Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты



Основы джаза для басистов

Для многих басистов, воспитанных на роке или фанке, начать играть джаз так же непросто, как подойти к краю крыши небоскреба и посмотреть вниз. Но если Вы твердо решили прыгнуть, нет причин не делать этого, если за плечами отличный парашют. Если вы, имея опыт в роке, подумываете приобщиться к чудесному миру джаза, эта статья поможет Вам не сбиться с дороги и обойти опасные топи. Впрочем, перед тем как совершить прыжок, нужно прояснить для себя несколько моментов. Первое и самое важное: стоит спросить себя, действительно ли вам нравится джаз. Вы изучаете джаз потому, что товарищ сказал: «Настоящий музыкант обязан хорошо знать джаз», или вы действительно получаете удовольствие от этого жанра? Не стоить забывать и о том, что существуют десятки стилей, подпадающих под определение джаза, и вы совершенно не обязаны обожать все. Если же вы ненавидите джаз – вы не одиноки! И если это так, не тратьте свое время, лучше прочтите какую-нибудь другую статью. Во-вторых, приготовьтесь потратить несколько больше времени, чем вам пришлось потратить, изучая рок, фанк или метал, по той причине, что джазовый басист разбираться в палитре аккордов и гармонической структуре так же хорошо, как солист. Частые квинт-аккорды здорово звучат в роке, но в джазе они утомляют. В-третьих, нужно понимать, что басист играет в джазе очень существенную, но не первостепенную роль. Уважение к солистам имеет принципиальное значение, так как они полагаются на ваш темп, на поддержку стабильного и предсказуемого ритма, обозначающего контуры формы. Разобравшись с этими тремя моментами, можете штурмовать джаз самостоятельно. Знание основ джазового баса поможет вам получать удовольствие от обучения.

Джаз включает в себя множество стилей и подстилей, например свинг (Эллингтон, Армстронг), биг-бэнд (Эллингтон, Глен Миллер, Гил Эванс), бибоп (Паркер, Майлз, Роллинз, Монк), модальный джаз (Майлз, Колтрейн, Хэнкок), фьюжн (Метени, Weather Report), современный джаз (множество представителей). Важно помнить следующее: изучайте тот стиль, который вам нравится слушать. Не занимайтесь самомучением, изучая квадраты ненавистных вам композиций и считая это горьким, но полезным лекарством. Изучение джаза – это нечто гораздо большее, чем изучение форм. Если вы желаете извлечь максимум пользы из своего обучения, вы должны любить музыку, которую изучаете. К примеру, я успел полюбить и разлюбить джаз не менее дюжины раз за последние десять лет. Далее поговорим о мотивах...

Большинство джазовых ансамблей состоит из ритм-секции (ударные, бас, фортепиано, орган, гитара) и солистов, или мелодической секции (труба, саксофон, тромбон, кларнет, вокал и т.д.). Как правило, многие инструменты время от времени меняются ролями с инструментами другой группы, беря на себя их обязанности: позволяют инструментам ритм-секции солировать или мелодическим инструментам выполнять функцию аккомпанемента, играя аккорды. Для басиста крайне важно сосредоточиться на выполнении своих обязанностей участника ритм-секции, поставив их на первое место, а соло – на второе. Большую часть времени их игра является надстройкой над ударными, поскольку бас – это критическое звено, связывающее мелодию и ритм. Игра фортепиано или органа также строится от ударных и заполняет подготовленную басом основу, добавляя аккордовые оттенки. Теперь, когда у вас есть представление о роли баса в джазовом коллективе, перейдем к изучению мотивов.

Сущность практически всех джазовых мотивов, особенно стандартов, сосредоточена вокруг мелодии (основной темы), называемой в английском джазовом сленге «head», и формы (гармонической схемы), которую рокеры называют «аккордами». Большинство композиций начинается со стилизованного вступления, задающего характер основной темы. Вступление плавно переходит в основную тему. Основная тема играется на основе формы фронтменом или несколькими инструментами в унисон. В течение основной темы мелодическая группа исполняет мелодию, а ритм-секция старается быть как можно более простой, чтобы подчеркнуть и усилить мелодию, на основе которой будут строиться соло. Басисты обычно ограничиваются основными тонами, терциями и квинтами с очень редкими отступлениями к септимам, обеспечивая наилучшее созвучие с мелодической группой. Основная тема обычно охватывает всю форму. По завершении основной темы форма начинается заново, открывая дорогу безумным мелодическим переплетениям соло. Здесь бас, фортепиано и ударные блистают на заднем плане. На ритм-секции лежит задача слушатьсолиста и предлагать подходящую канву для его шедевра. По мере того как роль солиста переходит от одного музыканта к другому, можно услышать небольшие изменения в ритм-секции. Ритм-секция может взбодрить песню, усилившись, или же прерваться, тем самым делая соло похожим на балладу. Как только солисты высказались, основная тема играется еще один раз, и форма движется к стилизованной концовке, часто в чем-то повторяющей вступление.

Форма, обычно называемая квадратом, является основой игры басиста. Она состоит из аккордов, написанных для поддержания мелодии. Форма может быть и простой (один аккорд/тональный центр, на основе которого строится импровизация), и настолько сложной, насколько можно вообразить. Знакомясь с песней, посмотрите полную форму в партитуре или реалбуке/фейкбуке. Если у вас хороший слух, вы можете понять аккорды и на слух, но партитура в любом случае остается ценным источником. Изучая квадрат, пытайтесь определиться с интервальным соотношением между всеми аккордами, чтобы вам было проще менять тональность. Играйте основные тона, слушая запись. Некоторое время играйте только их, чтобы хорошо усвоить взаимодействие аккордов. Некоторые ступени, например II, IV и V (особенно блюзовые аккорды) легки для импровизации и несут очевидный музыкальный смысл, в то время как другие кажутся трудными для понимания. Слушайте мелодию и слушайте, как она меняется, когда вы изменяете основные тона аккордов. Вскоре к вам придет понимание причин выбора тех или иных основных тонов. Я недели две постоянно слушал «Донну Ли» Чарли Паркера и Майлза Дэвиса и ничего не мог понять, но постепенно взаимосвязь мелодии и аккордов выкристаллизовалась в моем сознании.

Как только вы почувствовали себя уверенно, обратите внимание на пометки рядом с буквами, обозначающими аккорды. Следующая ответственная задача – найти правильные терции и квинты для каждого основного тона. Мажорные, минорные, увеличенные, уменьшенные – основные тона, терции и квинты составляют примерно 70% любой партии «шагающего баса», создавая ее основу. Мажорные, минорные и доминантовые септимы выходят на сцену, когда основные тона, терции и квинты уже прочно обосновались. Они добавляют восхитительные цвета в палитру вашего замысла. Теперь, когда вы знакомы с аккордами формы, пора взглянуть, как можно изобретательно переходить от одного аккорда к другому.

Rufus Reid, The Evolving BassistВ переходах от аккорда к аккорду как нигде пригодиться знание основ музыкальной теории, но если вы умеете слушать, слух может ее заменить. Линия «шагающего баса» строится из трех видов движений, обычно играемых четвертными нотами: арпеджированного, поступенного (гаммообразного), хроматического. Три этих понятия в качестве основных приводит Руфус Рейд в книге «Эволюция басиста» (Rufus Reid, “The Evolving Bassist”). Ее экземпляр должен быть у каждого басиста. Арпеджированное движение включает в себя как переходы от аккорда к аккорду, так и движения в пределах одного аккорда по его ступеням (арпеджио). Арпеджированное движение от Cmaj7 к Gm7может содержать C, E, G, или B в любом порядке. Достичь G на нужной доле крайне важно. Не арпеджируйте С, когда вы уже должны быть на Gm7 (если не хотите, чтобы вас выгнали из коллектива). Поступенное движение предполагает использование звукоряда: от аккорда, на котором вы находитесь, до следующего аккорда. Поступенное движение от Cmaj7 к Gm7 может включать C, D, E, F, G, A или B. Хроматическое движение представляет собой восходящую или нисходящую хроматическую последовательность до нужного аккорда. Строго хроматическое движение от Cmaj7 к Gm7: C, E, F, F#, G. Руфус Рейд в «Эволюции басиста» показывает, что сочетания этих трех вариантов движений – это то, что является основой для оригинальной и интересной линии «шаающего баса».

Пост-боповые ансамбли Майлза Дэвиса – идеальный пример всего того, о чем мы здесь говорим. И этому есть простое объяснение. Майлз – создатель кул-джаза. Он приложил много усилий, стараясь обуздать стремительный темп бибопа, чтобы мелодии могли перевести дух и сосуществовать с его гибкими и поэтичными фразировками. Прекрасный и простой пример сочетания трех основных техник движения увековечил Пол Чемберс в первой композиции альбома «Kind of Blue» Майлза Дэвиса. В безгранично простой и мелодичной композиции "So What" Пол Чемберс непринужденно импровизирует на аккордах Dm7 и Ebm7, используя их свойства для арпеджированного, поступенного и хроматического движений. Оригинальные, но простые линии Чемберса поддерживают импровизацию ритмически интересной, пока мастера духовых (Майлз, Кэннонбол Эддерли, Колтрейн) ведут мелодию. Собственно, весь альбом "Kind of Blue" демонстрирует, как Чемберс держит ритм и упрощает его связь с мелодией. Изящный фортепианный аккомпанемент Билла Эванса редок, но проникновенен. Кобб, Эванс и Чемберс почтительно уступают дорогу духовым. Они как будто знают, что случится что-то особенное.

Как только вы освоите три способа движения для одиночного аккорда, нужно будет обратиться к более сложным формам. Здесь понадобится использовать все, что было изучено на простых примерах, чтобы сделать интересным движение от аккорда к аккорду. Стандарты с четкими мелодиями часто помогают джазовым басистам-новичкам, поскольку в них связь мелодии и аккордов более очевидна. Взгляните на формы этих произведений: "Night and Day", "Autumn Leaves", "My Funny Valentine", и "Question and Answer" Пэта Мэтини. Большинство музыкантов слышало первые три, но последняя может показаться несколько непонятной. Дело в том, что "Question and Answer" – самая мелодичная песня Мэтини. Форма и мелодия обманчиво просты, но их взаимодействие рождает интригующую сложность.

ик Кориа, Гэри Бёртон, Рой Хейнс, Дейв Холланд и Мэтини Эта композиция с размером в три четверти такта впервые появилась в альбоме "Question and Answer". Она настолько простая и одновременно сложная, что трио Пэта нередко играет 17-тиминутную версию вживую. Чик Кориа, Гэри Бёртон, Рой Хейнс, Дейв Холланд и Мэтини записали «каноническую» версию для альбома "Like Minds". Я постоянно использую эту песню для настройки своих мозгов, перед тем как приступить к очередному музыкальному свершению. Самое важное, что стоит послушать басисту в версии из “Like Minds” – это Хейнс (ударные) и Холланд (бас). Послушайте, как они будто бы преследуют друг друга. Хейнс постоянно отступает вперед или назад от доли и почти никогда не бьет по тарелке ровно на четвертной ноте. Холланда, похоже, такты волнуют столь же мало, как и Хейнса. Он отказывается от стандартной «шагающей» линии в пользу той, которая подталкивает и ведет за собой мелодию самым затейливым образом.

Еще один аспект, который басисты часто упускают из виду – это изучение мелодии. До этого момента мы обсуждали ритмические обязанности баса в отношении формы.

Изучение мелодии композиции часто дает басисту правильное представление о том, как были выбраны аккорды. В дополнение к этому, мелодия является вдохновительницей соло и «шагающих» партий, естественно сочетающихся с темой композиции. Солисты часто делают парафразы мелодии во время своей партии, чтобы показать себя с лучшей стороны; басисты не исключение. Я обнаружил, что обращение к цитатам из мелодии во время соло – хороший способ перестроиться, когда заходишь в тупик, а я часто оказываюсь в тупике.

Перечислим еще раз некоторые важные вещи, которые стоит помнить, изучая джазовый бас:

  1. Будьте невоспетым героем, поддерживающим усилия мелодической группы. Не наступайте солистам на пятки.
  2. Научитесь чувствовать основные тона и их продолжительность, принимая во внимание мелодию.
  3. Размышляйте над тем, как терции, квинты и септимы подходят к окраске аккорда.
  4. Учитесь играть аккорд арпеджированными, поступенными и хроматическими движениями, используя его свойства.
  5. Учитесь переходить от аккорда к аккорду, используя те же три способа.
  6. Изучайте мелодию и думайте над тем, как ваша партия может ее выгодно дополнить.
  7. Практикуйтесь и не переставайте учиться.

«Самый строгий учитель – это опыт. Сначала он проводит экзамен, а потом урок».

27 января 2013
Автор: Sean Benedik
Источник: Jazz Bassics for Bassists
Перевод: Ася Сорокина


Youtube VK Twitter






Rambler's Top100