Билли Шихэн (Billy Sheehan)— виртуоз и новатор
Билли Шихэн (Billy Sheehan) — американский музыкант ирландского происхождения. Он родился 19 марта 1953 года в Буффало, втором по величине городе штата Нью-Йорк.
Первым музыкальным инструментом, попавшим в руки будущему басисту, стала акустическая гитара, которую он регулярно заимствовал у сестры. Чуть позже ему очень захотелось играть на электрогитаре, но легенда гласит, что консервативная бабушка заявила: «Пока я жива, электрогитары в доме не будет». Как бы то ни было, через некоторое время бабушка умерла, а на деньги, полученные семьей в виде страховки, Билли купил свою первую гитару.
Позже, годам к 17, он увидел игру Тима Богерта (Tim Bogert) из психоделик-рок команды «Vanilla Fudge», владельца Fender Precision bass с кленовым грифом, и решил переключиться на бас. Решению также поспособствовал сосед Джо Хессе (Joe Hesse), кумир детства Билли. У Джо была сама крутая машина, самая красивая девчонка, самая лучшая прическа, и он играл на басу. Шихэн признавался потом: «Вечерами я слышал сотрясающие всю округу басовые вибрации. Гитары и барабаны звучали приглушенно, но бас раздавался повсюду. Мне нравилось это, я тоже хотел обладать силой сотрясать здания. Кроме того, бас большой и мужественный, не то что эти маленькие хлипкие гитары со струнами как проволока для резки сыра».
Любопытный факт: в возрасте 18 лет Билли Шихэн присоединился к Церкви саентологии и на сегодняшний день занимает в ней высокое положение.
Первым электрическим басом Шихэна стал Hagström FB, следом за ним появился Fender Precision bass — как у вышеупомянутого басиста группы «Vanilla Fudge». Сделав P-bass главным инструментом, музыкант начал кастомизировать Hagström. Прежде всего, бас лишился ладов. За пять последующих лет доработке подверглись многие другие элементы: в нек был установлен «супер-низкочастотник», подсмотренный у Пола Самвела-Смита (Paul Samwell-Smith) из «The Yardbirds», а также усилено крепление грифа — его Шихэн считал самым слабым местом этого инструмента. В итоге датчик от Gibson EB-0 в неке и оригинальный разделенный датчик P-bass'a выводили сигнал каждый на свой джек, позволяя музыканту гибко регулировать общий тон. Подключив каждый выход к отдельному усилителю, он нашел свой фирменный звук: один канал проходил через дисторшн, давая почти гитарный драйв для соло, другой же шел чистым для воспроизведения самых низких нот, снятых нековым датчиком. Тем же приемом пользовались в разное время Крис Сквайр (Chris Squire) из «Yes» и Дуг Пинник (Doug Pinnick) из «King's X».
Технику игры на басу Шихэн осваивал самостоятельно. Вместо музыкальных школ и курсов он решил сразу приступить к практике, играя в различных коллективах. Уже к 1972 году он накопил достаточно опыта чтобы основать свою группу. Трио «Talas» состояло из басиста Билли Шихэна, гитариста Дэйва Константино (Dave Constantino) и барабанщика Пола Варги (Paul Varga), каждый из музыкантов исполнял и вокальные партии. Репертуар коллектива составили каверы и оригинальный материал. В 1978 году «Talas» выпустили дебютный одноименный альбом, куда среди прочих вошел хитовый трек «See Saw». В то же время Шихэн сочиняет «Shy Boy», «NV43345» и «Addicted to that Rush» — они из самых известных своих композиций.
В конце 70-х Шихэн играет также в группе «Light Years» с барабанщиком Роном Рокко (Ron Rocco), не покидая основной проект. Вскоре «Talas» приглашаются выступить на разогреве у группы «UFO» в Буффало. Дальше — первое появление на национальном уровне: в 1980 году команда открывает 30 шоу «Van Halen», а в 1982 выпускает альбом «Sink Your Teeth Into That». Однако из-за плохого менеджмента «Talas» все еще остается региональной формацией, не приобретя по-настоящему широкую популярность.
Билли Шихэн принялся реформировать группу. Барабанщиком теперь стал Марк Миллер (Mark Miller), гитаристом Митч Перри (Mitch Perry), а все вокальные партии отошли к Филу Наро (Phil Naro), знакомому Шихэна по сайд-проектам. Обновленный «Talas» записывает альбом «High Speed On Ice» (1983), после чего Перри покидает команду, уступив место Джонни Энджелу (Johnny Angel). В таком составе музыканты выступают на разогреве у Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen) с его программой «Rising Force» в 1985-86 годах. Кроме того, Шихэн успевал параллельно сотрудничать с трэш-метал командой «Thrasher» играя на одной сцене с будущим гитаристом «Anthrax» Дэном Спитцем (Dan Spitz).
Велась работа над четвертым альбомом «Talas», имевшим предварительное название «Lights, Camera, Action», однако пластинке не суждено было увидеть свет. Дэвид Ли Рот (David Lee Roth), бывший вокалист «Van Halen», в этот момент основал сольный проект. Подбиралась команда виртуозов: гитаристом стал ушедший из «Alcatrazz» Стив Вай (Steve Vai), барабанщиком Грег Биссонет (Gregg Bissonette), а голос Дэвида в 4 октавы завершал картину. Билли Шихэн оставил «Talas», присоединившись к новому коллективу.
Уже в июле 1986 года музыканты Дэвида Ли Рота записывают альбом «Eat 'Em and Smile», благожелательно встреченный критиками и занявший 4 место в хит-параде журнала Billboard. За ним следует «Skyscraper» 1988 года — альбом, не снискавший успеха у критиков в момент выхода, но ставший платиновым и признанный впоследствии классической хард-рок пластинкой. Вскоре после издания альбома звездный дуэт Вая & Шихэна, который окрестили «Power Twins» (Могучие Близнецы), распадается: Стив уходит из коллектива ради сольной карьеры и участия в «Whitesnake», а Билли создает супергруппу «Mr. Big».
Формирование «Mr. Big» происходило в 1989 году. Все участники квартета, приглашенные Билли Шихэном, были опытными и известными музыкантами. Это вокалист Эрик Мартин (Eric Martin), гитарист Пол Гилберт (Paul Gilbert), и барабанщик Пэт Торпи (Pat Torpey). Отношения между участниками коллектива всегда были непростыми и напряженными, стиль группы варьировался от альбома к альбому, но, тем не менее, она просуществовала больше 20 лет. В 1997 ее покинул Пол, а Шихэн стал все больше времени уделять нео-фьюжн проекту «Niacin». До 2002 года, когда музыканты «Mr. Big» приостановили свою деятельность из-за разногласий, было записано 6 альбомов, два из которых стали платиновыми в Японии. Самым успешным коммерческим прорывом коллектива можно считать пластинку 1991 года «Lean Into It» с ее хитами «To Be With You» и «Just Take My Heart».
Уйдя из «Mr. Big», Шихэн занялся сольным творчеством. С 2001 по 2009 годы он записал 4 альбома, к сотрудничеству в которых привлекал сессионных музыкантов. В 2009 году «Mr. Big» был возрожден в прежнем составе. Команда активно гастролирует, а в 2011 году выпустила альбом «What If...» в поддержку мирового турне.
Стиль Билли Шихэна сложно охарактеризовать, но основные его черты — виртуозность и новаторство. Где бы он ни играл, его бас оживлял звучание коллектива. Воспринимая бас как ведущий инструмент, он не оставляет традиционную ритмическую роль, но перехватывает мелодическую инициативу, играет то аккордами, то тэппингом, и выдает скоростные соло, используя трехпальцевую технику правой руки и управляемый фидбэк. Стоить отметить его влияние как популяризатора бас-гитары: за свою карьеру он дал больше 4000 концертов, пять раз был избран «лучшим рок-басистом» по версии журнала «Guitar Player Magazine», записал обучающий видеокурс и вел практические занятия игры на басу, вместе с инженерами Yamaha разработал именную серийную модель «Billy Sheehan Signature Attitude».
Что касается аппарата, Шихэн отдает предпочтение усилителям и кабинетам Hartke: LH1000 и HA5500 Bass Amps, AK Series 115 и AK Series 410 Cabinets, микшерным пультам Yamaha 02R и Yamaha O1V, эффектам Ampeg signature SVP-BSP и Pearce BC-1 (для дисторшн), струнам RotoSound BS66. Любимые инструменты: Yamaha Billy Sheehan Attitude 4 string bass со встроенной LED-подсветкой и неизменным Hipshot Bass D-tuner, позволяющим без проблем настраивать 4-ую струну в D, и акустическая гитара Taylor 12 String Jumbo Acoustic 855.
Автор: Николай Фёдоров
26 ноября 2012