Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



Chris Squire (Yes))

Крис Сквайр   (Chris Squire - Yes)

Все же одной из самой значимых фигур в любой рок-группе всегда был бас-гитарист. Не в каждой, безусловно, потому что иногда басист был не слишком силен инструментально и творчески, но если бас-гитарист обладает достаточным уровнем мастерства, он неизменно становится центральной фигурой. Именно таким был и остается Крис Сквайр – основатель легендарной прогрессив-рок-группы «Yes» и единственный из ее участников, который участвовал в записи всех без исключения альбомов. Временами группу лихорадило. Некоторые из музыкантов задерживались совсем ненадолго. Другие, такие как Jon Anderson, Steve Howe или Rick Wakeman, хотя и были самым легендарным составом, но, тем не менее, то выходили из группы, то возвращались вновь. И только Крис Сквайр был вечно.

Кристофер Рассел Эдвард Сквайр родился 4 марта 1948 года в английском городе Кингсбери. Абсолютный музыкальный слух и великолепный вкус проявились в маленьком Крисе еще в детстве, когда он пел в церковном хоре. Однако, началом его настоящего служения музыке стал 1968 год, когда ему только что исполнилось 20 лет. Хотя и до этого Сквайр успел поиграть в группе The Syn и после ее распада он целый год разрабатывал свой собственный неповторимый стиль игры на бас-гитаре.

В мае 1968 года в музыкальном клубе Сохо Сквайр познакомился с Джоном Андерсоном, где тот в это время работал. Пообщавшись, будущие звезды обнаружили очень много общих взглядов на развитие музыкальных тем, вокальных гармоний и решили, что стоит попробовать объединить силы. В это время Сквайр уже играл в группе Mabel Creer’s Toyshop. Именно к ним в качестве вокалиста и присоединился Андерсон. Потом по объявлению в Мелоди Мэйкер к ним пришел ударник Билл Бруфорд. Вместе с гитаристом Питером Бэнксом и клавишником Тони Кейем и был образован самый первый состав новой группы, которой Бэнкс придумал название «Yes».

Первый концерт состоялся уже в августе 1968 года. И сразу началась довольно активная концертная деятельность «Yes». Участие в прощальном концерте «Cream», концерт в престижнейшем клубе Marquee, выступление на радио, замечательные отзывы в прессе (в 1968 году «Yes» называли самой перспективной молодой группой наряду с «Led Zeppellin») и многие другие выступления. В июле 1969 года вышел дебютный альбом, который так и назывался «Yes».

Что сразу выделило группу, так это великолепные вокальные партии Джона Андерсона и Криса Сквайра и неожиданно великолепное инструментальное мастерство. Уже тогда бас гитара Сквайра не могла остаться незамеченной. Очень агрессивная и динамичная, она в то же время была очень мелодичной. Кроме того, у гитары был очень необычный для того времени звук и тембр.

С первого дня основания группы и до сегодняшнего дня Сквайр был и остается единственным музыкантом «Yes», который никогда не уходил из группы и без которого группа не издала ни одного альбома, не дала ни одного концерта. Настоящий и безусловный лидер великого коллектива. Уникальное и сразу узнаваемое звучание обусловлено не только неповторимым вокалом Андерсона, в конце концов, и Андерсону в разное время находилась замена, да и в нынешнем составе «Yes» поет Бенуа Дэвид, но и эксклюзивным басом и вокалом Криса Сквайра.

В начале 80-х из «Yes» одновременно ушли основные участники – Андерсон, Уэйкман и Хау, но Сквайр все равно продолжал утверждать, что «Yes» жив. После того, как большинство музыкантов «Yes» записали без Сквайра альбом ABWH, Крис все равно настаивал, что «Yes» - это там, где он. И он добился того, чего хотел. Все равно произошло воссоединение группы в ее классическом составе – Сквайр, Андерсон, Хау, Уэйкман и Уайт. Сквайер продолжает выступать, здесь можно попробовать найти билеты.

Все коллеги по коллективу и люди, которые, так или иначе, сталкивались с Крисом в процессе работы, замечали его очень большой такт, который одновременно сочетался с огромным аккуратизмом и педантичностью в музыке, порою граничащие с занудством.

Сквайр постоянно шлифовал и доводил до совершенства не только собственное звучание, но того же требовал и от других музыкантов. Нередко он мог сказать, - «Что-то не так звучит на таком-то такте». Внимательно и несколько раз прослушав сделанную запись, остальные участники отмахивались, - «Да это просто невозможно заметить нормальному человеку». Но Сквайр не был бы Сквайром, если бы не настоял на том, что фрагмент нужно перезаписать заново.

Насколько скрупулезен Сквайр во всем, что касается музыки, настолько же он непунктуален в повседневной жизни. Его страсть к опозданиям уже даже смеха не вызывала. Опоздание на репетицию на два или три часа было нормой. Задержка выпуска альбома на две или три недели из-за музыкального «занудства» Криса – это еще не самое страшное, бывали и подольше.

Однажды группа, так и не дождавшись Сквайра, улетела без него и полностью отыграла концерт. В другой раз, водители не дождались Криса, решили, что он уже уехал раньше, упаковали его вещи и увезли. Даже брюки. На концерте Крис выступал в длинном сюртуке с голыми волосатыми ногами, что доставило немало удовольствия поклонникам. После этого Сквайр перестал опаздывать настолько критично.

Как у всякого великого музыканта, в коллекции Сквайра есть несколько десятков бас-гитар самых разных моделей и производителей, в том числе и сделанных по его индивидуальному заказу. Но его главный инструмент – Rickenbacker RM1999, выпущенный в 1965 году. Кстати, это был всего лишь четвертый Rickenbacker, который был ввезен в Королевство из США за все время. Именно теплое, но вместе с тем «рычащее» звучание этого инструмента и стало фирменным звуком Сквайра. Много раз приходилось ремонтировать, шлифовать и перекрашивать гитару за эти десятилетия, но верность ей Крис хранит и сегодня.

Уникальная особенность этой гитары – двухканальная технология усиления. Инструмент на выходе подает стерео сигнал – высокие частоты по одному каналу, низкие – по другому. Сквайр стал подавать эти сигналы раздельно на разные усилители. Басовые частоты уходили на басовый усилитель, высокие частоты – на гитарный усилитель. Именно это раздельное тональное наслоение и обеспечило фирменный звук Криса – басовые частоты обеспечивали глубокий и мягкий бас, а наложение высоких частот создавало уникальный эффект «рычания». Сквайр не брал уроков, он осваивал бас-гитару самостоятельно. Именно Сквайр, никогда не перестававший экспериментировать в поисках нового звука, первый применил для баса эффекты, предназначенные для гитары. До него никто не использовал для баса эффекты тремоло, фейзер и вау-вау. Дополнительную резкость звучанию придает еще и то, что Сквайр играет медиатором.

Автор: Федоров Эдвард


Youtube VK Twitter




Rambler's Top100