Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



Решил рассказать о своём очередном эксперименте. Через мои руки прошло огромное количество басов. Многие из них навсегда остаются в моей коллекции. В своё время был в этой коллекции Fender JazzBassPlus. Интересный инструмент, сочетающий в себе классический Jazz Bass и по тем временам (1993г.) неплохую активную электронику. По экономическим причинам мне пришлось с ним расстаться, но я всегда с теплотой вспоминал об этом инструменте.

Совсем недавно, я решил пополнить свою коллекцию подобным инструментом. Мой выбор остановился на Fender Jazz Bass Deluxe (American)

Это вид стандартного инструмента. Прошу не путать с моделью, выпускаемой в Мексике.

 

Они отличаются очень сильно и по возможностям и ценам. Именно Deluxe, производимый в США. Сразу хочу отметить, что в линейке серийных инструментов (не custom) это самая дорогая и навороченная модель.

Анализируя свой опыт общения с бас-гитарами, я всегда занимался так называемым upgrade (апгрейд) модернизацией. Так как даже в дорогих моделях меня постоянно, что не устраивало. То звукосниматели поменяю, то потенциометры. В данном случае я решил пойти по другому пути. Сейчас появилась возможность покупать инструменты напрямую в Штатах через eBay. Много магазинов, которые продают инструменты по частям. Я решил воспользоваться их услугами. Приобрёл отдельно гриф от этой модели и отдельно корпус.

Вот фото грифа:

Это его обратная сторона

На голове грифа имеется металлическая юбилейная лейба, указывающая, что гриф был изготовлен в юбилейном году (60 лет Fender) 2006 год.

Я подумал, что возникнут проблемы при установке колков. Эта лэйба будет мешать, а снимать её не особо хотелось, она заклёпана в корпус. Материал грифа мог повредиться, это не входило в мои планы. В дальнейшем, я успешно решил эту проблему, не навредив грифу. Об этом позднее.

 

Корпус я приобрёл 2008 года. Совершенно новый. Магазин, который продаёт эти пункты, специализируется именно на новых инструментах. Специалисты разбирают инструменты и продают их подетально. Очевидно, это приносит доход!

Вот фото корпуса.

Очень красивый, глубокий цвет Pearl White (жемчужный, белый) именно то, что я и хотел.

На фото обратной стороны заметно, что гриф крепится на 5-ти шурупах. С этим возникли небольшие проблемы, но решил я их в том, же магазине, где купил корпус. Приобрёл родную пластину и пять шурупов для неё. Кстати, это одна из отличительных особенностей американского deluxe от мексиканского. Мексиканец, как и стандартный Jazz Bass имеет крепление грифа на 4-х шурупах.

На этом и закончились все родные детали! Наступил самый интересный этап модернизации.

Я просмотрел множество магазинов торгующих комплектующими для этих басов и отобрал необходимые «детали». Сразу хочу отметить я поставил перед собой цель собрать этот бас с золотыми аппаратными средствами. Небольшая неувязка, с пластиной крепления грифа, меня не особо пугала. Золотых их просто в природе нет! Все стандартные модели имеют хромовое покрытие. Пластина находится на тыльной стороне, так тому и быть, решил я, пусть будет серебристая, тем более что на тыльной стороне также находятся втулки от сквозного крепления струн и они тоже серебристые. Все остальные «железки» решил я, будут золотыми.

В первую очередь я начал поиски бриджа. Посмотрев по каталогу, какой установлен родной бридж на этом delux-е я усмехнулся, про себя, подумав, что всё равно его бы выбросил. Не нравятся мне гнутые, штампованные железки, а именно такой бридж и установлен в родном варианте. Вот что я нашёл и приобрёл:

Это вид с тыльной стороны:

Это массивный, литой бридж, специально предназначенный для модернизации стандартных инструментов. Все отверстия под шурупы и отверстия для сквозного крепления струн идеально подошли! Я в этом и не сомневался.

Вот так этот бридж выглядит на корпусе:

Предварительно, я поместил под бридж, в специальный паз металлический провод, в дальнейшем он будет выполнять роль экрана.

Крепление к корпусу этого экрана я поместил на специально предназначенном для этого месте.

Красным, я отметил на фото место в корпусе, отведённое под крепление экрана. В дальнейшем, я немного изменил эту схему. Сделав лепесток, к которому крепятся все имеющиеся экраны (от бриджа, датчиков, платы предусилителя и т.д.)

Подошла очередь электроники. Как известно, в гитарах это звукосниматели и предусилитель (если он имеется). Не долго думая, я решил не использовать родной предусилитель, поскольку, даже с виду, его схемотехника меня ни сколько не впечатлила, хотя родная схема имеет питание от 18-ти вольт. Я пустился в поиски и к превеликому удивлению нашёл несколько подходящих вариантов и даже на «золотых» платах и с питанием на 18-ть вольт.

Вот этот предусилитель от компании Alsmusicsource:

Даже на фотографиях чувствуется солидность этого оборудования. Ознакомившись с его возможностями, я ни капли не сомневался, что он с успехом заменит родную схему. Я не разочаровался в этом! Схема этого предусилителя, позволяет работать в пассивном (стандартном режиме) и активном с использованием трёх полосного эквалайзера. Но мало того! Этого я не встречал нигде! Возможность смешивания активного и пассивного режима! Очень интересный результат.

Установка на родное место не вызвала особых затруднений. Массивная коробка с микросхемами, залитая смолой от «вражеского взгляда», точно уместилась в паз под потенциометрами. Пришлось сделать дополнительное отверстие в корпусе под шуруп, на 2 мм. оно сдвинуто от родного, очевидно сама плата имеет немного больший размер по длине. На внешний вид это ни капли не повлияло.

Теперь о звукоснимателях. Это больная тема для многих стандартных моделей. Вроде бы и нормально звучат, а чего то, не хватает. Для этого баса я решил установить звукосниматели от Bartolini. Я глубоко убеждён, что лучших звукоснимателей трудно найти. Есть, конечно, и дорогущие модели от Lindy Fralin или Nordstrand. Но передо мной стояла задача оснастить, все, же стандартную модель баса. Bartoloni, идеально подходят для этого случая.

Вот что я подобрал:

Это комплект из двух датчиков специально разработанных для Jazz Bass.

Каждый датчик состоит из двух независимых катушек, что уже само по себе должно снижать дополнительные электромагнитные наводки, которые, если вы знаете, возникают при работе одной катушки.

Не стоит говорить о том, что оба звукоснимателя точно встали на предназначенные для них места.

Прежде, чем устанавливать предусилитель и звукосниматели, я на всякий случай, провёл полную экранизацию всех рабочих отверстий в корпусе. По времени это позволяло, не все детали подъезжали вовремя. Не сомневаюсь, что эта экранизация была излишней, поскольку подобные модели подвергаются заводской графитной экранизации перед покраской, но, тем не менее, лишний экран еще, ни кому не помешал. Я не стал использовать для экрана графит, а решил аккуратно проклеить всё металлической фольгой. Сначала разметил на фольге нижние полости с небольшим припуском на загибы. Нанёс клей прямо на фольгу. Идеально для этих целей подходит простой канцелярский клей-карандаш. Не удивляйтесь, проверено, использовал множество раз! После проклейки нижних полостей, перешёл на боковые. Вырезал полоски фольги нужной ширины и по контуру аккуратно уложил их в пазы с небольшим припуском. Работа кропотливая, но стоит того!

Вот как это наглядно выглядит на примере батарейного отсека. Не забыл, также, обклеить и декоративную крышку с внутренней стороны. Не помешает!

 

Теперь установил на место датчики и плату предусилителя.

Не пугайтесь виду шурупов, которыми прикручен звукосниматель. Это просто для разметки и для того что бы не сбивать шляпки. Конечно, в окончательном варианте все шурупы были заменены на специальные шурупы с полукруглыми шляпками.

Подошла очередь декоративной накладки звукоснимателей, так называемой Pickguard. Здесь меня постигла первая неудача. Дело в том, что в родном варианте эти накладки изготавливают всего нескольких цветов. Уж не знаю почему, но такого, какой я хотел (кремовый-пурпурный или белый-пурпурный) в природе не делают. Есть просто белая, но, на мой взгляд, с эстетической точки зрения это не верно. Я купил красивую накладку для стандартного Jazz Bass цвета кремовый перламутр. Только когда я её получил, понял, что ошибся! Стандартный Jazz Bass имеет 20 ладов. Deluxe (USA) имеет 22 лада! Соответственно, накладки у них разные. Думал, получится изготовить накладку из стандартной, но нет. Она имеет совершенно другую разметку под звукосниматель. Уродовать форму у меня рука не поднялась! Я всё-таки собираю стандартный инструмент, поэтому, его вид не должен отличаться от оригинала. Решил пойти по другому пути. Купил кусок специального трёхслойного пластика цвета белый перламутр. Изготовил лекало из плотной бумаги, по имеющимся разметкам на корпусе и фотографиям оригинального баса. Кропотливая работа, нужно всё чётко подогнать. Вот фото процесса работы:

Главное – терпение и не торопиться! Я запорол несколько бумажных лекал, прежде чем добился необходимого результата. Считаю, лучше перевести кучу ватмана, чем испортить дорогой пластик. Нужно отметить, что такой пластик у нас вряд ли можно найти. Я покупал на www.ebay.com

С пластиком я работал, имея уже правильное лекало. С небольшим припуском, маркером по лекалу разметил панель и выпилил её в ручную используя простой, совдеповский лобзик с самой маленькой пилкой. Не советую использовать для этих целей эл. лобзик, даёт очень грубый результат. Как альтернативу лобзику, можно использовать толстую суровую нить, но в обих случаях необходима сноровка. Очень удобно, что на пластике нанесён защитный слой из плёнки - дополнительная защита поверхности, если при работе, случайно срывается рука. После подгонки по месту, аккуратно по краям готовой панели снял фаску около 3-х мм. и произвёл шлифовку. Готовый вариант видно на фото.

 

Распайка эл. схемы не вызвала особых затруднений, единственное пришлось немного подумать как распаять выходной «джек». Не стал приобретать специальный разъём, который имеет дополнительные контакты для размыкания питания батареек (если джек не включен). Вместе со знакомым электронщиком, подумали и решили использовать стандартную схему размыкания питания с использованием «массы». «Джек» видно на фото.

Плату джека, приобрёл там же, на eBay. Родная плата немного другой конфигурации, но по размерам эта подошла идеально, даже не пришлось пересверливать отверстия под шурупы, всё совпало с родными. Само гнездо, стандартное, в пластиковой оболочке.

Подошло время собирать гриф. Изначально я решил не ставить облегчённые колки, которые устанавливают на Deluxe (USA). Тем более, что в золотом исполнении, я не нашёл похожих колков. По ощущениям, мне не нравится слишком малый ход колка при настройке. Это связано с небольшим размером зубчатого колеса из червячной пары, а именно это наблюдается в облегчённых колках.

Вот вид стандартных колков, на этой модели. На мой взгляд, здесь лучше смотрелись бы стандартные колки с большими зубчатыми колёсами. Не знаю, почему инженеры Fender-a решили пойти по такому пути.

Я решил использовать позолоченные колки от стандартного Jazz Bass.

Здесь я тоже совершил ошибку. Но как говорится, на ошибках учатся! Перо грифа стандартного Jazz Bass и этого Deluxe тоже отличаются по форме. Форма Deluxe более изяшная и не все колки от стандартных моделей подходят к нему. Что и произошло с моим первым вариантом.

 

Я купил очень красивый комплект колков в линию от японской компании Gotoh

К сожалению, они не подошли по размеру платы крепления. Эти колки, оказывается, рассчитаны на модели Jazz Bass 62 года. Межосевое расстояние у них одинаковое, а вот размер плат значительно больше. Это я обнаружил, когда уже имел на руках гриф и сами колки. Пришлось отложить этот комплект и искать колки с другими платами.

После непродолжительных поисков я купил вот этот комплект от компании Alsmusicsourse.

Как видите, платы имеют другую конфигурацию. Всё остальное по виду у них очень похоже, за исключением самой конструкции. Но в эти подробности я вдаваться не буду.

Установка колков, не вызвала особых затруднений, за исключением того, что в родной версии верхние втулки, которые находятся на лицевой стороне грифа, завинчиваются по специальной резьбе, предусмотренной в конструкции облегчённых колков. Здесь же пришлось запрессовать их в корпус грифа, немного расточив сами отверстия. И ещё одно. Шурупы, входящие в комплект, очень тонкие. Необходимо предварительно рассверлить под них отверстия, иначе, если закручивать сразу, можно сломать их, т.к. материл грифа (клён явор) имеет значительную прочность.

Общий вид этих колков на грифе. На мой взгляд, всё очень красиво смотрится. Тем более что ни обозначение серийного номера, ни лэйба (60 Fender) при установке не пострадали.

Как заключительный штрих, решил установить профессиональный StrapLock от Dunlop. Для тех, кто не знает, это поворотная система крепления ремня к корпусу. Очень удобная и надёжная штука. Всем рекомендую.

Вот что у меня получилось, в конце концов. Общий вид инструмента.

 

Многие, скорее всего, подумают, а зачем это нужно? Считайте меня оригиналом. Я люблю возиться с гитарами и сделал самолично не один инструмент. Хочу отметить одно, что привозя и собирая инструменты по частям, экономятся довольно значительные денежные средства, что не маловажно в наше время. Понимаю, что подобной работой должен заниматься сведущий человек и скорее всего, не многим это дано.

Если кто то заинтересуется этой темой, прошу посылать мне сообщения на следующие адреса:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С уважением и почтением.

Сергей Соболев.


Youtube VK Twitter




Rambler's Top100