Итак, мы уже рассмотрели все важнейшие технические приемы тэппинга. Они довольно простые, и Вы без особого труда овладеете ими. На этот раз мы затронем некоторые теоретические вопросы, в частности рассмотрим как интервалы используются при построении аккордов. Надеюсь что вы мужественно вынесите все тяготы теоретического занятия.
Все рассмотренные нами упражнения были основаны на квартовых интервалах(пять ладов). Это самый простой интервал, который можно исполнить тэппингом, поскольку он играется на смежных струнах. Интервал между основной(басовой) нотой гаммы и ее квартой(четвертая нота гаммы) с гармонической точки зрения чаще воспринимается как интервал между квинтой и октавой(пятая и восьмая ноты гаммы):
Давайте рассмотрим трезвучия - аккорды, состоящие из трех нот. Трезвучия формируются из первой ноты гаммы и двух других ее нот. Если Мы рассматриваем тональность До-мажор(С-мажор) (гамма До-мажор очень простая, она не содержит диезов или бемолей), то можем построить, например, такое трезвучие: C, E и G.
C какой бы ноты гамы мы не начали, всегда можно подобным образом построить трезвучия(пропуская каждую вторую ноту):
( Я не рассмотрел седьмую ноту. Для нее аккорд строится немного иначе, но об этом в другой раз).
Независимо от того, с какой ноты вы начнете аккорд, вы всегда будете получать интервал в пять полутонов (кварта, один полутон это один лад на вашей гитаре) между квинтой и октавой аккорда.
В основе всех мажорных трезвучий лежит Большая терция. Вообще существует два вида терций: большая(4 полутона) и малая(3 полутона). Чтобы более ясно уяснить причину, этого посмотрим на клавиатуру фортепьяно:
Построим например несколько трезвучий. Начнем с C. Интервал между его основной нотой(С) и терцией (E) составляет 4 полутона(каждая клавиша фортепьяно, включая черные, отличается от соседних на полутон). Построим теперь трезвучие D. Интервал между его основной нотой(D) и терцией (F) составляет 3 полутона (помните, что гамма До мажор не содержит диезов и бемолей). Поэкспериментировав с другими нотами гаммы, Вы обнаружите, что интервал для аккордов построенных на нотах C, F и G составляет четыре полутона, в то время как для D, E - только три (что немного странно).
Как уже было сказано, четыре полутона называются большой терцией, а аккорды, в которые она входит (C, F и G) являются Мажорными трезвучиями (для гаммы До-мажора). Три полутона называются малой терцией и входят в состав минорных аккордов (D, E). Обобщая все вышесказанное получим, что для мажорных гамм, аккорды, построенные на I, IV и V ступенях являются мажорными, а на II, III и VI - минорными.
Перед тем как перейти к практическому упражнению, взглянем еще раз на аккорд До-мажор. Теперь рассмотрим интервал между терцией и квинтой (E и G). Считая полутоны, вы обнаружите, что для МИНОРНЫХ АККОРДОВ (Ре-минор "Dm") интервал между терцией и квинтой составляет большую терцию (для МАЖОРНЫХ - малую терцию). Это позволяет нам использовать один и тот же интервал (большую или малую терцию) в двух различных ролях. Рассмотрим например аккорды Ля-минор "Am" (A-C-E) и До-мажор "C" (C-E-G). Последовательность нот C и E входят в оба аккорда Говорят, что Ля-минор ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИНОР До-мажора.
Будем играть E на 12-ом ладу струны E, тогда октаву (E) можно получить на 14-ом ладу струны D, а терцию (G#) на 13-ом ладу струны G (подвинув средний палец немного вперед).
|------13-------|
|------14-------|
|---------------|
|---12----------|
Отсюда мы можем легко двигаться в другие мажорные трезвучия этой тональности перемещая басовую ноту, и играя квартовые интервалы. Однако, у нас есть альтернатива. Мы можем ввести параллельный минор (C#), перемещая только басовую ноту:
|------13-------|
|------14-------|
|---------------|
|---9-----------|
Если мы соединим эти четыре аккорда вместе то получим:
|-------13----|------13----|-------14----|-----16----|
|----14----14-|---14----14-|----14----14-|---16--16-o|
|-------------|------------|-12----------|-14-------o|
|-12----------|-9----------|-------------|-----------|
Вот вам пример того как Well Satch использовал в своих треках очень простой Параллельный минор. Прислушайтесь к главонму рифу "A Day at the Beach (New rays from an ancient sun)" в "Flying in a Blue Dream":
|------16-----14-----12-----14-----16------|
|o---5-17---5-14---5-12---5-14---5-17-----o|
|o----------------------------------------o|
|--3------3------3------3------3------(7)--|
^2 раза
|------16-----14-----12-----14-----16------|
|o---9-17---9-14---9-12---9-14---9-17-----o|
|o------------------------------------(5)-o|
|--7------7------7------7------7-----------|
^2 раза
Эта партия не совсем точно повторяет оригинал(я изменил тональность, и несколько упростил риф), но пример ясно иллюстрирует, как Большая терция используется в двух ролях - как часть Соль-мажорного аккорда в первой секции, и затем как часть аккорда Ми-минора параллельного минора во второй секции. Обратите внимание, партия правой руки остается неизменной и мы добились полного изменения звучания только за счет перемещения басовой ноты.
Я надеюсь, что вы хоть что-то поняли. Здесь была охвачена небольшая часть информации. Не спешите узнать все сразу. Вам понадобится некоторое время, чтобы переварить ее. Думаю, вы осознали тот факт, что вам придется изучить кое что помимо самой техники тэппинга. На практике вам придется выбирать из многих нот и теория может дать вам несколько советов о том, какие ноты стоит использовать в данном случае, а какие нет.
Не паникуйте.
Автор: Ian Stephenson