Это достаточно распространенная техника. В статье даны упражнения на развитие подвижности безымянного пальца и на развитие координации кисти.
В этой статье я хочу поделиться с вами своим опытом освоения трехпальцевой.
Итак, Вы собрались с силами и решили, во что бы то ни стало научиться играть тремя пальцами. Встает естественный вопрос: с чего начать?
Прежде всего, надо поработать над своим безымянным пальцем. Поскольку до этого момента при игре Вы пользовались исключительно двумя пальцами, вероятнее всего ваш безымянный палец слаб и неповоротлив. Стоит проделать комплекс несложных упражнений и немного поиграть этим пальцем. Начните с небольшой скорости, постепенно наращивая темп. При тренировках с бас гитарой обязательно пользуйтесь метроном.
Упражнения:
1. Прижимаем ладонь к столу и поднимаем по очереди пальцы, внимательно следя за тем, чтобы остальные пальцы не отрывались от стола.
2. Прижимаем указательный палец и мизинец к струне E (самая толстая) и играем двумя пальцами струны A и D (не меняя наклон кисти).
3. То же самое, но одним пальцем.
4. Сыграйте следующее упражнение (1-указательный палец, 2-средний, 3-безымянный):
3 3 3 3 | 3 3 3 3 | 3 3 3 3 | 3 3 3 3 |
G---------|---------|---------|-0-0-0-0-|
D---------|---------|-0-0-0-0-|---------|
A---------|-0-0-0-0-|---------|---------|
E-0-0-0-0-|---------|---------|---------|
5. То же упражнение, но с другими аппликатурами. (3 2 3 2), (2 3 2 3), (3 1 3 1), (1 3 1 3).
Когда упражнения будут получаться более-менее ровно, можно переходить к следующему этапу: освоению триолей. Многие бас гитаристы играют двумя пальцами, а трехпальцевую технику используют только при игре триолей или галопирующих ритмов. Рассмотрим положение кисти. Я играю, упираясь большим пальцем в более толстую струну. Скорость игры, конечно, немного падает, но зато нет постороннего шума. Поскольку пальцы имеют разную длину, кисть придется немного развернуть (градусов на 5) и немного подтянуть средний палец так, чтобы в образовавшейся горсти пальцы находились примерно на одном уровне.
Перейдем к упражнениям. Приведенный пример представляет собой кусочек басовой линии песни группы Metallica "Fade to black". Не спешите.
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
G-------------------------------
D-0-2--2-2--0-2--2-5-4--0--0-0--
A-------------------------------
E-------------------------------
3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 2
G-------------------------------
D-9-9-9--7-7-7--5-5-5--4-4-4-5--
A-------------------------------
E-------------------------------
Следующее упражнение - фрагмент из песни "The Trooper" группы Iron Maiden. Вся басовая линия построена на галопирующем ритме. Ее удобно играть тремя пальцами. Очень полезная вещь для тренировки выносливости.
2 1 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1
G----0------------------------------------------
D-0-----0--2--2-2-2--2-2-2--2-2-2--2-2-2--2-2-2-
A-----------------------------------------------
E-----------------------------------------------
2 1 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1
G----0------------------------------------------
D-0-----0--2--2-2-2--2-2-2--2-2-2--2-2-2--2-2-2-
A-----------------------------------------------
E-----------------------------------------------
2 1 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1
G----0------------------------------------------
D-0-----0---------------------------------------
A----------3--3-3-3--3-3-3--3-3-3--3-3-3--3-3-3-
E-----------------------------------------------
2 1 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1
G----0------------------------------------------
D-0-----0--2--2-2-2--2-2-2--2-2-2--2-2-2--2-2-2-
A-----------------------------------------------
E-----------------------------------------------
Надеюсь, вы освоили триоли и можете без проблем сыграть всю песню. Тогда переходим к следующему этапу. Играем открытые струны, используя другую аппликатуру, 1-2-3-2-1-2-3-..., делая акцент на первую долю. Вообще акцентирование позволяет играть более быстро. Вы скоро почувствуете это, когда мы займемся ровной игрой. Сыграйте следующее упражнение.
3 2 1 2 3 2 1 2 | 3 2 1 2 | 3 2 1 2 |
G---------|---------|---------|-0-0-0-0-|
D---------|---------|-0-0-0-0-|---------|
A---------|-0-0-0-0-|---------|---------|
E-0-0-0-0-|---------|---------|---------|
1 2 3 2 1 2 3 2 | 1 2 3 2 | 1 2 3 2 |
G---------|---------|---------|-0-0-0-0-|
D---------|---------|-0-0-0-0-|---------|
A---------|-0-0-0-0-|---------|---------|
E-0-0-0-0-|---------|---------|---------|
Играем ровно. Вот и настало время перейти к завершающей стадии: освоить ровную игру. Это не так просто как кажется. Попробуйте сыграть ровно вот это.
3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1
G-------------------------------------
D-------------------------------------
A-------------------------------------
E-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-
Что, не вышло? сбиваетесь на галоп. Не торопитесь. Медленно сыграйте упражнение, сочетая про себя.
3 2 1 2 3 2 1 2 3 2 1 2 3 2 1 2 3 2
G-------------------------------------
D-------------------------------------
A-------------------------------------
E-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-0-
Вот и все, о чем я хотел вам рассказать. Освоить эту технику вполне реально. Главное не останавливаться на пол пути. Последнее наставление: тренируйте свои пальцы. Где бы вы ни находились, развивайте их. Найдите любую поверхность и отбивайте кончиками пальцев дробь, как будто Вы играете на гитаре.
Автор: Alex
P.S.
Проще на примере:
(1-указательный палец, 2-средний, 3-безымянный, 4-мизинец)
Допустим, левой рукой играем с восьмого по пятый лад "4-3-2-1-4-3-2-1-4-3-2-1", а правой рукой играем "3-2-1-3-2-1-3-2-1-3-2-1" или "1-2-3-1-2-3-1-2-3-1-2-3". Это же упражнение можно раскидать по разным струнам, т.е. по каждой струне надо ударить 4 раза, НО ход пальцев правой руки остается "3-2-1-3-2-1".