Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



 Снова я пропал на долгое время, но вернулся с новой большой статьей для начинающих (и не только) музыкантов. На этот раз речь пойдет о саундчеке. Букв как обычно много, но, на мой взгляд, оно того стоит.

Как вести себя на саундчеке

Итак, вы готовы к выступлению, изучили площадку, взяли с собой все недостающее приехали в назначенное время и готовы к саундчеку. Это в идеале. Реально мало кто приезжает вовремя, нередки также ситуации, когда из 4-6 групп, участвующих в концерте, в каждой не хватает по 1-2 музыкантам, а еще в одной есть все, но нет железа/шнуров/медиаторов/батареек/любимого хомячка (ненужное зачеркнуть).

Отсюда следует ряд вещей. Об одной мы говорили в первой части - обзаведитесь своим хорошим инструментом, не рассчитывайте на других. Второе - подготовка к саундчеку начинается еще дома "в голове" - стоит отметить все, что вам потребуется (а лучше составить список на бумаге), чтобы ничего не забыть, собрать это и привезти. И третье - не позволяйте себе опаздывать!Лучше всего приезжать за 5-10 минут до назначенного времени. Возможно ваша пунктуальность позволит вам увеличить длительность отстройки за счет менее расторопных коллег.

Итак, вы собрались и готовы к чеку. Далее, как чаще всего происходит, музыканты выходят на сцену и начинают настраивать гитары, торжественно теряя время: свое, коллег, звукорежиссера, организатора. Это, ребята, очень плохая идея! На сцену нужно выходить с уже настроенными инструментами. Для этого перед выходом на сцену нужно отвлечься от насмешек над группой, которая в данный момент на сцене, обхаживания своих девочек, посасывания пива и звиздюлей басисту, а вместо этого воткнуться в тюнеры и настроиться. Этим вы сэкономите кучу времени и нервных клеток тем, кто не будет вынужден слушать ваше бриньканье с подтягиваниями струн, которого, строго говоря, слышно быть не должно вообще никогда (на время настройки инструмента принято выключать звук - это своего рода этикет).

Еще одна вещь, которая происходит сразу после выхода группы на сцену - музыканты впадают в стопор, не зная, куда им воткнуться, как расположиться и что собственно делать.

Тут стоило бы в качестве дополнения к предыдущей главе , написать еще главу под названием "учимся думать", ибо вопросы вроде "а куда гитару/бас втыкать" звучат очень часто, несмотря на то, что ответы вроде бы очевидны и гением тут быть не нужно. Жаль только думать не научишь, но ведь вы-то наверняка умеете, в противном случае бросили бы читать еще на первой части (если бы вообще начали). Ну что ж, давайте разбираться, ибо по большому счету, я уже третий пост изображаю из себя Капитана Очевидность, однако при всей очевидности, эти вещи не соблюдаются.

Итак, к вопросу, куда "втыкаться" ("подключаться" было бы правильней, ну да это мелочи, сам грешу подобными упрощениями). С гитарой все до боли просто - нам нужен гитарный комбик. Какой из представленных на сцене гитарный (а именно это, как я понимаю, подразумевают гитаристы под выше означенным вопросом) легко определить по внешнему виду и, в конце концов, надписям - производители обычно не стараются скрыть назначение своих приборов, так что снова читаем, друзья. Исключение может быть, если вы подключаетесь в линию. В этом случае стоит спросить у звукорежиссера, четко объяснив, что и для чего вам нужно. Фразы формата: "а где тут линию взять?" не способствуют прояснению ситуации. По крайней мере, куда меньше, чем фраза, например: "мне нужно гитару завести в линию, как это лучше сделать?" Важно дать понять не только то, что вам нужно, но и для чего, ибо концертный звукорежиссер - это не тот человек, от которого стоит скрывать нюансы. Во-первых, у вас это вряд ли удастся, просто растянете время, во-вторых, именно этот человек будет делать вам звук и в ваших интересах помочь ему сделать все хорошо.

Если в вашей группе используются какие-либо необычные инструменты (или обычные, но с новым применением), стоит заострить на этом внимание еще до чека (ну вы же читали первую часть и знаете, что к выступлению нужно готовиться заранее).

Наконец, вы нашли, куда подключиться, воткнулись. Тут обычно начинается пиздец. Пиздец примерно следующего толка:

  • Пока барабанщик развешивает свои железки и деревяшки, басист, которому долго мучиться не надо, уже воткнулся и начал шуметь. Причем, если сперва это необходимость - познакомиться с аппаратом, выстроить "свой" звук, то через 2-3 минуты он начинает просто фигачить, потому что ему "по кайфу" громко играть на сцене.
  • Чуть позже включаются гитаристы, которым требуется больше времени на подключение, и поскольку басист уже фигачит, они, дабы отстроить свой звук, сразу делают погромче.
  • В ответ на это басист, которому обламывают кайф, прибавляется, пытаясь вернуть себе главенствующее положение на сцене.
  • Гитаристы, которым вроде бы по праву ныне положено себя послушать, прибавляются еще громче.
  • Тут вступает, развесившийся к этому моменту барабанщик. Барабанщики - вообще народ особый. Есть лишь несколько неразъяснимых вопросов: кто построил пирамиды, откуда взялась жизнь и может ли барабанщик не стучать? =)

Последние три пункта могут повторяться бесконечно.

Причем играют они все при этом каждый свое, постепенно прибавляясь по кругу, наращивая общую громкость до достижения полной какофонии, не делая ничего для достижения приемлемого общего звука, а наоборот, руша его и теряя попутно время. Стоит ли говорить, что это не совсем удачная модель поведения (хоть и самая распространенная).

Логичнее и лучше для группы в целом поступиться собственным эгоизмом. В конце концов, вы же команда)

Первое и главное, что стоит запомнить и уяснить: саундчек - это не репетиция!

Куда лучше подключиться, отстроить себе звук на сцене и замолкнуть в ожидании готовности товарищей и дальнейших указаний. Другой вариант - просто воткнуться/развеситься и ждать указаний звукорежиссера.

Обычно сперва отстраиваются инструменты по-отдельности, затем пробуются все вместе, проводится окончательная коррекция звука как в зале, так и на сцене и все довольные (или не очень) расходятся. Тут тоже кроются моменты, которых стоит избегать, но которые наступают раз от раза. Чаще всего на чеке самый дефицитный ресурс - это время, но именно его так любят терять попусту. Делают это следующим образом: играют песню от начала, молча подкручивают что-то на комбиках, молча играют еще песню (тоже полностью), подкручивают еще что-то так же молча, начинают играть третью песню, очень обижаются, когда их выгоняют со сцены, выходя бубнят под нос, что нихрена не слышно и вообще, все говно. Закономерный вопрос, а фигли ты, стоя на сцене молчал? Или надеялся, что за пультом телепат? Или что если отыграть всю программу, откроется третье ухо?

А самое веселое начинается, когда они же выходят уже на концерт, выставляют на комбиках совершенно иные настройки и удивляются, что стало еще хуже.

Для грамотной, качественной отстройки советую придерживаться следующих несложных указаний:

  1. Пока отстраивается один, остальные молчат.Это стоит делать для уменьшения уровня шума на сцене и лучшей разборчивости звука инструмента, который в данный момент отстраивается. Особенно это актуально на маленьких сценах, где звуки могут сливаться, образуя причудливые сочетания, так что порой не разберешь, гудит ли излишне гитара, или это басист решил поддержать товарища низами.
  2. Если что-то не устраивает, говори сразу.Звукорежиссер ничем тебе не поможет, пока не узнает о твоей проблеме. Подходить к нему уже после чека и просить прибавить/убавить что-то - тоже не лучшая идея, ибо, пока вы на сцене, все изменения слышны и контролируемы, а делая что-то вслепую и вглухую, угадать с дозировкой почти невозможно.
  3. Вы же помните, что к чеку нужно готовиться заранее? Так вот, заранее подберите песню, на которой будете отстраиваться все вместе.Постарайтесь выбрать ее таким образом, чтобы там было как можно больше разнообразных моментов, которые вы используете при игре: чистый и перегруженный звуки гитар, бэк-вокалы, чистый и экстремальный вокалы, разнообразные звуки клавишных и т.д. Если такой песни нет, чекайте не песню целиком, а куски из разных по 20-30 секунд, но постарайтесь охватить все подобные моменты, чтобы на концерте не было сюрпризов.
  4. Если вы играете все вместе и вас что-то не устраивает, см п. 2,не нужно ждать конца песни, остановите своих товарищей и объясните суть проблемы им и звукорежиссеру. Если звукарь нормальный, он или исправит проблему, или, если это невозможно, объяснит, почему не может, возможно предложит какие-то альтернативные варианты. Затем возобновите игру с момента остановки, чтобы понять, насколько ситуация изменилась. В принципе, если проблема не требует длительного объяснения, можете для экономии времени показать жестами, что вам нужно, но порой это приводит к дополнительному непониманию.
  5. На протяжении всего саундчека слушайте и выполняйте указания звукорежиссера. Также, меняя что-то, сообщайте о своих намерениях ему. Это действительно важно для вашего звука. Вообще, идеальный вариант (я кажется уже говорил), когда у группы есть свой профессиональный звукорежиссер, но в любом случае, свой он или местный, работа должна вестись совместно с ним, а не вопреки.
  6. После окончательной отстройки запомните/запишите/сфотографируйте все свои настройки. И комбика, и примочек и всего, что там у вас еще влияет на звук. Это залог того, что выйдя на концерт и выставив их по записям, вы получите тот же (или почти) звук, которого добились многострадальным саундчеком. А иначе зачем вообще нужен был этот утомительный процесс.

В общих чертах, это всё, что вам необходимо знать перед саундчеком, остальное придет с опытом.

Автор: Алексей (Arekusey) Богаткин.


Youtube VK Twitter




Rambler's Top100