Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
Подпишись на наш telegram канал @basslife



Jack Bruce

Джек Брюс (Jack Bruce) Джека Брюса трудно назвать рок-музыкантом. Настолько плотно в его творчестве переплелись классический рок, блюз, джаз, шотландский фольклор и его собственное представление о музыке, что он с трудом вписывается в какие-то рамки. По опросу журнала Rolling Stone, в 2011 году Джека Брюса признали одним из самых великих бас-гитаристов за все времена.

John Simon Asher “Jack” Bruce родился 14.05.1943 года в Шотландии. Первым его музыкальным образованием оказалось обучение игре на фортепиано и виолончели. Одновременно он обучался вокалу и пел в церковном хоре. Однако, еще в те времена его больше привлекал контрабас, чем виолончель.

В 15 лет Джек начал играть на басу в школьном ансамбле, а после окончания школы поступил в Шотландскую Королевскую консерваторию. В консерватории Брюс проучился недолго, так как там изучался классический подход к музыке, а Джек хотел играть блюз и джаз. В возрасте 17 лет он покидает стены консерватории, предпочитая живые концертные выступления, разучиванию гамм и классических гармоний. К тому же материальное положение семьи Брюсов не позволяло Джеку жить иждивенцем, надо было самому зарабатывать на жизнь. Джек отправляется в Италию, где играет на контрабасе в оркестре Murray Campbell. Но и здесь он не задерживается слишком надолго и вскоре перебирается в Лондон. В Англии он играет поочередно в нескольких коллективах, исполняя блюз, джаз и рок-н-ролл, где формируется его уникальный стиль игры на бас-гитаре.

В начале 60-х он знакомится со ставшим впоследствии знаменитым Alexis Korner и вскоре присоединяется к его коллективу Blues Incorporated. В этой группе он работает с такими будущими знаменитостями как Dick Heckstall-Smith, Charlie Watts (который вскоре становится одним из основателей Rolling Stones), Cyril Davies и Graham Bond. Но Уоттс вскоре покидает коллектив и рекомендует на свое место барабанщика Ginger Baker.

В 1963 году часть музыкантов уходит от Корнера, для осуществления собственного проекта – Graham Bond Organization, в составе: Graham Bond, Jack Bruce, John McLaughlin, Ginger Baker, Dick Heckstall-Smith, Jon Hiseman. Однако этот проект тоже был обречен на провал, главным образом по двум причинам – крайне натянутыми отношениями между Брюсом и Бейкером и пристрастием лидера коллектива Грэма Бонда к тяжелым наркотикам. В итоге, из-за разногласий внутри ритм-секции Брюса попросили уйти, что, тем не менее, не смогло спасти коллектив. Вскоре ансамбль распался. Бонд собрал новый состав, который без особого успеха просуществовал вплоть до гибели Бонда в 1974 году.

Брюс на какое-то время вошел в состав группы Bluesbreakers, лидером в которой был John Mayall, где играл вместе с такими звездами, как Eric Clapton и Peter Green. Но вскоре ушел и не надолго вошел в состав очень успешной группы Manfred Mann.

В 1966 году Эрик Клэптон предложил Брюсу стать третьим в собираемый им состав новой группы. Кроме Клэптона и Брюса в трио должен был играть старый враг Джека – Джинджер Бейкер. Но Эрик был категоричен – группа будет только вместе с Бейкером или ее не будет вовсе. Однако, проект был настолько перспективен, что Джек и Джинджер решили отставить прошлые разногласия и начать работать вместе. Таким образом, Эрик оказался зажатым между двумя линиями фронта и в группе с самого начала царила весьма нездоровая атмосфера. Было понятно, что трио Cream – это три самостоятельных очень талантливых музыканта, которые просто временно играют вместе. Но эти музыканты были настолько самобытны каждый сам по себе, что группа получилась действительно великой. Выпустив всего четыре альбома, Cream прочно вошли в число самых значительных коллективов на рок-сцене за все времена. Они оказали колоссальное воздействие на рок-звучание того времени и оказали огромное влияние на последующее развитие рок-музыки в целом. В конце 60-х Cream прочно стоял в ТОПе рок-сцены лишь немногим по авторитету уступая The Beatles и The Rolling Stones. Жесткий блюз-рок ансамбля стал эталоном звучания для рок-музыки. И до сих пор над каждым из участников трио, несмотря на все последующие заслуги и коммерческий успех, висит штамп «экс-Cream». Люди до сих пор покупают диски Cream и скачивают бесплатнo mp3.

Cream расстались в 1969 году. И не только напряженные отношения внутри группы послужили причиной распада. Статус «иконы», нездоровый ажиотаж и со стороны публики, и со стороны прессы, статус «группы стадионов», раздражали всех троих музыкантов, не позволяли им развиваться дальше, принуждали работать в угоду коммерческому успеху. Но Cream стал стартовой точкой для развития Джека Брюса как величайшего музыканта. Его вклад в развитие Cream был огромным. Именно после него бас стал не просто второстепенным инструментом ритм-секции, когда басист скромно стоит в глубине сцены и может быть без особых потерь заменен на другого. Виртуозная игра Джека, когда он на шестиструнном басу выдавал сольные партии, не уступающие соло электрогитар, вывели бас на переднюю линию сцены. Бас-гитара стала не просто полноценным инструментом рок-ансамбля, но подтвердила, что в руках талантливого музыканта, она может стать лидирующим инструментом. В Cream Брюс написал большинство композиций и исполнил большинство вокальных партий.

Сольная карьера Джека началась в том же 69-м выпуском “Songs For A Taylor”. В этом альбоме Джек продолжил реализовывать свои музыкальные поиски и пристрастия, соединяя с единый сплав рок, блюз, джаз и шотландский фольклор. Сольные проекты Брюса только номинально относятся к рок-музыке. С таким же успехом они могли бы быть причислены и к блюзу и к джазу, но и там бы не стали абсолютно внутри стиля. Наряду с басом на его альбомах очень обильно звучит духовая секция, что в то время было очень странно для рок-музыки.

70-е и 80-е ознаменовались выпуском нескольких сольных альбомов Джека и его участием в составе многих коллективов, сотрудничеством с огромным количеством великих музыкантов. В 1993 году состоялось очень знаменательное событие – Cream были занесены в Зал славы рок-н-ролла. В честь этого события Клэптон, Брюс и Бейкер соединились вновь, чтобы дать памятный концерт. Как говорит сам Джек – такого взаимопонимания между музыкантами, желания просто играть и полностью растворяться в музыке, он не испытывал больше никогда с момента распада Cream. В это время активно стали распространяться слухи о воссоединении рок-легенды. Но Клэптон, более занятый собственной очень коммерчески успешной карьерой, даже не стал рассматривать такую возможность. Однако, трио с участием Брюса и Бейкера все же состоялось в 1994 году. Вместо Клэптона музыканты пригласили уже ставшего самостоятельной супер-звездой гитариста Garry Moore. Единственный выпущенный в таком составе ВВМ студийный альбом “Around the Next Dream” , не стал чем-то выдающимся. Обычный альбом серийного хард-блюза. Трио распалось.

Сольные альбомы Джека, которые выпускались в 90-е и 2000-е годы ничем не уступают альбомам 70-х ни по качеству, ни по мастерству исполнения. Альбом 2003 года “More Jack Than God”, вообще можно рекомендовать всем бас-гитаристам, как эталон того, как должна звучать бас-гитара. Так что говорить о том, что Брюс вступил в пору заката, пока еще преждевременно. В 60 лет Джек перенес операцию пересадки печени, но уже после этого выпустил великолепный альбом “Rope Ladder to the Moon”.

25 октября 2014 года Джек Брюс ушел из жизни. Он скончался в своем доме в Саффолке в окружении семьи. Последней работой Джека стал альбом "Silver Rails".

Автор: Федоров Эдвард


Youtube VK Twitter






Rambler's Top100