Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №45 - Почти про съем на слух и про поиск собственного звука

  • Говорим об основах музыкальной теории и о съеме песен на слух.
  • Размышляем о поиске собственного звука и настройках эквалайзера.
  • Зубоскалим по поводу гитар, напечатанных на 3d принтере.
  • Chaosound Anti-Effect - примочка, калечащая звук.
  • Tech 21 VT Bass DI.
3d принтер

 

 

Скачать BassLifePodcast-045.mp3 [33.65 Mb] 46:44 мин

Подкаст на русском для музыкантов.

Alex:Привет, друзья. С Вами Алекс, главный редактор сайта BassLife.ru. И Вы слушаете 45 выпуск Bass Life Podcast.

Alex: Начали мы ровно в восемь часов вечера, по крайней мере, по-нашему локальному самарскому времени. Я не один. Со мной тут второй корневой ведущий - Слава Dark Sun. Привет!

Dark Sun: Привет!

Alex: Сегодня мы будем говорить в прямом эфире. Несколько человек нас слушают онлайн. Ну и у нас работает чат, который доступен по адресу: Basslife.ru/online.

Dark Sun: Кстати, нам там кто-то пишет. Нас-то хоть слышно?

Alex: Да, нас слышат. Только с задержкой где-то в минуту, наверное. Так, что если мы на что-то будем реагировать, то довольно медленно.

Dark Sun: Мы сегодня тормоза.

Alex: Да. Ну, давай пройдемся по нашим темам. Тем очень много. Начнем с первой. Наверное, эта самая многострадальная и много-откладываемая тема из всех, которую я когда-либо помнил. Мы, по-моему, три раза её уже откладывали. Тема, на самом деле, твоя. Ты как-то был инициатором её добавления.

Dark Sun: Ну, так я в последнее время и хвораю и отсутствую.

Alex: Ну, вот тебя там немного подлечили, давай, наверное, бери быка за разные правильные места и объявляй.

Dark Sun: Как у тебя озвучено тема: «Про подбор песен. Про съем песен на слух». На самом деле я хотел бы немножко перефразировать эту тему, которой я хотел бы поделиться, о которой рассказать. Скорее я бы её озвучил не про то, как подобрать песню на слух или как быстро и легко снимать все, что ни попади. Я хотел бы поговорить о том, как легко и быстро вклиниваться в музыку. Где-то эти темы пересекаются, и ближе к концу я подведу черту и вывод, о котором мне хочется сказать, ту идею, которую я хочу донести. В принципе, будет понятно, что одно следует из другого. И, в принципе оно друг без друга не то, чтобы совсем не живет, но вполне эффективно друг друга дополняет.

Alex: Давай как-нибудь, чтобы понятней было о чем мы говорим - покороче сформулируем, то есть…

Dark Sun: Представь себе ситуацию, тебе сказали: «Чувак, пойдем завтра с нами поиграем!» Ты не знаешь, кто эти люди. Ты не знаешь с чем эти люди. А в лучшем случае они тебе сказали: «Ну посмотри пару-тройку каверов, мы тут че-нибудь поиграем.» Ты приходишь к ним на репетицию, начинается сэйшен, они говорят: «А вот давайте мы сыграем ещё и это!» Ты говоришь: «Ну, как бы я немножко не в теме. Да и вообще я не знаю. А вот это вообще ваша песня». Ну, а они тебе говорят: «Чё, ща мы тебе быстренько накидаем, а ты давай вливайся, по ходу поймаем друг друга.» И вот, мне хотелось бы…

Alex: …рассказать как влиться, да?

Dark Sun: Да. Я б сказал, знаешь, не сказал бы, что там панацея от всех бед. Я б сказал, что тут как с пианистом: не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет. Расскажу некоторые очень-очень базовые, по моему опыту, вещи - фундаментальные и основные. Грубо говоря, как бы я это назвал: «Первые 5 шагов как начать играть в коллективе». Ну, помимо того, что надо купить бас-гитару и найти людей с кем играть…

Alex: Для басиста вообще небольшая проблема найти людей с кем играть, потому что у нашего брата как-то меньше нас только барабанщиков, по-моему.

Dark Sun: Да, вот не скажи.

Alex: Ну ладно. Давай не будем отвлекаться и так получилось довольно затянутое введение. Давай первый свой железобетонный совет.

Dark Sun: Я б даже сказал, тут даже не первый железобетонный совет. Я подготовился основательно.

Alex: Песню споешь?

Dark Sun: Сейчас на табуретку залезу, стихи начну читать.

У меня целых три раздела по пять пунктов в каждом. Первые пять шагов, которые надо сделать в нужном направлении. Хочу сегодня поговорить о трех вещах:

о том, что играть;

о том, как играть;

о том, как в том самом анекдоте, какая сейчас песня.

Если начать с того, что играть: с чего необходимо начать, что необходимо понимать, что необходимо уметь для того, чтобы хоть в каком-то направлении двигаться в свободной игре. На первое место хочется поставить: естественно надо знать грифы, надо знать ноту. Без этого постоянно встают вопросы: «Надо ли знать басисту нотную грамоту? Не надо ли знать? Нужна музыкальная теория? и все знания познания?»

Alex: Как-то последнее время просто шквал такого давления идет. Ну, по крайней мере, на моем сайте, о том, что надо знать ноты.

Dark Sun: Тут я подпишусь под этим, что – да! Надо знать ноты. Это язык, на котором мы говорим. Это не значит, что пока ты не умеешь бегло читать с листа Рахманинова, то тебе вообще нечего брать в руки инструмент и вообще куда-то выходить в люди.

Это, на самом деле, все довольно несложно. То есть все знают те самые 7 нот. И довольно несложно познать и понять, что такое диезы и бемоли, как они повышаются и понижаются, что такое тона/полутона – это довольно простые понятия. Не понимая, не оперируя им ты, конечно, можешь быть супер гениальным слухачом. И вообще абсолютно не зная, что у тебя и где, просто настолько чувствуют свой инструмент, что вообще не задумываются ни о каких гармониях и ни о чем. Ну это, мне кажется, редкое исключение из правил.

Alex: Часто когда говорят о таких людях, которые могут без нот все делать, я обычно ловлю себя на мысли, задумываясь: «А вот если бы они ещё и ноты знали, может вообще бы тогда…»

Dark Sun: Ну, да. И в плане изучения нот на грифе - хочется поделиться опытом. Намного позже придет понимание, что такое кварто-квинтовый круг, зачем он нужен, да и как его полезно использовать. Но можно воспользоваться удобным следствием из него, что есть определенная закономерность того, как меняются ноты, переходя с одной стороны на другую. У нас бас-гитара настроена в кварту, т.е. в четвертую ступень. Под каждой нотой находится четвертая ступень гаммы. И если в открытом строе мы видим: «ми», «ля», «ре», «соль». То на двенадцатом ладу мы видим точно такую же картину. Между 12-ью ладами у нас находятся все ноты.

Так вот, как учил в свое время гриф я? Мне абсолютно не надо было учить каждую ноту на каждой струне. Довольно быстро и легко запоминаются опорные ноты на основных ладах, т.е. на 3,5,7,10 и соответственно «открытый» или «двенадцатый». И эта последовательность: «ми», «ля», «ре», «соль», «до», «фа» и «си бемоль». Ну и над «ми», вернее, ниже «ми» получается, есть ещё «си». И вот на этих ладах последовательность постоянно повторяется, просто начиная с разных нот. И потом, зная, что такое «диез бемоль», зная тона, куда двигаются вперед-назад - от них я уже довольно быстро по всему грифу скакал в зависимости от того, какую ноту где мне необходимо взять. То есть, фактически, запоминать тех же 7 нот, просто запоминая эту последовательность на каждых определенных ладах, очень быстро покрывается весь гриф.

Alex: И сколько у тебя по времени заняло освоение грифа? Не помнишь? Я понимаю, что это было годы назад…

Dark Sun: Очень годы назад. Немного. Я, в принципе... Ну, давай скажем так – взял в руки бас, в принципе, первый раз в мае месяце и в октябре меня уже позвали играть в группу. И вот там как раз случилась ситуация, которую я описал в начале: «Чувак, вот у нас аккорды, вот мы начали играть, а ты давай по ходу чё хочешь, то и делай». И с учетом того, что это был мой первый коллектив, и с первой репетиции меня взяли. Притом, что все ребята были года на дав, на три, на четыре старше меня и намного опытнее.

Alex: Понятно. Молодец!

Dark Sun: Давай дальше.

Alex: Давай дальше.

Dark Sun: То есть, мы освоили, где у нас ноты находятся на грифе; мы знаем, что такое диезы и бемоли; мы знаем куда по полутонам туда-сюда ходить; знаем, что у нас между «ми» и «фа» и «си» и «до» нету полутона. По сути, все ноты в гамме охватили.

Дальше, опять же, как ни прискорбно любителям ничего не учить, я считаю, что в любом случае надо знать гаммы, как минимум. Просто кровь из носу, знать гамму мажорную, минорную. Понимать между ними разницу. Понимать, что такое интервалы. То есть, каждая нота в гамме имеет свой последовательный номер, своё название – тоника, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима и октава.

Их, на самом деле дальше больше - 9,10,11 и так далее. Но вот хотя бы в пределах октавы мы знаем эти интервалы, и мы знаем какие они в гамме. После этого опираясь на знание этих цифр, мы узнаем такие важные вещи, как аккорд, арпеджио. То есть последовательность 1,3,5, октава и промежуточная, чаще всего это 7, иногда бывает 6, иногда бывает 9. Это помогает нам понимать надстройки в аккордах, которые люди играют. То есть, когда тебе говорят: «Сыграй мне, пожалуйста, «соль мажорсэт», тебя это не ввергает ужас. Ты понимаешь, что это «соль». Ты понимаешь, что это мажор. Ты знаешь, что у тебя в нем есть акцентированная седьмая ступень. Знаешь, какая это седьмая ступень в этой гамме. В принципе, у тебя уже на руках те 4-5 нот, от которых ты можешь играться и от которых ты можешь строить свою партию.

Alex:Тебе повезло, что с тобой играли такие люди, которые могли такими словами кидаться.

Dark Sun: Это, на самом деле, все приходит постепенно. Я попал первый раз в коллектив, который играл блюз, рок-н-ролл и тут без септаккордов было никак.

Если дальше, то есть мы уже знаем положение нот на грифе; мы знаем гаммы; мы знаем интервалы, ступени; мы знаем, что эти ступени в аккорде акцентируют определенные характеристики, интонации. Следующим для меня шагом было понимание, что такое лады, как они строятся и как они друг от друга зависят, друг из друга получаются. Это те самые вот ионийские, дорийские, фригийские, лидийские, миксолидийские, эолийские, локрийс кие – страшные слова, которые…

Alex: Давай самый простой, какой надо? С чего начать?

Dark Sun: Начинать надо, на самом деле, со всех. То есть, вернее как…

Alex: Ну, так не бывает.

Dark Sun: Бывает.

Alex: Вот мой неокрепший мозг не вместит столько информации, я могу только с чего-то одного начать.

Dark Sun: Хорошо. Ты уже начал с двух. Ту уже знаешь мажорную, минорную гамму. Это значит, что ты знаешь ионийский и арийский лады.

Alex: Здорово.

Dark Sun: Это они, собственно, и есть. Дальше между ними находятся промежуточные. И фактически, это является те же ноты в этих ладах просто смещающиеся постепенно на одну ноту вперед.

Так вот, если ты видишь эти лады перед собой, ты знаешь, как они играются. Каждый из этих ладов, соответственно, в тональности обыгрывает аккорд от той ступени, от которой нота по порядку в этом ладу. Грубо говоря, если мы в том порядке, о котором мы говорим, который я изначально озвучил, т.е. начать с ионийского, т.е. с мажорной гаммы, то дальше мы идем по каждой ступени. Каждая ступень начинается с соответствующего следующего лада и каждый лад является по сути собой тоже мажорным или минорным ладом.

Для упрощения, если не заморачиваться, потому что практически в большинстве своем они отличаются там 7, 6, 4 ступенями, которые можно, в принципе, попропускать. Можно сказать, что в этом порядке ладов у тебя есть три мажорных и четыре минорных. Идут они в таком порядке - первый идет мажорный, потом два минорных, потом два мажорных, потом опять в конце два минорных. Это если у тебя мажорная тональность. Если у тебя минорная тональность, то у тебя идет первые два минорных, потом мажор, два минора, два мажора.

Самое ключевое, что получается, что у тебя первая ступень, четвертая и пятая всегда того же характера, то есть минор или мажор, как основная тональность. Ну, то есть в основной тональности. В принципе, понимание, как чередуются миноры и мажоры, очень облегчает жизнь, когда ты подбираешь композицию, когда у тебя идет какой-то джем, вы вместе играете. Ты легко ориентируешься, что «ага мы сместились на столько-то аккордов вправо или влево». И тебе, в принципе, даже не надо спрашивать у них: «Ребята, это чё мажор или минор?»

А когда ты ещё более детально знаешь лады, ты ещё можешь очень круто блеснуть тем, что ты знаешь, что вот здесь «повышенная седьмая или пониженная седьмая». И вот эти моменты, они дают очень большую гибкость. Это все познается и понимается не сразу. Я помню, что я к этому шел довольно долго, и когда на меня снизошло озарение, я чувствовал, что я просто властелин мира, я могу переиграть кого угодно. Но, к сожалению, на следующий день я проспался и понял, что я пока рано так радуюсь.

Alex: А я буквально чувствую, как мозги наших слушателей из ушей вытекают в ботинки. Загрузил ты не по-детски, скажу я тебе.

Dark Sun: Может быть не по-детски. Но это на самом деле довольно простые вещи. И это настолько начало, в том плане, что если к нам в чат или в комментарии набегут «джезисты» и теоретики и закидают меня тапками, помидорами, тряпками и всем чем попало. Потому что это только то, от чего надо отправляться, а дальше все веселее и веселее.

Так вот, это с точки зрения того какие ноты мы играем. Дальше хочется поговорить о том, как играть. Слава Богу, мы более-менее разобрались, куда тыкать пальцами на ладу. Неплохо бы понять, как это делать, чтобы все звучало более-менее неплохо.

Первый совет, который мне дали и что интересно на мастер-классе Билли Шихана, который был…это был вопрос к нему: «В чем секрет? Что самое главное? Самое простое, самое базовое?» Нет ничего гениальнее и правильнее, чем «Слушай и играй в бочку».

Когда рисуешь свой грув, когда слушаешь, что происходит, когда хочешь чтобы в композиции всех качало и … Я не говорю о том, когда придумываешь уже свою какую-то сложную партию, музыкальное произведение, придумываешь какие-то рифы… самое первое от чего следует оттолкнуться, то как согласуется басовая линия с бочкой.

Конечно, это не значит, что каждый удар бочкой это у вас должна быть каждая нота. Иногда что-то можно пропустить, что-то можно, наоборот акцентировать паузой. Дальше уже придет постепенно с чувством сыгранности с барабанщиком. Самое первое это надо научиться слышать бочку.

Второе о чем хочется сказать, и о чем тоже сказал Билли Шихан: «Слушайте бочку и рабочую». То есть, рабочая - это второй акцент, который дает вам понять, даже не столько где вы находитесь, а просто, что играется в данный момент, какой пульс у композиции. Это те основные вехи, точки, которые в композиции дают вам возможность понять, как вы будете строить свой грув.

Конечно, то что я сейчас говорю, предполагает то, что барабанщик с которым вы играете что-то понимает. То есть, начинается композиция и он начинает играть, хоть что-то но стучать, а не смотреть вам в рот и ждать типа «Ну че?» и в самом лучшем случае может «туц-тац-туц-тац». Тогда у вас вариантов немного. Хотя и в «туц-тац-туц-тац» тоже есть бочка и рабочая, от которого стоит плясать.

Следующее. Мы поняли, что у нас есть бочка, есть рабочие. Мы в них звучим. Что и как мы в них играем? Если вернуться к теме о нотах и об интервалах – очень важно держать в голове такое слово, как «тоника». Тоника, как сильная доля. Сильная доля должна быть сильной долей! То есть, в композиции должен быть пульс. Без него грува не будет, какое бы количество нот вы ни лупили. Если у вас нет пульса сильными долями, который тоже не всегда обязателен. Первая нота каждого такта, чаще всего…Да, могут быть какие-то акценты и внутри такта, могут они как-то чередоваться. Но если вы их не подчеркиваете, если вы не пульсируете, то грува особо и не получается.

Вот во все эти места четкие, акцентированные полезно помнить то от чего отталкивались мы в гамме – от основных нот аккорда – 1,3,5 октава. Неплохо чтобы сильно акцентированные доли в такте – в первую чаще всего, в третью, или в зависимости от рисунка – вы играли вот эти устойчивые ноты аккорда. Чаще всего это дает положительный результат. Все чувствуют, где они находятся, создается ощущение общей гармонии.

Опять же это не значит, что это единственно правильное и абсолютно верное решение. Всегда есть исключения – можно придумать красивые и интересные линии, которые не попадают под это правило. Но если мы говорим о том, как быстро и легко влиться, чтобы всем было комфортно и вы не думали о том, что «Как не здорово, что все мы здесь сегодня собрались! И когда все это кончится, и когда мы разойдемся по домам». А чтобы поджимить и получить удовольствие, можно начать с этого.

Следующий момент про то, как играть – как переходить из аккорда в аккорд. В свое время мне подсказали довольно простое правило: «Когда ты строишь линию практически всегда ты удачно перейдешь из аккорда в аккорд, если у тебя предпоследней нотой пред тоникой следующего лада будет либо доминанта или субдоминанта, либо секунда большая или малая с той или иной стороны в зависимости от того с какой стороны ты подходишь». То есть, грубо говоря, мы приходим в ноту либо со струны с лада сверху, либо снизу, либо справа, либо слева. Опять же в зависимости от того какая там гамма идет - мажорная или минорная. У нас следующая ступень, это я про секунду говорю, на тон или на полутон отстает.

Довольно простое правило. Очень легко и быстро наигрываются такие рисунки. Беспроигрышный практически вариант. В джеме когда ты только начинаешь друг друга ловить, звучать так что ты в принципе никому не мешаешь, ни у кого не возникает вопросов: «А что этот чувак делает?»

Ну и самый последний момент с точки зрения того как играть – неплохо рано или поздно прийти к такой теме как ритмические рисунки, соответствующие определенным стилям. Я имею в виду, чтобы ты понимал, чем «свинг» отличается от «шафла», чем «боса нова» отличается от «сальсы» – если тебе приходиться такое играть. В том плане, как у тебя чередуются акценты, как у тебя чередуются какие-то паттерны нот, которые соответствуют определенному стилю, чтобы это там тоже уместно звучало. Потому что, если все твои коллеги рубят ровный тяжелый треш, а ты тут втыкаешь какие-нибудь затактовые синкопы – вряд ли на тебя посмотрят добрыми глазами.

Это о той части на тему, которой я хотел поговорить о том, как играть. Ну и последнее…. Уж извини, что я так долго разболтался, но наболело, как ты говоришь. Долго откладывали, долго хотелось это все высказать. Ну а заодно потом получить порцию комментариев и критики. Потому что тоже учусь и тоже интересно, куда это дальше можно развивать, и правильно ли у меня это все идет.

Так вот – какая песня? Помимо того что мы знаем какие ноты мы дергаем и более-менее разобрались с акцентами. «Бочка», «рабочая», «рисунок», вроде как грув поймали. Надеюсь, что все понимают и ловят части композиций – вступление, куплет, припев, где у нас есть бридж, где нет, что такое «хода» есть она или нет. В том плане заканчиваем мы, как-то акцентировано подчеркивая все что у нас происходило. Или нет - или просто обрываем на конце припева…

В том плане, что мы у себя в голове можем держать структуру песни именно с точки зрения ее общей логики – куплеты, припевы, чередование больших кусков. В них мы понимаем, чувствуем, умеем считать такты. То есть, мы знаем, сколько тактов у нас в строке. Мы понимаем, в каком размере мы играем. Отсюда у нас появляется в голове возможность считать и просчитывать, сколько осталось до следующего куска до следующей фигуры.

На самом деле, все часто и довольно предсказуемо. И, опять же, подчиняется зачастую понятной структуре. Только если вы не пришли играть с какими-нибудь уж совсем безумно ярыми прогрессивщиками, у которых девиз «Давайте замешаем все что можно замешать!» Тогда, конечно, придется включать антенну в астрал и пытаться объять необъятное.

Так вот. Умеем мы считать такты, понимаем из каких кусков, структур состоит песня. Следующие понятие, которое неплохо бы понимать и разговаривать на одном общем языке, и которое в моем опыте часто является камнем преткновения – это понятие «квадрата». Кто-то говорит, что это одна строчка – 4 такта. Кто-то квадратом понимает «четыре по четыре» - что ближе к истине, но тоже не всегда правда.

Квадрат – это некая законченная структура. То есть, квадратом может быть один куплет. Квадратом может быть один припев. Зачастую это 12, 16 тактов. Может быть 32 такта. В зависимости от композиции. Вот если мы говорим об обычном стандартном блюзе – чаще всего он 12-ти тактовый. В данном случае, квадратом будет 12 тактов. Если мы говорим о какой-нибудь роковой композиции, где у нас: 4 строчки, в каждой строчке по 4 такта – мы получаем 16 тактов. У нас будет 16-тактный квадрат. Оперирование этими квадратами тоже очень помогает говорить друг с другом, типа «давай повторим такой-то квадрат», ну или просто ориентироваться, где ты находишься.

В пределах квадрата неплохо понимать его структуру. Очень часто, если мы говорим о роковой композиции, то строки могут повторяться. То есть, в одно строке у нас может быть определенная последовательность аккордов. В следующей строке у нас идет такая же последовательность аккордов. Потом она как-то меняется. В четвертой она может опять повторяться. Если мы каждую такую строчку повторяющуюся обозначаем одной буквой – чаще всего А, В, С – то в принципе многие композиции легко раскладываются на схемки и сочетания таких букв: АВАВ или ААВА. Это в принципе довольно просто и легко. Ты начинаешь чувствовать: «вот звучит такой-то квадрат, я нахожусь в таком-то такте, вот такая-то структура квадрата». То есть, я знаю, какие сейчас ноты. Для этого не обязательно держать в голове всю композицию от начала до конца, и помнить какой аккорд идет за каким. Просто сплошным текстом, как говориться. Если ты держишь в голове эту структуру – она помогает тебе довольно легко и быстро ориентироваться.

И последнее, с точки зрения того, где мы находимся в песне и что мы делаем, неплохо понимать такие вещи как «соло» и, так называемые, «филы». Соло, по моему мнению, для басиста - это место где нам надо заткнуться. Но «заткнуться» не в смысле «вообще замолчать», а в смысле «унять свое желание играть много нот и дать выступить солисту». Ну, только, конечно, если не вы сами солист.

Но нужно понимать, что один из инструментов, в классическом варианте это гитара, перестала в этот момент чесать аккорды или ритмический рисунок, и песня немножко проседает. Поэтому с одной стороны нам надо не выеживаться, чтобы не забивать солиста. С другой стороны, делать звук более плотным, более массивным, чтобы восполнить тут потерю, скажем так, в плотности, которая вызвана тем, что человек вышел на соло. Хотя опять же это далеко не всегда – зависит от композиции, от задумки, от того что и как мы хотим делать.

Филы – это места между сточками, между куплетами, может быть вход в куплет, где нам позволено и мы можем вставить несколько красивых ноток, которые «вкусно» звучат в тот или иной момент. Тут уже простор для фантазии. Но и стоит помнить, что «краткость – сестра таланта».

Вот такой вот поток сознания я хотел сегодня из себя извергнуть. В качестве последнего слова в этом топике: если вернуть к подбору песен на слух…

Alex: С чего мы вроде бы и начали.

Dark Sun: С чего мы собственно и начали, да. И вроде бы говорилось немножко о другом. Если привыкнуть к тому, что можно легко вклиниться в любую композицию. И в принципе из таких вот простых правил подбирается процентов 80 басовых партий в чужих композициях. То есть, точно так же легко чужие композиции, уже написанные другими музыкантами, более именитыми разбираются. Очень многие из них далеко не так сложны, как кажутся на первый момент, на первый взгляд.

В принципе, оперируя теми же гаммами, ладами, интервалами, сильными и слабыми долями, структурами, довольно легко находятся те самые нужные ноты, которые надо сыграть. Ну, а дальше дело только практики.

Alex: Ты описал ситуацию когда, чтобы что-то начать играть нужно несколько месяцев посидеть и поработать с инструментом

Dark Sun: Мне кажется это довольно правильный подход. Чтобы что-то делать – этим нужно заниматься.

Сейчас я вот тебе дам трамбон и скажу: «Иди в группу и играй на трамбоне!» Тебе же неплохо бы понять, как он звучит, где у него какие ноты, с какой стороны в него вообще дуть надо!

Alex: Это да. Но я предлагаю с другой стороны – когда дети приходят учиться в музыкальную школу, то они, собственно, начинают с диктанта со съема на слух. Может быть больше слушать, больше снимать просто?

Dark Sun: Мне кажется, одно другому не мешает.

Alex: Да. Ну ладно, что-то мы засиделись на этой теме. На довольно сложная и зубодробительная. Давайте потихонечку дальше двинемся. У меня есть такое предложение. Ну, если будут вопросы – вы знаете, где Славу найти. Там потом обсудим.

Вторая тема, на которую мы сегодня хотели поговорить – это тема про настройку эквалайзера. Родилась тема неслучайно. На сайте у нас была недавно опубликована статья, вернее перевод, в которой говорилось о настройке эквалайзера. Но там именно говорилось об использовании эквалайзера для подавления эффекта обратной связи. То есть, это эффект когда вы выходите на сцену или приходите на репетиционную базу, включаетесь в свое оборудование, и у вас все начинает свистеть. Вот как этого избежать этого эффекта, подробно описано в этой статье.

Мне же хочется поговорить немножко в другом аспекте. Сейчас практически на любой гитаре, да и на любом усилителе, есть регуляторы тембра, есть эквалайзеры. И как подходить к процессу настройки, именно поиску своего звука? Ты доволен своим звуком, как звучит твоя гитара сейчас?

Dark Sun: Да, доволен. Считаю ли я, что это конечное решение и мне больше нечего искать? – Нет, не считаю.

Я всегда продолжаю быть в поиске интересных звуков. И особенно важный вопрос: «Какой звук, в какой композиции более уместен?» Поэтому для меня это зачастую долгий и нескончаемый бой.

У меня подход немножко другой. Эквалайзер, который на комбике или на усилителе я выстриваю исходя из…. Скажем так, я беру некоторый усредненный звук своего инструмента…..

Alex: У тебя там сколько регуляторов? На гитаре.

Dark Sun: Много.

Alex: Шесть?

Dark Sun: У меня два звукоснимателя, баланс между ними, переключатель обмоток и трехполосный эквалайзер.

Alex: У тебя все посерединке стоит?

Dark Sun: Не все совсем посерединке. Чаще всего у меня чуть-чуть приподняты верха, а серединой и низом я играю в зависимости от того какой комбинацией звукоснимателей я играю. На самом деле больше ничего особенно с эквалайзером на гитаре я не делаю. Там у меня все колеблется в пределах «плюс/минус одна-две доли». Не больше.

Долгое время я играл на Precision. Такой абсолютно прямой инструмент по сути. У которого только громкость и тон. И обычно у меня все было так: я выстраивал звук на комбике, на усилителе. Причем выстраивал его чаще … Я слушал звук, какой у меня идет посередине звукоснимателей и пытался каждый конкретный комбик отстроить так, чтобы меня устраивал. Не всегда это был одинаковый результат.

Чаще всего у меня структура такая: по частотам я не помню, я визуально. То есть, самый низ чуть-чуть выше, чем середина. Потом, я люблю низкую середину чуть-чуть приподнять. Верхнюю середину чуть-чуть опустить. И верха тоже так чуть-чуть приподнять примерно на уровне низа, может быть чуть ниже, чтобы немножко акценты были. Я не люблю сильно амплитудные значения. А дальше, в основном, я привык играть тоном звуком, звукоизвлечением. То есть, ближе к грифу играть, ближе к фиджу.

Alex: Ты знаешь, я заметил, что периодически подхожу я к этому вопросу – к поиску звука, и как-то все время что-то новое открываешь для себя. То ли настроение влияет как-то, то ли восприятие. Но не было еще такого… Я вот записываю те красивые звучания, которые мне сейчас нравятся. У меня есть файлик, куда я значения регуляторов записываю. Так вот практически не было ситуации, чтобы один в один втыкание. Но тут опять же от струн многое зависит еще.

Dark Sun: Тут много от чего зависит. Зависит от настроения, от инструмента от того куда воткнулся, от того с чем и куда ты воткнулся, в каком помещении ты находишься. А когда заходит речь о том, с кем ты играешь и как отстроены гитаристы и как это вместе звучит – там вообще отдельная история. Если честно, я пока не чувствую себя супер-пупер профессионалом, который четко чувствует как ему надо настроить в данный момент, чтобы звучало. И я не умею так, чтобы посмотреть на настройки эквалайзеров у гитаристов, выстроить что-то у себя, пойти к звукарю и сказать что на пульте выставить и чтобы все это красиво зазвучало. Я каждый раз пытаюсь «по ушам», ну и зачастую надеюсь на других людей, что они не дураки и не будут глушить все и вся.

Alex: У меня на живых выступлениях эквалайзер превращается скорее в инструмент спасения своего звука, нежели что-то что обеспечивает красоту. Поскольку оборудование разное везде, приходишь и начинаешь настройки на гитаре. А у меня их тут тоже несколько штук. Тоже есть эквалайзер, правда там две полосочки. Выводить более-менее адекватное звучание, чтобы не лязгало, чтобы не ухало, и было читаемо.

Наверно, об этом больше не будем говорить. Какая-то тема очень скользкая получилась у нас с тобой.

Dark Sun:Скажем так – я просто не очень уверенно чувствую себя в ней, поэтому если кто-то в комментариях выскажет какие-то мысли, пожелает развить эту тему, то я буду более чем рад. Потому что мне тоже интересно.

Alex: Знаешь, рецепт такой пришел мне в голову недавно. Но я об этом периодически думаю – о настройках звука. Как поймать свой звук? Мне кажется, нужно записать кучу всяких сэмплов с разными настройками. Потом их перемешать. И раз в день прослушивать «нарвится - не нравится». Та, которая нравится – оставлять, ту, которая не нравится – ту просто удалять. И постепенно найдется победитель, который обеспечит более-менее красивое звучание.

Dark Sun: Я тебе скажу, что рано или поздно определиться у тебя не один победитель, а несколько.

Проблема, в первую очередь гитаристов, но мне кажется, басисты тоже могут быть такому подвержены. Ты можешь найти очень красивый звук, который будет у тебя на выходе с твоего оборудования. Он тебе нравится – прямо писаешь кипятком и в восторге от того как звучит твой бас. Но он абсолютно может быть неуместен в коллективе когда ты играешь. Это у гитаристов такая фишка: «Вот у меня лампа и я сейчас сделаю дж-дж-дж и все упадут!» А зачастую этого и не надо. И неплохо бы более открыто с точки зрения того, что здесь может быть стоит звук помягче сделать, а здесь низов убрать, а здесь, наоборот – добавить, в той или иной композиции. Чтобы звучало так как должно быть с точки зрения целостности, а не с точки зрения красивого звука каждого конкретного индивидуума.

Alex: Это уже нужно в звукорежиссуру уходить или куда-нибудь в продюссирование, чтобы чувствовать такие нюансы совместно творчеству и звучанию.

Dark Sun: Ты же делаешь музыку – ты за нее в ответе.

Alex: Ну да. Ладно, пойдем дальше.

Интересная новость была опубликована на сайте, на твоем, кстати, любимойм, на notreble.com Появилась там информация об инструментах, которые ни мало ни много печатаются на 3D-принтерах. Более того, есть там такая интересная видюшка… Сейчас я ее себе открою… Компания называется ODD Guitars и делают они, как я понял, пластиковые деки для инструментов. Спаяли они таким образом уже несколько моделей, в том частности две бас-гитары есть. На видеоролике где ребятки играют музыку можно увидеть такую довольно интересную, забавно смотрящуюся бас-гитару. Обычная бас-гитара – кленовый гриф, 4 струны, звукосниматель EMG, необычная только дека. Дека напечатана на этом 3D-принтере.

Dark Sun:Я сейчас почитал описание самой конструкции – не полностью дека сделана – там основа деки все равно деревянная, а окантовка вся вокруг, весь стиль и дизайн он напечатан, да. Напечатан интересно, в стиле пчелиных сот с пчелками внутри.

Alex: Это как – полуаккустический бас, если его взять и надырявить на шестиугольники и вот получиться такая забавная штука. И вот внутри там еще сидят несколько фигурок пчел. Смотрится очень интересненько и живенько. Но я не знаю, на сколько это жизнеспособная технология. Потому что недавно мы видели - стальные гитары предлагали изготавливать. Опять же, стальная - только вот эта дековая обвеска. А гриф там, по-моему, все-таки тоже кленовый был. Наверно интересно, наверно красиво, наверно хорошая реклама 3D-принтера. Но к музыке, мне кажется, это имеет опосредованное отношение.

Dark Sun: Тут, как мне кажется, вечный разговор пуристов на тему того какой должен быть бас, из чего он должен быть сделан. Современные технологии звукообработки, где-то я читал такую фразу, что EMG можно воткнуть во что угодно и это уже будет звучать.

Alex: Кстати, не видел группу «Красная плесень»? На лопатах играла. И ролик есть, как они их изготавливали.

Dark Sun: На самом деле мне больше нравится видео и сайт человека, который делает металлический бас. Который из себя, по сути, представляет длинную алюминиевую рейку, в которой стоит звукосниматель EMG. Такой безлад у него получается. И тоже звучит. Конечно, своеобразно. Не сказать что очень характерно. Но, тем не менее – звучит! И поэтому возможности, скажем так, постобработки звука могут вытянуть много чего. И к корпусу, у которого часть корпуса деревянная, а часть из пластика и всякая там визуально и стилистически красивая.

Alex: Да, тут уже конечно пластиковый корпус – это не про звук, а про красоту.

Dark Sun: Чем это отличается от инструментов, по типу как Travel или гитары, которые пустые, то есть у тебя сквозной гриф, а по периметру только контур, типа чтобы тебе было за что держаться. По сути это ничем не отличается. Это уже много чего есть. Вопрос просто в том, как и зачем ты это оформляешь. Решение сделать это на 3D-принтере довольно интересное.

Alex: Скоро на eBay будем покупать файлы, и распечатывать гитары от Fender`а на домашнем 3D-принтере.

Dark Sun: Ну, это будет далеко не самое страшное использование 3D-принтера.

Alex: Смотрел «Теорию Большого взрыва» - они там кукол печатали?

Dark Sun:Наверно еще не дошел до этой серии.

Alex: Понятно. Ну, посмотри. Тоже то еще применение! Ну, давай дальше.

О, примочка калечащая звук! Совершенно случайно наткнулся я на эту примочку. Понятно, что на басовых сайтах о ней информации нет. Уже не помню где я ее нашел, но на BassLife.ru я опубликовал новость...

Dark Sun: Которую я успел закомментил.

Alex: Да, которую Слава закомментил и которую я пытаюсь открыть. Что-то ничего не открывается. Как же фирма называется?

Dark Sun: Я помню примочка – Антиэффект.

Alex: Да, сама примочка называется «Anti-Effect». А фирма – Chaosound. Очень интересная идея. Ребята эмулируют с помощью транзисторной примочки эффект обрыва проводов и эффект, когда у вас динамик порванный. Если вам нужен такой звук, то теперь необязательно калечить свои комбики и резать провода. Можно просто воткнуться в такую черненькую коробочку и поиграть. Звучит, кстати, очень интересно. На нашем сайте в новостях есть видюшка, где показаны различные режимы работы этой примочки.

Честно говоря – примочка на 10 секунд. Вот ты ее купил, 10 секунд поиспользовал и все – можешь выкидывать.

Dark Sun:Не знаю. Вот как я написал – зависит от того в каком стиле ты играешь музыку, что ты хочешь сделать. Это чисто для точечных антуражных эффектов в определенной композиции. Не более того. Но как таковое оно получается очень интересно.

Alex: Как порт студии – у тебя есть – когда там битое стекло, выстрелы…

Dark Sun: Ну да. Да, что-то в таком духе. Если ты сходишь на сам сайт, где производитель гитар…

Alex: А я был там – хороший сайт.

Dark Sun: Единственное что мне жалко – я не нашел там нигде цен. В описании самой педали есть интересная ссылка на статью-интервью с Джо Сатриани , которое само по себе интервью довольно интересное. И история про композицию ZZ Top, называющаяся «Loaded» В которой Билли Гиббонс всю песню играет как раз на такой …Вернее, не именно на этом эффекте или на таком эффекте. Так как бы в этом и есть история, что тайна – неизвестно как он ее сыграл, но она вся звучит как на битых комбиках и порванных гитарах, но при этом очень интересно и антуражненько.

Поэтому, мне кажется, свое применение в определенных местах она может найти. Но насколько это применимо для баса – не знаю. Я рекомендую посмотреть видео, послушать сэмплы – довольно забавная и не тривиальная вещь.

Alex: Не заезженная.

Dark Sun:Не очередной перегруз, не очередной дилэйв

Alex:Говорить о ребятах точно будут, но вот смогут ли они что-то продать у меня, честно говоря, большие сомнения на этот счет.

Dark Sun: Я думаю, что смогут.

Alex: Давай к следующей новости перейдем. Есть у нас еще одна такая интересная педалька. Педалька долгожданная от компании Tech 21. Это VT Bass DI. У них раньше уже было что-то подобное. VT Bass, по моему, называлась примочка. И вот они решили ее, по следам своего супер-хита Sans Amp пойти, и сделать из этой примочки полноценный преамп с XLR выходом, с DI-box`ом и с вожделенной крутилкой «blend», без которой Слава вообще не хочет смотреть на примочки.

Dark Sun: Ну, не на примочки а на перегрузы.

Alex: Говорят они, что звучание 60-х годов обеспечивает эта педалька. И что такой зубастый дисторшн у них на борту. Честно говоря, сэмплы найти пока не удалось. Это горячая новость. На выставке ее только что представили эту педальку. И на всех видюшках стоит чувак усатый и рассказывает «вот смотрите, какая классная педаль. Вот у нас такой регулятор, вот у нас такой регулятор. Но как она звучит мы вам не скажем.»

Dark Sun: Может она пока не звучит.

Alex: Не знаю. Красивая – должна звучать.

Dark Sun: Ну, красивая да. Так они мало того что сделали педали, так еще и ее тут же в рековом исполнении.

Alex:Да. Кстати у них вроде и Sans Amp есть рековый. Для преампа-то это нормальная практика.

Dark Sun: Я ничего не могу прокомментировать. Надо слушать!

Alex:Да. У меня ж тоже такой преам транзисторный, правда от Dunlop. Решил я в него поиграть не активным свои Ibanez`ом, а пассивным инструментом. Я обнаружил, что слабоватый приам. Выдает именно по уровню довольно низкий уровень сигнала. Если есть хороший мощный усилитель – он раскачает колонку. А если усилитель такой «на грани-на грани», то будете тихо звучать. Был я огорчен вот этим фактом.

Dark Sun: На моем преампе есть замечательная кнопочка «-10 Дцб», которая позволяет регулировать сигнал на выходе, как от пассивных, так и от активных инструментов.

Alex: Здесь не об этом речь. А речь о том, что он в громкости не дает ничего по сути. Он только тембр делает красивым. Я обнаружил, что даже если я возьму провод и в разрыв сунусь от своего преампа, который встроен в гитару, то по громкости я получу тот же звук по сути, но может чуть-чуть он потише. Что грустно для меня. Я как-то ожидал, что преампы добавляют в громкости.

Dark Sun: Не знаю, мне кажется это что-то у тебя. Потому что у меня таких проблем нет.

Alex:А ты просто не обращал внимание, наверно. Я вот тоже совершенно случайно обратил внимание, потому что решил воткнуться на прямую и через преамп. Вот я и обнаружил, что практически ничего не выносит.

Dark Sun: На самом деле я экспериментировал. У меня приам позволяет переключать режимы для актива и пассива. Точно так же у меня и на басу есть полный пассив. И в принципе одно равно другому. У меня на басу, по-моему, разница в 12 Дцб, а на преампе в 10.

Alex:Ну давайте, наверно на этом заканчивать. Довольно долгий получился подкаст.

Dark Sun:Спасибо мне болтливому!

Alex: Весьма неровный по темпу. Если вы выдержали вступление от Славы, то дальше, наверно, вам было проще слушать. Это был наш первый опыт вещания онлайн. К сожалению, чат сразу лег. Поэтому никакой обратной связи от вас мы не получили. Но, тем не менее…

Dark Sun: Даже не видим остался ли кто-то в живых или нет.

Alex: Нет. Я вижу. Есть пару человек живые, которые нас сейчас слушают. Но их, прямо скажем, немного. Не знаю, будем ли еще делать онлайн или не стоит. Напишите, как вы считаете. Интересно вам это или нет.

Услышимся, если все пойдет нормально, где-то на следующей неделе. Наверно, тоже в среду или четверг. Еще одну точно онлайн трансляцию замутим, а дальше видно будет.

Заходите а наш сайт. Оставляйте комментарии.

С вами были Alex и Dark Sun. Всем пока!

Dark Sun: Да прибудет с вами сила!


Youtube VK Twitter




Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100