Сайт для бас гитаристов
Новости о бас гитаре Уроки для бас гитаристов Статьи на басовые темы Форум для бас гитаристов BassLife подкасты
 



BassLife Podcast №1 - Оптическе звукосниматели LightWave Systems


  • Интро
  • Оптическе звукосниматели LightWave Systems
  • Звукосниматели Q-Tuner
  • Про выпендривание на сцене





 

 

Скачать BassLifePodcast-001.mp3 [7Mb] 14:56 мин

Интро

Меня зовут Алекс - я главный редактор сайта basslife.ru. Идея записать подкаст появилась у меня довольно давно, и я довольно долго шел к ее реализации. Я подбирал микрофоны, программы, пробовал записывать различные кусочки, как-то сводил их, накладывал различные обработки, в общем, в результате, у меня что-то получилось и я готов записывать подкаст, собственно его вы сейчас вы и слышите.

Оптические звукосниматели LightWave Systems

Сегодня я предлагаю поговорить на некоторые околобасовые музыкальные темы. Первая из них звукосниматели. Вообще, бас-гитара довольно консервативный инструмент, способ преобразования механических колебаний струны в электрический сигнал не меняется уже десятилетиями. Для этого используются магнитные сердечники, вокруг которых намотана проволока. Струна колеблется в магнитном пол, внутри струны создается электрические ток, который в свою очередь создает свое магнитное поле, а оно снимается катушкой и преобразовывается в электрический сигнал. Эта схема не меняется уже, пожалуй, лет пятьдесят, если не больше, и ничего нового как-то до сих пор тут не придумывали. И вот, совершенно случайно, недавно, мне попалось на глаза довольно забавная по дизайну бас-гитара, присмотревшись, я увидел, что на ней установлены какие-то необычные звукосниматели. Когда я полез в google, то выяснил, что на самом деле там установлены оптические звукосниматели. Производят их, как собственно и гитары, фирма LightWave Systemsпод руководством Криса Виксеса. По легенде Крис довольно долго экспериментировал с конструкцией гитары, он использовал различное дерево, искал новое звучание и обнаружил, что звукосниматели оказывают довольно сильно влияние на тот звук, который получается на выходе. И он задался вопросом, как можно получить не искаженный сигнал, т.е. то, что создает струна, что мы слышим, когда не подключены датчики, как получить такой же звук на выходе? Крис парень умный, пораскинул мозгами и решил, что, наверно, нужно использовать оптические звукосниматели. И действительно, через некоторое время, его фирма сделала такие звукосниматели.

Принцип действиядовольно прост. Стоят оптические датчики по несколько на каждую струну, и они фиксирую тень от струны, которая в зависимости от колебаний имеет различную форму и размер. Этот сигнал сразу передается на специальную электрическую плату, которая его усиливает, а потом проходит через дополнительный блок обработки, причем, интересно то, что Крис утверждает, что вся схема аналоговая, т.е здесь нет никаких преобразований в цифру - это не синтезатор, который по форме сигнала генерирует звук. Это именно обычный датчик, который аналоговым способом преобразует вид тени в звуковой сигнал и на выходе получается чистый звук.

Когда у нас колеблется обычная струна с магнитным датчиком, наблюдается целый ряд проблем: во-первых, датчик он вносит искажение, от этого никуда не уйдешь, каждый звукосниматель имеет собственное звучание, во-вторых, звукосниматель довольно ну шумные устройства, которые ловят все подряд не только колебания струны, различные наводки, даже зубастые хамбрейкеры они тоже подвержены тому, что ловят всякую фигню из окружающей среды и, кроме того, когда струна у нас колеблется в магнитном поле, она часть своей механической энергии отдает на то, чтобы создать свое механическое поле и раскачать катушку в результате она, как бы, замедляется и сустейн у нее становится значительно ниже, когда мы применяем оптический датчик, то струне ничто не мешает, поскольку магнитного поля нет и в результате создается более чистый сигнал. К сожалений, мне не удалось найти каких-нибудь мр3 файлов или wav файлов иллюстрирующих работу этих оптических датчиков, но посмотрев на сайте компании, что гитары ее пользуются довольно много известных музыкантов, все таки это внушает какое-то доверие и уважение.

В настоящее время в модельном рядукомпании LightWave есть четыре, ну скажем так, серии моделей, которые отличаются по цене и по своим характеристикам: ну во-первых, это зубодробительный SpaceBass мне он очень понравился гитара выглядит очень стильно, доступна различных комплектациях от четырех до шести струн, тридцать ладов, т.е. великолепный инструмент судя по внешнему виду, дерево, тоже достойное, клен собирается все это чудо в США и стоит, в зависимости от того сколько струн, от двух с половиной до трех тысяч долларов. Следующая по крутизне серия - это Saber VL, стоит полторы тысячи долларов, доступна четырех и пяти струнная комплектация и младшая модель Saber SL -стоит порядка тысячи долларов. Зайдя на свой любимый e-bay, я обнаружил, что хотя продают довольно мало таких гитар, но они продаются и цена, вот например на Saber VL т.е., старшая модель, составляет не полторы тысячи долларов, как объявлено в магазина, а двухлетнюю гитару можно с рук взять за всего за 800 долларов, что кажется мне довольно приемлемой ценой для инструмента такого класса. Помимо указанных трех моделей есть еще Saber SL гибрид. Басисты народ все-таки консервативный и многие из требовали, чтобы на бас-гитары вместе с оптическим датчиков устанавливали и обычный звукосниматель но, поначалу Крис всячески противился, ему не нравилась эта идея, поскольку она порывала всю его концепцию получения чистого звука. Как-то попробовав ему достаточно понравился результат, появилась возможность смешивать чистый и снятый с датчика звук и таким образом появилась на свет гитара Saber SL Hybrid , стоит она порядка 1300 долларов новая.

Из интересных особенностей можно отметить активную электронику, но в отличии от классических схем, где используются 9-ти вольтовые батарейки, здесь в гитару встроен аккумуляторт.е. вы можете подзарядить гитару и ее хватит, по заявлениям разработчиков, на шестнадцать часов игры, одного часа зарядки хватает на 16 часов игры. На гитаре установлен светодиод, который начинает тускнеть, и вот если он тускнеет то у вас осталось, где-то, два-три часа до того как все разрядится и перестанет работать. На мой взгляд, идея довольно интересная и заслуживающая право на существование, сам не раз попадал в такую ситуацию, что короны в самый неподходящий момент начинают сдавать и приходится срочно где-то вокруг искать магазин покупать новую батарейку, менять. Вот здесь мы будем лишены этой проблемы.

Звукосниматели Q-Tuner

Помимо оптических звукоснимателей фирмы LightWave, мне на глаза попался еще один интересный звукосниматель, ну вернее там целый набор звукоснимателей, которые называются Q-Tuner. Это пассивные звукосниматели в которых используются достаточно интересные магниты из неодима, ну что это за материал я слабо себе представляю, я не химик, но тем не менее, наверное, есть такой материал, который называется неодим. По заявлениям разработчиков их пассивные звукосниматели позволяют получать выходной сигнал очень высокого уровня, сопоставимым с активными звукоснимателями. Звук получается очень чистым и позволяет снимать низкие частоты даже в диапазоне от 5 до 10 КГц, что довольно достойно.

Интересна технология производства этих звукоснимателей. Катушки наматываются виток за витком и этот процесс контролирует компьютер, который следит, чтобы с электрической точки зрения катушки были полностью идентичны, когда катушки намотаны две штучки, они подвергаются термической обработке и получается, таким образом, склеенный жесткий каркас. Этот каркас потом надевается на плоский магнитный сердечник и все заливается эпоксидной смолой – таким образом, получается звукосниматель. Непосредственно сам звук снимается с помощью двух серебряных катушек, которые помещены в вакуум и с этих катушек, как я понял, сигнал подается на выход. В данном случае фирма продает не гитары, а именно звукосниматели и цена на эти звукосниматели колеблется от 150 до 200 с небольшим долларов, в зависимости от комплектации и числа струн на которые эти звукосниматели рассчитаны. По моим ощущениям довольно чистый звук получает, причем, хорошо передаются как низкие, так и высокие частоты. Еще нужно обязательно отметить просто сногсшибательный дизайн этих звукоснимателей, они все такие красненькие, серенькие очень-очень красивые в прозрачном корпусе, обязательно зайдите на сайт и посмотрите на это чудо вражеской техники.

Про выпендривание на сцене

Cайт группы Caliban

Переходя к следующей теме, хочется поговорить о таком явлении, как выпендреж на сцене. Идея поговорить на эту тему возникла у меня после нескольких последних наших концертов. И наблюдая за другими музыкантами, я вдруг поймал себя на мысли, что хорошая и качественная команда отличается от начинающих музыкантов тем, насколько сильно и круто музыканты выделываются, или выпендриваются, как я говорю, на сцене, т.е. если ты профессиональный музыкант, который хочет раскачивать толпу, не просто играть свои партии, но и веселить публику, то нужно соответственно вести себя на сцене. Это палка о двух концах, как только ты начинаешь выпендриваться, как-то крутить головой, прыгать, вертеть вокруг себе гитару, так сражу падает качество игры. Именно поэтому начинающие бас-гитаристы обычно стоят в сторонке и тихо себе перебирают струны, постепенно с опытом приходит уверенность и тут уже начинаешь давать себе возможность развернутся и когда партия хорошо заученная, все доведено до автоматизма, можно и побегать по сцене, потрясти башкой, попрыгать и все смотрится со стороны очень клево, очень весело. Тут важно соблюсти баланс, не всегда получается вот так повыделываться, важно заранее проанализировать свою партию и понять, где те места, когда ты можешь что-то себе позволить такое и отвлечься от игры, а когда нужно встать в сторонке, сосредоточится и четко играть свою партии. Причем надо сказать, что вот эта возможность, как-то проявить себе не с музыкальной, а с театральной стороны. Она меняется от концерта к концерту. Бывают дни когда, то ли пальцы устали, то ли ты уставший и чувствуешь, что не можешь полностью выдавать чистую игру, четко извлекать ноты - то тут нужно наступить на горло собственной песне, встать в стороночке, и методично перебирать струны. Бывают дни, когда просто прет, когда все получается, когда ты бегаешь по сцене, прыгаешь, трясешь башкой и все хорошо, небо синие в алмазах. Причем такие вот выделывания, тоже, нужно готовить заранее. У нас, к примеру, предконцертная репетиция проходит в активном режиме, когда мы с ребятами выкладываемся по полной, прыгаем, бегаем, трясем гитарами, поднимаем их, как-то красиво встаем друг напротив друга, тычем в друг друга пальцами на соло, т.е. ведем себя так, как мы хотели бы, вести себя на концерте, если вы думаете что, когда вы окажетесь на площадке, то все придет само собой, вы поймаете ритм - то вы глубоко ошибаетесь , ну по крайней мере, если вы играете довольно сложную или быструю музыку, то, скорее всего, все ваше внимание будет сосредоточено на том, чтобы четко извлекать ноты. Как говорится, лучший экспромт - это экспромт подготовленный, поэтому не ленитесь, обязательно где-нибудь, за какое-то время до своих концертов возьмите гитару, выгоните всех из дома и просто попрыгайте по комнате, перебирая струнами знакомые ритмы, я поступаю именно так, и думаю, во многих случаях мне это помогает и у меня все получается.


Youtube VK Twitter




Архив BassLife Podcast 1-36 выпуски
41 выпуск одним файлом [602Mb]

Лицензия

Подписаться

Rambler's Top100