Не смотря на доминирование цифровых носителей виниловые пластинки не ушли с рынка, а заняли вполне определенную нишу. Винил и перестал быть народным форматом, канули в лету времена те, когда проигрыватель пластинок был единственным способом прослушивания музыки. Тем не менее новые релизы на виниле появляются и по сей день. Основными потребителями винила являются меломаны и поклонники высококачественного звука, вкладывающие большие деньги в устройства воспроизведения. Покупка дешевого проигрывателя для прослушивания пластинок не имеет большого смысла, поскольку качество звука будет заметно уступать цифровым аналогам. Хотя, как элемент декора проигрыватель смотрится очень эффектно. Для того чтобы получить качественный звук, мало просто купить проигрыватель, его нужно настроить. Это отдельная тема, продаются специальные шаблоны для настройки. Как правило, помимо проигрывателя нужен еще фонокорректор, который корректирует амплитудно-частотную характеристику получаемого с проигрывателя сигнала, прежде чем подать его на усилитель. Отдельным сегментом потребителей является диджеи, которые используют винил для работы.
При изготовлении пластинок исходный звуковой сигнал, по традиции называемый мастер-лентой, нарезается специальным прибором на мягком носителе. На основе этого носителя потом изготавливают жесткую металлическую матрицу-слепок, которая затем используется для изготовления тиража виниловых пластинок. С одной матрицы можно изготовить ограниченное количество слепков. Сама запись на пластинке представляет собой спиралевидную бороздку переменной глубины, рельеф которой повторяет форму звуковой волны. Для считывания сигнала по этой бороздке движется легкая игла, колебания которой переводятся в электрический сигнал и затем усиливаются. Таким образом, сама – запись является полностью аналоговой.
Поскольку пластинки перешли в разряд элитарного товара, для их изготовления используются более качественные сырье, чем было 30 лет назад. Кроме того, тиражи современных пластинок заметно сократились, поэтому с одной материнской матрицы штампуется ограниченное число копий, соответственно среднее качество всей партии получается более высоким. Если говорить о переиздании старых релизов, то основным источником ухудшения качества является качество мастер-ленты с которой осуществляется производство новой матрицы и тиража.
Сегодня на рынке представлены как пластинки прошлых лет, так и новодел. И если старые пластинки можно найти в самых неожиданных местах, новые релизы легко купить в специализированных интернет магазинах, например магазине Винилотека, где мне удалось найти релизы многих знакомых групп и музыкантов. Вообще, для музыканта выпуск альбома на виниле сопряжен с дополнительными трудностями, поскольку для качественного релиза современные виниловые пластинки требуют отдельного мастеринга материала с меньшей компрессией, чтобы сохранить более широкий динамический диапазон. Тем не менее, выпуск альбома на виниле позволяет дополнительно заработать и выделить альбом на фоне остальных релизов.
Если говорить о форматах, то сегодня на рынке наиболее распространены семи и двенадцатидюймовые пластинки, которые проигрываются на скорости 33 или 45 оборотов в минуту. Запись на 45 оборотах является более качественной, но на скорости 33 оборота в минуту можно записать больше информации, поэтому такие пластинки часто называются LP – long play. Большинство современных проигрывателей поддерживают скорость 78 оборотов в минуту и позволяют воспроизводить старые пластинки. Современные виниловые пластинки для такой скорости уже не выпускаются.
Автор: Alex