Существует сотни деталей, отличающих один бас от другого, но есть одна принципиальная характеристика, которая делит все инструменты на две группы. Я говорю об электронике. Все басы можно разделить на активные и пассивные. Многие годы бас-гитаристы спорят о том, что лучше. Чтобы составить свое мнение об этом вопросе необходимо понимать, как устроена и на что способна электронная начинка вашего инструмента.
Когда мы говорим об "активной" либо "пассивной" бас гитаре, мы имеем ввиду наличие или отсутствие источника питания встроенной электроники. Самым простым и очевидным способом идентификации группы инструмента является поиск батарейки. У активных бас-гитар она всегда присутствует. Этот источник питания используется для усиления сигнала со звукоснимателей перед его подачей на выход гитары. Без источника энергии бас может работать только в пассивном режиме. При этом любая регулировка звука в "пассивном" инструменте связана с ослаблением сигнала со звукоснимателей. Активная электроника обеспечивает большие возможности в плане усиления отдельных частот.
Хотя активная электроника и позволяет более гибко подстраивать звук инструмента, не дайте себя обмануть. Большая гибкость не значит лучший звук. Это просто немного другой способ получения аудиосигнала. Встраиваемый активный преамп делает сигнал инструмента более подходящим для его дальнейшего усиления. Он позволяет регулировать общий гейн баса, а также буферизовать сигнал. Наличие буфера в предусилителе, во-первых, снижает выходное сопротивление баса, а во-вторых, делает сигнал менее уязвимым для помех со стороны других компонентов системы. Не вдаваясь в подробности, выходное сопротивление (или импеданс) можно рассматривать как меру эффективности схемы преампа. Идеальной является ситуация, когда сигнал с выхода с маленьким сопротивлением подается на вход с большим сопротивлением. Несоответствие сопротивлений может привести к потере высоких частот сигнала в длинном кабеле.
Другим преимуществом активной электроники, на которое все обычно обращают внимание, является более гибкий эквалайзер. Эквалайзер позволяет усилить или ослабить определенные диапазоны частот в вашем сигнале. Обычно встроенный эквалайзер имеет два или три регулятора, которые управляют коэффициентом усиления соответствующих диапазонов. Например, вы можете усилить низке и высокие частоты и опустить середину. В случае пассивной электроники эквалайзер работает только на ослабление сигнала.
Некоторые встраиваемые предусилители, например модели компаний Audere и Glockenkland, предоставляют возможность активного смешивания сигналов с разных звукоснимателей (active blending). На бас гитарах с несколькими звукоснимателями смешивание сигналов обычно производится либо с помощью одного потенциометра, регулирующего баланс, либо с помощью нескольких потенциометров, управляющих громкостью сигнала каждого звукоснимателя, например такой подход использован в Jazz Bass. Эти схемы работают хорошо, но наблюдается взаимодействие между датчиками. На этапе смешивания изменяются их индивидуальные тона. В случае активного микширования получается сигнал, который более точно отражают особенности звука каждого звукоснимателя, независимо от положения регулятора blend.
У Вас вероятно возникает вопрос: почему же активная электроника применяется не во всех бас-гитарах? Дело в том, что звук активного и пассивного инструмента отличается. Музыканты прежде всего ориентируются на звук, а на не технологические особенности инструмента. Не влезая в дебри можно резюмировать, что активные инструменты позволяющий более гибко настроить их звук.
Вы всегда можете превратить свой пассивный бас в активный (или наоборот), заменив электронику. Сегодня на рынке существует множество компаний, продающих свои встраиваемые преампы: Aguilar, Bartolini, Nordstrand, Audere, John East, Demeter, Delano, EMG, Seymour Duncan, Michael Pope Designs.
Оригинал: Geek Speak: All About Onboard Preamps