Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



В музыке существует всего 12 различных нот (A, Bb, B, .... , Ab), однако в большинстве песен все ноты не используются. Более того, обычно  на песню приходится не больше семи нот. Тональность определяет ноты, которые используются в даннм музыкальном произведение.  Знание тональности песни, позволяет значительно упростить построение басовой линии, поскольку явно указывает ноты(и аккорды), которые можно использовать.

Ноты, которые ассоциируются с данной тональностью называются гаммой. Например, если Вы захотите написать песню в тональности C мажор, то Вам придется использовать только ноты C, D, E, F, G, A, B, C; то есть все белые клавиши фортепьяно и не одной черной. Вы можете сыграть эту последовательность на бас гитаре:

G-----------------2--4--5--
D--------2--3--5-----------
A--3--5--------------------
E--------------------------

Сыграйте эту гамму. Звук получился очень естественный и знакомый. Это потому что мажорная гамма наиболее широко используемая в музыке. Нет никакого секрета в выборе первой ноты гаммы. Вы можете записать мажорную гамму, начинающуюся с любой ноты и это будет мажорной тональностью этой ноты. Мажорная гамма определяет семь нот. Эти ноты находятся на расстоянии в один тон друг от друга (два лада), кроме третьей и четвертой ноты, расстояние между которыми пол тона. (Также полтона между седьмой нотой и первой нотой следующей октавы.) Поэтому если Вы захотите построить гамму D мажор, то Вам надо начать с ноты D и двигаться дальше через тон, за исключением третьей и седьмой нот. Вот гамма D мажор: D, E, F#, G, A, B, C#, D. Обратите внимание,  расстояние между F# и G, C# и D составляет пол тона. На бас гитаре эту гамму можно сыграть так:

G-----------------4--6--7--
D--------4--5--7-----------
A--5--7--------------------
E--------------------------

Обратите внимание, что вид табулатуры этой гаммы почти совпадает с табулатурой C мажорной гаммы.

G-----------------------------(N-1)--(N+1)--(N+2)--
D------------(N-1)--N--(N+2)-----------------------
A--N--(N+2)----------------------------------------
E-------------------------------------------------- 

Фактически мажорную гамму можно получить, используя этот шаблон, начиная с любой ноты (любого лада). Например гамма F мажор выглядит следующим образом:

G--------------------------
D-----------------0--2--3--
A--------0--1--3-----------
E--1--3--------------------

Она имеет тот же ладовый шаблон, что использовался в предыдущих примерах, но начинается с первого лада струны E. О песне, написанной с использованием только этих семи нот, говорят, что она написана в тональности F мажор. Если хотите, можете пройтись вверх по грифу, играя ноты этой тональности, начиная с F: если Вы сделаете это, то то восьмая нота будет повторять первую, девятая - вторую и так далее. Результат должен выглядеть так:

G-----------------------------2--3--5--7--9--10
D-----------------0--2--3--5-------------------
A--------0--1--3-------------------------------
E--1--3----------------------------------------

 Заметьте, что и вторая и девятая нота - это G, третья и десятая - A, и так далее. В зависимости от обстоятельств G будем называть второй или девятой.

После выбора тональности песни, Вы можете приступить к подбору аккордов. Поскольку теперь Вы можете использовать только семь нот, число доступных аккордов уменьшится. Например предположим, что вы пишете в тональности C мажор. Тогда Вы не сможете использовать аккорд C минор, поскольку в него входит нота E#, которой нет в гамме C мажор. Однако вы можете построить аккорд C мажор из первой, третьей и пятой нот гаммы: C, E, и G. Допустим Вам нужен аккорд с основной нотой D. Какой аккорд выбрать? D мажор не подойдет, поскольку вам понадобится нота Fb, которая не входит в тональность C мажор.  Аккорд D минор состоит только из нот гаммы С мажор: D, F и A (вторая четвертая и шестая ноты гаммы C мажор). Поэтому если Вы пишете песню в тональности C мажор, то будете использовать аккорд D минор, а не D мажор. Пусть Вам надо построить четырехнотный аккорд с основной нотой G, используйте G, B, D и F (пятая, седьмая, девятая и одиннадцатая ноты гаммы), то есть аккорд G7.

Основная цель выбора тональности состоит в определение аккордов, которые можно использовать песне. Рассмотрим например песню AC-DC "You Shook Me All Night Long". Она написана в тональности G мажор:

Куплет:  (повторять)

G C G C G
G-----------|------------------
D-----------|------------------
A---------3-|-3--3-----3-----5-
E---3--r----|-------3-----3----
She was a fast machine, she kept her motor clean,

D G D G D
G-------------|----------------
D-------------|----------------
A--5--5--r----|-------5-----5--
E-----------3-|-3--3-----3-----
She was the best damn woman that I've ever seen.


Припев: (повторять)

G C Bm D C Bm
G-------------|---------|------------|----------
D-------------|---------|------------|----------
A-----0--2--3-|-3--2--5-|-5--0--2--3-|-3--2-----
E--3----------|---------|------------|-------3--
You Shook me All Night Long You really shook me yeah,

Басовая линия состоит в преимущественно из основных нот. Отметим, что между басовыми линиями куплета и припева есть два отличия: во-первых в куплете играются только основные ноты, а в припеве - несколько проходных; во-вторых в куплете между долгими нотами есть пауза, а в припеве пауз нет и ноты играются плавно одна за другой. Но, главное, что нас сейчас интересует - это выбор аккордов. Песня написана в тональности G мажор. Гамма состоит из нот: G, A, B, C, D, E, F#, G. Или в виде табулатуры:

G--------------------------
D-----------------2--4--5--
A-----0--2--3--5-----------
E--3-----------------------

 Все ноты басовой линии, включая проходные, взяты из этой гаммы. В песне использовались аккорды: G мажор (G,B,D), C мажор (C, E, G), D мажор (D, F#, A) и B минор (E, G, B). Все ноты, входящие в аккорды также из этой гаммы. Фактически вся песня, гитарные партии, басовая линия, и даже вокал, содержит только ноты этой гаммы.

Выбрав тональность, Вы автоматически определяете мажорные или минорные аккорды для каждой ноты гаммы, и какую дополнительную ноту использовать в четырехнотных аккордах. Я покажу аккорды для G мажорной гаммы. Заметьте, что для мажорной гаммы можно использовать аккорды нескольких типов.

G мажорная гамма: G, A, B, C, D, E, F#, [ G, A, B, C, D, E ]

Основные ноты 

Ноты аккорда

Название аккорда

Септима

Септаккорд
G G,B,D G major F# G maj7
A A,C,E A minor G A min7r
B B,D,F# B minor A B min7r
C C,E,G C major B C maj7r
D D,F#,A D major C D maj7r
E E,G,B E minor D E min7
F# F#,A,C F# dim E E half-dim7

В основном, в мажорной тональности аккорды построенные на первой, четвертой и пятой нотах гаммы являются мажорными, а на второй, третьей и шестой - минорными, на седьмой ноте - уменьшенным. Вы можете просто сослаться на аккорд используя основной номер ноты  в гамме. Так для тональности G мажор, D мажор - пятый аккорд. Обычно при записи используют римские цифры. Например,  для тональности G мажор, G мажор является аккордом I, A минор - II, C мажор - IV и так далее.

Теперь мы легко можем решить какие аккорды можно использовать, а какие нет. Встает вопрос в каком порядке брать эти аккорды? Как правило, Вы можете использовать их в любом порядке, и песня должна начинаться и заканчиваться I аккордом. Существует несколько очень распространенных моделей в которых воплощен этот принцип. С одной из них мы уже сталкивались в песне Wipeout и двенадцатитактовом блюзе: 

I IV I V I

где первый I аккорд играется четыре такта, а все остальные по два такта. Вот еще одна распространенная модель:

I IV I V I

Она использовалась в песне Beatles "I Saw Her Standing There". Песня играется в тональности E и используются аккорды E, A и B7

            E                          A          E
Well she looked at me, and I, I could see
B7
That before too long, I'd fall in love with her...
E A
Yeah I'll never dance with another, oooh
E B7 E
Since I saw her standing there.

Еще одна модель с немного другим порядком:

I V IV I

Примером может послужить песня Creedence Clearwater Revival "Fortunate Son", которая играется в тональности G мажор. Аккорды - G, D и C.

G            D            C                    G
It ain't me, It ain't me, I ain't no Senator's son, no.
G D C G
It ain't me, It ain't me, I ain't no Fortunate Son.

Очень распространена в джазовой музыке модель:

I II V7 I

Здесь используется минорный аккорд II. К сожалению, поскольку в большинстве джазовых композиций нет слов, очень трудно найти пример. Вам придется поверить мне наслово.

Вам может встретиться последовательность: 

I VI IV V I

где VI аккорд минорный. Для примера рассмотрим песенку "Lollipop", в которой каждый аккорд играется один такт. В тональности F мажор это выглядит так:

F         Dm        B flat         C7
Lollipop, lollipop, oh lollie, lollipop

Попробуйте сыграть эти аккорды на фортепьяно или гитаре и Вы увидите, что эти последовательности звучат очень естественно. Если играть аккорд D минор вместо мажорного (заменяя F на F#) вы почувствуете небольшое раздражение, поскольку F# - не является нотой гаммы F мажор. Можно использовать II аккорд вместо IV:

I VI II V I

Примером может служить народная песня. Она играется в тональности D мажор:

D                Bm             Em           A7
Today, while the blossoms still cling to the vine
D Bm Em A7
I'll taste your strawberries, I'll drink your sweet wine
D Bm Em A7
A million tommorows will all pass away
D Bm Em A7 D
Ere I forget all the joy that is mine, today.

 В народной музыке явно прослеживается склонность к использованию очень распространенных последовательностей аккордов и повторению их снова и снова. Поэтому, если Вы хотите развить способность распознавать последовательности аккордов, слушайте народную музыку. 

Проведем некое обобщение полученной информации. Поговорим о так называемом квинтовом круге. Квинтовый круг можно получить, записав 12 нот в определенном порядке: каждая следующая нота является пятой нотой мажорной гаммы данной  ноты. Так, если мы начинаем с C, то следующей нотой будет G (пятая нота гаммы C мажор). Затем  D, которая является пятой нотой гаммы G мажор. За D следует A и так далее вокруг октавы, пока не дойдем до F. За F опять идет C и мы возвращаемся к началу. Ниже приведено графическое представление квинтового круга:

                C               
F G
Bb/A# D
Eb/D# A
Ab/G# E
Db/C# B
Gb/F#

Существует два основных правила смены аккордов. Во-первых короткие перемещения по кругу звучат более натурально чем длинные. Например, смена аккорда C мажор аккордом G мажор звучит очень естественно, а переход от C мажор к E минор - более неловко. Во-вторых движение по часовой стрелке (вперед) создает впечатление развития, а против часовой стрелки - завершенности.

Если взять последовательность аккордов

E A E B E (I Saw Her Standing There). Движение по кругу можно описать следующим образом: начинаем с E, возвращаемся на шаг назад, вперед, вперед, назад.

G D C G (Fortunate Son). Здесь мы начинаем с шага вперед, затем прыгаем на два назад, потом шагом вперед возвращаемся в исходную точку.

D Bm Em A7 (Today). Начинаем прыжком на три шага вперед, а затем возвращаемся в исходное положение двигаясь все время по шагу назад.

F Dm Bb C7 (Lollipop). Прыгаем на три шага вперед, возвращаемся на четыре шага назад, затем два шага вперед и замыкаем шагом назад.

В основном в песнях используются прыжки не более чем на четыре шага и в большинстве песен используются перемещения на один или два шага. Квинтовый круг незаменимый инструмент для создания басовых линий. 

При построении басовой линии песни, Вы можете поступать следующим образом:

  1. Слушайте первую ноту и последующий аккорд песни. Основная нота этого аккорда почти всегда определяет тональность песни. Например если первый аккорд A мажор, то с большой вероятностью можно сказать, что песня написана в тональности A мажор.
  2. Слушая музыку попробуйте построить последовательность смены аккордов. Если ВЫ можете услышать каждый аккорд, великолепно, но если вам нужна подсказка, то двигайтесь короткими шагами по квинтовому кругу, то есть если песня начинается с аккорда A мажор, очень вероятно, что следующим будет аккорд D или E мажор, и почти невозможно, что F минор или D# мажор.
  3. После того как вам известна последовательность аккордов песни, попробуйте найти индивидуальные ноты басовой линии.

Youtube VK Twitter




Rambler's Top100