Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты



06. Бас гитара для новичков. Horse With No Name. Динамика песни


 Бас гитара для новичковСегодня мы поговорим о песне Horse With No Name. Прежде чем приступить к ее разбору, мне хочется сказать несколько слов о таком явление, как динамика. Динамика - это искусство изменения уровня энергии в песне. Простейшим способом влияния на динамику является изменение громкости, однако существуют и более сложные приемы. Например, можно добавлять флажолеты или заставлять струны звенеть, изменять вокальный диапазон мелодии, аккордовые шаблоны. В шоу бизнесе за динамикой песни обычно следит продюсер. Именно он берет аккорды, стихи, мелодию и определить, как в целом должна звучать песня.

Очень часто именно бас управляет энергией песни. Рассмотрим конкретный пример: песню Horse With No Name. Вначале нет никакого баса вообще. Гитарист задает ритм, и вокалист начинает рассказывать историю. В середине куплета настойчиво вступает бас. Атмосфера песни сразу меняется. На протяжении всей песни бас то усиливается, то ослабевает, и мы ощущаем, как пульсирует энергия. В песне используются только два аккорда, поэтому энергия - единственный инструмент, с помощью которого можно отделить куплет от припева. Используются также незначительные минорные вставки в партии гитариста. Однако основной вклад в развитие песни по-прежнему вносит бас гитара.

Давайте перейдем к нотам. Итак, песня состоит из двух аккордов Em и F#m13, разобьем их на составляющие ноты.

Em = E G B
F#m13 = F# A C# E G# B D

Ритм гитарист играет аккорд F#m13 без нот C# и G#, так что мы можем то добавлять их, то убирать. Поскольку G# конфликтует с G аккорда Em, не будем использовать эту ноту. О C# поговорим позже.

Обратимся к боксам (урок 3). Будем играть E на седьмом ладу струны A. Тогда бокс включает в себя следующие ноты (от наиболее низкой к высокой): B C# E F# A B D E.

Будем стараться в точности следовать оригиналу. Итак, что мы слышим на записи? Четыре ноты E, затем две F#, еще две более низкие ноты, образующие небольшой риф, возвращающий нас к ноте E. Не плохим выбором дополнительной ноты может быть B, которая не противоречит используемым аккордам. Используя бокс, можно предположить, что другой нотой рифа, возвращающего нас к E, является C#, однако она звучит коряво. Другим вариантом является D (10 лад струны E). На этот раз все идеально (таким образом, мы также отказываемся от ноты C#). Ниже приведена линия, которая используется почти во всей песне. Заметьте, что восьмые ноты играются свингом. Это означает, что любая нота, попадающая на удар звучит немного дольше, а нота между ударами - немного короче и позже, ближе к следующей доле. Получается своеобразное раскачивание.

Horse With No Name - 'America'

G|---------|------------|---------|---------------|-|
D|---------|------------|---------|---------------|-|
A|-7-7-7-7-|-9-9--------|-7-7-7-7-|-9-9------7----|-|
E|---------|-----7-7-10-|---------|-----7-10---10-|-|

Хочется сказать несколько слов о "ведущей" басовой линии - это когда кажется, что бас гитарист играет с небольшим опережением. Кажется, что он пытается заставить песню звучать быстрее (но этого не происходит). Этот прием добавляет напряжения и немного энергии песне. Пожалуй, лучшим примером тут может служить песня "Radar Love", где бас буквально тащит за собой песню. Это очень тонкий навык.

В середине куплета или припева бас гитарист добавляет риф, чтобы заполнить место, оставленное стихом. Дополнительная нота довольна высока. Проверяя пятую (C#), седьмую (E), восьмую ноту (F#), можно убедиться, что в песне играется F#. Используя бокс F# (на девятом ладу), довольно просто получить риф. От вас потребуются проворность, чтобы успеть вовремя вернуться к E.

Октавный риф

G|------------|-------9-11-11-11--9----|---|
D|------------|---------------------11-|---|
A|-7--7--7--7-|-9--9-------------------|-7-|
E|------------|------------------------|---|

В песне есть инструментальная сольная секция, где басист немного блуждает. Я не поклонник таких соло. Мне нравятся мелодичные или ориентированные на прогулку подходы. Возможно, авторы хотели добавить этим соло психоделическое настроение песне или поддержать лирику добавив блуждание. В этом месте вы можете немного поимпровезировать, оставаясь в тональности и иногда возвращаясь к E.

Другая секция - конец последнего куплета. Здесь поэт ломает стих, продлевая куплет, включая финальную фразу, важную для повествования. Это достаточно тонкий прием, добавляющий песне напряжение. Слушатель подсознательно ждет припева, а его отсутствие заставляет напрячь внимание и прислушаться к словам. Начиная с фразы "Under the cities…", песня движется мелодически вверх. Бас движется, играя по две ноты в такте: E F# G A. G и A - минорные терции аккордов Em и F#m. Эта уловка позволяет перейти к соседним аккордам. Вы можете двигаться по гамме чередуя их: E F# G A B C# E F#.

На этом позвольте закончить разбор песни. Надеюсь, вы получите удовольствие, играя ее.



Youtube VK Twitter






Rambler's Top100