Мы живем в интересное время, когда меняются основополагающие понятия о многих видах искусства. Феномен массовой культуры, возникшей в 20 веке, изменил лицо нашего искусства – мы ушли от канонов, получили больше свободы и разнообразия, так что каждый может найти себе искусство сообразно своим собственным представлениям о прекрасном.
Однако если мы копнем глубже, станет ясно – самые базовые вещи остались на прежних местах. Вся современная музыка (исключая электронные и прочие «технические» течения) построена на тех же семи нотах, что и музыка всех предыдущих веков. Это значит, что та академическая музыкальная грамота, которой пользовались Бах, Шопен, Чайковский и Глинка, актуальна и по сей день. Это значит, что те музыканты рок, поп и других современных направлений, которые говорят о бесполезности хотя бы элементарного музыкального образования, не видят сути под внешней оболочкой. Это значит, что если вы хотите играть музыку, а не аккомпанемент на трех аккордах – вам сюда.
Гитара. Классическая и не очень
Гитара – один из наиболее популярных сегодня инструментов. По статистике, например, Гнесинского училища, конкурс на отделение гитары второй после вокального – 5-6 человек на место. Класс гитары есть в любой детской музыкальной школе, так что проблемы с начальным музыкальным образованием по этому классу возникнуть не должно. Название «детская» не должно вас пугать – на самом деле, большинство современных школ имеют программу обучения для взрослых, а в Санкт Петербурге, например, есть даже специализированная музыкальная школа для взрослых. Кстати, отзывы преподавателей этой школы достаточно интересны – как показывает их опыт, обучать музыке взрослых людей проще и эффективнее, так как человек изначально приходит с желанием учиться и готовностью работать, в то время как дети, которые поступают в первый класс ДМШ, редко бывают достаточно подготовлены к систематическим и упорным занятиям. Минусы же учебы во взрослом возрасте – например, менее подвижные мышцы – могут быть компенсированы в ходе занятий.
Стандартная образовательная схема для гитариста может выглядеть как школа-колледж-консерватория. Правда, в реальности бывает вполне достаточно того уровня игры, которого человек достигает после окончания средне-специального учебного заведения. Например, Сергей Калугин – достаточно известный сегодня музыкант, известный своими сложными гитарными партиями и использованием разнообразных инструментов в своих композициях, окончил музыкальное училище при Московском государственном институте музыки имени Альфреда Шнитке. Уровень консерватории для эстрадного исполнителя может оказаться просто лишним – в конце концов, это учебное заведение предназначено для музыкантов академического направления, композиторов, музыковедов.
Для поступления в музыкальную школу достаточно пройти прослушивание, которое вряд ли может вызвать какие-либо затруднения у любого человека, имеющего хотя бы элементарные задатки – чувство ритма, умение слышать мелодию, петь. В начальной музыкальной школе вас научат исполнению различных музыкальных произведений на гитаре, фортепианному аккомпанементу, элементарным вокальным навыкам, а также дадут базовые знания в области сольфеджио, теории и истории музыки. Если вы хотите стать эстрадным исполнителем, вам стоит особое внимание обратить на предмет сольфеджио – именно на этих уроках вы будете постигать основные приемы музыкального конструирования, законы гармонии и прочие важные и базовые вещи. Хорошо освоив этот предмет, вы сможете самостоятельно строить любые партии и голоса в своих композициях.
Освоив уровень музыкальной школы, вы сможете при желании поступить в музыкальный колледж или училище, которые являются средне-специальными учебными заведениями. Здесь, конечно, испытания намного строже – как правило, абитуриенты сдают специальность (она же творческий экзамен), сольфеджио и музыкальную грамоту (может проходить в устной форме или в форме музыкального диктанта), а также общеобразовательные предметы – русский язык, иногда – и другие (например, при поступлении в Музыкальный колледж имени Гнесиных сдают Историю отечества). Особое внимание уделяется именно специальности – при прочих равных поступит тот абитуриент, который владеет инструментом лучше. Поэтому при подготовке к поступлению нужно уделять большую часть внимания именно отработке техники и оттачиванию мастерства – при блестящем результате по специальности некоторые оплошности на остальных экзаменах могут и простить. Как правило, на экзамене требуется исполнить 3-4 произведения.
Колледж – это уже достаточно серьезное музыкальное образование. Выпускник колледжа должен ориентироваться в стилях и направлениях зарубежной и отечественной музыки в прошлом и настоящем, уметь использовать мотивы народной музыки в качестве основы для джазовых или других композиций, свободно понимать любые нотные записи и уметь их воспроизводить, уметь работать со звукозаписывающей аппаратурой, сольфеджировать и гармонизировать мелодии, сочинять дополнительные голоса и партии в зависимости от жанра и многое другое. Разумеется, кроме этого, он умеет и самое главное – играть на своем инструменте, причем – на значительно более высоком уровне, чем большинство современных обитателей эстрады.
Выбирая колледж, следует обратить внимание на различные специализации – в некоторых существует отдельное отделение вроде «Музыкального искусства эстрады». Если найти школу, в которой учат играть на электрогитаре, сложно, то уже в училищах этот вопрос снимается, и это очень хорошо – ведь техника игры на аккустической и электро- гитарах достаточно сильно различается и осваивать ее лучше под руководством преподавателей. Кроме того, в России существует Государственный музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства – находится он, разумеется, в Москве, и специализированно готовит эстрадных артистов, руководителей инструментальных и вокальных ансамблей. Выпускники этого училища работают в таких престижных ансамблях, как эстрадно-симфонический оркестр Гостелерадио, Президентский оркестр, а также в различных джазовых, эстрадных и военных оркестрах.
Бас гитара – сложное и простое
Среди начинающих исполнителей часто можно встретить людей, считающих бас гитару «упрощенной модификацией» обычной электрогитары, учиться играть на которой вроде бы и не надо. Это мнение, однако, глубоко ошибочно – бас гитара такой же инструмент, как и все другие, и учиться играть на ней ничуть не проще, чем на любом другом инструменте. Однако, к сожалению, сделать это не очень-то просто – лишь небольшое количество детских музыкальных школ сегодня предоставляют возможность обучения по классу бас гитары.
Если вы все-таки полны решимости найти преподавателя для освоения игры на бас гитаре – у вас есть два пути. Первый – это частные уроки индивидуально с преподавателем. Как правило, такие уроки дорого стоят, но есть здесь и некоторые плюсы – если вам удастся найти хорошего преподавателя, то вы сможете получить не только уроки техники игры на басу, но и рекомендации по изучению теоретически-музыкальных дисциплин и некоторое количество жизненного опыта реального музыканта. Кстати, иногда частные уроки дают даже вполне преуспевающие исполнители – обучение у такого может стать отличным трамплином для вашей собственной исполнительской деятельности.
Другой вариант – это дистанционное образование. Как это ни странно, такой вариант учебы в музыке может приносить отличные плоды – по сути, 95% обучения музыке – это ваша самостоятельная работа, а преподаватель выступает в роли образца (постановка рук, основные приемы игры и так далее) и своеобразного живого учебника. При условии предоставления подробных видеоматериалов и конспектов теоретических лекций вы сможете освоить все это самостоятельно – а дистанционный преподаватель по аудио или видеозаписи оценит ваши успехи и даст рекомендации по дальнейшей работе. Многие современные профессиональные музыканты прошли именно этот путь.
Нужно, однако, отметить, что сегодня все-таки начали появляться музыкальные школы, обучающие по классу бас гитары. Как правило, речь идет о частных школах, кроме того, их не так уж много – но они есть, и, возможно, такая школа уже появилась в вашем городе. Получать образование в такой школе, конечно, предпочтительнее – все-таки вы сможете освоить не только практическую, но и теоретическую сторону музыкального искусства, а значит – будете иметь серьезное преимущество перед теми, кто этими знаниями не владеет.
Со средне-специальным образованием все несколько проще – вы можете поступить в уже упоминавшийся Государственный музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства или любое училище, имеющее отделение эстрадной музыки – в нем обязательно имеется специализация «Инструменты эстрадного оркестра», где и следует искать вожделенный класс бас гитары. Вся дальнейшая схема аналогична схеме обучения по классу гитары.
Когда ты обнимаешь свой контрабас
Контрабас – это очень серьезный инструмент. Несмотря на кажущуюся «незаметность» среди голосов других инструментов, он выполняет очень важную функцию в любом оркестре или ансамбле – звучание контрабаса являет собой тот фундамент, на котором строится весь музыкальный рисунок. В эстрадных ансамблях его любят еще и за его глубокий вибрирующий звук, без которого немыслимы блюз и джаз и который часто можно услышать в композициях иных стилей.
К счастью для контрабасистов, с обучением игре на этом замечательном инструменте никаких проблем нет – ведь контрабас давно и прочно занял свое место в группе струнно-смычковых инструментов. Обычная схема – музыкальная школа, колледж, при желании и возможности – консерватория – отлично подходит для воспитания контрабасистов как для симфонического оркестра, так и для джаз-бэнда. А все необходимые нюансы человек, имеющий академическое музыкальное образование, вполне сможет уяснить во время работы.
В заключение
То, что написано выше – это, конечно, далеко не все, что хотелось бы сказать о музыкальном образовании. На сегодняшний день существуют и другие возможности научиться играть на любимом инструменте. Например, Национальная академия гитары – интересный проект, предлагающий обучение, сходное по схеме со школьным, но полностью дистанционное. Есть Московский колледж импровизационной музыки – упор в программе этого колледжа сделан не на освоение репертуара великих (хотя и без этого никуда, конечно), а на искусство импровизации, без которого практически невозможна успешная деятельность на эстраде.
Однако какой бы путь вы не выбрали, важно помнить об одном – в конечном итоге, все будет зависеть от вас, от вашего упорства, желания и работоспособности. Мы все знаем случаи, когда никогда не видевший нотной грамоты музыкант сочиняет гениальные композиции – потому, что с детства упорно и методично учился играть партии из известных песен и на слух воспроизводил различные мелодии, разрабатывая свою собственную систему. Но невозможно вспомнить ни одного случая, чтобы диплом консерватории принес известность своему владельцу без приложения каких-либо усилий. Поэтому неважно, где, как и на чем вы учитесь играть – если вы будете заниматься этим систематически, упорно и вдумчиво, однажды мы увидим вас на сцене.
P.S. После окончания учебного заведения перед всеми нами встает вопрос о поиске работы. Найти работу музыканту - весьма не простое занятие, заслуживающее отдельной статьи. Зачастую, в вашем городе рынок уже переполнен. К счастью, сегодня существуют сайты, где предлагается работа и всегда можно найти вакансию где-нибудь в другом городе. В общем, было бы желание.
Автор: Дюжакова А.В.