Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



Вспомним определение, которое мы дали аккорду в первом уроке: аккорд - это группа трех или более нот, сыгранных одновременно. Простейшие аккорды состоят из трех нот(трезвучие): они получаются добавлением двух нот к основной ноте. Существуют четыре типа трезвучия, но только два из них используются наиболее часто: мажорное и минорное (другие два здесь не будут рассматриваться).

Мажорный аккорд состоит из трех нот: основного тона, терцового тона (находятся на два тона выше основного - четыре лада на Вашей гитаре) и квинтового тона (на полтора тона выше терцового тона - три лада на вашей гитаре). Рассмотрим пример: три ноты C, E, и G образуют аккорд C мажор. E - терцевый тон. Он находится на два тона выше C. G - квинтовый тон. Он находится на полтора тона выше терцевого тона. Вы можете сыграть эти ноты на своей бас гитаре следующим образом:

G------------
D------2--5--
A---3--------
E------------

Фактически, используя следующий образец, можно легко получить мажорный аккорд. Номера под рисунком указывают каким пальцем надо зажимать соответствующий лад. (Используйте средней палец для основного тона аккорда, указательный для терцового тона и мизинец для квинтового. Таким образом Вы можете играть все три ноты, не двигая левой руки.)

-----(N-1)--(N+2)-- 
--N----------------
2 1 4

Минорный аккорд похож на мажорный, но интервалы между тонами меняются местами. Терцовый тон выше основного на полтора тона (три лада на вашей гитаре), а квинтовый выше терцового на два тона (четыре лада). Таким образом, ноты C-Eb-G образуют аккорд С минор. Заметьте, что квинтовый тон минорного аккорда совпадает с квинтовым тоном мажорного аккорда. Различие в звучании связано только с изменением терцового тона. Ноты аккорда C минор можно сыграть следующим образом: 

G------------
D---------5--
A---3--6-----
E------------

Ниже приведен шаблон минорного аккорда, используя который Вы сможете играть аккорд не меняя позиции левой руки.

------------(N+2)--
--N--(N+3)---------
1 4 3

В прошлых уроках для задания аккордов мы использовали основные ноты. Теперь у нас есть еще две ноты, которые можно использовать для этой цели. В принципе для определения аккорда достаточно только основных нот, но используя другие ноты аккорда можно добиться большей выразительности и разнообразия. Ниже приведена басовая лини песни "Twist and Shout", которую играли многие группы, включая Beatles. Эта линия также, по странному стечению обстоятельств, является басовой линией песни "La Bamba", которую исполняет Ritchie Valens. Заметьте что помимо основной ноты, здесь используются терцовая и квинтовая ноты:

  C major  F major      G major   F major

q e e e e e e e q. e e e e e
G--------------2--5----|---------------------|
D-----2--5--3--------5-|-5--r--0--3--3--2--0-|
A--3------------------\_/--------------------|
E----------------------|---------------------|

Cmon and shake it up baby (shake it up baby)
Twist and Shout (twist and shout)

В первой половине первого такта играются ноты аккорда С мажор, во второй половине - F мажор. Для аккорда G играется только одна основная нота. Затем играется основная нота аккорда F и последовательность проходных нот приводит нас опять к аккорду С мажор. Все повторяется.

Можно играть не три а две ноты аккорда. Следующая басовая линия является основой многих песен в стиле кантри. По очереди играются основные и квинтовые ноты.

(все ноты четвертные) 

  C major             F major             C major

G---------|---------|---------|-----5-r-|---
D---r-5-r-|---r-5-r-|-3-r-----|-3-r-----|---
A-3-------|-3-------|-----3-r-|---------|-3-
E---------|---------|---------|---------|---;

Это одна из самых легкореализуемых идей поп-музыки. Эта идея используется и во многих других музыкальных направлениях. Все бы хорошо, но через некоторое время эта мелодия надоедает. Решением этой проблемы может стать использование нескольких проходных нот. Ниже приведена басовая линия песни "Wipeout" Beach Boys:

(все ноты восьмые)

          E major
G-------|-----------------|-----------------|
D---0-1-|-2-2-2-0-----0-1-|-2-2-2-0-----0-1-|
A-2-----|---------2-2-----|---------2-2-----|
E-------|-----------------|-----------------|

A major
G-----------------|-------------0-1-|-2-2-2-0-----0-1-|
D-2-2-2-0-----0-1-|-2-2-2-0---2-----|---------2-2-----|
A---------2-2-----|---------2-------|-----------------|
E-----------------|-----------------|-----------------|

E major
G-2-2-2-0---------|-----------------|-------------2-3-|
D---------2---0-1-|-2-2-2-0-----0-1-|-2-2-2-0---4-----|
A-----------2-----|---------2-2-----|---------2-------|
E-----------------|-----------------|-----------------|

B major A major E major
G-4-4-4-2-----0-1-|-2-2-2-0---------|----------------|
D---------4-2-----|---------2---0-1-|-2-2-2-0----0-1-|
A-----------------|-----------2-----|---------2-2----|
E-----------------|-----------------|----------------|

B major
G-----------------|
D-2-----------0-1-|
A---2-2-2-2-2-----| и так далее ...
E-----------------|

 В этой басовой линии трижды играются основные ноты, затем проходная нота, обеспечивающая плавный переход к квинтовым нотам, которые играются дважды, а затем две проходные ноты возвращают музыкальное течение к основной ноте. В каждом куплете играется одна и та же басовая фигура: "О-О-О-П-К-К-П-П" (О - основная нота, П - проходная, К - квинтовая). Проходные ноты добавляют драйв мелодии.

Это очень распространенный прием: играть один и тот же шаблон для каждого аккорда, сдвигая позицию пальцев вниз и вверх, чтобы сохранять основную ноту на правом месте, или не изменяя позицию совсем совсем. Когда линия баса имеет такую форму, шаблон обычно называют басовым рифом или басовым рисунком. Многие рок музыканты делают упор именно на рифы. 

Помимо простых трехнотных аккордов, существуют аккорды состоящие из четырех и более нот. Наиболее широко из них используются четырехнотные аккорды (что впрочем не относится к джазовой музыке), поэтому я рассмотрю только их. Такие аккорды получаются с помощью добавления еще одной ноты к трезвучию. Наиболее распространенные четырехнотные аккорды можно получить добавляя к трем нотам мажорного аккорда еще одну, которая на полтора тона выше квинтового тона. Приведу пример. Берем аккорд С мажор, его квинтовая нота - G. Добавляем ноту Bb (она на полтора тона выше G). Полученный аккорд (из нот C-E-G-Bb) и подобные ему называются септаккордами или доминантсаптаккордами (С7), а новая нота - септимой. Сыграть аккорд C7 Вы можете следующим образом:

G-----------3--
D-----2--5-----
A--3-----------
E--------------

Ниже приведен шаблон септаккорда:

--------------------N--
-----(N-1)--(N+2)------
--N--------------------
2 1 4 2

Септаккорды самые простые и наиболее широко используемые четырехнотные аккорды. Минорный септаккорд можно получить, заменяя входящее в него мажорное трезвучие на минорное. Прммером может служить аккорд С минор 7 (Cm7), который состоит из нот C, Eb, G и Bb:

G-----------3--
D--------5-----
A--3--6--------
E--------------

Шаблон:

-------------------N--
------------(N+2)-----
--N--(N+3)------------
1 4 3 1

Минотрные септаккорды широко используются в джазовой музыке.

Если добавить к мажорному трезвучию ноту, на тон выше квинтового тона (секста), мы получим мажорный аккорд с секстой. Составим например аккорд C6. Он состоит из нот C, E, G и ноты A, которая выше G на тон (два лада). Он выглядит следующим образом:

G-----------2--
D-----2--5-----
A--3-----------
E--------------

Это второй из наиболее используемых четырехнотных аккордов, после доминантсептаккордов. Такие аккорды широко применяются в блюзе. Вы наверняка слышали песню "Johnny B. Goode" Чака Берри.

(все ноты четвертные)

  C major 6
G-----------2-|-5--2-------|----------2-|-5--2-------|
D-----2--5----|-------5--2-|----2--5----|-------5--2-|
A--3----------|------------|-3----------|------------|
E-------------|------------|------------|------------|

F major 6 C major 6
G-------------|------------|----------2-|-5--2-------|
D-----------0-|-3--0-------|----2--5----|-------5--2-|
A-----0--3----|-------3--0-|-3----------|------------|
E--1----------|------------|------------|------------|

G major 6 C major 6
G-------------|------------|----------2-|-5--2-------|
D-----------2-|-5--2-------|----2--5----|-------5--2-|
A-----2--5----|-------5--2-|-3----------|------------|
E--3----------|------------|------------|------------|

Песня имеет очень простой рисунок: начинается с основной ноты, затем играется C6 приводя музыкально движение к более высокой основной ноте, после этого спускаемся снова вниз. Этот рисунок играется для трех различных аккордов: C, F и G на протяжении двенадцати тактов. Этот образец известен под названием двенадцатитактный блюз. Он широко используется в популярной музыке. Обратите внимание, что рассмотренный выше Wipeout основан на этом же образце. Там использовались аккорды E, A и B. (Там был другой рисунок, но вид аккордов и метод повторения был аналогичен.)

Во всех приведенных примерах первая нота каждого аккорда была основной. До сих пор мы использовали основные ноты для определения каждого аккорда. Остальные ноты аккорда только помогали воплотить уже начатое действие. Большинство музыкальных произведений ограничивается этими приемами, однако иногда встречаются композиции (в основном в джазе и классической музыке), где на первом месте стоит неосновная нота аккорда. Заимствуя несколько терминов из классической музыки, будем говорить что аккорд находится в "основной позиции" если основная нота играется на первом месте; в "первом обращении" если терцовый тон используется для определения изменения аккорда; и во "втором обращении", если квинтовый тон стоит на первом месте. На практике второе обращение редко используется. 

Первое обращение можно встретить, когда последовательность двух аккордов играется два раза подряд. Рассмотрим пример:

   F     Bb     F     Bb
G-------------|------------|
D--------3--3-|-------3--3-|
A--1--1-------|-1--1-------|
E-------------|------------|

Вы можете немного изменить игру, используя первое обращение:

   F     Bb     F     Bb
G-------------|------------|
D--------3--3-|-------7--7-|
A--1--1-------|-5--5-------|
E-------------|------------|

В джазовой музыке для определения многих аккордов можно использовать любую их ноту. 

Существует ряд аккордов, которые плохо звучат совместно со своей основной нотой. Обычно это происходит когда другая нота в аккорде сильно диссонирует с основной. Например этот эффект присущ аккордам Cb5 и Cb9 (и им подобным). В таких случаях обычно лучше использовать первое обращение аккорда, то есть сначала сыграть терцевый тон аккорда, затем играть либо основную ноту, либо диссонирующую. Я расскажу больее подробно об обыгровании подобных необычных аккордов в следующем уроке.

Иногда, при записи аккорда, специально указывают басовую ноту, которая должна звучать вместе с ним. Такие аккорды могут быть расшифрованы как: "C мажор с А в басе", то есть гитарист или пианист играет аккорд C мажор, а басист, не смотря на это, играет A. Такой аккорд обозначают следующим образом: "C/A", где буква до косой черты показывает аккорд, а буква после - басовую ноту. Обычно так делают, чтобы показать, что другой аккорд начинает звучать. Вернемся к примеру. Аккорд C мажор состоит из нот C E G, но когда добавлено А в басе, вы должны брать уже четыре ноты: A C E G. Они составляют аккорд Am7. Однако, если бы аккорд был записан как Am7, то гитара и фортепьяно должны были бы играть ноту A. Если композитор по каким то причинам не хочет этого, он может написать C/A. Этот формат также используется для усиления обращения. Например запись G/B подразумевает G мажор с B в басе. То есть, что композитор хотел получить первое обращение аккорда G.

И на последок еще один короткий пример, показываюий использование нескольких нот аккорда для создания басовой линии. Ниже приведена басовая линия песни "Light My Fire" группы Doors.  Линия основана на однотактовом рисунке. Он не меняясь повторяется примерно около пяти минут, пока звучит соло. Такт состоит из двух аккордов A минор и E7 и каждая нота этой линии взята из этих двух аккордов. Я заранее извиняюсь: в оригинале эта линия играется не на бас гитаре, а на клавишах, однако она великолепно звучит и на нашем инструменте.

 A minor   E7

q e e q e e
G-------------------|
D--------2-----0--2-| и так далее ...
A--0--3-----2-------|
E-------------------|

 Первые три ноты A, C и E входят в аккорд A минор, а последние три: B, D, и E (квинта, септима и основная ноты) входят в E7.


Youtube VK Twitter




Rambler's Top100