Привет, сегодня мы рассмотрим несколько простых в исполнении, но интересных песен, с которых хорошо начинать обучение. Вы познакомитесь с полезными приемами, которые сможете использовать в своих композициях.
В свое время Dave Mason написал песню “Feelin’ Alright". Она построена всего на двух аккордах: E и A. Послушайте ее. Обратите внимание, басовая линия звучит достаточно разнообразно и не утомляет. В своей песне Dave использовал несколько простых приемов. Рассмотрим их подробнее.
Где играть
На грифе ноты E и A расположены всегда одинаково по отношению друг к другу: E находится непосредственно над A. Эта пара появляется в нескольких местах на грифе. Ноту E можно найти: на открытой струне E, A-7, D-2, G-9, и E-12; а также еще в нескольких точках за двенадцатыми ладами. Если вы читали прошлый урок, то, вероятно, знаете, что одни и те же ноты звучат по-разному в зависимости от того, где их играть.
Так где же нужно играть ноты? Позвольте дать вам совет: если вы сомневаетесь, играйте в середине грифа. Основной риф куплета можно играть, начиная с седьмых ладов струн A и D. Ритмический рисунок достаточно веселый и жесткий, с небольшим затишьем между третьим и четвертым ударами.
"Feelin’ Alright" Dave Mason
G|----------------|----------------|-----------
D|--------------9-|-7--7---------9-|-----------
A|---7--7---------|----------------|-7--7------
E|----------------|----------------|-----------
Нота B в этой партии звучит неплохо, но линия быстро надоедает.
Примечание: Существует много песен со СКУЧНЫМИ басовыми линиями. Однако, если вы пускаетесь в творческие блуждания, когда слушатели ожидают простоты, это может привести к нежелательным последствиям. Одна из наших групп играла несколько баллад Fleetwood Mac-а, которые порой навевали на меня сон. Но девочки пели очень хорошо, и гитарист добавлял немного чувства, аудитории нравились эти песни. Я должен был играть, поддерживая четкий ритм и энергию, при этом приходилось играть всего одну-две ноты за такт. Приходилось уйти на второй план, оставляя место для других членов ансамбля.
Что же мы можем сделать, чтобы разбавить скучную линию? Во-первых, можно играть куплет в различных местах грифа, как говорилось выше. Можно играть на двенадцатых ладах, когда стих мягок или требуется мало энергии; играть открытые струны, когда требуется немного рычания или надо добавить энергии перед припевом. Иногда можно поступать и наоборот: играть низко и мягко, чтобы подчеркнуть мягкий вокал и высоко и звонко, чтобы привлечь внимание к припеву. Но не очень-то мудрите с ритмом во время куплета. Вы получите свой шанс во время соло или припева.
Игра рифов
Большинство песен содержат узнаваемые рифы. “Feelin’ Alright” не имеет фирменного рифа, но духовые партии Джо Кокера делают песню запоминающейся. Риф довольно быстрый, но простой. В его основе лежит бокс.
G|--------------------|---------------7-9-|-----------
D|----------------7-9-|-7--7------7-9-----|-----------
A|---7--7-----7-9-----|-------------------|-7--7------
E|--------------------|-------------------|-----------
Добавим квинты
Также как риф-прогулка является классикой для рок-н-ролла, использование нижних квинт очень распространено в народных песнях и польках. Обычно основная нота аккорда играется на первой доле, а пятая (квинта) - на третьей. При обычной настройке более низкая пятая нота находится на том же ладу что и основная, но на более низкой струне.
Польки играются быстрее (обычно используется размер 2/4). Следующий пример иллюстрирует грамотное использование нижних квинт.
Take it Easy Eagles
G|---------|---------|---------|------------|---|
D|-5-5-----|---------|---------|--------2-4-|-5-|
A|---------|-5-5-----|-3-3-----|-3--3-3-----|---|
E|-----3-3-|-----5-5-|-----3-3-|------------|---|
Подведем итог. Теперь в вашем распоряжении есть еще несколько полезных приемов. Применяйте эти приемы в различных песнях. Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше сможете их использовать.
Удачи.