела.
С Павлом я встретился в день проведения фестиваля «Bass Day 2012 in St. Peterburg».
Вадим Басов: Павел, как тебе участие в этом Bass Day'е? Музыканты профессиональные собрались, и ты среди них. Что это для тебя?
Павел Вовк: Ну для меня это вообще большая честь! Начнем с того, что выходить на одну сцену с такими сильными бас-гитаристами, как Роман Невелев, как Евгений Федоров, как Антон Давидянц, это большая ответственность, потому что так или иначе они все оказали на меня влияние.
Рому я знаю в принципе довольно давно, мне очень нравится его звучание, очень плотная стена звука, хороший такой грув, который естественно на меня произвел впечатление в свое время.
Что касается Евгения Федорова. Ту музыку, которую я сейчас играю и мой подход к бас-гитаре во многом сформировался под влиянием Евгения Федорова, потому что все эффекты вот эти, использованные на басу делеев, фузов и прочего у меня, конечно, оттуда.
Ну и Антон Давидянц. Я был шокирован, наверное это был конец 2009 года – 2010 год. Я участвовал в Петербургском Bass Day 2009 года, это был мой первый такой экспириенс, вот, и после этого мне показалось, что я уже чего-то могу, такой весь бас-гитарист навороченный и в интернете натыкаюсь на выступление Антона Давидянца, и понимаю, что я просто пропал, что я вообще … Никогда еще ТАКОГО у нас не видел! Я большой его поклонник, могу сказать это прямо, потому что это очень мощный бас-гитарист. Мне очень приятно быть с ним на одной сцене.
А как я отношусь к этому мероприятию? Конечно, же, хорошо. Должны же быть у бас-гитаристов тоже профессиональные праздники!
В.Б.: Волнуешься?
П.В.: Конечно!
В.Б.: Паша, а сколько ты на басу уже играешь?
П.В.: Первый раз осознанно взял в руки бас я, наверное, в году 1998-99, просто потому, что из всех участников школьной группы бас дома оказался только у меня. И когда собирали группу, сказали: «О, да у тебя есть бас! Давай-ка возьми». И первые пару лет это было, можно сказать, баловством, а не серьезной игрой. А вот где-то в году 2001-ом я именно осознанно стал заниматься, пытаясь понимать, что такое грув, что такое правильный подбор нот, т.е. как я обыгрываю. Вот тогда и началась осознанная игра на бас-гитаре.
В.Б.: Понятно. А не помешала ли твоей музыкальной карьере служба в армии?
П.В.: Мне сложно судить. Я же могу представить, что было бы, если бы я там не оказался. Благо мне довелось немножко заниматься музыкой, хотя я служил не в оркестре, а в обычной части. Приходилось иногда для офицеров играть песни «Любэ», а это очень сильно учит играть в бочку, я могу вам так сказать. Поиграв в армии песни «Любэ», я начал очень неплохо попадать в бочку.
В.Б.: Паша, ты сейчас зарабатываешь музыкой?
П.В.: Да, я зарабатываю музыкой. Занимаюсь профессионально музыкой.
В.Б.: Плотный концертный график?
П.В.: Ну да, выступления в нескольких коллективах с очень приятными ребятами.
В.Б.: А можешь поподробнее рассказать?
П.В.: Первый проект – это полностью электронный инструментальный проект. Называется он «Re’sequence Project». Это не совсем похоже на то, что сегодня я представлю. Там играю я, играет автор проекта Дмитрий Аникин, очень интересный музыкант и профессиональный звукорежиссер. Это в основном его материал, который мы вместе аранжируем и вживую исполняем. Играет он, играю я, играет барабанщик группы «Торба на Круче» Игорь. Игорь играет также со мной еще в одном проекте, который называется «Half Dub Theory». Это такой down tempo, trip hop, местами dub step - проект с женским вокалом. Сейчас мы готовим 3-ий альбом, который будет первым альбомом этого коллектива, записанный живым составом.
И третий проект, в котором я участвую – это проект девушки-исполнительницы, которую зовут Нина Карлссон (Nina Karlsson). Вчера у меня был первый концерт с ней, официальная презентация ее нового состава, в который теперь вхожу я.
В.Б.: И как прошло?
П.В.: Я считаю, что шикарно!
В.Б.: Расскажи, пожалуйста, какие примочки ты используешь и будешь сегодня использовать, что за бас?
П.В.: Бас у меня Fender American Deluxe Jazz Bass 5-ти струнный, 2003 года выпуска. Я вообще большой поклонник Fender'ов. Несколько раз совершал попытку уйти к другим инструментам: пробовал Warwick'и, Ibanez'ы, что-то еще. Но почему-то все равно возвращался к Fender'ам. И вот сейчас я последние лет пять играю только на Fender'ах. У меня два Fender'а: 4-х струнный и вот этот 5-ти струнный, на котором сегодня буду играть.
Сет у меня примочек довольно обширный. Там у меня есть два fuzz'а: обычный fuzz и fuzz с gate'ом, чтобы можно было поиграть всякие пицикатные вещи с fuzz'ом и прочее. Есть Chorus, есть Octaver, мой любимый – это Boss OС2, который уже снят с производства. Замечательная примочка, с которой можно сыграть очень много чего. Потом у меня Electro-Harmonics Q-Tron стоит, Moog'овский фильтр LowPass. И есть мое маленькое такое секретное оружие – это тремоло. Я очень люблю играть ритмические рисунки, всевозможно используя тремоло. То есть, не постоянно его включая, а вклинивая в процесс. И стоит, естественно, Delay. Ну вот, такой сет.
В.Б.: Замечательно, очень интересно. А как проходят твои занятия на басу?
П.В.: Ну сейчас они сводятся к просто игре. Я беру инструмент и начинаю играть.
В.Б.: Отрабатываешь материал и т.д.?
П.В.: Да, да. Если я что-то делаю просто для себя, я делаю как, думаю, большинство бас-гитаристов: просто записываю, например, одну какую-то петлю и под эту петлю наигрываю.
В.Б.: Если бы ты составлял учебник для бас-гитаристов, какие бы приоритеты выделил, какие первые главы?
П.В.: Вот на такие вопросы, касающихся учебников, учебы мне довольно трудно отвечать потому, что сам я самоучка, никогда нигде не учился играть на бас-гитаре, не брал уроков. Для меня все, что я умею достигнуто исключительно методом проб и ошибок.
В.Б.: Базируясь на своем опыте, безусловно немаленьком, чему ты посоветовал бы уделить внимание в первую очередь: технике, ритмике, гармонии?
П.В.: Так или иначе, бас-гитара в ансамбле – это все-таки функциональный инструмент. То, что будет сегодня происходить – это наш звездный час. Все остальное время нам, всем басистам, очень часто приходится выполнять исключительно функциональную работу. Поэтому, в первую очередь, конечно, ритмика. И первую главу учебника я бы посвятил ритмике и ощущениям инструмента. Тому, как прокачивать, как играть с бочкой и вообще с ударником в первую очередь.
В.Б.: Что бы ты мог посоветовать молодым музыкантам?
П.В.: Как можно больше играть. Не только индивидуально заниматься дома, но и больше играть с людьми. Только непосредственное общение с другими музыкантами, играющими на других инструментах, заставляет расти как музыканта.
В.Б.: Продолжи, пожалуйста фразу: «Для меня идеальный басист – это …»
П.В.: Это басист, который умеет слушать.
В.Б.: Лучший опыт для басиста … П.В.: Лучший опыт для басиста – это работа с артистом. Лучшего и не придумать. Когда ты поработаешь с каким-нибудь артистом, когда тебе скажут, что играть и как ты с этим справишься – это такой хороший опыт и проверка.
В.Б.: Сцена для тебя – это…
П.В.: Жизнь! Это безусловно. Короткий такой ответ – жизнь!
В.Б.: Что изменилось с тех пор, когда ты впервые взял бас? Ты поменялся внутренне или ты каждый раз, быть может, меняешься?
П.В.: Не то, что каждый раз, я постоянно меняюсь. Я очень подвержен эмоциям, поэтому естественно каждый раз при выходе на сцену… У меня зависит от эмоций. Есть такие бас-гитаристы, которые очень собранны, которые выходят на сцену и стабильно, четко играют.
За себя могу сказать, что если я играю свою музыку и музыку, которую делаю совместно с кем-то, я басист не стабильный, в том плане, что я могу совершенно по-разному ощущать. Т.е. всегда будет хорошо, но это будет по-разному. Если я нахожусь на выступлениях с каким-нибудь артистом, где мне нужно выполнять определенную функцию, то я всегда стабилен, я всегда собран.
В.Б.: Если рассматривать твою карьеру басиста, есть ли в ней какой-то явный перелом? Т.е., вот после этого все поперло или после этого ты стал смотреть на все по-другому?
П.В.: Одного такого конкретного перелома не выявлю. Просто постоянно происходят какие-то ударчики по бокам, которые: раз! – и в другое русло направили, потом опять: раз! – и с другой стороны. Какие-то корректирующие планки. Скорее так. Явных таких переломов, что до этого было ничто, а потом резко стало все, наверное, не было.
А все равно, жизнь музыканта похожа на такую зебру, то есть работа, то работы нет. То идет творчество, то в творчестве застой. Но это нормальный, естественный процесс.
В.Б.: Конечно! И последний вопрос. Следующий этап твоей жизни? Что ты планируешь? Может, приглашен куда-то еще?
П.В.: Нет, никуда пока еще не приглашен, и я стараюсь не загадывать. По опыту своему я понял, что чем больше загадываешь, тем меньше получается. Потому что то, чего ты очень сильно хочешь, вот эта мечта может порой сыграть с тобой злую шутку. Поэтому нужно немного выдохнуть, и не то, чтобы плыть по течению, ни в коем случае! Лапками нужно шевелить, но просто расслабиться. Поэтому загадывать не буду!
Вот таким вышел наш разговор с Павлом. Молодой, классный басист, со своим интересным взглядом на музыку.
Как сказал Роман Невелев (интервью с которым в скором времени вы сможете прослушать в аналогичном спецподкасте) использование всевозможных синтесайзеров модно в последнее время, но, хочу уточнить, мало кто может использовать сэт примочек так как нужно, в меру, не перебарщивая.
Павел вытупал с Сергеем Кивином (Animal Jazz) на барабанах и Дмитрием Аникиным (Re'sequence Project) на звуке. Красивые темы, технически любопытные.
Возможно, многие зрители были удивлены, ожидав от Павла немного другого на основе выступления его на BassDay 2009, но уж точно они не были расстроены. Всем тем, кому не удалось побывать на фестивале в этот раз, могу посоветовать поискать видео с выступлениями, посмотреть самим. Многим будет полезно.
Вы слушали второй спецвыпуск Basslife подкаста, посвященный фестивалю «Bass Day 2012 in St. Peterburg».
С вами был Вадим Басов! Успехов в басделе!