Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



Jason Newsted (Newsted, Metallica)

Джейсон Ньюстед басист Metallica Джейсон Ньюстед родился четвёртого марта 1963 года в городе Battle Creek, штат Мичиган, США. Его семья не раз переезжала с места на место, они жили в местечке Niles, а позже в Kalamazoo – городе, где расположена гитарная фабрика Gibson. Может быть, это символическое соседство и определило судьбу юного Джейсона, когда он решил стать рок-музыкантом.

Его кумиром был басист Kiss Джин Симмонс, Ньюстед снимал и разбирал его риффы. Время от времени Джейсон бросал занятия, но потом снова брался за гитару, страсть к музыке брала своё. В итоге он скопил денег на приличный инструмент и примкнул к местной группе «Gangster», где приобрёл практический опыт участия в рок-банде. Его наставником стал опытный гитарист Том Хамлин. Спустя некоторое время парни предпринимают новый переезд и оказываются в Фениксе. Там Джеймс и Том находят музыкантов и организуют группу «Dogz» (thrash-metal), дают несколько концертов и записывают демо. С 1981 по 1983 год команда активно развивается, прежде всего за счёт неуёмной энергии Ньюстеда – басист выступал как композитор, автор текстов и менеджер. Вскоре «Dogz» меняют название на «Flotsam & Jetsam», находят нового вокалиста и представляют композиции для популярного сборника «Metal Massacre», где несколькими годами раньше дебютировала легендарная «Metallica». С нею пути Джейсона ещё пересекутся. А пока он со своим коллективом записывал альбом на солидном лейбле Metal Blade Records.

Однажды «Metallica» приезжает с концертом в Феникс, где Ньюстед с восторгом наблюдает за игрой Бёртона. А чуть позже наступает роковой 1986 год, когда Клифф погибает и оставляет коллектив осиротевшим. Музыканты тяжело переживают утрату, но спустя некоторое время всё же решаются продолжать играть и организуют прослушивания. Более 40 лучших басистов того времени пытались занять место в «Металлике», среди них были Troy Gregory из упомянутого «Flotsam & Jetsam», Les Claypool из «Primus» и Willy Lange. Джейсон тоже приехал и отыграл все известные вещи Бёртона, около 11 композиций, дополнив партии собственными импровизациями. Через три недели после похорон Клиффа Ньюстед стал новым бас-гитаристом своей любимой команды.

Продолжить дело Бёртона было непростой задачей. Басист был душой «Металлики», его влияние распространялось на тексты и на музыку, и очевидно, что после его смерти группа не могла остаться прежней. В 1988 году выходит альбом «...And Justice for All», первая работа в новом составе. Он была раскритикован: бас-партия практически потерялась при сведении, а общее звучание команды утратило былую ярость. В итоге «Metallica» не взяла Грэмми, на которую была номинирована, и пребывала в некотором упадке. Однако ребята не отчаивались: они сняли первый в своей истории видеоклип на песню «One» с этой пластинки и продолжали работать дальше.

В 1991 году был записан безымянный альбом с невзрачной чёрной обложкой, под которой таились такие взрывные хиты как «The Unforgiven», «Nothing Else Matters» и «Enter Sandman». Музыканты провели полгода в студии, проделали колоссальную работу и были вознаграждены за это: «The Black Album» произвёл фурор, целых четыре недели возглавляя чарт Billboard. Этот альбом открыл новую эру для группы. «Металлика» всё больше отдалялась от thrash-metal звучания в сторону мелодизма, доступного широкой публике. Во многом именно этим обуславливается успех пластинки, ставшей самой продаваемой работой команды.

Следом за «Чёрным альбомом» группа выпустила ряд пластинок, поддерживая свой культовый статус. Live Shit: Binge & Purge (1993), Load (1996), Reload (1997), Garage Inc. (1998), S&M (1999). Джейсон Ньюстед помог команде возродиться и привёл к оглушительному успеху, однако спустя 14 лет совместной работы принял решение покинуть коллектив. Музыканты «Металлики» никогда не любили распространяться о внутренних конфликтах, потому истинная причина его ухода с точностью не установлена. Самая распространённая версия: разногласия с Джеймсом Хетфилдом по поводу стороннего проекта Ньюстеда «Echobrain».

Новое детище Джейсона просуществовало недолго, но музыкант не сидел без дела. В разное время Ньюстед участвовал в группах «Gov't Mule», «Sexoturica», «Moss Brothers», «Papa Wheelie», «Voivod», «Rock Star Supernova». Он некоторое время пел, освоил контрабас и гитару, скрипку, барабаны. При этом стоит отметить, что в «Echobrain» он вообще отошёл от металла – музыка этого проекта ближе к блюз-року. Позже, в 2009 Ньюстеду даже доводилось выходить на одну сцену с «Металликой», но музыкант неоднократно заявлял, что ни на секунду не пожалел о том, что покинул коллектив, “это именно то, что нужно было сделать для группы”, говорил он. В настоящее время музыкант развивает собственный звукозаписывающий лейбл, занимается продюссированием и сессионной игрой с разными коллективами.

Что касается техники игры Ньюстеда, то это прежде всего медиатор. Этим он отличался от Бёртона, предпочитавшего играть пальцами, хотя изначально стиль игры этих музыкантов был во многом схож. Стоит также отметить склонность Джейсона к экспериментам: по этой причине список используемого им оборудования чрезвычайно широк. Он играет на четырёх-, пяти-, восьми- и даже двенадцатиструнных бас-гитарах. Обычно он выбирает инструменты от Sadowsky, но в разное время играл на Gibson, Fender, Music Man и др. Из усилителей обычно применяются Ampeg SVT, а также Mesa/Boogie и те же Gibson и Fender; струны: «La Bella». Наиболее известные электронные примочки Ньюстеда: Boss Flanger, Korg G-5 Bass Synth Processor, Electro Harmonix Big Muff, BBE Sonic Masimizer и многие другие.

Автор: Николай Фёдоров


Youtube VK Twitter




Rambler's Top100